d9e5a92d

От супермамы по мамы-деспота


в) Просите ее сначала вам представить;
г) Готовите ей отдельную комнату;
д) Больше не говорите на эту тему;
е) Находите это нормальным.

  1. Каково, по-вашему, золотое правило между братом и сестрой?

а) Поддерживать друг друга;
б) Все рассказывать друг другу;
в) Очень часто драться;
г) Рассказывать что-то один другому, но только самую малость;
д) Не делиться никакими проблемами;
е) Не осуждать действия сестры (брата).

  1. Что ему (ей) надо, чтобы сделать его (ее) образование наиболее полным?

а) Овладеть чувством юмора;
б) Иметь немного твердости;
в) Иметь немного элегантности;
г) Обладать усердием;
д) Быть немного сумасшедшим;
е) Изменить свой образ жизни.

  1. Самым ужасным будет узнать для вас, что ваш ребенок:

а) Курит марихуану;
б) Водит машину без прав;
в) Провалил вступительные экзамены;
г) Заразился СПИДом;
д) Гоняет на мотоцикле без шлема;
е) Ворует бумажники?

  1. Услышав, что ребенок в разговоре произносит мои старики, вы:

а) Напоминаете ему о вашей молодости;
б) Сделав вид, что не поняли, переспрашиваете;
в) Идете взглянуть на себя в зеркало;
г) Устраиваете ему скандал;
д) Не разговариваете с ним;
е) Рассказываете ему о своих родителях.
Типологию матери смотрите на с. 552.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ:
ОТ СУПЕРМАМЫ ПО МАМЫ-ДЕСПОТА
После многолетних и внимательных исследований поведения женщин в роли матерей ученые выделили 5 основных типов матерей.

  1. Супермама - стремится развивать умственные способности ребенка, старается научить его чему-нибудь новому, однако счастливо избегает крайностей. Она любит своего ребенка таким, каков он есть. Называя окружающие предметы, например: Это мяч, она расширяет произносимое ребенком предложение, вводя новое слово, например: Это красный мяч, или подсказывая связанные с ним понятия. Такой маме удается сохранить необходимое равновесиM между занятиями, которые происходят по ее инициативе, и самостоятельными делами ребенка.
  2. Мама-деспот - ребенок с утра до вечера занят исполнением ее приказов и распоряжений. Она вечно недовольна успехами своего чада, желает видеть в нем вундеркинда.
  3. Почти мама - любит свое дитя и принимает его таким, каким оно есть. Но ее поведение бессистемно и хаотично, и она не в состоянии удовлетворить потребность своего ребенка. Ей не хватает способностей влиять на умственное развитие своего сына или дочери. Такой тип матерей обычно пассивно ждет проявления инициативы со стороны ребенка, но когда так происходит, не понимает ее мотивов.
  4. Замученная мама - считает свои повседневные обязанности столь тягостными, что не выделяет времени для детей, которыми обычно занимаются старшие братья и сестры, или они занимаются сами собой в запущенном донельзя доме. Обычно это многодетные матери, не имеющие достаточных средств на содержание семьи.
  5. Мама-педант - дом прекрасно организован, у ребенка есть все, чего душа желает, однако он одинок и большую часть времени проводит наедине с собой. Налицо отсутствие взаимопонимания между такой мамой и ее ребенком, который, кстати, несмотря на обилие игрушек, остается довольно-таки заурядным.

Разумеется, приведенные пять типов матерей представляют собой крайние случаи. Каждый из них иначе формирует личность и характер своего ребенка. Супермама воспитывает малыша практичным, сообразительным, охотно решающим новые проблемы. Ребенок мамы-деспота бывает эрудированным и честолюбивым, однако эмоциональная незрелость делает его робким или даже инфантильным.

Замученная мама воспитывает ребенка интеллектуально неразвитым, не умеющим себя вести в нетипичной ситуации. Это тип маленького плаксы, часто грустного и потухшего. Почти мама хорошо выполняет свои обязанности только в первые месяцы жизни ребенка, когда же появляется вопрос развития его умственных способностей (примерно к 14 месяцам жизни), она не в силах справиться с новой, сложной для нее задачей.

И если ребенок супермамы продолжает хорошо развиваться, то ребенок почти мамы задерживается в развитии.
Попробуйте оценить по приведенным критериям модель общения с вашим ребенком.
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:
МАЛЫШ НАЧАЛ ХОДИТЬ
Это радостное событие доставляет массу трудностей и хлопот родителям. Раньше младенец спокойно лежал или сидел в своей кроватке, играл с теми игрушками, которые ему дала мама,- значит, был в окружении безопасных, стерильных предметов. К тому же он не нарушал порядка в доме и его владения ограничивались манежем.


А что теперь? Залезает или заползает во все углы, тянет в рот что попало: гуталин, спички, карандаши... Опрокидывает банки с крупой и вареньем, разливает духи, ломает папины сигареты, сосет бабушкины тапочки.
Что же делать? Какое мнение в связи с этим событием вы разделяете и почему?
Папа: главное - свобода и самостоятельность.
Пусть осваивает пространство, знакомится с обстановкой, набивает синяки. Зато на собственном опыте убедится, что можно, а что нельзя. А как по-другому воспитать в ребенке самостоятельность, любознательность, умение рассчитывать на собственные силы?

Иначе вырастет хлюпик, а не сильная личность.
Бабушка: главное - безопасность.
О порядке в доме придется забыть. Первостепенные заботы теперь в другом: вдруг он разобьет бутылку и порежется, вдруг съест лекарства, вдруг упадет со стола. Нет, так рисковать здоровьем ребенка нельзя! Нужно убрать от него все опасные предметы и все время следить за ним.

Современные родители легкомысленный и рассеянный народ, на них ребенка даже страшно оставлять. Начитались каких-то книжек о новых методах воспитания, по которым ребенка надо бросать на произвол судьбы.
Мама: главное - порядок.
Я просто физически не могу все время за ним ходит.,, вытаскивать его из разных углов. Мне и без этого забот хватает. И потом, попробуйте у него отнять то, что он взял, или не пустить его туда, куда он хочет! Он же кричит, устраивает сцены. Упрямый стал - сил нет!

Все опасные вещи убрать невозможно, он везде лезет. Единственный выход - это манеж. Пусть учится ходить в манеже, грызет погремушки. И следить не надо, и ребенок в безопасности, и порядок в доме.

А я могу чувствовать себя спокойно, не вздрагивать от малейшего шума или писка. Пусть хоть кто-нибудь подумает о моих нервах.
Ознакомьтесь с мнением психолога на с. 554.


Тест
КАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНО...
Всмотритесь в схематическое изображение лиц на рис. 50 и по некоторым деталям попробуйте определить эмоциональное состояние в каждом случае. Проверьте правильность ответов на с. 556.
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:
ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ...

  1. Попробуйте ответить на вопросы, которые часто задают себе родители. Сравните свои ответы с мнением психологов на с. 556.
  2.  
  3. У сына игрушек больше чем достаточно. Но почему-то его интересуют не солдатики или машинки, а наши взрослые вещи?
  4. Дочь, когда ложится спать, берет с собой плюшевого мишку. Может быть, она боится темноты?
  5. Купила на день рождения трехлетней дочери огромного медведя. Она к нему не подходит. Может быть, боится его?
  6. Прочитайте отрывок из письма родительницы. Что вы посоветуете ей? Сравните свои рекомендации с советами психолога на с. 560.

Я воспитываю сына одна. Отца своего он никогда не видел и, наверное, не увидит. Меня беспокоит, что мальчик растет исключительно в женском обществе: дома - я и мои подруги, в детском саду - нянечки и воспитательницы, в школе ни разу не разговаривал с мужчиной.

Могут ли в таких условиях сформироваться мужские черты характера?

  1. Почему дети получают двойки, не хотят учиться? Вариантов их поведения множество: старшекласснику кажется, что он школу перерос; первокласснику, который еще до школы научился считать и писать, на уроках неинтересно; непоседливый ребенок, решив задачу раньше других, не в сипах усидеть на месте; школьник не учится в пику нелюбимому преподавателю; старшеклассница пришла в школу накрасившись. Как же в таком случае рассматривать двойку?

Что вы посоветуете ребенку и себе? Сравните свои рассуждения с мнением психолога на с. 563.
Тест
ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?
С помощью простых наблюдений и ответов на вопросы попробуйте сами определить степень готовности вашего ребенка к обучению в школе.
Развитие познания

  1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый/левый, большой/малый, в/из?
  2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?
  3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
  4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
  5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Базовый опыт ребенка

  1. Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
  2. Был ли малыш в библиотеке?
  3. Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее?
  4. Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
  5. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Языковое развитие

  1. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  2. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
  3. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
  4. Может ли ребенок объяснить, гд расположены предметы: на столе, под столом?
  5. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  6. Четко ли ребенок выговаривает слова?
  7. Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
  8. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?

Уровень эмоционального развития



Содержание раздела