d9e5a92d

Регулирование хозяйственной деятельности


В системе регулирования хозяйственной деятельности важно соблюдать оптимальные соотношения в использовании рыночных
и административных рычагов, правильно определить сферу функционирования тех и других. Как нам представляется, по преимуществу административными решениями должны устанавливаться "правила игры" в сфере хозяйственной деятельности вообще, в том числе и в рыночном обороте. Таковыми должны быть, в частности, регламентируемые условия производства, обмена, распределения
и потребления ресурсов во всем, что затрагивает вопросы экологической и социальной безопасности, всесторонней защиты производителей от местнических извращений, коррупции и рэкета, недобросовестной конкуренции и монополистического беспредела, нарушений налогового законодательства и т.п.
Чтобы административное регулирование экономики было реально эффективным, необходимо максимально очистить его от чиновничьего субъективизма и корыстолюбия, вывести его на уровень научно обоснованных решений.
Практически это предполагает, во-первых, организацию системы высококачественного учета и отчетности возможно небольшого круга показателей, на основе которых можно отслеживать экономическую динамику по народнохозяйственно и бюджетно значимым позициям. Во-вторых, необходимо обеспечить систематический анализ отчетной информации и организовать высококвалифицированную систему разновременного (долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного) предвидения, позволяющего, с одной стороны, предупреждать о возможных трудностях и сбоях в производственно-хозяйственной деятельности, а с другой, - о возможно открывающихся благоприятных экономических перспективах.
В-третьих, нужно организовать разработку прогнозов и целевых программ, позволяющих наилучшим образом практически использовать в интересах экономики и области в целом, и отдельных производителей материалы предвидений и прогнозов.
Административное регулирование хозяйственной деятельности должно определенным образом просвечивать процесс воспроизводства не только в государственных, но и в частных предприятиях. Прежде всего, это касается показателей, необходимых для разработки балансов основных видов продукции и ресурсов.

По линии налоговых инспекций, антимонопольного комитета и комитета цен должны стать прозрачными калькуляции затрат, использование средств, зачисляемых на амортизацию.
Государственно-рыночное регулирование развития АПК области должно осуществляться путем, прежде всего, содействия развитию рыночной инфраструктуры, организационно и материально обеспечивающей эффективное функционирование рынка капиталов, рабочей силы, земли, аудита, рынка средств производства
и предметов потребления. При этом важно избегать крайностей, как-то, в одних случаях, создание исключительно частных, а в других только государственных рыночных структур.

В современных условиях, по нашему мнению, предпочтение должно быть отдано различным формам их сочетания, например, стройной системе производственно-финансово-коммерческих агрообъединений.
Такие объединения могли бы формироваться в форме акционерных компаний, создаваемых под эгидой государства, при акционерном участии сельскохозяйственных предприятий, банков, предприятий сферы хранения и переработки сельскохозяйственного сырья, сервисного обслуживания, в одних случаях, на базе синдикативных (общий коммерческий центр, с определением фиксированной доли акционеров в прибыли от реализации продукции), либо корпоративных отношений. Как свидетельствует уже накопленный опыт создания таких формирований, его распространение позволяет прогнозировать экономический эффект по следующим направлениям.
Во-первых, поскольку появится заинтересованность всех производителей в результатах реализации конечной продукции, станут излишними многие элементы непроизводительных издержек, связанных с паразитарным посредничеством в сфере товарного и финансового оборота, произойдет существенное спрямление производственных технологически рациональных связей примерно по таким схемам, как ПРОИЗВОДСТВО ЗЕРНА его ХРАНЕНИЕ ПЕРЕРАБОТКА в муку и комбикорм, затем в хлебопродукты, крупяные и макаронные изделия, либо в мясо и яйцо РЕАЛИЗАЦИЯ; ПРОИЗВОДСТВО КАРТОФЕЛЯ ПЕРЕРАБОТКА в картофелепродукты, в мясо, спирт, крахмал РЕАЛИЗАЦИЯ; ПРОИЗВОДСТВО МОЛОКА ПЕРЕРАБОТКА первичная ПЕРЕРАБОТКА глубокая РЕАЛИЗАЦИЯ, и т. д.
Во-вторых, появится возможность более полной загрузки наличных производственных мощностей и повышения общей устойчивости производства, поскольку в рамках таких формирований удастся в значительной мере локализовать негативные последствия расчленения АПК на взаимно отчужденные частной собственностью предприятия, добиться большей согласованности экономических интересов смежников и, на этой основе, осуществить планомерное регулирование хозяйственной деятельности в соответствии с критериями как коммерческой, хозрасчетной, так и бюджетной эффективности производства. В этой связи примечателен такой факт. В последние годы из курской области было вывезено немало зерна


в форме сырья. В то же время мощности мельничного производства оказались загруженными всего на 54%, мощности предприятий по производству круп на 41%, комбикормовых заводов на 12%.
Государственное регулирование рынка АПК, в том числе через систему синдикативных и корпоративных объединений, должно осуществляться, прежде всего, по линии регулирования меновых пропорций, с одной стороны, на продукты, производимые сельскохозяйственными предприятиями, а с другой на товары и услуги их смежников, на средства производства, поставляемые в сферу АПК, на предметы потребления, реализуемые населению.
Возможно ли это обеспечить в современных условиях, опираясь, в основном, на рыночные механизмы обмена, максимально избегая административного диктата? По нашему мнению, - можно, если административное давление экономических органов государства ограничится мерами по локализации недобросовестной конкуренции, включая различные формы монополистического (от финансового до рэкета) давления на рынок агропромышленного комплекса народного хозяйства.
В качестве одного из примеров вполне целесообразного административного регулятора рынка АПК для специфических условий кризиса укажем на следующий: в соответствии со статьей 64 ГК РФ установлена определенная очередность расчетов российских предприятий по своим денежным обязательствам. Это обеспечивает общественно рациональный порядок на рынке платежей, выбивая корни коррупции и рэкета, ущемления интересов работников предприятий, бюджета и др.

Однако кризис наличного денежного обращения стал причиной развития "теневого оборота" значительной части товарных ресурсов АПК. В таком случае было бы вполне естественно распространить ст.64 ГК РФ на порядок расчетов с кредиторами натуральной частью продукции.
Конкретно в условиях Курской области, где общая сумма просроченной задолженности АПК пред бюджетом и внебюджетными фондами на 1.01.2000 года составила свыше 700 млн. руб., в соответствии с выше указанным порядком, централизованные структуры, управляющие бюджетом и внебюджетными фондами, получат возможность распоряжаться примерно 25% товарной продукции сельскохозяйственных предприятий и значительной частью стоимости услуг предприятий по хранению и переработки сельскохозяйственного сырья.
И хотя, само собой разумеется, что в интересах сохранения нормальной дееспособности производителей практически неразумно изъять у них эту продукцию в погашение накопленной задолженности, но целесообразно пойти по такому естественному пути: во-первых, осуществить реструктуризацию накопленной задолженности по ее стоимости; во-вторых, довести предприятиям план продажи продукции и услуг в счет постепенного погашения этой задолженности, но по ценам, компенсирующим производителям примерно средние цены их реализации на рынках Черноземья, с надбавкой в форме списания части задолженности (как минимум,
в размере накопленных пени и штрафов).
В итоге, по различным каналам, в руках государства сосредоточатся значительные потенциальные ресурсы легко ликвидной продукции, что позволит, с одной стороны, создать давление на уровень цен в интересах производителей, а с другой стороны, пропустив большую часть этих ресурсов через регулируемые цены хранения и переработки, реализовать конечную продукцию
на лучших для бюджета условиях.
Практически это означает, что производители, и особенно
в сфере производства сельскохозяйственного сырья, увеличат свои доходы в размере, близком к тому, что в настоящее время перехватывают у них перекупщики и локальные монополии.
Доходы бюджета пополнятся не только за счет дополнительных налоговых поступлений от сокращения "теневого" оборота,
но и благодаря тому, что появятся достаточные ресурсы для планомерной организации снабжения продуктами АПК детских, лечебных, других предприятий бюджетной сферы, с существенно меньшими бюджетными издержками, - поскольку в таком случае станет возможной система прямых, беспосреднических поставок продовольствия.
Регулирование меновых пропорций в интересах вывода АПК области из кризиса с минимальным административным давлением, в целом не нарушающим требований закона стоимости, и даже, наоборот, в целях его более полной реализации может осуществляться путем натурализации финансовых обязательств предприятий агросферы и обслуживающих их производств. Речь идет о налогах и текущих платежах во внебюджетные фонды, под которые может устанавливаться задание на поставки продукции и реализации услуг по средним ценам, фактически складывающимся на рынках Черноземья.

Эффект в данном случае увеличение централизованных ресурсов продукции АПК области, что позволит в других регионах получить от ее продажи дополнительные средства в бюджет, для последующего их использования, в частности, на нужды восстановления межхозяйственной инфраструктуры АПК.
Особого внимания заслуживает такой многоцелевой инструмент государственного регулирования меновых пропорций в интересах совершенствования рыночных отношений, - как введение квот на загрузку используемых неэффективно либо неиспользуемых производственных мощностей приватизированных предприятий. Во-первых, введение подобных квот станет стимулом повышения фондоотдачи. Особенно в тех случаях, когда недоиспользование мощностей является следствием погони собственников предприятий за сверхприбылью путем повышения цен, например, за услуги по хранению, переработке сельскохозяйственного сырья, транспортное обслуживание и т.п.

Во-вторых, указанные квоты станут инструментом концентрации сырьевых ресурсов на тех объектах, которые позволяют с меньшими затратами завершить процесс производства конечной продукции АПК. Для этого потребуется предварительно осуществить ранжирование предприятий, мощности которых загружены не полностью, - по показателям сравнительной эффективности производства, а затем лучшим из них выделить большие квоты загрузки оборудования.

В частности, за счет товарных ресурсов, формируемых в процессе реструктуризации задолженности предприятий и натурализации их оперативной задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами.
В-третьих, квотирование под недоиспользованные мощности станет существенным фактором снижения себестоимости конечной продукции АПК поскольку позволит основательно сократить ту часть издержек, которая мало зависит от объемов производства продукции и услуг. Так, на тех элеваторах и комбикормовых заводах, где в настоящее время оборудование загружено всего на 12-15%,
а благодаря введению системы квотирования удастся поднять уровень использования мощностей до 75-90%, то такой важнейший элемент себестоимости хранения и переработки зерна в комбикорм, как амортизация, уменьшится сразу в шесть раз. В несколько меньшей мере, но тоже многократно понизятся в расчете на единицу продукции такие элементы издержек, как расходы на управление, на топливо и электроэнергию.
В свою очередь, снижение цен за хранение и переработку зерна будет стимулировать сельскохозяйственные предприятия, которые не располагают высокопроизводительным оборудованием для послеуборочной подработки зерна, - полнее загружать более производительные элеваторы, и т.д. В итоге можно будет рассчитывать и на большие объемы конечной продукции, и на относительно меньшие издержки по всей цепи ее производства, и, наконец, на увеличение доходной части бюджетов всех уровней.

Особенно в те годы, когда с помощь долгосрочных прогнозов удастся принимать решения о целесообразности значительного увеличения резервных фондов и запасов под ожидаемо неблагоприятные условия урожая и в иных случаях, позволяющих реализовать эффект колебаний рыночной конъюнктуры.
Все это конкретные свидетельства того, что в настоящее время экономическая ситуация действительно позволяет с минимальным административным вмешательством в процессы товародвижения осуществить переход от якобы "саморегулирующегося", а в действительности удушаемого естественными и локальными монополиями сельскохозяйственного производства - к планомерному выводу его из кризиса. Причем, на рыночной основе, при непременной компенсации производителям их издержек и определенной нормы прибыли, в условиях поощряемой конкуренции заготовителей сельскохозяйственного сырья, покупателей конечной продукции АПК области, поставщиков селу средств производства и потребительских товаров.
По мере углубления аграрного кризиса в системе мер по его преодолению все более важное значение приобретает проблема воспроизводства основных фондов АПК, прежде всего в земледелии, где износ активной части основных фондов и общая обеспеченность ими достигли катастрофического уровня. (Таблица 2.15.)
Таблица 2.15
Динамика обеспеченности области тракторами и комбайнами. (тыс. шт.)

Трактора Комбайны
Наличие на 1.01.90 21,78 8,62
Наличие на 1.01.2000 12,6 4,3
Из них сроком использования:
Менее 10 лет 8,79 2,82
Менее 8 лет 4,6 1,25

Естественный итог распада машинно-тракторного парка не только существенное нарушение агротехнических сроков выполнения основных видов механизированных работ, но и вынужденное значительное сокращение посевов зерновых культур (с 966 тыс. га
в 1990 г. до 824 тыс. га в 1999 г.), а потому падение валовых сборов зерна, отличающегося наибольшим мультипликативным эффектом как с позиций АПК области, так и с позиций областного бюджета.
Проблема восстановления машинно-тракторного парка более сложная, чем преодоление дефицита оборотных средств, поскольку в данном случае речь идет о приобретении средств производства, меновая стоимость которых ныне диктуется зарубежными монополиями, поскольку отечественное сельскохозяйственное машиностроение в ходе "шоковых реформ" сократило объемы производства в 10 раз и более. На его реанимацию опять-таки нужны значительные инвестиции, а помимо того, и немало времени.
Поэтому выход видится в том, чтобы, во-первых, сосредоточить усилия на всемерном улучшении использования наличных технических ресурсов за счет ремонтов и более качественного техобслуживания. Улучшить условия работы тракторов, комбайнов, других видов машин и оборудования выводом под залужение склоновых земель
и неудобий. Снизить напряженность полевых работ через рациональные подвижки в структуре посевов (более полное сочетание рано или поздно созревающих культур), организацию двухсменной работы и т.п. Повысить материальную заинтересованность механизаторов
в бережном и эффективном использовании техники.
Во-вторых, организационно и финансово обеспечить приобретение в постоянно нарастающем объеме новой техники, частично импортной, но с общей ориентацией на отечественное производство. Предпочтительно по лизингу, но по преимуществу концентрируя новую технику в машинно-технологических станциях, способных ее использовать более производительно, на межхозяйственной и даже межрегиональной основе.
Наиболее сложная часть проблемы стабилизации и развития материально-технической базы села мобилизация необходимых для этого инвестиционных ресурсов. Обычно решение видится
в привлечении внешних инвесторов, однако, по нашему мнению,
не отрицая целесообразности использования внешних источников
и инвестиций, основное внимание должно быть уделено накоплению внутренних ресурсов сельскохозяйственного производства.
Для этого следует радикально изменить условия реализации сельскохозяйственной продукции, но и получать прибыль в размерах, достаточных для формирования накоплений, включая потребности в затратах на обновление основных фондов. Самый малозатратный способ решения этой проблемы развитие системы прямых производственных и товарных связей, по возможности от поля и фермы до прилавка, с вытеснением многозвенного, по существу паразитарного посредничества.
Но этого недостаточно. Поскольку сложившиеся "ножницы цен" сужают финансовые возможности нормального воспроизводства в сельском хозяйстве не только ввиду давления на село локальных монополий, но, во все возрастающей мере под гнетом естественных монополий, становится все более очевидной необходимость введения рентных платежей с земель несельскохозяйственного пользования (в отраслях ТЭК, железнодорожного транспорта, химической промышленности, металлургии), специально накапливаемых для нужд восстановления и развития материально-технической базы села.
Не следует исключать и иных вариантов. Например, содействие лесхозам, банкам, высокорентабельным предприятиям потребляющим сельскохозяйственную продукцию регионов (Москва и область, Республика Коми и др.) в создании на территории Курской области МТС, что позволит обеспечивать нужды учредителей в необходимой им сельскохозяйственной продукции.

Может быть рассмотрен и такой вариант, как формирование в курской области агрокомбината в составе нескольких МТС и Сахарного завода спиртозавода и крахмалопаточного завода на средства бюджета г. Москвы, специально для удовлетворения нужд предприятий, финансируемых из московского бюджета.
Важнейшее условие вывода АПК региона из кризиса всесторонне обоснованная и планомерно осуществляемая структурная перестройка экономики АПК по следующим направлениям: совершенствование социальной, общеэкономической, отраслевой, региональной и технологической структуры производства. При этом необходимо учитывать, что, поскольку мы имеем дело с более затяжным. Чем все предшествующие кризисы ХХ века (см. 2.2.), то и вывод АПК из данного кризиса потребует, видимо, больше времени и должен осуществляться поэтапно.

Соответственно можно предвидеть, что и структурная перестройка агроэкономики должна проектироваться с учетом специфики каждого из выделяемых этапов.
Так, принимая во внимание, что на первом этапе самым узким звеном решения проблем экономического роста является дефицит оборотных средств, все подвижки в динамике структуры производства необходимо нацеливать на материалоэкономные решения. Так, в том, что касается социальной структуры (по формам собственности и хозяйственного ведения) акцент должен быть сделан на всемерное использование потенциала личного подсобного хозяйства населения, на подъем таких относительно мало затратных формирований, как АО в сфере коммерческого и финансового обслуживания сельского хозяйства, на использование внешних инвесторов в капиталоемких производствах.

В дальнейшем, начиная со второго этапа, в социальной структуре сельскохозяйственного производства можно планировать постепенное повышение доли крупного, прежде всего, коллективного хозяйства и формирований типа концернов, комбинатов, холдингов, в том числе, межобластного уровня и СП.
Ориентация на малозатратность производства как важнейшую характеристику первого этапа вывода экономики из кризиса, особо четко должна быть выражена при проектировании подвижек в общеэкономической структуре сельского хозяйства области. Прежде всего это предполагает снижение доли себестоимости в общей цене реализации сельскохозяйственной продукции. Причем, не только
в целом по области, но и в каждой из природно-экономических зон.
В реальной действительности картина радикального отступления от общеэкономических условий пропорций простого воспроизводства не может быть выражена полностью, что объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, потому что в себестоимости фигурирует начисленная, а не фактически выплаченная оплата. Во-вторых, как ранее уже отмечалось, даже начисленная оплата весьма существенно отклоняется от прожиточного минимума.

Задача структурной перестройки производства включает в себя исправление данного прекоса уже на первом этапе преодоления аграрного кризиса.
Еще одна принципиальная диспропорция, которая имеет обшеэкономическое значение, тоже должна быть устранена в ходе решения задач структурной перестройки экономики села на первом этапе. Это проблема использования по назначению фонда амортизации, без чего невозможно осуществлять простое воспроизводство основных фондов.

Во всяком случае, на этом этапе, во-первых, должны быть воссозданы банковские счета амортизации и законодательно регламентировано их строго целевое использование.
Во-вторых, регулирование меновых отношений с локальными естественными монополиями должно создать финансовые условия реального наполнения счетов амортизации без подрыва нормальных условий оперативной хозяйственной деятельности. В-третьих, должен быть снят реально неподъемный навес кредиторской задолженности, которая в большей мере сформировалась как результат бездумно проводившихся "шоковых" реформ.
На втором этапе совершенствования общеэкономической структуры сельскохозяйственного производства, и в дальнейшем, следует проектировать решение задач создания производителям нормальных условий расширенного воспроизводства. В связи с этим, нужно обратить особое внимание на проблемы развития резервных фондов и запасов на всех уровнях (в хозяйствах, районах,
в области), причем, как в натуральной, так и в денежной формах. Что особо важно, должны быть созданы необходимые предпосылки формирования фондов накоплений частично в предприятиях,
но в большей части в их объединениях для восстановления межхозяйственной и межрегиональной производственной и социальной инфраструктуры, укрепления производственного потенциала сельскохозяйственного производства.
Определяя рациональные сдвиги в отраслевой структуре АПК области, исходя из специфики производственно-финансовых условий первого этапа преодоления аграрного кризиса, необходимо отдать предпочтение повышению удельного веса в валовой продукции отраслей земледелия. Прежде всего, это касается производства продовольственного зерна, сахарной свеклы, картофеля, а также многолетних бобовых трав, благодаря которым можно рассчитывать одновременно на улучшение структуры фуражных ресурсов
и снижение кормоемкости в животноводстве, на повышение плодородия почв, на снижение энергоемкости полеводства и потребности в дорогостоящей уборочной технике.
Должна совершенствоваться и внутриотраслевая структура производства. Так, в зерновом клину намечается повышение удельного веса озимой пшеницы, возделываемой по технологии, обеспечивающей содержание клейковины в зерне не менее 18-23%. Предусматривается расширение посевов яровой пшеницы в качестве страховой продовольственной культуры на случай гибели озимых.

Намечается повышение доли пивоваренного ячменя в его общей посевной площади (учитывая его экспортный потенциал), а также рост удельного веса крупяных культур и гороха. В рамках первого этапа целесообразно
с минимальными дополнительными затратами реализовать эффект посевов зерносмесей, травосмесей, а передовых хозяйствах и сортосмесей, поскольку это позволит вполне аккумулировать питательные вещества почвы, снизит колеблемость урожаев в годы с экстремальными условиями производства и, по данным ряда источников48, позволяет рассчитывать на повышение урожайности до 20%.
На втором этапе вывода сельского хозяйства области из кризиса в структуре посевов начнется повышение удельного веса зерновых культур, поскольку повысится обеспеченность техническими ресурсами зернопроизводства. Параллельно, в связи с ростом платежеспособного спроса на более качественную и дорогостоящую продукцию, начнется некоторое сокращение посевов картофеля,
а в животноводстве повысится удельный вес производства мяса, особенно свинины и птицы.



Содержание раздела