d9e5a92d

Жданов И. - Мотивация деятельности частных охранников

На современном этапе развития нашего общества, в связи с бурными политическими, экономическими и социальными преобразованиями большое значение приобретает изучение человека как субъекта деятельности. От уровня подготовки личности: профессиональной, правовой, психологической - во многом зависит ее личный успех, успех предприятия в целом и развитие нашего общества. Актуальным, в связи с этим, является разработка психолого-культурологического аспекта профессионального отбора персонала. В нашей работе обсуждается психология и культура личности деятельности работников охранных предприятий.

Эту профессию можно считать относительно новой на рынке труда и востребованной. Все больше предприятий, организаций и фирм и прибегают к услугам охранных предприятий для того, чтобы обеспечить порядок и спокойствие рабочей атмосферы. Вместе с тем эффективность охраны зависит не только от профессиональных знаний работников охранных предприятий, но и от их психологической культуры. Отбор кандидатов для работы в охране, формирование значимых личных и деловых качеств, постоянная переподготовка - важная задача профессионального отбора.

Целью настоящей работы является психологическое изучение психо-физических качеств, мотивации, профессиональной направленности и нервно-психической устойчивости у слушателей Учебно-методического центра по подготовке частных охранников. Эти данные будут положены в основу рекомендации по подбору кандидатов для учебы в центре.

Г Л А В А 1 . Литературный обзор


1.1. Психологические основы профессионального отбора Действия специалиста по отбору персонала направлены на достижение вполне конкретной цели - обеспечение нормального функционирования фирмы или отдела учреждения, создание профессиональной атмосферы в коллективе, нормализация межличностных отношений. Такое внимание к межличностным отношениям неслучайно. Ведь человек выбирает не только профессию или конкретное место работы, вместе с этим он выбирает и круг своего общения, и социально-экономический уровень, и перспективы дальнейшего жизненного пути. Поэтому недостаточно учитывать только сферу узкопрофессиональных интересов, склонностей, способностей человека.

Следует принимать во внимание целостную личность, выявить особенности мировоззрения, жизненных мотивов, широту интересов, способность контактировать с коллегами. То есть, необходимо видеть в человеке личность, а не рассматривать его как механизм для выполнения определенных задач.
Оценивая качества личности, можно выявить склонности и способности человека к данной профессии. Нет необходимости говорить, что работник выполняет свое дело несравнимо лучше и более удовлетворен своим трудом, если он увлечен своей профессией и имеет определенные способности и навыки.
Во многих случаях необходимо учитывать и возраст кандидата или работника. Вряд ли в коллективе зрелых людей выпускник школы сможет почувствовать себя равноправным членом коллектива. Да и многие задачи при выполнении профессиональной деятельности требуют определенного жизненного опыта, умения предвидеть ситуацию, способности брать на себя обязательства.

С другой стороны, человек в возрасте не всегда сохраняет способность отойти от традиционного решения проблемы, легко принимать новшества и изменения.
Иногда значительную роль играет и пол претендента. Существуют определенные сферы деятельности, где необходимо применение физической силы или работа, связанная с высоким уровнем риска.

Несомненно, эта область профессиональной деятельности принадлежит мужчинам. Чисто женской работой можно назвать, например, работу секретаря.
1.1.1.Принципы построения технологий Как было упомянуто выше, решение проблем отбора и аттестации кадров подразумевает использование технологий. По определению А.К.Марковой, технологией является четкое планирование специалистом психологической стороны производственного процесса и подчинение постоянным системам целей его содержания, методов, контроля за достижением поставленных целей. Технологии различаются по сочетанию заложенных в них целей и приемов труда .
Прежде всего, следует отметить, что отбор - это процесс выбора из группы кандидатов лиц, которые по своим социальным, психологическим, психофизическим свойствам в максимальной степени соответствую требованиям профессиональной деятельности.1 При широком рассмотрении можно выявить, что вся теория профессионального отбора базируется на теоретических основах физиологии, психологии, психофизиологии, социологии, педагогики, медицины, математической статистики. Такой широкий спектр научных знаний прикладного характера требует квалификация специалиста по отбору персонала.


Наиболее остро проблема стоит с оценкой психофизических качеств. Дело в том, что недостаточное развитие той или иной специальности таких качеств может стать противопоказанием к выбору профессии, поскольку некоторые из этих качеств мало поддаются развитию и совершенствованию.

Еще Платон в свое время заметил, что люди рождаются не слишком похожими друг на друга, и их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу тоже. Мало людей, одинаково способных ко многим занятиям. Природа награждает нас способностью в одной или нескольких сферах профессиональной деятельности. Что-то получается лучше, что-то хуже, чем у других.

С этим надо смериться и найти свое место в жизни, где применение способностей будет наиболее полезным и приносить радость и удовлетворение от труда.
Решая проблемы отбора и прогнозирования успешной профессиональной деятельности, необходимо учитывать не только психофизические свойства личности, но и другие, не менее важные характеристики. Общим условием для проведения аттестации и отбора персонала является определение желательных для данной профессии качеств. Создание идеальной модели работника необходимо.

Самый важный и трудный процесс - определить круг профессионально важных качеств для конкретного рабочего места. Найти идеального работника невозможно, поэтому нужно делать ставку на приобретение необходимых навыков в ходе трудовой деятельности. А значит, большую роль играет способность кандидаты быстро адаптироваться к новому рабочему месту, мобильность мышления, умение постоянно совершенствоваться.

Увидеть потенциал работника не менее важно, чем оценить его реальные качества.
1.1.2. Определение способностей кандидата
Целью любого профотбора является, в первую очередь, определение способностей человека; причем, способностей, необходимых для данной конкретной профессии. Способности прежде всего представляют собой качества личности.
Перед началом выполнения человеком какой-либо деятельности его способности только потенциальны и, по существу, выступают лишь как возможности к ее выполнению. Генетическим фондом возможностей являются задатки, которые и служат основой развития тех или иных способностей.

Одно и тоже психофизиологическое свойство может быть по отношению к одной деятельности - способностью, а по отношению к другой - не имеет практического значения, то есть не быть способностью.
Способности - это общее качество личности, определяющее успешность овладения определенной деятельностью и возможность совершенствоваться в ней. Ошибочно мнение, будто каждый человек способен ко всему. Абсолютно неспособных людей тоже нет.

Выявить способности каждого претендента на работу - главная задача тестирования.
Профессиональная пригодность - это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности некоторые исследователи включают также удовлетворенность человеком в процессе его труда и при оценке его результатов.
Профессиональную подготовленность психологи определят как совокупность специальных знаний, умений, навыков, обуславливающих способность человека выполнять определенную работу с тем или иным качеством. Подготовленность, профессиональные способности нельзя отождествлять с профпригодностью, ибо она, кроме всего прочего, включает и мотивацию, удовлетворенность трудом.
Профпригодность - это гибкое, динамическое образование, которое складывается и шлифуется в ходе профессиональной деятельности.
Не для каждого вида профессиональной деятельности уместно проведение профотбора. Он нужен лишь там, где профессия предъявляет высокие требования к личности специалиста.

Несмотря на то, что история исследования в области профотбора насчитывает многие десятилетия, до настоящего времени не выработано единого пути, средств, методов определения необходимых для каждого вида деятельности качеств работника. Трудности усугубляются тем, что по многим профессиям нет четких и полных профессионограмм, поэтому есть вероятность того, что в процессе отбора измеряются не самые главные качества, определяющие эффективность деятельности.
1.1.3 Особенности проведения тестирования
Любой образованный человек не единожды в своей жизни сталкивался с прохождением тестов. Профессиональное тестирование имеет ряд отличительных особенностей, которые необходимо знать и быть к ним готовым. Процедура тестирования в ряде случаев может показаться довольно длительной, проводиться в несколько приемов по 1,5-2 часа.

Количество различных тестов может составлять до двух десятков.
Примером системы тестирования может служит разработка В.В.Колышкина, предложенная им для профессионального отбора большинства специалистов, особенно конторских работников: бухгалтеров, экономистов, кассиров, так же частных охранников и даже студентов в чисто учебных целях для прививания знаний и практических навыков.2 Структура всего комплекса тестов определяется, с одной стороны, требованиями к профессиональной деятельности, а с другой стороны, психологической структурой личности. С помощью данного конкретного комплекса тестов, оцениваются следующие профессионально значимые свойства индивидуальности:

  1. уровень умственной работоспособности (объем и точность выполнения работы);
  2. волевая регуляция внимания (устойчивость внимания);
  3. владение счетными операциями, аналитический характер мышления;
  4. зрительная память (удержание материала);
  5. дисциплинированность(аккуратность ведения документации);
  6. умение быстро ориентироваться в большом количестве документов (гибкость мышления);
  7. добросовестность, усидчивость, тщательность при работе с документами и ценностями, исполнительность;
  8. вкус к работе, желание хорошо выполнить порученное дело, интерес к работе;
  9. умение ладить с коллегами по работе, клиентами (общительность, контактность, эмоциональная стабильность);
  10. личная склонность к работе со знаковыми системами и с людьми.

Предложенная методика В.В.Колышкина дает некоторое представление о том, как может проходить тестирование, какие качества личности оцениваются, какие черты характера являются желаемым для работодателя.
Тестирование не всегда является актуальным методом для работодателя по причине сравнительной трудоемкости обработки полученных результатов, довольно длительного процесса самого тестирования и т.д. В большинстве же случаев профотбор осуществляется путем анализа предоставленных документов и обязательно включает в себя личное собеседование, которое может проводиться в несколько туров.

Существуют конкретные технологии проведения обследования, но будет более интересно остановиться на практических рекомендациях непосредственно для кандидатов.

Значение изучения мотивации в деятельности


Проблема мотивации движущих сил поведения человека до сих пор недостаточно разработана в психологии. Повышение роли субъективного фактора в общественном развитии, усложнение условий трудовой и вне трудовой жизнедеятельности человека, обогащение и развитие самой личности - таковы основные, исходные причины, обусловливающие огромный и всё растущий интерес к проблеме мотивации.
Понятие мотивация у человека включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки. В различных определениях мотивации выражается позиция психологов по важному вопросу - о соотношении энергетической и содержательной сторон мотивации.

Для некоторых зарубежных психологов характерно одностороннее понимание мотивации как чисто энергетического источника активности. Например: З.Фрейд все мотивационные закономерности понимал только как динамически - энергетические.
Мотивация как движущая сила человеческого поведения занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая её основные структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы. Мотивация теснейшим образом связана с эмоциями.

Мотивация поведения принципиально невозможна вне пределов эмоциональной, мотивационно - ценностной сферы. Одна из функций эмоций состоит в том, что они ориентируют человека, указывая на значимость окружающих человека явлений, на степень их важности. Другая функция эмоций состоит в более общей устойчивой установке на тот или иной уровень жизнедеятельности ( например, настроение ) - активный или пассивный, радостный или тревожный, спокойный или максимально мобилизованный.

Этот вид регуляции включает и более конкретные отношения (например, отношения к людям вообще и т.д.). Эмоции, таким образом, выполняют важную функцию в регулировании динамической, функционально - энергетической стороны мотивации.
Способности человека, не входя в мотивационные механизмы, вместе с тем теснейшим образом связаны с ними, так как определяют мотивационную сферу и испытывают на себе её влияние как в содержательном, так и в динамическом отношении. Качественный состав и уровень формирующихся функциональных, эмоциональных, коммуникативных, обусловливают обычно и формировании соответствующих потребностей, интересов к данным видам деятельности.
Взаимоотношение мотивации и способностей осуществляется через деятельность. Качественное содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для данного человека.
Функциональные возможности деятельности данного человека и объективные особенности деятельности определяют как конкретное осуществление, так и направление развития мотивации, её корректировки, приспособления к объективным обстоятельствам деятельности (возможность или невозможность осуществления, затраты энергии и пр.).
Процесс формирования, развития личности также характеризуется взаимным влиянием мотивации на деятельность и деятельности на мотивацию. Благодаря развитию мотивации, сознательному усвоению воспитательных требований, влечений, норм поведения - происходит изменение, расширение деятельности. Развитие мотивации, появление новых мотивационных образований выходит за пределы наличной сферы деятельности, опережает её. Мотивация в этом механизме выступает как активный момент процесса развития, перестройки личности.

Вместе с тем в процессе формирования личности действует и другой процесс - изменение мотивации под влиянием постепенного или быстрого изменения сферы и условий деятельности. В этом состоит формирование, воспитание и перевоспитание человека через труд.

При этом активным моментом является деятельность , которая вначале входит далеко за пределы имеющихся потребностей, интересов и т.д., формирует новые потребности, интересы и тем самым изменяет мотивацию.
Два механизма формирования, воспитания и перевоспитания личности являются одинаково важными и взаимодополняющими друг друга: 1). сознательное педагогическое воздействие непосредственно на мотивацию через убеждение, разъяснение, стимуляцию внутренней работы по самосознанию, пере осмысливанию себя и окружающей действительности с последующей перестройкой деятельности; 2). воздействие на личность через перестройку её социальной микросреды, сферы и условий деятельности с последующей (именно через деятельность) перестройкой мотивации.
Отношения мотивации с отдельными психическими процессами (мышление, память, внимание и пр.) строятся в сущности так же, как и с деятельностью. Функциональные возможности психических процессов определяют качественно - содержательную сторону мотивации (характер интересов, ведущих потребностей в том или ином виде деятельности и пр.) и динамическую сторону (интенсивность побуждений).
Можно сформировать восемь основных проблем в отношении мотивов и мотивации, если понимать мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношения индивид - среда:
1. Существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно эквивалентных классов отношений индивид - среда.
2. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития.
3. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов.
4. Поведение человека в определённый момент времени мотивируется тем из самых высоких мотивов иерархии (т.е. из самых сильных ), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение.
5. Мотив остается действенным, т.е. участвует в мотивации поведения до тех пор , пока индивид к нему не приблизится, насколько позволяют условия ситуации. Действие, как и мотив , нередко прерываются до достижения желаемого состояния.
6. Побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация объясняет целенаправленность действия.
7. Мотивация складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия.
8. Деятельность мотивирована, т.е. направлена на достижение цели мотива, но её не следует смешивать с мотивацией. Деятельность складывается из отдельных функциональных компонентов - восприятия, мышления, воспроизведение знаний, речи или моторной активности. а они обладают собственным накоплением в ходе жизни запасом возможностей (умений, навыков, знаний).

От мотивации зависит как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов.
В настоящее время в психологии общепринятой является иерархическая модель классификации мотивов Абрахама Маслоу. Он разграничивает не отдельные мотивы, а целые их группы.
Основной идеей классификации Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящего, что, прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня.
Иерархия потребностей начинается с физиологических потребностей. Далее следуют потребности безопасности и потребности в социальных связях, затем потребности самоуважения, и наконец актуализации. Самоактуализация может стать мотивом поведения, лишь когда удовлетворены все остальные потребности.

Для младенца на 1-ом месте стоит удовлетворение физиологических потребностей, для ребёнка чуть постарше более актуальной становится безопасность, затем следуют социальные контакты и самооценка. Лишь в подростковом возрасте приобретают значение некоторые аспекты самоактуализации, которые в лучшем случае могут быть реализованы уже в зрелом возрасте.
Потребности низших уровней Маслоу называет нуждами, а высших - потребностями роста. В таблице группы потребностей выстроены в иерархическую пирамиду.
Из всех мотивов основной интерес Маслоу обращён на потребности самоактуализации. О них он пишет:
Даже когда все эти потребности удовлетворяются, мы все же часто (если не всегда) моем ожидать, что если индивид не занимается тем, для чего он предназначен, то вскоре возникнут новые неудовлетворённость и беспокойство. Чтобы находится в согласии с собой, музыкант должен создавать музыку, художник рисовать, поэт писать стихи. Человек должен быть тем, чем он может быть.

Эту потребность можно назвать самоактуализацией... Она означает желание человека самоосуществиться, а именно его стремлением стать тем, чем он может быть. 5. Потребности самоак-ции: реализация собственных возмож-
ностей и способностей; потреб-
ность в понимании и осмыслении.
4. Потребности самоуважения:
потребности в достижении, в
признании, в одобрении.
3. Потребности в социальных
связях:
потребности в любви, нежности.
2. Потребности в безопасности:
безопасность и защита от боли,
страха, гнева, неустроенности.
1. Физиологические потребности:
жажда, сексуальность. Относительный приоритет временно неудовлетворённых низших потребностей не обязательно должен прерывать и блокировать самоактуализацию. Гуманистический подход к классификации мотивов Маслоу исходит не только из наличного поведения, но и из того, каким оно должно быть. Гуманистический подход мотивационного объяснения поведения, представленного в виде иерархической модели классификации мотивов, придал позиции Маслоу новизну. Он рассматривает потребности как относительно независимые от актуальной ситуации.

Именно потребности расположенные над уровнем удовлетворённых, организуют деятельность, хотя возможности для этого в определённой мере зависят от ситуации. Вне рассмотрения оказалась одна из основных проблем, проблема актуализации и измерения мотивов.

Тем не менее принцип относительного приоритета неудовлетворённых потребностей и связанное с ним указание на возможности индивидуального развития являются новыми и перспективными в области классификации мотивов.
Рассмотренная теория Маслоу, называемая иерархией потребностей, даёт возможность сформулировать на её основе несколько основных выводов:
1. Для большинства людей работа связана не только с денежным или вообще материальным вознаграждением, она может удовлетворять иные запросы, не связанные с денежным вознаграждением.
2. Человек стремится удовлетворить свои активные потребности, и это оказывает серьёзное стимулирующее воздействие.
3. Возможно построить иерархию потребностей, в которой высшие не вступают на первый план, пока не удовлетворены низшие.
4. Важным моментом является то, что удовлетворённая потребность больше не является мотивирующей и не определяет поведение человека. Иерархия Маслоу не имеет ни механического, ни хронологического характера, т.е. уровни мотиваций могут перекрывать друг друга, а у некоторых людей иерархия может искажаться, т.е., в данной теории не уточнены индивидуальные особенности мотивируемых.

Однако иерархия полезна для практика как общая иллюстрация.
Большое значение имеет фактор мотивации в управлении персоналом.
Так, при переходе к новому типу экономики в разнообразных программах и рекомендациях основное внимание уделяется финансовой и организационной сторонам предпринимательства. По данным имеющихся исследований (Э.А.Уткин, А.И.Кочеткова, 1996 год) на середину 1994 года, не менее 80 % работников имеют деградированное трудовое сознание, из которого вытеснено всё, что имеет отношение к общественно-полезному смыслу трудовой деятельности , к развитию профессиональных качеств.

Суть трудовой мотивации у большинства работников сводится к желанию иметь гарантированную плату при низкой интенсивности и низком качестве труда.
Преобладающая скудность мотивации и неразвитость потребностей, удовлетворяемых посредством трудовой деятельности, делают работника трудно управляемым, практически неподвластным стимулированию. К этому стоит прибавить патерналистиское сознание: все блага - от премии до квартиры - работник привык не зарабатывать, а получать от руководства и государства. Иждивенческий подход к труду породил и изменения в психологическом восприятии трудовой деятельности: нежелание повышать квалификацию и получать новые знания, а также получать новую профессию. Сказанное относится и к рабочим, и к специалистам , и к управленцам среднего звена.

Таким образом, на бирже труда при массовых высвобождениях будет попадать большое количество работников с обеднённой мотивацией, не способных приспосабливаться к новым условиям труда, с низким уровнем профессионализма, не желающих или не способных к саморазвитию в труде, включая переобучение.



Содержание раздела