d9e5a92d

Органический и механистический подходы к процессам управления


Президент
Отдел
НИОКР
Отдел
производства
Отдел
продаж
научная
субсреда:
производственная
субсреда
рыночная
субсреда:
*научные журналы * сырье * потребители
*исследовательские центры * трудовые ресурсы * рекламные агентства
*профессиональные ассоциации * поставщики *системы распределения (дистрибьютеры)
*производственное оборудование * конкуренты


Для успешной работы с научной субсредой отдел НИОКР ставит перед собой цели: высокое качество работы, долгосрочные горизонты видения (до 5 лет), неформальная структура; сотрудники, ориентированные на производственные задачи.
У отдела продаж прямо противоположные задачи: цель удовлетворение потребителей, краткосрочные перспективы (около 2-х недель), жесткая формальная орг. структура, высокая социальная ответственность.
Таблица: Различия между орг. подразделениями по целям и ориентации

Характеристики Отдел НИОКР Производственный отдел Отдел продаж
Цели инновации, качество производительность / рентабельность производства удовлетворение потребителей
Горизонты видения долгосрочные краткосрочные краткосрочные
Межличностная ориентация преимущественно на производственные задачи на производственные задачи социальная
формализация орг. структуры низкая высокая высокая


Одним из результатов высокого уровня дифференциации становятся трудности в координации деятельности орг. подразделений.
Под интеграцией здесь понимается уровень и качество сотрудничества между орг. подразделениями. При высоком уровне неопределенности среды быстрые перемены в ней требуют бо льшего количества информации для того, чтобы скоординировать деятельность подразделений, поэтому в таких условиях интеграция становится необходимым дополнением к орг. структуре компании: тех, кто осуществляет интеграцию, часто называют персоналом по связям или координаторами. В таблице далее показано, что организации, действующие в условиях высокой неопределенности ОС, с высокодифференцированной структурой выделяют на цели осуществления интеграции около 22% управленческого персонала.

Организации же, действующие в условиях простой и стабильной среды, практически не выделяют менеджеров для этих целей. Таким образом, по мере того, как неопределенность среды возрастает, растет и дифференциация между орг. подразделениями, а это означает, что организации приходится выделять все больше менеджеров для осуществления координации.
Таблица: Неопределенность окружающей среды и уровень орг. интеграции

Производство пластика Производство продовольствия Производство контейнеров
*неопределенность окружающей среды высокая умеренная низкая
*дифференциация между подразделениями высокая умеренная низкая
*процент управленческого персонала, занятый интеграцией 22% 17% 0%

В своем исследовании Лоуренс и Лорш сделали вывод: организации работают лучше, если уровни дифференциации и интеграции соответствуют уровню неопределенности ОС.

Организации, успешно функционирующие в условиях неопределенной среды, имеют высокие уровни дифференциации и интеграции, а организации, успешно справляющиеся с менее неопределенным внешним окружением, напротив, имеют более низкий уровень этих показателей.

Органический и механистический подходы к процессам управления


Еще одной возможной реакцией организации на среду неопределенного характера является уровень формализации орг. структуры и параметры контроля за работой сотрудников. Делается вывод о том, что внешнее окружение взаимосвязано с внутренней структурой управления компании.

При стабильном внешнем окружении внутриорганизационные процессы характеризуются отработанным правилами и процедурами, жесткой иерархией власти; в целом эти организации были высокоформализованы, а также централизованы (большинство решений принималось высшим руководством компании).Это механистические орг. системы.
В условиях быстро меняющегося внешнего окружения внутриорганизационные процессы становятся более гибкими, свободными и адаптивными. Правила и регулирование часто не прописаны, а прописанное не всегда соблюдается.

Людям приходится самим соображать, что к чему в такой системе, и решать, что надо делать. Иерархия власти не такая жесткая.

Процесс принятия решений децентрализован. Такую систему управленческой структуры называют органической.
В таблице суммируются различия между органическим и механистическим подходами к системам управления. По мере возрастания неопределенности среды организации становятся более органическими, с децентрализацией власти и делегированием полномочий нижним этажам управления; стимулированием самостоятельности сотрудников в решении производственных задач и кооперации труда между ними, а также работы в группах; с неформальным подходом к распределению ответственности и производственных задач.



Таким образом организация приобретает бо льшую гибкость и способность постоянно адаптироваться к изменениям внешнего окружения. Таблица: Механистическая и органическая орг. формы

Механическая Органическая
(1)задачи делятся на специализированные узкие участки (1)все сотрудники работают над производственными задачами подразделения
(2)задачи жестко распределены и определены (2)задачи адаптированы и перераспределены для выполнения рабочими группами
(3)жесткая иерархия власти и контроля; действует множество правил и предписаний (3)иерархия власти и контроля менее жесткая; правил немного
(4)контроль и вся информация о выполнении производственных задач концентрируется на верху управленческой пирамиды (4)контроль и информация о выполнении задач может быть на любом уровне организации (децентрализация)
(5)деловые коммуникации преимущественно вертикальные (5)деловые коммуникации горизонтальные


Институциональная имитация/подражание это новый подход, суть которого состоит в том, что в условиях высокой неопределенности организации мимикрируют или имитируют другие организации, успешно функционирующие в той же институциональной среде. Институциональная среда включает другие сходные организации, оперирующие в той же области и имеющие дело с теми же сегментами потребителей, поставщиков и агентов по экономическому регулированию. Подражание или копирование может касаться орг. структуры, техники управления, стратегии.

Из сегодняшней практики видно, что если какая-либо крупная организация вводит у себя какой-то новый отдел (напр., сбора (разведки) данных на конкурентов), то другие крупные организации, оперирующие в той же области, вскоре поступят аналогичным образом. Значит, организации, как и люди, подвержены воздействию модных поветрий!

Из таковых (характерных для 1990-х гг.) отметим: поглощение других компаний (чтобы обеспечить себе растущие темпы роста); сокращение орг. размеров (чтобы убрать весь излишний персонал); управление на ногах (managingbywalkingaround MBWA); интрапренерство, т.е. стимулирование сдвигов и инновации изнутри организации.

Планирование и прогнозирование


Последний способ реагирования на неопределенность ОС усиление планирования и прогнозирования развития внешнего окружения организации. При стабильной среде организация концентрируется на текущих задачах и показателях производительности / рентабельности.

Долгосрочные планы и прогнозы необязательны, поскольку потребности окружающей среды остаются практически без изменений.
С ростом неопределенности среды планы и прогнозы становятся жизненно необходимы для смягчения ударов из внешнего окружения. Поэтому в таких организациях обычно создается специальный отдел планирования.

При непредсказуемой ОС специалисты такого отдела сканируют элементы среды и анализируют возможные меры на их изменение, а также контрмеры других организаций. Плановики разрабатывают несколько вероятностных сценариев, в которые вносят коррективы по мере поступления дополнительной информации.
Схема орг. реагирования на неопределенность окр. среды
Схема далее показывает, как именно неопределенность ОС воздействует на орг. характеристики // параметры. 2 измерения (уровень изменений и сложности) комбинируются и на этой основе мы получаем 4 уровня неопределенности.
При низкой неопределенности окружающая среда является простой и стабильной; в организации несколько подразделений и механистическая структура.
При умеренно-низкой неопределенности организации требуется бо льшее число подразделений, больше координаторов (интеграторов) деятельности этих подразделений. Здесь достаточно важно планирование и институциональная имитация.
При умеренно-высокой неопределенности окружающая среда является нестабильной, но простой. Орг. структура органическая и децентрализованная.

Планирование очень важный инструмент управления; менеджеры постоянно практикуют институциональную имитацию.
При высокой неопределенности окружающая среда и сложная, и нестабильная; она наиболее сложна для управления. Организации крупные (корпорации) с большим количеством подразделений; система управления органическая.

Проблемами координации и интеграции деятельности занимается большинство управленческого персонала, а организация использует инструменты пограничного взаимодействия, институциональной имитации, планирования и прогнозирования. Вероятностная схема орг. реагирования на неопределенность окружающей среды

низкая неопределенность умеренно-низкая неопределенность
(1)механистическая, формальная, централизованная орг. структура (1)механистическая, формальная, централизованная орг. структура
стабильная среда (2)несколько подразделений (2)много подразделений, некоторое пограничное взаимодействие
(3)отсутствие интеграции / координаторов (3)низкое распространение интеграции
(4)низкий уровень институциональной имитации (4)средний уровень имитации
(5)ориентация на текущие операции (5)некоторое планирование
изменения в окр. среде умеренно-высокая неопределенность высокая неопределенность
(1)органическая, децентрализованная, партисипативная орг. структура, основанная на раб. группах (1)органическая, децентрализованная, партисипативная орг. структура, основанная на раб. группах
нестабильная среда (2)несколько подразделений, пограничное взаимодействие (2)много дифференцированных подразделений, интенсивное пограничное взаимодействие
(3)низкое распространение интеграции (3)высокое распространение интеграции / координаторов
(4)быстрое распространение имитации (4)интенсивная имитация
(5)ориентация на планирование (5)интенсивное планирование и прогнозирование


Итак, мы рассмотрели, как современные организации адаптируются к нехватке информации, а также к неопределенности внешней среды, порождаемой изменениями орг. окружения и его сложностью (гетерогенностью). Теперь рассмотрим 3-ю характеристику взаимоотношений организации с ОС, которая влияет на организации, это потребность в материалах (сырье и финансовых ресурсах), без которых компания не может существовать.
Термин ОРГ. Зависимость от ресурсов означает, что организация зависит от окружающей среды, стремясь при этом приобрести контроль над ресурсами, чтобы минимизировать свою зависимость.
Межорганизационные связи // взаимоотношения
Устоявшиеся традиции основаны на конкуренции, максимальном индивидуализме (каждый за себя) и опоре на собственные силы // самообеспеченность. Сегодня организации все больше сотрудничают для повышения конкурентоспособности и для того, чтобы распределить между собой редкие ресурсы, вступая в различные союзы и коалиции, организуя совместные предприятия и т.д.; таким образом, результаты их функционирования приобретают глобальный характер.
Межорганизационные союзы // партнерства выполняют задачи распыления риска при выходе на новые рынки, а также снижения издержек и стимулирования орг. развития в выбранном секторе производства.
Кроме того, в информационную эпоху глобального бизнеса западные компании быстро учатся восточным хитростям, напр., использованию японской формы т.наз. кэйрэтсу системы, работающей на основе широкого субконтрактирования (между крупной корпорацией и средним / мелким бизнесом). Крупные корпорации в этой системе отношений покупают КПА друг друга, имеют взаимопереплетающиеся советы директоров и СП на основе долгосрочного (стратегического) партнерства.

Возникает т.наз. семья компаний (на принципах взаимозависимости и взаимопомощи // поддержки друг друга). Один из наиболее ярких примеров корпорация Митцубиси.
Соотношение власти и зависимости
Общий вывод по этой проблеме таков: если организации нужны ресурсы (особенно редкие), то она откажется от прежней независимости ради их приобретения, хотя это и приводит к частичной потере прежней автономии.
Контроль над ресурсами окружающей среды
Удовлетворяя свою потребность в ресурсах, организации могут попытаться удержать баланс между установлением союзов (и развитием связей) с другими организациями и своей независимостью. Причем такой баланс невозможен без модифицирования, манипулирования и контроля над другими организациями.

Чтобы выжить, головная организация всегда пытается либо изменить положение (в свою пользу), либо установить контроль над элементами окружающей среды. Обычно для управления ресурсами компания практикует следующие 2 стратегии:
(1)установить благоприятные связи с ключевыми элементами среды;
(2)контролировать интересующую компанию область окружающей среды.
Далее перечисляются основные виды техники реализации этих двух стратегий. Орг. стратегии для контроля над внешним окружением

Установление межорганизационных связей Контроль над сферами окружающей среды
(1)собственность (1) смена сферы
(2)контролирование, СП (2)политическая деятельность, регулирование
(3)кооптация, взаимопереплетающиеся директораты (3)профессиональные ассоциации
(4)наём бывших руководителей из других компаний (4) нелегальные виды деловой активности
(5) реклама, PR


Установление межорганизационных связей (5)
(1)собственность обеспечивается через покупку части акций компании или всего КПА. Т.о. открывается доступ к ее технологии, продукции, другим ресурсам. Яркий пример 1990-х гг. компании производители компьютеров. Другая возможность это поглощения или слияние компаний (поглощение осуществляется приобретением КПА, слияние объединением 2-х и более организаций в новое образование).

Формой поглощения, называемой горизонтальной интеграцией, считается, когда одна компания получает в собственность другую (через КПА) в том же самом виде бизнеса. При вертикальной интеграции приобретаемая (через КПА) компания либо поставляет головной компании сырье и материалы, либо занимается распределением / дистрибьютерской деятельностью продукции, выпускаемой головной компанией.
(2)контрактирование, совместные предприятия также снижают неопределенность ОС (через легальные обязывающие связи с другой фирмой (-ами). Контракты осуществляются в форме лицензий (т.е. покупки прав на использование определенных активов например, новых технологий на конкретный период времени, а также в форме соглашений с поставщиками, т.е. контрактом на подажу продукции одной компании другой компании.

Контракты обеспечивают долгосрочную безопасность существования бизнеса, увязывая воедино потребителей и поставщиков с определенными объемами продукции по установленным ценам.
В СП организации делят между собой риски и издержки реализации крупномасштабных проектов и/или инноваций. СП способствуют контролю организаций над средой, однако при этом нередко происходит ослабление контроля за своей собственной продукцией (или даже за стратегическим направлением развития организации).
(3)кооптация, взаимопереплетающиеся директораты кооптация происходит, когда лидеры важнейших секторов ОС становятся частью организации (например, когда наиболее влиятельные потребители или поставщики назначаются в Совет директоров компании так, высший менеджер ТНБ может занимать кресло в Совете директоров крупной корпорации-поизводителя).
Взаимопереплетающиеся директораты представляют собой такие связи, при которых член Совета директоров одной компании заседает в Совете директоров другой компании. Существуют 2 формы такого взаимопереплетения:
(а) прямое когда отдельный индивидуум одновременно заседает в 2-х (и более) Советах директоров;
(б)косвенное когда директор компании А и директор компании В оба являются директорами компании С.
Как показывают исследования 1990-х гг., по мере нарастания финансовых трудностей у компании, она увеличивает количество прямых взаимопереплетений с финансовыми организациями, а также и косвенных с фирмами-конкурентами.
(4) наём (привлечение) руководителей из других компаний например, в аэрокосмической отрасли любят брать на работу уволившихся высших чинов из Министерства обороны, имеющих личные связи в своем бывшем ведомстве (которые они и используют для реализации целей своей новой организации); кстати, компании, не имеющие подобные личных контактов, практически никогда не получают военных заказов.
(5)реклама; связи с общественностью (PR) вполне традиционные пути установления благоприятных взаимоотношений с ОС, посредством которых оказывается влияние на вкусы и предпочтения потребителей. Реклама особенно важна в высококонкурентных сферах потребительского производства, а также в тех областях, в которых спрос переменный.

В том же направлении работают и PR, создавая благоприятный имидж организации и позитивное общественное мнение относительно ее деятельности.
Таким образом, в арсенале современной организации находится немало техник установления благоприятных взаимоотношений со средой, благодаря которым компания обеспечивает себя редкими ресурсами, снижая уровень своей зависимости от ОС. Яркий пример многообразные связи между кинокомпаниями и индустрией домашнего видео (с 1980-х г.), которые продолжают развиваться во избежание высоких рисков и для самообеспечения (редкими) ресурсами.
Контроль над сферами окружающей среды (4)
Помимо установления благоприятных связей для получения ресурсов организации обычно предпринимают усилия, направленные на изменение внешней среды. Для этого используют следующие 4 вида техники:
(1)смена сферы деятельности выбор возможен между описанными выше 10-ю секторами внешнего окружения организации. При этом поиск ведется в направлении менее конкурентной области, где ниже уровень государственного регулирования, поставщики в изобилии, а потребители богаты.
При смене сферы деятельности обычно применяют 2 вида техники:
(1) ;nbs p; поглощение
(2) ;nbs p; лишение (прав).
То есть компания приобретает КПА других (-ой) компании, оперирующих в иной сфере, где возможности лучше, а риск ниже, и перебрасывает туда свои ресурсы.
(2) политическая деятельность, регулирование основаны на технике влияния на гос. законодательство и регулирование. Организации платят лоббистам, которые и отстаивают их интересы в государственных законодательных структурах. Кроме того, лоббировать интересы своих организации все больше берется их высшее руководство богатые и известные бизнесмены.

Подобная деятельность по неформальному лоббированию входит в спецификацию рабочего места любого высшего руководителя важнейшей, пусть и неписанной, частью. Подобную политическую стратегию используют для создания экономических барьеров на пути своих новых конкурентов или для ослабления действия неблагоприятного законодательства.
(3)профессиональные ассоциации также важны, поскольку бо льшая часть усилий по оказанию воздействия на ОС не может не осуществляться совместно организациями, имеющими одинаковые экономические интересы. Вступая в различные профессиональные ассоциации, компании могут перераспределять ресурсы, лоббировать свои интересы по изменению законодательной базы, способствовать введению нового экономического законодательства и регулирования, проводить масштабные кампании по связям с общественностью и т.д.
(4)нелегальные виды/формы деловой активности последняя техника, применяемая организациями для установления контроля над внешней средой (причем, вопреки многим расхожим воззрениям, весьма популярная в цивилизованном мире). Она включает в себя взятки иностранным правительствам, нелегальное перечисление средств на политическую деятельность, подарки и подношения, нелегальную продажу информации и пр.

Причем чем острее рыночная ситуация (падающий спрос, нехватка ресурсов, стачки и забастовки), тем выше уровень нелегальных форм деловой активности, чтобы преодолеть условия нехватки ресурсов. Кроме того, незаконная сторона деловой активности часто включает в себя сговор по ценам, круговую поруку, дележ рынков сбыта, незаконные слияния, отказ от переговоров, возведение нелегальных барьеров на пути проникновения в отрасль новых конкурентов. Контрольные вопросы для самоподготовки по теме лекции 3:
1.Определите окружающую среды организации. Правомерно ли включать в нее только те элементы, которые фактически взаимодействуют с данной организацией?
2.Что понимается под неопределенностью окружающей среды? Что именно оказывает бо льшее влияние на неопределенность сложность (гетерогенность) среды или уровень ее изменчивости?

Почему?
3.Почему сложность (гетерогенность) окружающей среды ведет к орг. сложности?
4.Является ли смена сферы деятельности организации подходящей стратегией для управления угрожающей внешней средой? Ответ поясните.



Содержание раздела