d9e5a92d

Анализ инновационной практики глобальных фирм

Труды М. Е. Портера /1/ и его сотрудников, а также работы по исследованию современной модернизации теории фирм и менеджмента знаний /6, 7, 11, 12, 13, 14, 15,16, 19, 21, 22/ вряд ли следует подвергать сомнению. Тем не менее остается вопрос: "А следует ли рекомендациям этих исследований менеджмент фирм, работающих в современной обстановке быстро меняющегося рынка /4/, особенно менеджмент глобальных фирм?.

Ответам на этот вопрос и посвящена настоящая глава монографии. В качестве базы данных по инновационной деятельности глобальных фирм использованы труды индийских исследователей /23, 24/, которые опубликованы в солидном издании и опираются на данные всемирно известных статистических сборников:
The UK R D Scoreboard;
Worldscope Bridgeport Co.: Diclosure Partners;
Industry Week: 1000;
U. S. Securities and Exchange Commission Website: www.sec.org.

Основные тенденции инновационной политики глобальных фирм


В работе /23/ исследованы результаты инновационной деятельности 300 глобальных фирм в 24 основных секторах материального производства в 1998 году. Основные выводы авторов и других исследователей, на которые ссылаются авторы, следующие:
фирмы США лидируют в инновациях в здравоохранении, исходных материалах, автомобилестроении, информатике, технологии быстрой упаковки и логистике;
на основе патентных трендов можно заключить, что глобальные фирмы увеличивают свою технологическую диверсификацию и этим объясняется рост затрат фирм на НИОКР и объемов продаж продукции этих фирм;
последний резкий рост патентования вызван взрывом в инновациях и улучшении менеджмента НИОКР;
хотя фирмы США и доминируют в росте инноваций, меньшие игроки (Тайвань, Израиль, Финляндия) показывают высокий уровень изобретательской активности;
зазор в инновационной деятельности между США и другими странами уменьшается;
затраты на НИОКР главное средство поддержания доминирования глобальных фирм даже при слабом росте продаж;
инновационная эффективность фирм определяется их способностью использовать новые технологические возможности в организации и комплексировании технологии, производства и маркетинга;
при интенсификации процессов глобализации управление знаниями становится важным элементом менеджмента;
конвергенция технологических инноваций, экономической деятельности и глобализации очевидны. Неглобальные фирмы и фирмы с малым инновационным потенциалом очевидно проигрывают;
режим интеллектуальной собственности оказывает мощное позитивное влияние на уровень инноваций.
Авторы /23/ полагают, что в будущем фокусе управления НИОКР должны быть:
систематическое формирование потоков технологических проектов;
улучшение менеджмента инноваций;
диффузия новых технологий на более широкие рынки;
управление знаниями в целях кодификации, защиты и последующего их использования;
организационное обеспечение четко стратегического видения компании;
технологическая стратегия, как интегральный аспект стратегии бизнеса;
использование преимуществ глобализации в экономики на масштабе, большой гибкости бизнеса, связи технологического знания и бизнес-стратегии.
Спустя 10 месяцев после публикации работы /23/ выходит в свет статья тех же авторов /24/, где временной горизонт исследований продлен на 1998-99 годы. Интересно изменение тональности итоговых выводов авторов:
имеется острая нужда в разработке стратегий НИОКР, основанных на конкурентном отображении патентных траекторий фирмы и конкурентов (см. главу 3 монографии), стратегических нужд фирмы, технологических траекторий, которые могут возникнуть в будущем; необходимо ускорение коммерциализации продуктов НИОКР, в том числе и с использованием реинжиниринга бизнес-процессов /25/;
технологический менеджмент становится все больше менеджментом знаний /26, 27/; стратегия технологического менеджмента "выкипает" до идентификации новых благоприятных возможностей, обострения нужды в организованном процессе создания новых знаний, управления эволюцией знания, защиты аккумулированного знания, снижения времени коммерциализации новых продуктов;
развитие знания в формате технологического прогноза становится практическим моментом формулировки стратегии;
время реагирования на конкуренцию все более сокращается, что определяет первостепенную роль обучения в фирме;
глобальное технологическое видение будет зависеть от знаний, инновации и общего видения фирмы.
Налицо определенная "смена вех" в оценке относительной важности и рангов технологического менеджмента и менеджмента знаний, что подтверждает основные выводы третей главы. Это будет подтверждено и анализом инновационной деятельности 500 крупнейших глобальных фирм (см. ниже).

Анализ тенденций затрат на НИОКР крупнейших глобальных фирм




Исследования проводились по данным об инновационным поведении главных фирм в каждой из выделенных отраслей. В табл. 4.1 представлены результаты по общим объемам продаж, затратам на НИОКР в процентах от объемов продаж, рис.

6-13 отражают интенсивность НИОКР (% затрат на НИОКР от объемов продаж продукции) в 1992-98 гг. в главных, наиболее представительных отраслях промышленности. Затраты на НИОКР в 500 глобальных фирмах продолжают расти.

Большинство японских фирм поддерживают интенсивность своих НИОКР несмотря на низкий рост объемов продаж.
Интенсивность НИОКР наибольшая в области биотехнологий (47% в среднем от объемов продаж). Следующие два сегмента по величине интенсивности НИОКР программное обеспечение и фармацевтическая промышленность.

Эти отрасли также показывают высокий рост объемов продаж в условиях небольшого глобального экономического спада, хотя средняя скорость роста глобальных фирм составляла 0,1%, интенсивность НИОКР в 1998 выросла на 4,1%. Полный объем затрат на НИОКР всех глобальных фирм в 1998 г. составил $257 млрд.

Средний рост затрат на НИОКР на одну фирму составил $514 млн. в год.
Фирмы-резиденты США доминируют во всех главных отраслях промышленности по затратам на НИОКР и закрепляют свое технологическое лидерство в автомобилестроении, компьютерной технике, биотехнологии, программном обеспечении и во фармацевтике. Интенсивность НИОКР а глобальных фирмах-резидентах США выше в компьютерной технике, программном обеспечении и биотехнологии в сравнение с фирмами из Европы и Японии.

Интенсивность НИОКР в глобальных фирмах различных отраслей в 1998 г. по сравнению с 1997 г. показана в табл. 4.2. Эти данные свидетельствуют о том, что:
в аэрокосмической отрасли интенсивность НИОКР непрерывно снижается;
биотехнология рождается как новый высокоинтенсивный сегмент НИОКР;
интенсивность НИОКР упала в производстве бумаги и строительных материалов;
средняя интенсивность НИОКР растет существенно в фармацевтике;
компьютерная техника, электроника и автомобилестроение обнаруживают тенденцию к повышению интенсивности НИОКР. Интересно оценить зависимость интенсивности НИОКР от существующего объема продаж. Для этого были вычислены коэффициенты корреляции между объемами продаж и интенсивностями НИОКР (табл.

4.3).
Таблица 4.3
Коэффициенты корреляции между объемами продаж и интенсивностью НИОКР по 15 ведущим фирмам в отдельных отраслях

Отрасль Коэффициент корреляции
Электроника -0,75
Фармацевтика -0,60
Химическая промышленность -0,11
Автомобилестроение -0,33
Аэрокосмическая промышленность -0,07
Компьютерная техника 0,15
Программное обеспечение -0,38
Нефтяная промышленность -0,35

Результаты анализа по приведенным данным позволяют сделать следующие выводы:
1. Фирмы выделяют значительные объемы средств на проведение НИОКР (от 1% до 50% от объема продаж своей продукции).
2. Временные тренды (рис.6-13) показывают относительную устойчивость интенсивности НИОКР во времени большинства ведущих глобальных фирм.
3. Коэффициенты корреляции между объемами продаж и интенсивностью НИОКР в отдельных отраслях как правило имеют отрицательный знак, что свидетельствует о том, что интенсивность НИОКР выше у компаний, которые занимают худшую. конкурентную позицию, что косвенно свидетельствует о роли инноваций как орудия конкуренции.
4. В электронике и фармацевтике наблюдается значительная отрицательная корреляция интенсивности НИОКР и объемов продаж. В автомобилестроении, разработке программного обеспечения и в нефтяной промышленности наблюдается слабая корреляция, а в химической, аэрокосмической промышленностях и при разработке компьютерной техники она практически отсутствует.
5. Общий вывод: положение Портера о инновациях как главном инструменте глобальной конкуренции находит свое подтверждение в практике глобальных фирм в области НИОКР.

Анализ практики патентования крупнейших глобальных фирм


Практика патентной деятельности отдельных компаний дает полезное представление о их стратегии в области НИОКР. Она отражает состояние технологического развития фирм и их конкурентов. Предыдущие исследования патентных трендов /23/ показали, что фирмы-резиденты США лидировали в инновациях во всех важных индустриальных сегментах за исключением химической промышленности.

Изучение Портером и Бондом /28/ инновационного индекса за последние десять лет подтвердило это, хотя зазор между США и другими странами сокращается.
Патентование выход инновационной активности и средство защиты технологических преимуществ, важность которых при интернационализации экономической активности, как технологического конкурентного преимущества, увеличивается.
Как любой индикатор итоги патентования имеют свои "ловушки". Главные достоинства и недостатки использования патентования как индикатора технологического развития включают:
патенты представляют собой выход изобретательской активности и, что более важно, той активности, которая оказывает влияние не бизнес;
патенты идентифицируют технические области, наиболее перекрываемые изобретательской активностью, обеспечивая информацию не только об уровне этой активности, но и о ее направлении;
патентная статистика содержит большой массив информации и перекрывает большие периоды времени.
Однако:
не все изобретения патентуются;
не все изобретения патентоспособны;
появление патентов в классификационном списке не означает их использования в практической деятельности фирм;
склонность к патентованию зависит от отрасли и технологической области;
фирмы проявляют различную склонность к патентованию в зависимости от национального рынка, своих ожиданий использования патентов в коммерции;
национальные патентные органы имеют свои собственные институциональные характеристики, что затрудняет сравнение патентных трендов.
В таблице 4.4 приведены данные ведущих компаний восьми наиболее представительных секторов промышленности по затратам на НИОКР, числу полученных патентов и отношению затрат на НИОКР на число патентов (патентная эффективность НИОКР) в 1998 г.
Таблица 4.4
Основные характеристики патентной активности фирм в 1998 г.

Фирма Объем затрат на НИОКР
$ млрд.
Количество зарегистрированных патентов Патентная эффективность НИОКР
$ млн.
Электроника 10071 3,71
Siemens 5,440 920 5,91
Lucent Techologies 5,094 945 5,39
Hitachi 4,529 1367 3,31
Matsushita 4,260 1082 3,94
NEC 3,379 1706 1,98
Ericsson 3,108 443 7,01
Motorola 2,893 1557 1,86
Toshiba 2,862 1339 2,14
Intel 2,674 712 3,75
Sony 2,665 1472 1,81
Фармацевтика 1442 18,33
Merck 2,86 344 8,31
Novartis 2,712 138 19,65
Johnson Johnson 2,433 147 16,55
Pfizer 2,279 120 18,99
Roche Holding 2,239 113 19,81
Glaxo Wellcome 1,931 52 37,13
Lilly 1,738 188 9,24
American Home Products 1,654 52 31,81
Bristol-Mayers Squibb 1,577 128 12,32
Smithkline Beecham 1,513 160 9,46
Химическая промышленность 2789 6,95
Du Pont 2,751 395 6,96
Bayer 2,120 578 3,67
Hoechst 2,066 496 4,16
Rhone-Poulenc 1,816 206 8,81
BASF 1,537 537 2,86
Monsanto 1,263 86 14,69
Dow Chemical 1,156 176 6,57
Akzo Nobel 0,763 104 7,34
Takeda Chemical 0,700 72 9,72
Mitsubishi Chemical 0,665 139 4,78
Автомобилестроение 3050 209,9
General Motors 7,900 304 26,00
Ford Motor 6,300 154 40,91
Diamler Chrysler 5,833 338 17,26
Toyota 3,939 454 8,68
Volkswagen 3,181 17 187,12
Honda Motors 2,534 448 5,66
Robert Bosch 2,088 361 5,78
Renault 1,617 1 1617,00
Penso 1,397 139 10,05
Fiat 1,368 8 171,00
Аэрокосмическая промышленность 1155 11,90
Boeing 1,895 185 10,24
Aerospatiale 1,397 60 23,28
United Technologies 1,315 152 8,65
Lockheed Martin 0,812 203 4,03
British Aerospace 0,691 15 46,07
Raytheon 0,582 152 3,83
Honeywell 0,481 181 2,66
Allied Signal 0,394 141 2,79
Rolls-Royce 0,287 33 8,20
SNECMA 0,277 33 8,39
Компьютерная техника 9299 2,6
IBM 4,466 2674 1,67
Fujitsu 3,432 1275 2,69
Hewlett-Packard 3,355 799 4,20
Canon 1,525 2044 0,75
Compaq Computer 1,353 247 5,48
Xerox 1,043 1059 0,98
Sun Microsystem 1,014 440 2,30
Ricoh 0,586 440 1,33
EMC Corporation 0,315 60 5,25
Apple Computer 0,310 261 1,19
Программное обеспечение 741 9,9
Microsoft 2,502 342 7,31
Oracle 0,719 58 12,40
Silicon Graphics 0,459 94 4,88
Unisys 0,269 122 2,43
Novell 0,225 29 7,76
Adobe Systems 0,207 23 9,00
Cadence Design Systems 0,179 9 19,89
Autodesk 0,164 8 20,50
Imation 0,139 47 2,96
Olivetti 0,104 9 11,55
Нефтяная промышленность 724 24,5
Elf Aquitaine 1,173 18 65,17
Shell 0,799 156 5,12
Schlumberger 0,568 74 7,67
Exxon 0,549 257 2,14
BP Amoco 0,412 111 3,71
ENI 0,308 7 44,0
Veba 0,227 3 75,67
Total 0,225 17 13,23
Mobil 0,204 73 2,79
Petrobras 0,203 8 25,37

Исследование трендов патентной активности фирм в 19921999 годах выявило один основной эффект. Тренды четко делятся на две области во времени: 19921997 годы и 19971999 годы.

В 1997 году наблюдается резкий рост патентной активности.
Технологическое и рыночное доминирование крупнейших по затратам на НИОКР глобальных фирм иллюстрируется их долей в патентной активности отраслей (см. табл. 4.6).
Таблица 4.6
Доля топ-десятки крупнейших по затратам на НИОКР глобальных фирм в патентной активности в 1999 г.

Отрасль Общее число фирм Общее число патентов Число патентов топ-десятки Доля топ-десятки в числе патентов
%
Электроника 75 25016 12569 50,24
Фармацевтика 27 2516 1597 63,40
Химическая промышленность 49 4879 2452 50,26
Автомобилестроение 34 4071 2753 67,62
Аэрокосмическая промышленность 16 1445 1189 82,28
Компьютерная техника 15 9635 9277 96,28
Программное обеспечение 19 898 693 87,70
Нефтяная промышленность 28 1075 771 71,72

Положение крупнейших глобальных фирм в топ-десятке по патентной активности иллюстрируется табл. 4.7.
Таблица 4.7
Место глобальных фирм в топ-десятке по патентной активности

Фирма 1991 год 1995 год 1998 год 1999 год
Toshiba 1 7 8 6
Mitsubishi 2 6 10
Hitachi 3 5 10
Kodak 4 9
Canon 5 2 2 3
General Electric 6
Fuji Photo 7
IBM 8 1 1 1
Philips 9
Motorola 10 3 4 8
NEC 4 3 2
Fujtsu 8 7 7
Sony 9 5 5
Matsushita 10
Samsung 6 4
Lucent 9

Тренды по патентованию, точно также как и затраты на НИОКР, показывают, что наиболее емкие по знанию отрасли (биотехнология программное обеспечение, фармакология) будут доминировать и в наступившем десятилетии. По общему числу патентов лидируют компьютерные фирмы и фирмы, специализирующиеся в электронике.

Затраты в НИОКР на один патент минимальны также в компьютерной технике.
Анализ доли десяти наиболее активных в патентовании фирм в каждом отраслевом сегменте показывает, что они улучшают свои позиции по отношению к остальным фирмам. Во всех сегментах более 50% патентов получено фирмами, входящими в первую десятку по размерам затрат на НИОКР.
Это свидетельствует о том, что инновации действительно главный инструмент в технологическом доминировании, особенно в эпоху глобализации экономики. Гармонизация законодательства в области прав интеллектуальной собственности требует мер по защите технологии всеми фирмами.
Одновременно увеличивается и число патентных классов, в которых верхняя десятка получает свои патенты. Это означает, что главные глобальные фирмы увеличивают и широту, и глубину свих базовых знаний и создают новые знания, имеющие стратегическое значение.

Данные таблицы 4.5 безусловно свидетельствуют о повороте практики глобальных фирм в конкуренции к опоре на менеджмент знаний.

Стратегические аспекты патентной активности


Решения относительно патентной активности компаний в связи со стратегией фирм на рынке были всегда одними из основных для бизнес-менеджеров. Особенно важным это становится в условиях глобальной конкуренции /30/. Некоторые SBU отказываются от лицензирования продукции своих исследований ввиду потенциального снижения прибыли и/или снижения барьеров имитации.

Однако сегодня компании используют более гибкую тактику лицензирования. Последнее особенно важно, когда:
есть нужда в особо ценных данных для организации производства и продаж продукции;
барьеры имитации низки;
имеется много способных конкурентов.
Решения по лицензированию зависят от характера технологии (стабильная она и изменяющаяся), а также стадии жизненного цикла товара /29/. Угроза устаревания продукции реальна даже перед выводом товара на рынок.

Можно полагать, что фирмы в нестабильном технологическом окружении будут более активы в лицензировании продуктов/процессов. В работе /30/ исследуются две гипотезы:
Н1. SBU, следующие стратегии дифференциации, будут приобретать лицензии менее часто, независимо от характера технологии (степени ее стабильности) и стадии жизненного цикла (рост и зрелость);
Н2. SBU в изменчивом технологическом окружении будут лицензироваться более часто, независимо от стадии жизненного цикла товара, конкурентной стратегии (фокусирования или дифференциации).
База данных для исследования включала 3336 SBU на национальных и мультинациональных рынках. Данные относятся к 199295 годам, что очень важно, учитывая данные табл.

4.5.
Основные результаты исследования сводятся к следующему. Общий уровень лицензионной активности SBU в изменчивой технологической обстановке выше, чем в стабильной.

Очевидно, фирмы стремятся капитализировать свои патенты и иметь прибыль на технологических ноу-хау, пока они имеют ценность. SBU, находящихся в стадии роста, обнаруживают при лицензионных решениях большую зависимость от используемой конкурентной стратегии.
В стабильной технологической обстановке SBU, следующие стратегии высокого дифференцирования и фокусирования, более склонны к лицензионной активности, чем SBU со стратегиями низкого дифференцирования и фокусирования. В стадии зрелости тип конкурентной стратегии имеет существенное влияние на лицензионные решения.
Еще раз подчеркнем, что работа /30/ основывалась на данных сравнительно небольшой и устойчивой патентной активности фирм в 199295 гг. Резкое увеличение патентной активности после 1997 г. свидетельствует о переоценке роли знаний как основы получения конкурентного преимущества на рынке.

В условиях увеличивающейся нестабильности мирового рынка, как следует из изложенного выше, особую ценность приобретают не знания, вложенные в уже разработанную продукцию, а знания, на основе которых в будущем может быть создана стратегически значимая продукция. Таким образом, современный менеджмент знаний, являясь краеугольным камнем стратегии фирмы и получения ею конкурентных преимуществ путем инноваций, естественным образом объединяет стратегический менеджмент и менеджмент инноваций а единый комплекс знаний и действий стратегический инновационный менеджмент. Стратегическая роль патентования состоит, следовательно, в защите будущих инноваций фирмы, как основы лидирования на рынке



Содержание раздела