d9e5a92d

Ограничивающие и расширяющие убеждения


Ограничивающие и расширяющие убеждения.
Ограничивающие и расширяющие убеждения. Два вида боли известны людям: физическая и эмоциональная. В физическом мире вещей и объектов легко определить источник боли.
Человек испытывает физическую боль, так как его ужалила пчела. Пчелы могут ужалить пять человек и все эти люди чувствовали бы боль. У них не было бы выбора.
Когда мы испытываем эмоциональную боль, мы думаем что здесь та же связь между причиной и чувствами, что и при проявлении физической боли.
Мы думаем, что эти чувства возникают потому, что кого-то из нас обозвали коротышкой или не пригласили на вечеринку. Но у нас огромный выбор в проявлении чувств и эмоций. В одной и той же ситуации два человека могут испытывать два разных чувства.

Пять человек могут иметь пять различных чувств!
Очевидно, такой гаммы чувств не проявлялось бы, если бы наши реакции на ситуацию были стереотипными, то есть каждый чувствовал бы себя сердитым или счастливым и т.д.
Эмоции не вызваны событиями. Представьте себе двух человек, стоящих под дождем. Как мы видели в предыдущей главе, дождь может вызывать у них две противоположные эмоции.

У одного из них могло быть чувство счастья, у другого испортилось бы настроение.
Один и тот же дождь падал на них. Оба промокли. Единственное различие было в том, что каждый из них думал по поводу дождя...
Джил Андерсон. Думай, пытайся, развивайся.

Как и любой инструмент, убеждения могут быт полезными (расширяющими), так и мешающими (ограничивающими). Ограничивающие убеждения мешают человеку, создают ему ненужные границы. Расширяющие же помогают максимально полно реализовывать собственные возможности и стремления.
Но ограничивающее ли для него данное убеждение или расширяющее может решить только сам человек. Одно и то же убеждение для одного человека может быть весьма мотивирующим и мобилизующим, а для другого ограничивающим.
Я должен кормить семью.
Для кого-то это будет весьма мобилизующее убеждение, которое может заставить человека прикладывать усилия для повышения благосостояния его семьи. Для другого же это будет обозначать только то, что это кабала и он не может от нее никуда деться.
И даже полезное и расширяющее убеждение в одном возрасте может стать ограничивающем в другом (и наоборот).
Раньше у меня было убеждение, касавшееся правда только профессиональной сферы, что я должен каждый раз все делать по-другому. И я, когда делал тренинги, старался отличаться от других тренеров, каждый раз придумывал другие названия группам и подбирал разные упражнения. И это убеждение помогло мне сформировать свой собственный стиль, стимулировало искать что-то новое и необычное.
Но в какой-то момент я понял, что это меня ограничивает – я не разрешаю себе совершенствоваться в мелочах, все время стараясь максимально все переделать. Даже если я придумывал хорошее упражнение или технику, одни раз использовав ее я уже не позволял себе применить ее еще раз – это было бы одно и тоже.
И тогда я заменил себе это убеждение на я могу что-то делать так же как и раньше, а могу и сделать по-новому.
И мое старое убеждение об обязательном разнообразии в определенный момент моей жизни было весьма стимулирующим и мотивирующим, но исчерпав себя стало меня ограничивать.
Скорее всего можно придумать и более экологичный способ мотивировать себя.
Фраза матери для маленькой девочки о том, что нужно опасаться незнакомых мужчин может быть достаточно для нее полезной в юном возрасте. Но для взрослой женщины это убеждение скорее всего будет весьма ограничивающим.
Проблема обычно в том, что большинство из нас с большим трудом может поменять убеждения, заложенные в детстве. Может некоторые из них в этом возрасте и были достаточно полезны (скорее всего не все), но после того, как человек достаточно вырос они начинают мешать.
Действительно, чаще всего убеждения о долженствовании весьма ограничивают: они лишают человека возможности выбора. Но есть люди, которые умеют достаточно эффективно мотивироваться только через должен. И пока вы не смените у этого человека способ мотивации, данный тип убеждений заменять будет весьма затруднительно.


Например, относительно любви может быть целый ряд как ограничивающих, так и расширяющих убеждений:

Ограничивающие убеждения. 1. Любовь зла.
2. Любовь только один раз и на всю жизнь.
3. Супруги должны любить друг друга.
4. Любви с первого взгляда не бывает.
5. Любовь должна быть взаимной.
6. Любой мужчина стремится изменить.
Расширяющие убеждения. 1. Я имею право на любовь.
2. Я могу любить того, кого захочу.
3. Любовь может быть долгой, может быть быстрой – все зависит от моего выбора.
4. Любовь может быть взаимной.
5. Мужчины могут быть верными.

Образование убеждений. Убеждения – это некие обобщения от опыта, представление о том, как к чему относиться. Но не обязательно, что это обобщение было создано самим человек. Достаточно часто человек берет их от родителей, из культуральной среды, и просто случайно. Все они вместе составляют набор представлений данного человека, его карту.

Но не вся она нарисована им самим, очень много может быть и срисованных участков.
Убеждения достающиеся нам по наследству (да и созданные нами) могли иметь очень важный смысл в той ситуации, когда они были созданы, но со временем стали достаточно ограничивающими.
Один молодой человек женился. И обнаружил, что его молодая жена прежде чем жарить мясо обязательно отрезает от него большой кусок. Муж спросил жену, зачем она это делает.

Но та просто ответила, что так всегда делала ее мать. Тогда молодой человек отправился к теще, и задал ей тот же вопрос. Та ответила, что так делала ее мать.

Молодой человек не поленился и съездил к бабке и задал вопрос ей. Та ответила:
– Все очень просто. Мы жили достаточно бедно и у меня была только маленькая сковородка, на которую большой кусок мяса не помещался. И я всегда отрезала от него кусок.
То, что имеет смысл в одной ситуации и в одно время может быть непригодным в другом контексте и в другое время.
Девочка может иметь убеждение, что секс нельзя, которое в подростковом возрасте может уберечь ее от кучи неприятностей. Но это убеждение будет очень сильно ограничивает ее в более зрелом возрасте.
Убеждения для человека,
а не человек для убеждений.
Поэтому только сам человек может решить, какие убеждения его ограничивают, а какие будут его расширять.



Содержание раздела