d9e5a92d

Изменения в региональной структуре производства

Изменения в региональной структуре производства, т. е. в его размещении, на первом этапе в основном должны выразиться в усилении процессов концентрации производства в тех предприятиях, где имеется реальная возможность более эффективно использовать наличные финансовые, материальные и кадровые ресурсы.
На уровне предприятий это те поля, на которых целесообразно сосредоточить большую часть удобрений и производительной техники; те фермы, на которых выгодно сосредоточить продуктивный скот и корма, чтобы в конечном счете получить большую отдачу. На уровне районов это, как правило, передовые предприятия, производственно и финансово дееспособные, имеющие лучшие показатели в отдельных отраслях производства ликвидной продукции.
На втором этапе появится возможность углубить межрегиональную специализацию производства. Так, в Северо-Западной зоне области с преобладанием легкосуглинистых серых и светло-серых лесных почв можно проектировать более высокий удельный вес в посевах ржи озимой, овса, вики, конопли, многолетних трав (Дмитриевский, Железногорский, Конышевский, Поныровский, Хомутовский районы). В Юго-Западной зоне с преобладанием слабо выщелочных и типичных черноземов относительно выше должен быть удельный вес посевов озимой пшеницы и кукурузы
на зерно (Беловский, Большесолдатский, Глушковский, Кореневский, Курчатовский, Обоянский, Октябрьский, Льговский, Медвенский, Рыльский и Суджанский районы). Наконец, в воточной зоне, где преобладают типичные выщелочные и слабо выщелочные черноземы, по мере накопления качественных семян следует предусматривать более высокий удельный вес яровой пшеницы мягкого
и твердого типов и расширять посевы подсолнечника.
На этом этапе необходимо восстановить высокотоварное плодоводство в одиннадцати спецхозах и овощеводство в двух пригородных хозяйствах. В передовых хозяйствах Беловского, Обоянского, Глушковского, Кореневского, Льговского и Курского районов целесообразно приступить к освоению на больших площадях посевов сои и бобов.
Одним из важнейших факторов ускорения вывода агросферы области из современного экономического кризиса следует признать ускорение освоения малозатратных технологий. Это предполагает, с одной стороны, общий курс на биологизацию сельскохозяйственного производства, с другой стороны, - переход к гибким системам ведения хозяйства, предполагающий всесторонний учет в процессе планирования производственной и финансовой деятельности прогнозируемых колебаний рыночной конъюнктуры и погодных условий.
Так, в земледелии имеется в виду расширение бесплужной обработки почвы, вывод из пашни под залужение склоновых земель, использование системы "гибкого пара", наведение должного порядка в чередовании культур по полям севооборотов, в том числе, с использованием эффекта пласта многолетних трав. По мере улучшения ситуации с обеспеченностью финансовыми средствами возобновится работа по коренному улучшению лугов и пастбищ, известкованию кислых почв, посадке приовражных лесных полос, и т. п. В животноводстве будет восстанавливаться начатая в 80-е годы работа по углублению специализации в скотоводстве, где уже в то время предполагалось расчленить производство на уровне предприятий по направлениям: выращивание первотелок, доращивание сверхремонтного молодняка, откорм сверхремонтного поголовья и выбракованных коров.
В целях достижения более высокой, чем в докризисный период товарности и рентабельности производства необходимо проектировать существенное увеличение глубины переработки сельскохозяйственного сырья, создание технико-технологических предпосылок сокращения потерь, особенно в процессе уборки и хранения урожая основных культур, утилизации отходов производства, как в земледелии,
так и в животноводстве.
Особая роль в совершенствовании структуры сельскохозяйственного производства принадлежит восстановлению и организации на современной основе систем семеноводства и воспроизводства основного стада в скотоводстве, тем более, что в настоящее время она оказалась в катастрофически разрушенном состоянии. И главная беда - свертывание покупательского спроса производителей на высококлассные семена и племенной скот, что в свою очередь вынуждает семхозы и племхозы не только сокращать производство, но и использовать свою классную продукцию на производственные и фуражные цели.

Дальше с этим мириться нельзя, поскольку в снижении показателей продуктивности полей и ферм (Таблица 2.16.) все более существенная роль принадлежит распаду семеноводства и племенного дела.
Таблица 2.16
Динамика урожайности и продуктивности скота


в Курской области

Показатели 1990 г. 1998 г.
Урожайность (ц/га)
Зерновые (всего) 28,3 14,8
Пшеница озимая 31,9 22,4
Ячмень 32,3 12,3
Пшеница яровая 27,1 12,9
Зернобобовые 18,0 9,2
Многолетние травы , з/к 190,0 90,3
Сахарная свекла (фабричная) 251,5 135,8
Продуктивность скота
Удой молока на голову (кг) 2659 2021
В том числе, в общественных хозяйствах 2664 1675
Производство мяса (убойный вес, кг) на голову КРС в общественном хозяйстве 66 45

Первое, что в этой связи намечается предпринять реорганизация сети семеноводческих хозяйств с таким расчетом, чтобы удалось возможно быстрее нарастить их мощности для сортосмены и сортообновления, обеспечить все предприятия семенами культур
и сортов достаточного ассортимента как в годы ожидаемо засушливые, так и, наоборот, в хорошо влагообеспеченные. В частности, для этого необходимо ежегодно производить элитных семян зерновых 8700 тонн, многолетних трав до 60 тонн, сахарной свеклы 15 тонн, конопли 9 тонн.

Предстоит создать на Льговской, Советской и Обоянской семеноводческих станциях ежегодный региональный страховой фонд семян многолетних трав и зерновых культур высоких репродукций в объеме свыше 1000 тонн.
Однако в условиях рыночной экономики совершенно недостаточно произвести необходимое количество высоко качественных семян. Нужно обеспечит условия, которые позволят приобретать их тем хозяйствам, которые испытывают финансовые затруднения.

Поэтому система организации устойчивого семеноводства должна предусматривать такие экономические взаимоотношения между элитными хозяйствами и семхозами по производству семян первой-второй репродукций, а последних с остальными сельхозпроизводителями и бюджетом, - при которых приобретение семян, с одной стороны дотировалось, а с другой, сопровождалось условиями, позволяющими в конечном счете, компенсировать расходы бюджета на сортосмену и сортообновление за счет повышения урожайности.
Как нам представляется, одним из вариантов решения этой проблемы, может стать введение следующего порядка расчетов: продавец семян получает в обмен за 1 ц своей продукции 1,2-1,3 ц зернофуража от покупателя семян и дотации из бюджета в объеме, обеспечивающем рентабельность семеноводства не ниже 40-50%. В свою очередь, покупатель семян обязуется продать государству до 3 ц зерна по ценам, гарантирующим ему не менее 30-40% прибыли.

За счет переработки этого зерна в муку и хлебопродукты, либо в комбикорм и продукты животноводства, за счет разницы цен сырья и конечной продукции, вполне могут быть погашены указанные расходы бюджета.
Примерно аналогично может проектироваться организация стимулирования восстановления системы воспроизводства стада крупного рогатого скота, улучшения его породного состава и других качественных характеристик. Немалых затрат потребует завоз племенного поголовья в племхозы АОЗТ "Дрозды" Обоянского, колхоз им. Черняховского курского, ТОО "Мир" Рыльского районов, на племенные фермы в ТОО "Вольная заря" Касторенского
и "Сафоновское" Кореневского, колхоза им.Винниченко Суджанского и ПСХК "Карыжский" Глушковского районов. Однако переложить эти затраты на цену реализации продукции племхозов означало бы лишить их покупателей из числа финансово недостаточно обеспеченных сельхозпроизводителей.
Чтобы снять финансовые преграды на пути эффективного решения проблем воспроизводства поголовья, будет достаточно рассчитываться с поставщиками за племенной скот и приобретение высокопродуктивных первотелок встречной реализацией скота
в соотношении примерно 1 к 1,2 и доплатой племхозу из бюджета до рентабельности 40-50%. Опять таки компенсация бюджетных затрат на поощрение эффективного воспроизводства стада должна проектироваться за счет разницы цен приобретения скота в хозяйствах, приобретающих первотелок в племхозах, и ценой реализации конечной продукции, произведенной из закупленного поголовья.
При этом должно быть предусмотрено, что одним из источников бюджетного финансирования семеноводства и воспроизводства высокопродуктивного скота могут быть средства, проектируемые по бюджету на приобретение продовольствия для финансируемых государством предприятий и учреждений. В таком случае использование выделенных на покупку продуктов питания средств бюджетные предприятия и учреждения осуществят на основе прямых поставок, т. е. без многослойных налоговых накруток. Что особо важно, необходимо предусмотреть, чтобы цены на переработку сырья, закупленного на средства областного бюджета, контролировались систематически на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Больше того, сам по себе факт повышения загрузки мощностей перерабатывающих предприятий сверх фактически ими достигнутого ввиду дефицита сырья должен рассматриваться в качестве достаточного основания для снижения платы за переработку, поскольку в этом случае переработчики получают возможность основательно снизить расходы на единицу продукции по относительно постоянным статьям издержек: общепроизводственным, общехозяйственным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Исследования показали, что в условиях перехода от огосударствленной к смешанной социально ориентированной рыночной экономике возникла объективная необходимость формирования планового рыночного механизма, который эффективно используется во всех странах с различными моделями смешанной экономики. Это обуславливает потребность в разработке и реализации новой концепции прогнозирования и планирования, осуществляющихся в различных формах.

Особая потребность ощущается в формировании системы стратегического планирования применительно к современным условиям России. Стратегическое планирование представляет собой процесс разработки и реализации стратегии функционирования и развития социально-экономической системы, ее структурных подразделений в будущем на основе предвидения: изменений тенденций, определяющих параметров внешней среды, представляющих угрозу или благоприятные возможности для расширенного воспроизводства экономического потенциала системы; приоритетных направлений, методов, целенаправленного поддержания динамичной пропорциональности и эффективного использования стратегических ресурсов.
В современных условиях использование стратегического планирования и прогнозирования в условиях кризисного развития АПК как эффективного инструмента преодоления и выхода из аграрного кризиса является одной из важнейших задач науки
и практики управления. Сегодня стратегия выхода АПК из глубокого аграрного кризиса в фазу стабилизации, оживления, экономического роста и устойчивого развития может лишь обоснованно и реализовано на основе современных методов государственного регулирования.
При стратегическом планировании плановый период реализации стратегии выхода АПК из кризиса необходимо разбить на три этапа: 1 этап прекращения спада агропромышленного производства и падения реальных доходов населения; 2 этап всесторонней переструктуризации экономики агропромышленного производства, обеспечивающий ее переход в фазу оживления и экономического роста; 3 этап перехода в фазу экономического роста и устойчивого развития. Эти этапы должны быть разработаны на основе научного предвидения и прогноза в системе информационного обеспечения стратегического планирования агропромышленного комплекса.
В данной книге мы раскрыли основы теории методологии формирования стратегического планирования социально-экономического развития АПК на основе научно обоснованного прогнозирования, как организующего элемента системы стратегического менеджмента этого комплекса.
Конечно, разработка концепции и реализация стратегического планирования в системе агропромышленного производства невозможна без тесной увязки с социально-экономическими механизмами государственного регулирования и, прежде всего, разработки таких важных вопросов как стратегия ценообразования на продукцию агропромышленного комплекса и его социального развития. Исследованию этих проблем и будут посвящены наши последующие публикации.


Список использованной литературы


  1. Федеральный закон О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации //Собрание Законодательства Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1995. - 30.
  2. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996-2000 годы //Российская газета. 1996. 17 июля.
  3. Федеральный закон "О финансово-промышленных группах". //Российская газета. - 1995. 6 декабря.
  4. Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)". М.: Ось-89, 1998
  5. Постановление Правительства РФ 1399 от 27.11.1999 г. "О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства".
  6. Постановление Правительства РФ 228 от 26.02.1999 г.
    "О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе Российской Федерации с использованием средств Федерального бюджета".
  7. Постановление Правительства РФ 295 от 16.03.1999 г.
    "О ценовой политике в сфере агропромышленного производства". //Собрание законодательства РФ. 1999. - 13.
  8. Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1999 года N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".
  9. Распоряжение Правительства РФ 243-р от 16.02.1999 г.
    "О продлении сроков возврата кредитов, полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями из специального фонда для кредитования организаций АПК".
  10. Постановление Правительства РФ 1062 от 22.09.99
    "О межведомственной комиссии по разработке условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики".
  11. Постановление Правительства РФ 1399 от 27.11.1999 г. "О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства".
  12. Агропромышленный комплекс России в 1998 году. М.: Минсельхозпрод РФ, 1999.
  13. Акофор Р. Планирование в больших экономических системах. М.: Изд-во Советское радио, 1972.
  14. Амосов А.И. Программно-целевое планирование интенсивного воспроизводства агропромышленного комплекса. М.: Наука, 1986.
  15. Анализ и прогнозирование экономики региона. /Под ред. В.П.Чичканова, П.А.Минакир. М.: Наука, 1984.
  16. Анчишкин А. Прогнозирование роста социалистической экономики. М., 1973.
  17. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питерком, 1999.
  18. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  19. Белкин В.Д., Ивантер В.В. Плановая сбалансированность: установление, поддержание, эффективность. М.: Экономика, 1983.
  20. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993.
  21. Бинатов Ю.Г. Региональное планирование аграрного производства в условиях полного хозрасчета. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Ставрополь, 1989
  22. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
  23. Бородкин Ф.П. Статистическая оценка связей экономических показателей. М.: Статистика, 1968.
  24. Будаев А.Н., Питуев В.Н., Степанов П.В. Стратегия развития предприятия. М., 1999.
  25. Вайнштейн А. Проблема экономического прогноза в его экономической постановке. РАН ИНИОН, 1930.
  26. Вид Д.Б., Иванов Е.А. Новая философия планирования. М.: Экономика, 1990.
  27. Волгин Н.А. Усиление социальной направленности экономики России: (Актуальные проблемы, вопросы теории и практики). М.: Изд-во РАГС, 1999.
  28. ВТО идет войной на госсубсидии. //Ведомости. - 2000.
    14 февраля.
  29. Гатаулин А.М. и др. Экономико-математические методы
    в планировании сельскохозяйственного производства. М., 1986.
  30. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование и планирование: теория проектирования экспериметров. М., 1997.
  31. Гранберг А.Г. Оптимизация территориальных пропорций народного хозяйства. М., 1973.
  32. Гринберг Р. Прагматики с Востока. //Эксперт. 2000. - 6.
  33. Грэй К. Государство в США лишь дополняет аграрный рынок, а не формирует его. //Финансовые известия. 1996. - 5 ноября.
  34. Гусев Ю.В. Стратегическое управление. Новосибирск, 1995.
  35. Демина М.П. Развитие и планирование региональных агропромышленных комплексов. М.: Колос, 1981.
  36. Демонстрация силы. Отечественный пищепром готовится
    к экспорту. //Эксперт. 2000. - 6.
  37. Дудкин В.Э. Индикативное планирование как система координационного взаимодействия государственных и негосударственных субъектов рыночной экономики. М., 1998.
  38. Ермолов А.С. Народные приметы на урожай. СПб., 1998.
  39. Жученко А.А. Стратегия адаптивной интенсификации сельского хозяйства. Пущино, 1994.
  40. Загайтов И., Воробьева Л. Прогноз колебаний природных условий сельскохозяйственного производства и всемирная статистика урожаев. Воронеж, 1998.
  41. Загайтов И.Б., Половинкин П.Д. Экономические проблемы повышения устойчивости сельскохозяйственного производства. М.: Экономика, 1984.
  42. Залецкий Т.П. Теория планирования. Новосибирск, 1999.
  43. Засько В.Н. Особенности развития и финансово-кредитного обеспечения продовольственного комплекса России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 1999.
  44. Ивантер В. Экономическое прогнозирование в России: реальность и перспективы //Общество и экономика. 1999. - 5.
  45. Ильюшонок С., Люжин В., Панченко А. Планирование развития агропромышленного комплекса. Новосибирск: Изд-во Наука, 1975.
  46. Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.
  47. Кеннет Д.К. Малый бизнес. Стратегическое планирование. М., 1998.
  48. Кинт У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Изд-во Прогресс, 1982.
  49. Киселев С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М.: Колос, 1994.
  50. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М.: Экономика, 1999.
  51. Клюкач В.А. Маркетинг сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
  52. Кобяков А. ВТО: клиническая смерть. //Эксперт. 2000. -
    1-2.
  53. Комплексная программа социально-экономического развития Курской области на 1997-2005 годы. Курск, Администрация Курской области, Департамент экономики, 1997.
  54. Комплексная программа социально-экономического развития Курской области на 1997-2005 годы.
  55. Кондратьев В.Д. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993.
  56. Кондратьев Н. План и предвидение //Проблемы теории
    и практики управления. 1988. - 3.
  57. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.
  58. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990;
  59. Крестьянская доля. Евросоюз странам Центральной Европы: входите, но только без фермеров. Ведомости, 10.02.2000 г
  60. Кржижановский Г.М. Десять лет хозяйственного строительства СССР (1917-1927гг.). М.: Изд-во Госплан, 1928.
  61. Крылатых Э.Н. Пропорции и приоритеты в развитии АПК. М.: Экономика, 1983.
  62. Кушлин В.И. О теоретических основах функционирования рыночного хозяйства и государственного регулирования предпринимательства. В кн.: Экономика предпринимательства. Курс лекций. М.: ГИЦ Владос, 1999.
  63. Кушлин В.И. Экономическая стратегия государства на современном этапе реформ. В кн.: Государственное регулирование экономики, М.: РАГС, 1998.
  64. Ламберт Ж.Ж. Стратегический маркетинг. СПб., 1996.
  65. Леонтьев В. Экономическое эссе. М., 1990.
  66. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. М.: БЕК, 1997.
  67. Личко К.П. Прогнозирование и планирование аграрно-промышленного комплекса. М., 1999.
  68. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. М., 1999.
  69. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. Соч.т.25, ч.II.
  70. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.изд.2-е. Т.35.
  71. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование регионального развития России. М.: Наука, 1995.
  72. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
  73. Методика распределения трансфертов на 2000 год: как безграмотность и безответственность рождают нищету и коррупцию. /Под ред. Делягина М.Г. М.: Институт проблем глобализации, аналитический доклад, 2000.
  74. Методы народнохозяйственного прогнозирования /Под ред.Н.П.Федоренко, А.И.Анчишкина. М.: Наука, 1985.
  75. Милосердов В.В., Беспахотный Г.В. Региональное планирование развития сельского хозяйства. М.: Экономика, 1982.
  76. Немчинов В.В. О дальнейшем совершенствовании планирования и управления народным хозяйством. М., 1965.
  77. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 1999 год. М.: Минэкономики РФ, 2000.
  78. Объективные основы планового управления экономикой
    и проблемы его совершенствования /Под ред. В.А.Пешехонова. Л.: ЛГУ, 1987.
  79. Олейник А. Теорема Коуза и трансакционные издержки. //Вопросы экономики. 1999. - 5.
  80. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1993.
  81. Письмо Минфина РФ 09-02-02 от 28.11.1997 г. "О проведении конкурса среди коммерческих банков на право кредитовании организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях в 1998 г.".
  82. Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика). /Под ред. ВаловогоД.В. М.: ЗАО "Бизнес школа "Интел-Синтез", 1999.
  83. Половинкин П.Д. и др. Выбор пути: дискуссии на полях земельного кодекса России. М.: Наука, 1998
  84. Половинкин П.Д. Методологические основы качественного преобразования механизма планирования //АПК: Экономика
    и управление. 1990. - 3.
  85. Половинкин П.Д. Резервные фонды в социалистическом воспроизводстве: вопросы теории и методологии. М.: Экономика, 1979.
  86. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
  87. Портфель конкуренции и управления финансами. (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего.) Отв. Ред. Рубин Ю.Б. М.: СОМИНТЭК, 1996.
  88. Предложения Академии наук СССР к разработке продовольственной программы СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990г. М., 1981.
  89. Проблемы прогнозирования и стратегического планирования регионов в современных условиях. Чебоксары, 1997.
  90. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М., 2000.
  91. Руцкой А.В. Аграрная реформа в России. М., 1993.
  92. Руцкой А.В. Аграрная реформа и организационно-экономический механизм хозяйствования в АПК в условиях перехода к рынку. Курск, 1997.
  93. Руцкой А.В. и др. Методические рекомендации по созданию агропромышленных компаний. Курск, 1997.
  94. Руцкой А.В. и др. Организационно-экономические основы управления эффективностью аграрного производства в условиях системного кризиса. Москва Курск, ГУИПП "Курск", 1999.
  95. Руцкой А.В. Методическое пособие по созданию новых организационно-правовых форм и производственно-финансовых отношений в АПК Курской области. Курск, 1996.
  96. РуцкойА.В., СкечковскийР., СобоньЯ., СпыхалскиГ.
    Региональная экономическая политика в условиях перехода к рыночным отношениям. Комалин, 1998.
  97. Руцкой А.В., Степанов А.А., Козицки К. Методология разработки и освоения систем ведения сельского хозяйства в региональном АПК. Курск,1998.
  98. РуцкойА.В., СтепановА.А., РадугинН.П., СобоньЯ.
    Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в условиях радикальной экономической реформы. Вопросы теории и методологии. Курск, 1998.
  99. Руцкой А.В., Степанов А.А., Усивицкий Л.И., Ляпунов Б.Р. Организационные и экономические проблемы развития регионального рынка зерна в переходный период.Курск, 1998.
  100. Самуэльсон П. Экономика. М., 1964.
  101. Сельское хозяйство области. Статистический сборник. Курск, 1995.
  102. Сельское хозяйство. Статистический сборник. Курск, 1999.
  103. Серков А.Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве. М., 1996.
  104. Система простых решений. //Эксперт. 1999. - 48.
  105. Смагулов Ш.С. Экономическая реформа и предпринимательство в АПК. М.: Экономика, 1996.
  106. Смехов Б.М. Логика планирования. М.: Экономика, 1987.
  107. Соколова И. О взаимодействии федеральных и местных властей в региональных экономических программах //США: экономика, политика, идеология. 1994. - 1.
  108. Состояние и меры по развитию агропромышленного производства Российской Федерации. Ежегодный доклад. М., 1996.
  109. Социальное развитие села: проблемы и тенденции (информационно-аналитический обзор) //Экономист. 2000. - 2.
  110. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1996.
  111. Справочник Социально-экономические проблемы России. СПб., 1999.
  112. Степанов В.В. Стратегия хозяйственного поведения корпораций США. М.: Наука, 1990.
  113. Стерлин А.Р., Тулин И.В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. М.: Наука, 1990.
  114. Стратегическое планирование /Под ред.Уткина Э.А. М.: Изд-во ЭКМОС, 1998.
  115. Строев Е., Загайтов И., Турищев Н. Теория и практика предвидения и преодоления негативных явлений в экономике. Орел, 1996.
  116. Струмилин С. Вопросы социалистического планирования
    в трудах С.Г.Струмилина //Плановое хозяйство. 1977. - 1.
  117. Тамбиев А.Х. Регион в системе национальной экономики: экономические модели и механизмы регулирования. М.: Экономика, 1999.
  118. Тевено Л. Множественность способов координации: равновесие и рациональность в сложном мире. //Вопросы экономики. 1997. 10.
  119. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Т.1, вып.2. М.: Начала-Пресс, 1993.
  120. Теория предвидения и будущее развитие России: Сборник /Кондратьевские чтения. М., 1997.
  121. Тихонов В.А., Лезина М.Л. Конечный продукт АПК. М.: Наука, 1986.
  122. Томсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки
    и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  123. Узун В. Планирование процесса интенсификации сельскохозяйственного производства //Экономика сельского хозяйства. 1986. - 5.
  124. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки и отношения контрактации. СПб.: Лениздат, 1996.
  125. Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.: Прогресс, 1988.
  126. Федосеев А.П. Агротехника и погода. - Л., 1979.
  127. Финансово-экономический бюллетень //Содействие. 1999. - 10.
  128. Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М.: Прогресс, 1987.




Содержание раздела