дополнительно по теме на сайте zheleznv.chat.ru         d9e5a92d

Лицом к лицу со смертью


Итак, рассмотрим подробнее все три позиции. Куражиться по-западному - это значит на пике эмоций войти в состояние потока, в состояние чрезвычайной творческой активности. Это особое состояние сознания, концентрации, полета. Возникает такое ощущение, будто за тебя все делает какая-то особая сила. Движения отточены до автоматизма, речь легкая, льющаяся непрерывным потоком. Многие ораторы знают "эффект десяти минут" - в течение этого времени нужно разговорить себя, а далее тебя уже несет.

Такое состояние люди испытывают в момент творческого подъема, публичного выступления, а в быту, например, самозабвенно играя с детьми... Как войти в состояние потока? Западный вариант включает в себя три момента.

Первое: нужно от большой задачи перейти к маленькой. Второе: найти свой путь, начать мыслить оригинально, делать что-то по-другому, уйти от трафаретов. Третье: преодолеть чувство самоконтроля, избавиться от него и начать работать в спонтанном режиме.

Если достигнут баланс между навыками, умениями и чем-то совершенно новым, значит, вы свободно владеете языком куража по-западному.
Кураж по-восточному - это вхождение в состояние сатори, что являет собой квинтэссенцию дзен-буддизма. Суть дзен-буддизма - научиться смотреть на жизнь по-новому, избавиться от стереотипов восприятия, мешающих человеку быть свободным. Сатори - это состояние измененного сознания, которое возникает, как правило, эпизодически.

Постоянно пребывать в таком состоянии невозможно... Каковы же признаки сатори? Первое: иррациональность, необъяснимость. Возникает ощущение чего-то потустороннего. Что-то вроде управляет тобой, словно ты проник в какую-то другую реальность.

Разрывается оболочка обыденности. Второе: интуитивное прозрение. Вспышка озарения: ты постиг мир, ты понял что-то ранее неведомое, ты видишь мир иными глазами, тебе хорошо и спокойно.

Третье: утверждение позитивного отношения к миру, сопряженное с приятными эмоциями. Через напряжение ты приходишь к спокойствию.
Похож кураж на сатори, но кураж активнее, экзальтированнее, внезапнее. Западный "поток" - культурный, приглаженный. А у нас кураж всегда сопряжен с риском, с шокирующим эффектом, он гораздо энергетичнее.

Это некий прорыв из обыденности в праздник. Это потрясающее ощущение внутренней свободы - будто крылья за спиной, будто несет нас какая-то неведомая сила. Это состояние внутренней спонтанности. Это выход на свое истинное "я", ключ к творческому потенциалу.

Это ощущение новой реальности: человек в такой момент живет более полной, более интересной, эмоционально насыщенной жизнью. Кураж - это всегда веселье, приподнятое настроение. Редко люди куражатся, находясь в дурном расположении духа. Кураж всегда идет в паре со смелостью. Мы делаем то, что в обычном состоянии никогда не сделали бы...

Бандиты собрались брать банк: маски надевают, передергивают стволы, гранаты по карманам рассовывают. А один, рыжий, сидит в углу, курит. И вдруг заявляет: "Нет, ребята, я не пойду". Тут же шквал возмущения: "Ты чего?

Умом тронулся? Сдрейфил?" Рыжий затоптал бычок, сплюнул: "Да куражу нет!"
Как же запустить двигатель куража? Первое: пойти на риск. Второе: не побояться шокировать своим поведением окружающих, показать себя с другой стороны, сломать стереотип восприятия вас окружением. В-третьих, самое главное, - решить определенную творческую задачу... А что не позволяет войти в состояние куража?

Боязнь рисковать и привязанность к формальным действиям. Кураж куражу - рознь.

  1. Пьяный кураж. От истинного куража отличается, как страус от орла.
  1. Эпизодический кураж. Он сродни дождю в засушливое лето: непредсказуем и случаен. Оба - спонтанные, почти не зависящие от целенаправленной воли человека.
  1. Периодический кураж. Для некоторых это, как зубы почистить. Тамада, куражась, постоянно проводит застолья. Специально вызывают у себя это состояние творческие люди. В любом случае на периодический кураж способна только личность зрелая, достигшая в чем-либо высокого уровня профессионализма. Если лектор плохо знает материал, то кураж его только погубит: зал не воспримет его.


Но и не вдаваясь в философию куража, послушайте хоть раз любого охотника или рыболова, посмотрите на их светящиеся лица! Вот, к примеру, рассказывает настоящий охотник:
- А это уже было в Сахаре, где я давно уже мечтал поохотиться. Выхожу из машины, ружье в руке. И вдруг выскакивает лев. Нажимаю на курок - осечка! Я в кабину - мотор заглох.

Тогда я в момент - ласточкой - на дерево...
- А разве в Сахаре есть деревья?
- Ну, кто обращает внимание на такую мелочь в минуту опасности?! Вот черт, сбил...
Куражась, мы становимся немного другими - такими, какими бы хотели быть, такими, какими бы хотели, чтобы нас воспринимали окружающие. Конечно, вдохновенно играть себя желаемого - не фунт изюму съесть. Но попробовать стоит - а вдруг как заново на свет родитесь?

Так, как Иван-храбрец, удалой молодец, сиганувший в котел с кипящим молоком и вынырнувший писаным красавцем. Слабо? А не слабо было в детстве изображать из себя Д'Артаньяна, Айвенго или капитана Немо?

И драться за эти роли со всем двором? А мать никогда не могла докричаться в окно, что пора обедать, делать уроки, ужинать. Разве мог Д'Артаньян променять голодное веселье на скучный ужин, шпагу на портфель?
А теперь вы чинно ходите с портфелем, боитесь потерять работу и играете скучную роль чиновника, а вечером - роль усталого отца семейства, добропорядочного диванного мужа. С вами скучно людям на работе, скучно детям, скучно жене. Положа руку на сердце, вам и самому скучно наедине с собой.

Но куража вы теперь боитесь, как черт ладана... А жизнь требует куража! Кураж для нее, как хорошие дрожжи: тогда она бродит, пенится, крепнет и обретает вкус, как хорошее пиво.

Ну, а пиво, известно - напиток народный. А под хмельком на Руси кто не куражился! Жаль, что в основном только под хмельком. Может оттого и отношение к куражу у нас неоднозначное: с вечера человек покобенится, а с утра глаза поднять стесняется, как тот Иван - герой Шукшина в фильме "Печки-лавочки". А рецепт от стыда простой: проявил себя - закрепи.

Ведь не зря говорят, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Стань таким, о каковом себе ты мечтаешь.
Мы мучаемся не от того, какие мы есть, а от того, что не можем стать такими, какими хотим быть. Проще говоря, не смеем покуражиться. Каким вы видите себя в идеале?

Ну вот, значит таким вы и можете быть в действительности. Только смелости не хватает для куража. А ведь терять по сути дела нечего, кроме своих косных привычек, которые сродни кандалам. Кураж вытаскивает на свет божий лучшую часть нашей души.

Редко, куражась, рядятся в идиота. Дайте же развиться той части своей души, которая сможет заполнить мир вокруг вас красками и звуками! И может прав был Шекспир, утверждая, что жизнь - театр, и если мы будем играть лишь самих себя, то проиграем жизнь.
Девятая глава. Лицом к лицу со смертью
В жизни все фальшиво. Есть только одна истина, и эта истина - смерть. /Хагакуре Бусидо/
Самое таинственное в жизни каждого человека - это его смерть. Все религии мира и философские системы были порождены страхом человека перед смертью. Величайшие умы человечества испытывали неподдельный ужас перед расставанием с жизнью: Чингисхан, Наполеон, Лев Толстой, Фрейд. У нас о смерти принято молчать или философствовать.

Абстрактная смерть никого не страшит. И говорить о ней можно без опаски, ссылаясь на такие испытанные временем источники мировой культуры как Египетская Книга Мертвых и тибетская Бардо Тодол, Агни-Йога и древнеиндийская Бхагават Гита. Многие с любопытством читают Моуди.

Но все ли верят написанному?
Ведь проверить на собственном опыте можно один только раз, но после этого уже ничего не расскажешь... Пережившие клиническую смерть видят лишь начало пути, лишь первый виток перехода. Это еще не смерть. Страх собственной смерти - самый сильный из человеческих страхов. Он конкретен - потому и живуч.

Когда смерть подходит совсем близко - умирают наши родственники или близкие друзья, мы пугаемся, примеряя ее к себе. И этот сковывающий душу ужас часто приводит человека к крамольной мысли о целесообразности жизни и нашей роли на земле.
Но действительно ли мы на этой земле пассивные заложники смерти или все-таки способны стать хозяевами своего страха, а значит и судьбы? В нашей Академии иррациональной психологии разработана специальная программа и уже несколько лет проводятся уникальные эксперименты по перепрограммированию даты смерти. Более пяти тысяч человек уже заглянули в свой роковой день и, одолев страх, отодвинули его на многие годы... До недавнего времени это было невообразимым для большинства этих людей.

Но если представить человека как большой сверхмощный компьютер со множеством программ, поддающихся корректировке, то можно перепрограммировать и собственную смерть. Дата ее у каждого из нас запрограммирована в подсознании, которое ведает все, и под гипнозом любой человек способен не только назвать ее, но и увидеть обстоятельства своей кончины.
Не случайно многие поэты, оттого что поэтическое восприятие мира иррационально, не только предчувствовали свою смерть, но и почти наверняка знали, как все произойдет.



Содержание раздела