d9e5a92d

Контроль при делегировании полномочий


Дубов доволен работой своего сотрудника и прочит ему большие успехи. Текущая работа Мальцева ограничивается выполнением штабных и сервисных функций, но иногда Дубов поручает ему и специальные задания. В цехе работают два опытных мастера, которые несколько скептически относятся к ассистенту. По их мнению, он пока не обладает достаточным опытом, специальными знаниями и навыками общения с людьми.

Однако эти мастера ощущают из поведения Мальцева, что он занимает по отношению к ним вышестоящее положение. Вернувшись с двухмесячных курсов по новым методам обработки металлов, Мальцев привез несколько интересных предложений, внедрить которые самостоятельно ему и поручает Дубов, не владеющий глубокими знаниями в области новых технологий. Мальцев активно приступает к реализации проекта. Разрабатывая план, он частенько заглядывает на участки мастеров, не говоря им о причине своих визитов и не замечая недоверчивых взглядов.

Но вот наконец наступает день, когда Мальцев объявляет обоим мастерам: "Завтра мы начинаем большую реконструкцию". Он берет на себя функцию распределения сотрудников, которые должны будут выполнять определенные работы в ходе реконструкции, и дает необходимые указания мастерам.
Однако мастера яростно сопротивляются такому "волюнтаристскому" поведению. Они заявляют, что выполняют указания только Дубова. Кроме того, они заявляют, что предложения Мальцева вообще невозможно осуществить, и прежде чем принимать решения, следовало бы вначале спросить их - тех, кому придется "расхлебывать" последствия таких нововведений. Мальцев обижен и рассержен реакцией и поведением мастеров, ведь он столько сил отдал подготовке реконструкции!

Он видит только один выход: начальник цеха должен решить проблему - и идет к нему жаловаться.
Выберите подходящий вариант решения с позиций начальника цеха Дубова. 1. Да, это типичный случай! Молодежи, особенно талантливой, всегда кто-то осложняет жизнь. Я доволен работой Мальцева. Он напоминает мне себя в молодости.

Он может принести много пользы и существенно разгрузить меня. Конечно, мастерам непривычно, что молодой ассистент дает им указания, но они должны к этому привыкнуть. Мальцев показал, что в области новых технологий компетентен больше мастеров, и они поймут это и признают его авторитет, во всяком случае когда речь идет о работах, согласованных со мной.

В этом духе я с ними поговорю.
 

  1. Жаль, что такие молодые люди, как Мальцев, не могут правильно самоутвердиться, даже если имеют хорошую профессиональную квалификацию. Он неправильно повел себя с мастерами - нельзя разговаривать с ними с позиций доминирования в познаниях. В результате мы имеем конфликт. Мальцев потерял авторитет. Было бы проще, если бы он рассказал мастерам о моем поручении и передаче полномочий по проведению реконструкции. Теперь я дам ему несколько советов по нормализации отношений и попытаюсь добиться согласия между сторонами. Я должен опередить поступление официальных жалоб.
  2. Да, возникла неприятная ситуация. Если быть честным, то надо признаться, что и я виноват в возникновении конфликта. Ведь это я поручил Мальцеву подготовить нововведения и не подумал о том, что отдавать указания мастерам не относится к его непосредственным обязанностям. Мне следовало заранее ввести в курс дела мастеров, я допустил управленческую ошибку, открыто признаюсь в этом и выясню ситуацию у мастеров, чтобы не возникло отрицательных последствий для реализации программы.
  3. Ох уж эти технари, забыли добрые взаимоотношения! Мальцеву следовало знать, что он не может давать мастерам никаких указаний, даже если я в данном случае несколько неточно выразился. Я имел в виду, что он должен подготовить план работы. В иной ситуации я обязан был бы ввести в курс дела мастеров. Если бы я забыл проинформировать мастеров, то Мальцев должен был бы обратить на это мое внимание. Я однозначно скажу Мальцеву, что он превысил свои полномочия, в следующий раз он должен быть внимательнее и осторожнее. Конечно, я скажу и мастерам, что они не должны делать из мухи слона, а исходить из того, что все хотят только лучшего и хорошее коллегиальное сотрудничество должно быть превыше всего.


 
Ситуация 4. Контроль при делегировании полномочий и ответственности
Г-н Яблочкин является начальником сборочного цеха на предприятии тяжелого машиностроения. В соответствии с поручением руководства, отраженном в описании рабочего места, он помимо всего обязан проверять на соответствие стандартам приборы, изготовленные в рамках единичных заказов.
За контроль приборов серийного производства отвечает подчиненный ему мастер Веткин. Яблочкин из-за своей чрезвычайной занятости и с учетом высокой компетентности Веткина поручил ему полностью осуществлять контроль спецзаказов. И Яблочкин, и мастер Веткин находились в подчинении у начальника отдела Листьева. Однажды мастер Веткин проверял работу приборов и попросил проходящего мимо Листьева для надежности перепроверить полученные им данные по принципу: четыре глаза лучше двух.

Начальник отдела пошел навстречу мастеру и осуществил проверку, в ходе которой выявил, что по ряду существенных пунктов прибор не отвечает требованиям стандарта. Тогда Листьев обратился к Яблочкину с требованием разъяснить положение дел с контролем качества. Яблочкин пояснил, что контрольные измерения поручены мастеру Веткину, а он лишь ограничивается выборочным контролем и подписывает отчеты о результатах испытаний.
Вопросы для обсуждения

  1. Как вы оцениваете поведение Яблочкина? Имел ли он полномочия поручить мастеру Веткину контроль приборов, изготовленных по спецзаказам в дополнение к должностным обязанностям этого мастера?
  2. Как вы оцениваете реакцию начальника отдела Листьева на просьбу мастера Веткина еще раз проверить результаты своей работы?
  3.  
  4. Как вы оцениваете поведение мастера Веткина по отношению к своему начальнику Яб-лочкину? Имел ли право мастер обращаться за помощью к начальнику производства Листьеву?
  5. Является ли убедительным объяснение Яблочкиным своих действий? Правильно ли он рассматривает свою ответственность? Какие выводы следует сделать начальнику отдела Листьеву?

 



Содержание раздела