d9e5a92d

Короче, ногу надо лечить


И если раньше он мог ходить, хотя бы и с костылём, то теперь сидит дома. Хотя и без костыля. Либо находит заменитель – трость или просто суковатую палку. Понятно, что на человека, который ходил с костылём исключительно по привычке, а нога давно прошла, отбирание костыля сказывается крайне благотворно.
Короче, ногу надо лечить.
Способ удовлетворения вторичной выгоды должен быть доступным, эффективным и надёжным.
Например, есть вторичные выгоды хорошее настроение и удовольствие, которые удовлетворяются методом поедания большого количества шоколада. Это поведение конечно более социально приемлемо чем пьянство, но довольно неэкологично для человека. Толстеет он. Да и большое количество шоколада плохо сказывается на здоровье.

Хотелось бы найти более экологичные способы получения удовольствия и хорошего настроения.
НО! Шоколад штука такая. Во-первых, это эффективно.

Съел шоколадку – и сразу хорошо (в шоколаде содержатся вещества, повышающие настроение). Во-вторых – это доступно. Достал из кармана и съел.

А если нет в кармане – шоколад есть практически в каждом киоске и магазине. В-третьих - это надёжно – шоколад срабатывает всегда. Единственный недостаток – в больших количествах вреден (то есть неэкологичен).

Значит, когда мы будем искать ему замену нужно найти что-то достаточно надёжное, эффективное и доступное, но при этом ещё и более экологичное.
Например, для поднятия настроения можно сходить в кино, и это будет эффективно, надёжно и более экологично, но менее доступно. Шоколад можно есть и на работе, а вот кино смотреть проблематично. Для получения удовольствия можно почитать анекдоты, но часто анекдоты бывают не слишком смешные. Так что этот метод не столь надёжен и эффективен.

Хотя доступен и экологичен.
Что же делать? Мы можем подобрать несколько способов удовлетворения намерения. Например, для получения удовольствия можно: сходить в кино, поговорить с друзьями, заняться сексом, погулять, подумать о приятном.

И хотя каждый из способов в отдельности может и не удовлетворяет всем требованиям во всех ситуациях (доступность, надёжность, эффективность и экологичность), но подбирая их под контекст можно получить вполне удовлетворительный результат. В субботу сходить в кино, на обеденном перерыве прогуляться, закончив печатать документ пару минут помечтать о предстоящем отпуске…
Навязчивости, вторичные выгоды и намерение. Методами НЛП навязчивое поведение превратить в контролируемое достаточно просто. Только этого мало. Вы можете убрать навязчивость, но если не помочь человеку найти новые способы удовлетворения намерения и вторичных выгод (при чём желательно не менее эффективные, надёжные, доступные, но при этом ещё и более экологичные), то он с очень большой долей вероятности вернётся к прежнему поведению.

Всё дело в том, что навязчивое поведение чаще всего достаточно универсально – оно соответствует первым трём критериям практически во всех контекстах. То, что предлагается человеку как выбор, чаще всего не столь универсально. То есть хорошо работает только в каких-то конкретных ситуациях.

В результате, вместо одного поведения человеку для удовлетворения своих потребностей требуется куча новых вариантов. Раньше достаточно было съесть шоколадку (выкурить сигарету), а теперь: сходить в кино, поговорить с друзьями, сделать зарядку, выпить минералки, помедитировать, прогуляться, вывести жену в ресторан (кино) и т.д. и т.п.
Поэтому всегда встаёт вопрос цены – насколько сильно человек хочет избавиться от этого столь эффективного, надёжного и доступного способа… То есть то, что он получит от того, что будет вести себя более экологично, должны быть достаточно весомыми. Чтобы хватило мотивации преодолеть те трудности, которые связаны с заменой поведения.
- Может ли НЛПер зажечь лампочку?
- Может. Но только если она этого захочет.

Часто случается так, что гораздо больше мотивированы родственники, чем сам обладатель проблемной навязчивости. Жена приводит мужа, и заявляет:
- Он хочет бросить курить!
И муж при этих словах вяло согласно качает головой. Да, правда, иногда страх перед гневом жены может быть весьма эффективной мотивацией. Иногда даже хватает на то, чтобы сменить поведение.


Но чаще всего этого мало. Требуется ещё и внутренняя потребность, а не только внешнее давление.
Упражнение Намерение и вторичные выгоды. В парах: Клиент, Оператор.
Клиент выбирает вариант поведения, который его не устраивает и который вы хотите изменить. Например: переедание, регулярные опоздания, любовь к компьютерным играм.
Оператор помогает определить для данного поведения:

  • намерение;
  • вторичные выгоды.

Для каждой вторичной выгоды найдите не менее 3-х новых вариантов поведения, при помощи который можно эту вторичную выгоду удовлетворить.
Задача Оператора внимательно отслеживать невербалику Клиента, проверять точность его ответов.
Проблемное поведение: много ем по вечерам.
Намерение: сытость.
Вторичные выгоды: удовольствие, расслабление.
Новые варианты поведения:
сытость:

  • более плотно поесть на обеде;
  • вечером съесть яблоко или апельсин;
  • выпить стакан минеральной воды.

получение удовольствия:

  • посмотреть телевизор;
  • почитать книгу;
  • сделать несколько гимнастических упражнений.

расслабление:

  • почитать книгу;
  • принять ванну;
  • попросить мужа сделать массаж.

- Мы не смогли определить намерение курения. Нашли несколько вторичных выгод, а намерение не смогли.
Разделение на намерение и вторичные выгоды довольно условно. Намерение – это то, ради чего человек это делает. А вторичная выгода – что попутно он от этого поведения получает.

Чаще всего намерение курения – доступ к определённым ресурсным состояниям: расслаблению, спокойствию и т.д. А всё остальное – это вторичные выгоды. Это во-первых.
Во-вторых при работе с навязчивостями различия между намерением и вторичными выгодами не столь принципиально.

  • Хотя, например, в других случаях это различие будет крайне важно.

Здесь вы можете просто работать в формате: - Какие потребности ты можешь удовлетворить при помощи этого поведения?
В-третьих, бывает так: то, ради чего он начал курить уже не важно, намерение сменилось. Многие подростки начинают курить для самоутверждения. Через некоторое время эта потребность может стать уже не важной, но курению уже нашли кучу других применений.
Теперь, собственно, как работать.
Техника Взмах. Взмах – вполне универсальная техника, но лучше всего он работает с изменением нежелательного автоматического поведения. К этому типу можно отнести и нежелательное навязчивое повдение.

Например: курение, переедание, грызение ногтей, постоянно раздражаюсь при разговоре с мужем.
По шагам. 0. Намерение и вторичные выгоды. Вы выясняете у Клиента:
Намерение проблемного поведения (удовольствие).
Вторичные выгоды проблемного поведения (спокойствие, уважение, радость).
Что даст новое поведение (самоуважение, бодрость, энергия).
Переформулируете все это в способности: умение (способность) получать удовольствие, быть спокойным, получать уважение, радость, самоуважение, быть энергичным и радостным.
Для каждой вторичной выгоды найдите не менее 3-х новых способов её удовлетворения.
Проверьте экологию: - Это изменение может тебе как-то навредить в жизни?
1. Определение визуального ключа. Для того, чтобы можно сделать взмах, нам нужно определить либо триггер, либо образ, который обязательно присутствует в процессе.
Триггер – это то, что запускает процесс. Как человек узнаёт, о том, что пора начать беспокоиться, раздражаться, курить, переедать. Например:
- Я прихожу домой, захожу на кухню и у меня в голове голос, который горит: Пора поесть.
Триггер – голос, который говорит пора поесть.
- Когда я вижу начальника, я вспоминаю ситуацию, когда он меня отчитывает, и чувствую себя униженным.
Триггер – скорее всего образ ситуации, где меня отчитывают.
Для того, чтобы выяснить триггер, задаются вопросы:
- Как ты узнаёшь, что пора начать раздражаться?
- Что включает это твоё поведение?
Если вы не смогли найти триггер, вам может быть достаточно образа (или звук), который обязательно присутствует в ситуации. Например:

  • курение – образ руки с сигаретой;
  • переедание – образ тарелки с едой;
  • раздражение – образ разъярённого лица начальника;
  • агрессия – характерные обвиняющие интонации в голосе.

Определите визуальный ключ – это либо образ, запускающий поведение (что лучше), либо образ, обязательно присутствующий в процессе: рука с сигаретой, в случае с курением. Также важно сделать ключ как можно менее специфичным (универсальным), то есть чтобы он повторялся во всех системах. В примере с курением: не конкретная пачка сигарет, а опять же рука с сигаретой.
Этот образ должен быть ассоциированным.
2. Образ желательного состояния. Создайте образ желательного состояния.


Критерии образа желаемого состояния:
1.отражает способности и качества человека, а не поведение;
2.обладает способностью создавать новые варианты поведения (гибкость);
3.диссоциирован от клиента;
4.имеет размытый фон;
5.нравится клиенту.

3. Замена. Теперь замените эти две картинки.

  1. Представьте образ ключа (ассоциированная картинка с образом проблемного поведения.)
  2. Очень быстро замените его на образ желательного состояния (метафоры: слайд-проектор с двумя слайдами, резкая смена кадра, маленькая картинка желательного поведения в углу большой ключа и вырастая заслоняет его и т.д.)
  3. Отвлечение: посмотрите вокруг.
  4. Повторите процедуру 5-7 раз.


Содержание раздела