d9e5a92d

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Метод заключается в выборе главной цели и ее дальнейшей декомпозиции (детализации, разукрупнении) и построения дерева целей вплоть до уровня отдельных работ, которые должны выполняться существующими структурами. Реализация составленной на основе дерева целей ЦКП должна привести к достижению поставленной цели, и, тем самым, к полному или частичному решению проблемы.
Метод широко применяется не только для решения проблем страны, но и на уровне отдельных предприятий. Так, часто ЦКП являются средством решения внутренних проблем предприятия, требующих объединения усилий нескольких его структурных подразделений.

Например, для повышения качества выпускаемой продукции иногда ограничиваются разработкой и реализацией программы качества, объединяющей несколько цехов и отделов предприятия.
Реализация ЦКП может сопровождаться созданием новой структуры управления (программно-целевой системы управления). Так, на предприятии может быть создана (приказом директора) специальная группа качества, обеспечивающая надежное выполнение программы качества.
Несмотря на свою популярность, программно-целевое управление далеко не всегда дает ожидаемый от него результат. Так, неудачей завершились предпринимаемые ранее неоднократные попытки решения с помощью ЦКП многих социально-экономических проблем страны (продовольственных, жилищных, укрепления здоровья, охраны окружающей среды, борьбы с алкоголизмом и др.). Типичной ошибкой многих руководителей является то, что они рассматривают этот метод как универсальное средство решения проблем любой сложности.

Данная ошибка усугубляется тем обстоятельством, что мало кто заинтересован в проведении действительного анализа результатов реализации ЦКП. Участие в федеральных программах нередко рассматривается как дополнительный источник финансирования из госбюджета.

Такое положение приводит на самом деле к разбазариванию государственных средств, создавая при этом видимость решения проблем.
2. Нормативно-правовое регулирование.
С момента своего создания или естественного рождения в любой организации в результате общения людей складываются определенные правила игры, выражающиеся в традициях, обычаях и других институтах, некоторые из которых получают правовой статус и становятся обязательными для всех или строго обозначенного в законе круга лиц.
Правовые нормы появляются не только путем закрепления уже сложившихся обычаев и традиций в нормативно-законодательных актах, но также путем создания и введения новых законов, регламентов, порядков. Второй путь является более рискованным,т.к. любой новый порядок, внесенный в организацию извне, без предварительного опробования, неизбежно наталкивается на широкую оппозицию и может быть отторгнут как инородное тело, несмотря на свою возможную прогрессивность. С появлением государства правовое регулирование, осуществляемое путем издания и введения новых законов, стало одной из основных ее функций. При этом, если в период становления государства, издаваемые им законы лишь закрепляли фактически сложившиеся в обществе правила игры, то в дальнейшем оно все больше и больше стало диктовать свои условия, создавая и внедряя новый порядок.

Правовые изменения (преобразования) государство осуществляет с помощью специальных правотворческих органов путем принятия законов и других юридических норм, обязательных для всех членов общества или какой-то определенной его части. Такими органами в Российской Федерации являются Государственная дума, представительные органы субъектов федерации, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Президент РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, главы администраций.

Государственная дума принимает законы и постановления, Президент РФ издает указы (нормативного и оперативного характера), Правительство РФ издает постановления, министерства и ведомства издают приказы и инструкции, государственные комитеты-постановления.
Создание и введение нормативно-правовых актов давно уже является одним из действенных методов решения проблем общества и любой организации.
Чтобы убедиться в том, что законодательное (правовое) регулирование является одним из основных методов решения проблем общества, достаточно сравнить состав отраслей федерального законодательства РФ с перечнем наиболее важных проблем россиян, выявленных в результате опроса населения, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в крупных городах России в мае 1995 г. (табл. 1).
Таблица показывает, что решение проблем общества осуществляется с помощью законодательства, а также с помощью исполнительной системы власти в виде министерств, ведомств и других правительственных органов.



Таблица 1

Наиболее важные проблемы россиян Правительственные органы, ответственные за решение данных проблем Соответствующие отрасли законодательства
1. Рост цен Министерства экономики, финансов, Центральный банк Законодательство о социальном обеспечении
2. Рост числа преступлений Министерства внутренних дел, юстиции, Генпрокуратура Уголовное законодательство
3. Рост безработицы Министерство труда, социальной защиты население Трудовое законодательство
4. Спад производства в промышленности Госкомитет по промышленной политике Хозяйственное законодательство
5. Вооруженные конфликты на границе России Федеральная пограничная служба Законодательство о внешней безопасности
6. Кризис морали, культуры, нравственности Министерства образования, высшего образования, культуры Законодательство обобразовании
7. Коррупция, взяточничество Министерства внутренних дел, юстиции, прокуратура Законодательство обадминистративных правонарушениях
8. Ухудшение состояния здоровья населения Министерство здравоохранения медицинской промышленности Законодательство
о здравоохранении
9. Ухудшение состояния окружающей среды Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Законодательство об охране атмосферного воздуха


3. Создание и внедрение новых организационных систем.
Многие проблемы решаются путем создания искусственных организаций (организационных систем). Обычно создание таких организаций осуществляется внутри более крупной организации и приводит к ее структурным преобразованиям. Например, для решения проблем сбыта продукции руководство фирмы создает отдел сбыта. Для естественных организаций, например, общества страны, наблюдается подобная картина.

Для решения проблемы борьбы с организованной преступностью создано специальное управление МВД, для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в стране создано специальное министерство, аналогичное министерство создано и для решения проблемы охраны окружающей природной среды.
Создание новых структур требует разработки новых нормативно-правовых актов, регламентирующих работу их сотрудников, поэтому данный метод обычно применяется совместно с предыдущим. Другими словами, структурное регулирование обычно сопровождается правовым регулированием. Заметим, что правовое регулирование далеко не всегда требует структурного регулирования.

Например, введение новых правил дорожного движения не всегда требует изменения структуры ГАИ. Изменения правил внутреннего распорядка на фирме далеко не обязательно сопровождаются какими-либо структурными изменениями.
Создание внутриорганизационных систем изменяет структуру организации, что позволяет рассматривать ее как отражение истории организации. Такое соответствие между организационными структурами, с одной стороны, и решаемыми проблемами с другой, особенно четко проявляется в естественных организациях (см. табл.

1). В искусственных, например, деловых организаций, подобное соответствие обнаружить достаточно сложно, так как первоначальная структура организации в основном отражают лишь ее целевую деятельность.

Новые же структуры появляются по мере необходимости и не всегда носят явный характер, что может создать иллюзию, что все подразделения организации работают на одну общую цель (Часто в публикациях встречается утверждение, что хотя каждое подразделение организации имеет свои собственные цели, все они направлены на достижение общей цели (миссии) организации).
Для решения своих проблем социальные организации не только способны создавать организационные системы, но также вступать с другими организации в ассоциации или другие образования (картели, синдикаты, консорциумы, тресты, концерны, союзы и др.), добровольно теряя при этом часть своей самостоятельности.
4. Внедрение в практику изобретений и открытий (инноваций).
Инновация (нововведение) это новшество, сознательно внедряемое в организации для удовлетворения потребностей ее членов. К инновациям относят научно-техническую продукцию, изобретения, открытия, технологии и другие объекты интеллектуальной собственности.
Внедрение инноваций является одним из важнейших средств решения новых проблем организации, что проявляется как на уровне общества, так и на уровне отдельной фирмы.
Многие социальные потребности удовлетворяются благодаря мировым открытиям и изобретениям (электричество, радио, телевидение, автомобили, самолеты и др.), без чего трудно себе представить современную жизнь.
Важность инноваций в современном мире не вызывает сомнений, так как ни одна крупная фирма не может успешно конкурировать на рынке без внедрения новой технологии и других инноваций. Тоже самое относится и к обществу, развитие которого во многом определяется его технологическим укладом /11/.
Разработка и внедрение инноваций это сложный, продолжительный и трудоемкий процесс, требующий постоянного планирования и контроля. По мнению видного теоретика американского менеджмента П.Друкера, главное состоит в том, чтобы внедрение нововведений был не эпизодической деятельностью, а систематически управляемым процессом.
В далекие времена ученые-философы работали в основном под покровительством меценатов, без заметного влияния государства. Однако, по мере становления государства, последнее постепенно стало брать на себя роль покровителя ученых, финансируя их работы и направляя их в нужную ему сторону (обычно приоритет отдавался средствам вооружения самолетам, ракетам, атомным и водородным бомбамидр.).
В настоящее время российское государство, не имея возможности финансировать науку, выпускает из рук мощное средство решения социальных проблем и управления обществом.
5. Формирование новых культурных ценностей.
Как известно, проблема организации возникает, когда ее члены испытывают отклонение от некоторой нормы (жизненного стандарта). Это может быть норма жилой площади на человека, норма потребления продуктов питания, норма оплаты труда и др.

Нормы устанавливаются людьми, имеют или не имеют формальное выражение и могут изменяться с изменением культуры людей. В связи с этим, имеется возможность (которая часто используется на практике), влияя на культуру людей, изменять их представление о том, что такое норма, и таким образом, изменять приоритеты проблем. В самом деле, если общество принимает культурные ценности рыночной экономики, то оно будет в первую очередь решать проблемы насыщения рынка товарами, отодвигая на задний план другие проблемы, например, охраны природной среды.

Если же общество принимает за основу культурные ценности партии зеленых, то оно будет сначала решать экологические проблемы, а затем остальные.
В недалеком прошлом для управления общественной культурой и массовым сознанием людей, помимо министерств культуры и образования, а также СМИ, государство создавало специальные институты (например, идеологический отдел ЦК КПСС и отделы пропаганды и агитации горкомов и райкомов партии), однако этот опыт оказался неудачным.
Важная роль культуры в развитии общества является общепризнанным фактом. В настоящее время широко изучается возможность и способы научного управления организационной культурой.
Указанные выше способы решения проблем являются наиболее очевидными. Помимо них существуют и другие способы (например, образование союзов, объединений).
Завершая разговор о том, как организации (точнее, люди в организациях) решают проблемы, необходимо отметить следующее:
1.Решение проблем в организациях осуществляется как по инициативе снизу, так и сверху. От этого зависит содержание принимаемых решений и их последствия.

Многие институты и структуры (формальные и неформальные), предназначенные для решения проблем, создаются независимо от центра (центрального органа управления) и иногда достаточно поддержать некоторые из них, чтобы решить проблему.
2.Важно понять, что решение проблем это объективный процесс, независимо от того, полностью ли он осознается человеком или частично. Однако, если этот процесс полностью осознается (к сожалению, осознается пока лишь малая часть этого процесса), то появляется дополнительная возможность привлечь к нему необходимые средства и улучшить качество принимаемых решений.

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙОРГАНИЗАЦИИ

Научные публикации, касающиеся механизма функционирования социальной организации посвящены, главным образом, деловым организациям.
По мнению С. Янга /46/, организация это целенаправленная система, вынужденная адекватно реагировать на возмущения среды, чтобы достичь своих целей. Такое реагирование заключается в выявлении и решении проблем организации, что является основной функцией руководителей организации. Проблема это расхождение между фактическим и ожидаемым уровнями благосостояния сотрудников организации.

Для их выявления и решения автор предлагает специальные формы документов и методы работы с ними.
И.Ансоффа /4/ предлагает дополнить существующий механизм планирования и управления организацией специальным механизмом, осуществляющим управление стратегическими задачами, под которыми он понимает препятствия (помехи), вызывающие отклонения от целей организации. Управление стратегическими задачами, по его мнению, предназначено для случаев отклонений от основных направлений деятельности предприятия, которые могут возникнуть в результате появления новых возможностей и влияния сильных и слабых сторон деятельности фирмы. Предприятие с достаточно согласованной деятельностью подразделений, имеющему хорошо разработанные и достаточно перспективные стратегические направления будет достаточно одной системы долгосрочного планирования.

Короче говоря, механизм управления стратегическими задачами (проблемами) предназначен дополнить действующую систему управления.
В.Н.Бурков, В.А.Ириков /7/ считают, что в механизм функционирования организации должен включать два механизма: механизм управления и механизм развития. Первый из них должен обеспечивать устойчивое, стабильное функционирование организации, второй осуществлять (при необходимости) изменение первого механизма.

Второй механизм должен включаться в работу в тех случаях, когда изменение внешних условий или целей организации приводит к невозможности обеспечить ее эффективное функционирование на основе существующего механизма.
Таким образом, авторы проявляют единодушие в отношении того, что механизм функционирования организации включает не только механизм, обеспечивающий достижение цели организации, но также и некий дополнительный механизм, который:
-решает проблемы, мешающие достижению цели организации;
-перестраивает целереализующий механизм, если организация вдруг изменит свои цели.
Для выявления и решения проблем авторы предлагают оригинальные методы, которые направлены на совершенствование действующей системы управления организацией.
Такое представление является шагом вперед по сравнению с классическим, однако оно не лишено недостатков.
Главным недостатком, на наш взгляд, является тот, что авторы не преодолели узкие границы целевой модели,т.е. представления об организации как целенаправленной системе. Проблемы организации для них играют вспомогательную роль.

Их приходится решать, чтобы достичь целей организации. Ведущую роль в предложенных ими механизмах функционирования организаций играет целереализующий механизм.

Однако, если придерживаться представления об организации как социальном живом организме, то ведущую роль в таком организме играет механизм выявления и решения проблем организации, обеспечивающий выживание организации, а целереализующий механизм играет вспомогательную роль.
В самом деле, в современных государствах целереализующий (исполнительный) механизм (правительство) не играет ведущей роли. Такую роль играет президент (как в России) или парламент (как в Великобритании).
Аналогичная картина наблюдается и в деловых организациях. Исполнительный механизм (правление) акционерного общества выполняет решения совета директоров и всегда может быть переизбрано последним или собранием акционеров.
Исходя из указанных выше особенностей социальных организаций и с учетом известных моделей социальных систем, дадим принципиальное описание механизма функционирования социальной организации.
Организация распознает проблемы по отклонениям от общепринятых в ней жизненных стандартов и после предварительного анализа делит их на ординарные и неординарные. Ординарные проблемы направляются в соответствующие структурные подразделения организации для рутинного решения. Другими словами, они передаются существующему исполнительному механизму без какой-либо его перестройки. Неординарные проблемы требуют принятия специальных мер, которые могут заключаться в разработке и введении новых нормативно-правовых актов, проектировании и внедрении нового подразделения, разработке и внедрении инноваций и других мер.

Эти меры могут быть оформлены в виде комплексной программы по решению проблемы. Основу разработки такой программы являются проблемные знания. Реализация программных мер сопряжена с заменой одних образцов организационной культуры (социальных норм, организационных структур, инноваций, технологических укладов и др.) и приводит к преобразованию (развитию) организации. Особенно заметны такие преобразования, если они связаны с изменением структуры организации вследствие создания новых подразделений.

Последнее может сопровождаться упразднением устаревших структур.
Для решения проблем организация использует все свои ресурсы (трудовые, материальные, финансовые, информационные), распределяя их как по структурным подразделениям (для решения ординарных проблем), так и под программы (для решения неординарных проблем).
Как видим, в данном описании участвуют два механизма: механизм развития (название предложено В.Н.Бурковым и В.А.Ириковым /7/) и исполнительный механизм, между которыми прослеживается двойственная связь (рис. 4).

Во-первых, механизм развития передает исполнительному механизму ординарные проблемы для решения. Во-вторых, первый механизм преобразует второй механизм при необходимости решения неординарных проблем. Несмотря на то, что в каждой социальной организации действует свой механизм функционирования, он может иметь неявный (скрытый, латентный) характер. Это проявляется, например, в том, что во многих небольших деловых организациях отсутствуют специальные структуры, осуществляющие выявление проблем организации и подготовку проектов их решений.

Такие функции берут на себя руководители организаций, часто не подозревая об этом. (В крупных деловых организациях подготовка решений осуществляется в информационно-аналитических центрах, отделах маркетинга и других специальных подразделениях организаций).
В деловых организациях основное внимание уделяется процессам производства конкретной продукции (или предоставления услуг) и связанным с этим функциям управления производством (планирование, организовывание, руководство, координация, контроль), поэтому они занимают значительный удельный вес в деятельности организаций по сравнению с функциями выявления и решения проблем. В связи с этим создается впечатление, что деловая организация это целереализующая система (механизм). В условиях стабильной обстановки (когда имеются постоянные заказы на выпускаемую продукцию, постоянный доступ к относительно дешевому сырью, постоянные цены на продукцию) такое впечатление в основном соответствует реальности. В условиях нестабильной среды значительно возрастает роль развития и организации, поэтому его ведущая роль становится все более отчетливей.

Особенно это заметно в крупных организациях, взявших на вооружение новую философию маркетинга, в которых механизмы развития находят свое реальное воплощение в виде отделов (служб) маркетинга.
В российских деловых организациях дореформенного периода отчетливо проявлялся лишь целереализующий исполнительный механизм. Это легко объясняется тем, что, в большинстве своем, они жестко специализированы на выпуск конкретной продукции и им очень сложно перестроиться на выпуск новой продукции. В таких случаях управление в основном направлено на обеспечение производства.

При падении спроса на эту продукцию предприятие вынуждено закрываться.
В естественных организациях, в частности, в обществе рассмотренный выше механизм функционирования организаций имеет более явный характер, чем в деловых организациях, так как здесь существуют специальные структуры, осуществляющие не только функции целедостижения, но и функции выявления и решения проблем (президент, администрация президента, парламент).
В связи с настоящим описанием механизма функционирования социальной организации возникает естественный вопрос: как объяснить существующую практику проектирования деловых организаций без включения в проект специального механизма развития? Ответ состоит в том, что такой механизм, отсутствуя на бумаге (де-юре), формируется (де-факто) сам по себе в силу объективных обстоятельств, независимо от проекта.

Это касается в основном крупных организаций, где для решения проблем создаются различные формальные и неформальные группы, не предусмотренные проектом. Для малых организаций необходимость в формировании специального механизма отсутствует, так как его функции выполняет руководитель организации.
Из сказанного следует три очень важных вывода:
-необходимо изменить бытующее представление о системе (механизме) управления организацией как субъекте, основной задачей которого является обеспечение нормального выполнения основной деятельности (например, производство определенной продукции). На самом деле, задача должна быть поставлена более широко и состоять в обеспечении жизнеспособности организации, в том числе, путем обеспечения нормального выполнения основной деятельности (если это необходимо);
-необходимо институционализировать скрыто действующие в социальных организациях (особенно, в деловых) механизмы развития, придав им нормативный характер, что приведет к повышению жизнеспособности организаций;
- проект современной деловой организации должен включать не только целереализующий исполнительный механизм, осуществляющий управление основной деятельностью, но и механизм развития организации, обеспечивающий ее выживание. Это относится, прежде всего, к крупным организациям с численностью несколько тысяч и более человек.

Практически это означает качественное преобразование действующих систем управления (об этом см. в главе 10).

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Вопрос о функциях социального управления остается пока открытым.
С позиций классического менеджмента (А.Файоль), к функциям управления фирмой относятся: предсказание (прогнозирование), планирование, организовывание, руководство (распорядительство), руководство, координация и контроль. Различные авторы вносили и продолжают вносить свои коррективы в этот состав, исключая или добавляя к нему новые функции (целеполагание, мотивация, согласование, учет, анализ и др.), но, как правило, функции планирования, организовывания и контроля остаются неизменными.
С позиций теории принятия решений /16/, управление это процесс, состоящий из отдельных актов принятия управленческих решений, осуществляемых лицом, принимающим решения (ЛПР).



Содержание раздела