d9e5a92d

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ

На практике для этого обычно используются методы программно-целевого управления/12/ и теории принятия решений/16/.
Достоинства системного подхода :
-он позволяет решать некоторые достаточно сложные проблемы и выбирать приемлемые управленческие решения;
-открывает широкие возможности для применения математических методов для исследования и управления различными объектами и процессами.
Недостатки подхода :
-системный подход имеет достаточно абстрактный характер и не имеет однозначной, всем понятной интерпретации. Каждый может трактовать его по своему и предлагать свои варианты его реализации;
-он исходят из узкого понимания проблем организации, ставя их в зависимость от ее целей.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ

Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов, возник как попытка интеграции классического и системного подходов. Он исходит из того, что далеко не всегда управление укладывается в рамки классических функций.

Часто встречаются ситуации, когда приходится действовать совсем иначе.
Сторонники ситуационного подхода делят все возникающие в практике управления задачи на функциональные и ситуационные. Функциональные (стабильные) задачи определяются сложившимся разделением труда в производстве и управлении.

Они решаются с помощью методов и средств классического управления в рамках существующих структур управления. Ситуационные задачи являются следствием нарушений во взаимодействии специализированных подразделений производственной организации и следствием воздействия на нее различных факторов (технико-технологических, экономических, региональных и др.). Их решение требует особого подхода.

Ситуационный подход не противоречит классическому подходу, так как не отрицает возможности организаций действовать классическими методами. Однако, наряду с обычным целереализующим механизмом функционирования организации, он предусматривает дополнительный механизм, основной задачей которого является выявление отклонений (ситуационных задач, проблем) от цели и их ликвидация.

При отсутствии таких отклонений (или угроз отклонений) этот механизм становится излишним. Однако, в условиях нестабильной среды такое маловероятно.
Общая схема решения ситуационных задач, впервые предложенная Р.Моклером /56/ включает: диагноз ситуации и определение путей достижения цели; выявление факторов, влияющих на решение; выработка и оценка альтернатив; разработка тактики реализации решения. Дальнейшая разработка такого подхода его последователями привела к различным методам его реализации, наиболее известными из которых являются: метод стратегического планирования /3/, метод ситуационного управления /17/ и кейс-стади метод /10/.
Достоинства ситуационного подхода:
- ситуационное управление дополняет классическое управление, позволяет повысить его эффективность и адаптивность организации;
- технологии ситуационного подхода имеют практическую направленность и воспитывает у руководителей проблемное мышление, приучают их к методам анализа возникающих ситуаций, ориентируют персонал на решение возникающих проблем.
Недостатки подхода :
- ситуационный подход исходит из недостаточно адекватного представления об организации (организация целенаправленная система) и управлении (управление средство достижения цели организации), что снижает его эффективность;
- ситуационный подход и его методы (особенно, кейс-стади метод) предполагают высокую повторяемость проблемных ситуаций, в противном случае они становятся малоэффективными.

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ

Маркетинговый подход /15/, как одна из наиболее современных философий управления, появился как объективная необходимость расширить границы управления для решения все более и более сложных проблем, возникающих перед деловыми организациях в условиях рыночной экономики. Он предполагает, с одной стороны, подчинение целей, видов деятельности, структуры организации рынку и ее законам, а с другой возможность целенаправленного воздействия на рынок с помощью рекламы и выпускаемой продукции
Маркетинг стал рассматриваться как функция управления (наряду с классическими функциями менеджмента), а маркетолог становится одной из главных фигур в руководстве фирмы, отодвигая фигуру руководителя производства на второй план. Мнение маркетолога становится определяющим при решении вопросов: какую продукцию следует выпускать, где, кому и по какой цене ее продавать.
В основе маркетингового управления лежит анализ проблемной ситуации, в результате чего принимается управленческое решение. В этом смысле маркетинговый подход близок ситуационному подходу.



Однако, между ними имеются существенные отличия.
1.Маркетинговый подход предполагает зависимость целей организации от внешних и внутренних условий (состояния рынка, ситуации в стране и мире, возможностей предприятия) в то время как ситуационный подход предполагает относительную неизменность целей.
2.Маркетинговый подход предполагает возможность целенаправленного воздействия на внешнюю среду (рынок), изменяя ее в желаемым (для организации) направлении.
3.Состав функций маркетингового управления значительно расширен по сравнению с классическими функциями менеджмента и включает такие как анализ ситуации и реклама (работа с общественностью).
Достоинства маркетингового подхода:
-подход является более адекватным реальной действительности и содержит более широкий спектр стратегий по сравнению с предыдущими;
-подход предусматривает возможность целенаправленного изменения рынка и формирования общественного мнения;
-подход обеспечивает более высокую жизнеспособность (выживаемость) предприятия.
Недостатки подхода:
-подход связан с необходимостью постоянного сбора и анализа обширной информации о предприятии и его окружении, что требует значительных затрат;
-несмотря на то, что методы маркетинга заметно расширяют арсенал методов управления, последний пока еще не сформировался и требует пополнения.
Маркетинговый подход является более современным по сравнению с предыдущими подходами, постепенно отодвигая их на второй план. Кроме того, он заставляет во многом пересмотреть традиционное представление об управлении, так как не вписывается в его узкие рамки.
Анализ рассмотренных выше подходов с позиций их применимости в современных условиях позволяет сделать ряд общих выводов:
1.Классический и ситуационный подходы являются малоперспективными, так исходят из устаревшего представления об организации как целенаправленной системе и управлении как средстве достижения ее целей. Эти подходы могут иметь ограниченное применение для небольших организаций, работающих в условиях стабильной среды.
2.Наиболее перспективным из рассмотренных подходов является маркетинговый подход. Он более приземлен по сравнению с остальными, однако ему не хватает научной основы, позволившей ему встать на ноги.

Такой основой может стать, на наш взгляд, общая теория организаций /42/.

ОСОБЕННОСТИ И МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХОРГАНИЗАЦИЙ

Управление это свойство, внутренне присущее любой жизнеспособной организации, поэтому его нельзя изучать, не изучая последнюю. Анализ научных работ социологов, экономистов, политологов, государствоведов, социальных философов, посвященных изучению деловых (фирм, предприятий, объединений) и территориальных (городов, поселений, общества) организаций, позволяет выделить следующие их общие особенности:
1.Целостность и устойчивость. Организация воспринимается ее членами (субъектами) как некая социальная целостность с достаточно четкими границам.

Устойчивость означает, что несмотря на внешние и внутренние возмущения (вызовы), организация сохраняет свои границы и основные культурные ценности.
2.Наличие организационной культуры. Организация имеет собственную культуру,т.е. совокупность знаний, социальных норм, приемов, технологий, ценностей, идеалов, языка, символов, традиций, обычаев, институтов и других образцов организационной культуры (ООК) являющихся основой ее стабильности.
3.Регламентированное поведение и деятельность членов организации. Каждый член (субъект) организации подчиняется определенным правилам игры, являющимися элементами культуры организации.
4.Способность организации выявлять и удовлетворять свои потребности, или выявлять и решать свои проблемы. Благодаря этому организация может сохраняться как социальная целостность продолжительное время.

Данное свойство реализуется благодаря целенаправленной деятельности людей, связанной с решением проблем организации.
5.Способность к самообучению. Организация проявляет способность накапливать информацию и знания, используя их для выявления и решения своих проблем.
6.Способность к саморазвитию. Организация способна в определенных пределах изменять свою структуру, правила поведения своих членов, организационную культуру.
Указанные общие особенности организаций позволяют надеятся на возможность создания достаточно универсальной концептуальной модели социальной организации.
Как известно /45/, существует две принципиально различные модели социальной организации рациональная (целевая) и естественная, между которыми располагаются множество других моделей (социотехническая, интеракционистская, процессная, институциональная и др.).
С позиции рациональной модели, организация это искусственно создаваемая, проектируемая система, предназначенная для решения определенных целей и задач.
С позиции естественной модели, организация это социальный организм, созданный природой, функционирующий и развивающийся по ее законам.
Считается, что эти модели настолько различны, что их невозможно объединить в одну. Однако, это не так.

На основе анализа указанных выше особенностей социальных организаций, а также с учетом описаний известных механизмов функционирования социальных организаций, мы пришли к так называемой проблемной модели организации/41,42/, соединяющей в себе элементы рациональной и естественной моделей. Суть проблемной модели состоит в следующем.
1.Организация сохраняется как целостное социальное формирование, потому что ведет себя подобно разумному живому организму, а не потому что стремится к определенной цели (целям). Этому она обязана природе, оставляющей существовать лишь устойчивые структуры.
2.Организация это социальный организм (социальная целостность), обладающему способностью выявлять (обнаруживать) и решать свои проблемы (потребности), благодаря чему она обеспечивает свое существование. При этом проблемы организации рассматриваются как отклонения от принятых в ней жизненных стандартов (формальных или неформальных), т.е. представлений о достойном (нормальном) существовании.
3.Принятые в организации жизненные стандарты являются наиболее стабильными элементами организационной культуры, отклонение от которых чревато нарушением целостностности и гомеостазиса организации. Вместе с тем, жизненные стандарты не являются неизменными и могут изменяться в определенных пределах как естественным, так и искусственным путем, например, путем формирования общественного мнения.
4.Выявление и решение проблем являются главными функциями организации, в то время как целеполагание и целедостижение играют вспомогательную роль. Цели являются средством решения проблем, а не проблемы решаются для достижения целей.
5.Решение проблем организации заключается в реализации мер, направленных на устранение отклонений от принятых в организации жизненных стандартов. При этом способы решения проблем зависят от их специфики. Часто повторяющиеся (ординарных) проблемы в организации решаются с помощью уже имеющихся в организации институтов и других образцов организационной культуры.

Последняя при этом не претерпевает изменений. Новые (неординарные) проблемы представляют особую тревогу для организации.

Для их решения она создает новые институты, мобилизует все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, использует накопленные знания, методы, средства и другие культурные ценности.
6.Для решения своих проблем организация может создавать искусственные (целевые, рациональные) организации, представляя, таким образом, симбиоз искусственных и естественных формирований.
Главной из указанных особенностей социальных организаций, благодаря которой они существуют, является их способность выявлять и удовлетворять свои потребности.
Потребности организации обобщенное понятие, отражающее общие для членов (субъектов) организации потребности в чем-либо необходимом для их нормального существования. Потребности организации часто выражаются посредством понятия проблемы организации.

На практике такое происходит обычно, когда говорят о продовольственных, жилищных, топливно-энергетических, транспортных, природоохранных и других проблемах, подразумевая при этом соответствующие социальные потребности.
Понятие проблема организации является одним их центральных и требует уточнения, поскольку понятие проблема столь же неоднозначно как и понятие задача.
Под проблемой организации часто понимают несоответствие между желаемым и фактическим уровнями достижения цели организации или несоответствие между желаемым и фактическим состояниями организационной системы /7/. Однако, здесь и в дальнейшем под проблемой организации понимается отклонение от жизненного стандарта, который включает: уровень безопасности, здоровья, образования, уровень занятости, социальное положение, участие в управлении производством и обществом, свобода личности, правовые и нравственные нормы, уровень обеспечения жильем и питанием, одеждой и обувью, энергией и прочими социальными благами.
В настоящее время жизненные стандарты имеют в основном неявный характер, поэтому выявление проблем осуществляется в подавляющем большинстве случаев на основе изучения общественного мнения, однако в некоторых организациях такие стандарты (в виде индикаторов и норм социально-экономического развития) существуют и применяются на практике /4/.
Проблемы общества (организации) часто имеют письменное выражение в свободной, неструктурированной или слабоструктурированной форме на естественном языке. В качестве примера, приведем фрагмент описания проблемы собаководства в Москве, сформулированной в Постановлении правительства Москвы О мерах по упорядочению разведения и содержания собак в Москве/8/. По данным Госсанэпиднадзора, за 8 месяцев текущего (1995) года в городе зарегистрировано 19825случаев укусов животными, что на 16, 8 процента выше, чем за тот же период предыдущего года, причем основное их количество (до 80 процентов) приходится на долю хозяйственных животных. Увеличивается количество тяжелых и осложненных укусов, требующих длительного лечения и госпитализации пострадавших До настоящего времени в городе не решена проблема лицензирования собаководческой деятельности.

Дрессировкой и разведением собак часто занимаются люди, не владеющие основами знаний в области собаководства. Положение усугубляется и отсутствием российского законодательства по вопросам содержания собак.
Несмотря на свободную форму описания проблем в них присутствуют:
-указание субъекта проблемы,т.е. кто (какая социальная группа или организация) испытывает потребность. В данном примере субъектом проблемы являются жители Москвы, испытывающие потребность в безопасности от укусов собак;
-указание объекта потребности,т.е. в чем конкретно испытывается потребность. В данном примере объектом потребности является безопасность жителей города;
-описание отклонения от нормы (или норм), принятой в организации. В данном примере, базой сравнения (или нормой) является количество укушенных за 8 месяцев прошлого года.
Помимо указанных атрибутов, описание проблемы, в общем случае, часто включает оценку ожидаемых (или уже имеющих место) потерь от проблемы для общества (организации) или ожидаемого социального эффекта.
Другие примеры описаний проблем можно найти в федеральных целевых программах. Приведем фрагмент такого описания, взятый из Программы Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)/33/:
За последние 10 лет число инвалидов вследствие психических расстройств возросло в РФ на 30, 6 процента и достигло 669 тысяч человек. При этом более 80 процентов составляют инвалиды первой и второй групп Увеличивается число больных, не имеющих средств к существованию, утративших жилье и социальные связи. Дети с аномалиями психического развития составляют около 4, 5 процента от всех учащихся средних школ. Не снижается число лиц, признанных негодными к несению воинской службы вследствие наличия у них психических расстройств По данным военно-врачебной комиссии Московского военного округа, из числа всех подростков и юношей, признанных негодными к службе в мирное время, 42, 8 процента составляют лица с психическими расстройствами Состояние материально-технической базы и кадров психиатрической службы не соответствует предъявляемым к ней требованиям.

Большинство зданий и помещений психиатрических учреждений и их оснащение не позволяют оказывать психиатрическую помощь в достойных человека условиях.
Приведенные примеры показывают, что:
-проблемы социальных организаций реально выявляются и решаются с помощью постановлений правительства и целевых комплексных программ (в деловых организациях проблемы решаются с помощью приказов руководителей и программ работ);
-отсутствуют общие требования к описаниям проблем ( они описываются в произвольной форме на естественном языке с использованием сравнительных количественных оценок);
-проблемы могут иметь сложный характер,т.е. включать в себя множество более мелких проблем (подпроблем), без решения которых невозможно решить проблему в целом, поэтому многие проблемы удается решить лишь частично.
Хотя каждая социальная организация выявляет (обнаруживает) и решает свои проблемы (удовлетворяет свои потребности), делается это не всегда осознанно (неявно). Этот эффект известен уже давно. Адам Смит, чья работа Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 г.) положила начало экономической теории, или политической экономии, был заинтригован, обнаружив в экономической системе определенный порядок.

Тогда Смит провозгласил принцип невидимой руки: каждый индивидуум, преследуя лишь свои собственные эгоистические цели, как бы направляется чьей-то невидимой рукой в интересах достижения наибольшего блага для всех.
Способность социальной организации решать свои проблемы не следует понимать буквально. На самом деле, организация не является живым организмом и она не способна осознавать и решать какие-либо проблемы, это делают отдельные люди, предпринимающие соответствующие действия, суммарный эффект от которых приводит, в конечном итоге, к полному или частичному разрешению (устранению) проблем.

Внешне это представляется так, как будто сама организация решает свои проблемы. На самом же деле все значительно сложнее, однако в научных исследованиях часто прибегают к упрощениям, заменяя сложные явления понятными синтетическими образами.
В данном случае, чтобы не вдаваться в детали, касающиеся того, каким образом, на самом деле, происходит сложение индивидуальных активностей в одну общественную (это вопрос скорее социальной психологии), будем приписывать обществу способности, присущие живому организму, в частном случае, способности выявлять, анализировать и решать (т.е. предпринимать адекватные меры) проблемы.
Организации, не способные видеть свои проблемы и адекватно реагировать на них обречены на гибель. В этом смысле проблемы являются продуктом эволюции организаций.

КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕШАЮТСВОИПРИБЛЕМЫ?

Проблема организации это отклонение, или угроза отклонения, от жизненного стандарта (нормы существования) для ее членов. Например, проблема массовой безработицы в стране означает превышение некоторого нормального уровня безработицы, проблема снижения средней продолжительности жизни населения страны означает уменьшение данного показателя относительно некоторого нормального уровняит.п.
Решить проблему организации это значит ликвидировать наблюдаемое (или ожидаемое) отклонение фактического состояния организации от принятой нормы (стандарта). В этом обычно заключается цель проводимых мероприятий.

Каким образом это достигается?
Известно, что человек ставит перед собой проблемы, которые он способен решить. Это относится и к проблемам организаций. Если какая-либо проблема является решаемой, это значит существуют виды человеческой деятельности, влияющей (или способной повлиять) на проблемную ситуацию, и для того, чтобы решить проблему (т.е. устранить проблемную ситуацию) требуется определенным образом изменить (реорганизовать) эту деятельность.

В противном случае, очевидно, проблему нельзя считать решаемой. Вопрос заключается в том, каким образом преобразовать (реорганизовать) деятельность и (или) поведение членов организации, чтобы устранить проблемную ситуацию.

Ответ на этот вопрос подсказывает практика решения проблем в сложных социальных организациях типа общества.
Человечество давно уже осознало полезность некоторых обычаев, традиций и других институтов для общего блага и стало закреплять их в виде законов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих поведение людей.
Человечество давно уже осознало преимущества организаций и стало их создавать для решения своих проблем. Армия один из первых примеров искусственной организации, созданной для решения проблемы безопасности общества.

Общество не только создает новые организации для решения своих проблем, но и использует для этого и уже существующие организации как искусственного, так и естественного происхождения. Например, создаются международные договора и союзы для решения международных проблем.
Человечество давно уже осознало полезность изобретений, открытий, новых технологий для удовлетворения как личных, так и общественных потребностей людей. Внедрение новшеств (новаций) дает определенные преимущества одному обществу или организации перед другими в борьбе за выживание.
Человечество давно уже осознало значение культурных ценностей для правильного выбора стоящих перед ним проблем. Изменение культурных ценностей приводит к смене приоритетов проблем и, таким образом, может рассматриваться в качестве одного из средств их решения.

Если, например, фирма, выпускающая продукцию низкого качества, изменила свои культурные ценности, стала заботиться о своем имидже и решила производить только продукцию высокого качества, то проблемы, связанные с обеспечением высокого качества выйдут на передний план, отодвинув остальные проблемы на задний план.
Таким образом, исторический опыт, наука и практика решения социально-экономических проблем общества и других организаций подсказывает, что имеются различные способы решения проблем в зависимости от их сложности и специфики. К ним относятся:
-разработка и реализация целевых комплексных программ (ЦКП);
-подготовка и введение новых законодательных и других нормативно-законодательных актов (нормативно-правовое регулирование);
-создание и внедрение новых организационных систем (структурное регулирование);
-внедрение в практику новых открытий и изобретений;
-изменение культурных ценностей организации.
Возможны и другие методы решения проблем (например, когда у организации недостаточно собственных ресурсов для решения некоторой проблемы, она может инициировать создание объединения и войти в его состав с целью решения этой проблемы), однако, ограничимся лишь указанными методами.
1. Разработка и реализация ЦКП (программно-целевое управление)
Этот метод является одним из наиболее популярных в России, начиная с 20-х годов, а именно, с Программы электрификации страны (Плана ГОЭЛРО).



Содержание раздела