d9e5a92d

Психология и культура личности и деятельности частного охранника

В большей своей части такие работники претендуют на спокойную, рутинную работу с гарантированным заработком на предприятии, в меньшей своей части они согласны на интенсивную работу с высокой оплатой. Кроме названных работников на рынок труда выходит часть работников с богатой трудовой мотивацией, развитым профессионализмом и сохранившимися нравственными основами трудового сознания, но как правило, в возрасте более 45 лет.

Если работодатель при подборе кадров опирается на формальные процедуры и рекомендации, то шансов найти работу и принести фирмам реальную пользу у этих людей очень мало.
Обратимся теперь к работодателю. Согласно проведённым социологическим опросам, в 1995 году, ранжируя значимость задач в работе с персоналом, руководители последние места отвели формированию общей стратегии в области персонала, привлечению работников к управлению, созданию условий для повышения квалификации и саморазвития, своевременному информированию персонала о состоянии дел на предприятии, качеству внутрифирменного общения.

90 % руководителей, в противоположность другим формам власти и влияния, отдали предпочтение силовому нажиму, объясняя такой выбор состоянием дисциплины на предприятии.
Отмечу также, перестройка промышленности и образование в ней большого количества малых и средних предприятий требует качественного изменения профессионально - квалификационной мобильности и менталитета работников. Поэтому задачей исследований в области управления на данном этапе является постепенное формирование понимания процессов мотивации трудовой деятельности, адекватной современному развитию экономики. Потому задачей исследований в области управления является постепенное формирование понимания процессов мотивации трудовой деятельности.

Таким образом, так как потребности и мотивация большинства работников развиты слабо, то первоочередное внимание необходимо обратить на анализ процесса мотивации с целью определения баланса и зависимостей между индивидуальной и групповой мотивацией с учетом изменений, происходящих в области мотивации в условиях перехода к рыночной экономике. В большинстве организаций, прочно укоренились первоначальные концепции мотивации, применявшиеся в течении многих лет.
С появлением теории подсознательного З.Фрейда и работ Э.Мэйо управление взяло на вооружение психологические методы воздействия на работающих. Основная причина - появление на первом плане у работника нематериальных (вторичных или психологических ) мотивов деятельности и потребностей - самоуважения, удовлетворения работой, признания и других.
Потребности - физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо. Она может быть сознательной и бессознательной, то есть не осознаваемой в данный момент данным индивидуумом.
В соответствии с содержательными теориями мотивации потребности можно классифицировать на первичные и вторичные. Первичные - по своей природе физиологические и врождённые: в пище, воде, воздухе, сне, сексуальных отношениях.
Вторичные потребности - психологические: в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности к чему-либо, общении. Поскольку каждый человек - индивидуальность, то и диапазон вторичных потребностей очень широк, и приведённые здесь - самые распространённые.
Потребность порождает побуждение - ощущение недостатка в чём-либо, имеющее определённую направленность и цель. Последняя служит средством удовлетворения потребностей.

При достижении цели удовлетворение потребности может быть полным, частичным, отрицательным.
Структура потребностей каждого человека определяется его местом в социальной иерархии и ранее приобретённым опытом. И большой диапазон изменений этих двух показателей создаёт первую проблему при мотивации через потребности. Вторая проблема заключается в том, что удовлетворение одной и той же потребности у двух людей может требовать совершенно разных действий. Например, потребность в доверии со стороны начальника у одного работника может удовлетворяться получением сложной работы, а у другого - предоставлением свободного режима работы.

Третьей проблемой на пути мотивации через потребности является существование такой организации, где взаимозависимость работ, недостаток информации о работе каждого, изменение служебных обязанностей значительно усложняют процесс мотивации.
Вознаграждением является всё, что человек считает ценным для себя. Разного рода поощрения подразделяются на внутренние и внешние. К первым можно отнести чувство самоуважения, удовлетворённость достигнутым результатом, ощущение содержательности и значимости своего труда.



Внешним вознаграждением выступает то, что даётся организацией за выполненную работу: заработная плата, премии, продвижение по службе, похвалы и признания, дополнительные льготы и вознаграждения.
Согласно концепции мотивации В.Врума (1964) осознание потребностей и интенсивности мотивации через них вызывает поведение человека, которое определяется следующими моментами: оценкой человеком результатов поведения; степенью его уверенности в том, что это поведение приведёт к желаемому результату; ожиданием - личностной оценкой наступления желаемого результата определённых действий.

Психология и культура личности и деятельности частного охранника


1.3.1. Понятие личности в психологии Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становиться личностью - субъектом познания и активного преобразования. Человека в психологии описывают с помощью трех понятий:

  1. индивид,
  2. личность,
  3. индивидуальность.


Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом мы можем назвать и взрослого человека, не способного усвоить язык и простейшие навыки.

Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, еще в раннем детстве включаясь в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в социальной группе создает такое переплетение отношений, складывающихся преимущественно независимо от воли и сознания индивида, которое формирует его как личность. Одна из наиболее характерных сторон личности человека - ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относятся характер темперамент, особенности протекания психологических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности и мастерство.

Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Вот почему личность - это прежде всего живой конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, коллектива, воспитанием и обучением.
Место, которое занимает личность в общественной жизни, не может быть определено строго однозначно. Этот факт был эмпирически установлен в давние времена и нашел отражение, в частности, в истории происхождения понятия личность, первоначально обозначавшего маску актера, а затем и самого актера.

В зависимости от сценического действия маски менялись.
Очевидно, было подмечено, что и человек в различных обстоятельствах изменяет свой облик и ведет себя неодинаково. Это обстоятельство фиксирует и современная психология. Входя в различные группы в обществе, один и тот же человек в различных условиях играет противоположные по содержанию роли.

Очень серьезный и требовательный в служебной обстановке охранник в бытовых условиях нередко преображается, становясь шутником в балагуром, душой компании. Так бывает не всегда. Очень часто человек выявляет сходные качества в разных ситуациях и роли, которые он берет на себя в семье, на службе, в общественной работе, спортивном соревновании и т.п., в значительной степени созвучны друг другу, не противоречат, а, скорее, совпадают.

Последнее является одним из показателей цельности личности в отличие от ее противоречивости, аморфности, показателем которой служит множественность и полярность психологических ролей, в различных обстоятельствах выполняемых человеком. При этом, как бы ни были разнообразны функции и социальные роли, которые берет на себя человек в различных группах общества, и как бы ни была многозначна характеристика его места в жизни, всегда сохраняется возможность дать адекватную характеристику его личности, не только выяснив основные роли, жизненные позиции мотивы, в которых наиболее полно проявляется его индивидуальность, но прежде всего определив его отношение к производству и потреблению материальных благ, то есть выяснив место человека в классовой структуре общества.
В психологии под личностью понимает конкретного человека, представителя определенного общества, коллектива, осознающего свое отношение к окружающему, занимающегося определенной деятельностью и обладающего индивидуально-психологическими особенностями. В личности выражается жизненная позиция человека, его идейный и нравственный облик, ум и воля, творческий заряд и культура.

Отличительными психологическими признаками личности являются самосознание, индивидуальность, саморегулирование, активность, выражающаяся в конкретной деятельности, включенность в систему общественных связей.
Под личностью нельзя подразумевать абстрактного человека, личность всегда конкретна и действует в определенных историко-экономических и политических условиях. Личность является продуктом общественного развития.
Взгляды, убеждения, интересы, чувства, потребности, характер человека формируются под влиянием производственных отношений господствующей идеологии, культуры, традиций, всего уклада жизни того общества, к которому он принадлежит.
Вне общества, вне коллектива человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик. Создает человека природа, а формирует его общество. Влияние людей, с которыми общается обучаемый, велико. Оно может быть положительным или отрицательным.

И чтобы увидеть в курсанте личность, командиру, преподавателю необходимо выявить его связи и отношения с окружающей социальной средой.
Психология, считая общественную природу сущности личности, не отрицает, что и биологические факторы влияют на возможности человека. И эти факторы должны учитываться при изучении курсантов.
Например, физические данные человека, составляющие ядро природных сил, в немалой степени определяют их успехи в учебе и работе, влияют на настроение, работоспособность, развитие индивидуальных свойств личности.
Личность частного охранника в значительной степени характеризуется особенностями его психики и имеет определенную психологическую структуру. Основными компонентами этой структуры являются психические свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности) в их диалектической связи с психическими процессами, психическими состояниями и психическими свойствами (знаниями, навыками, умениями, привычками).
Генетически и функционально начальным этапом психической деятельности являются психические процессы. На их основе осуществляется формирование психических образование: знаний, убеждений, навыков, умений, приобретение жизненного опыта, которые выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека.
Психические состояния (подъем, активность, угнетение) обусловливают функциональные возможности личности, возникая под влиянием внутренних и внешних причин, они активизируют или, наоборот, творческий потенциал личности.
Психологические свойства возникают как закрепившиеся, устойчивые, сложные и длительные психические явления. Будучи производными от процессов и состояний, свойства личности оказывают на них решающее влияние.
Для полной характеристики охранника еще недостаточно рассмотреть психологическую структуру личности, которая передает главным образом ее строение, присущее каждому человеку. Необходимо раскрывать и содержание личности - ее духовный мир, то, что называют индивидуальным сознанием.
Индивидуальное сознание человека включает сложившиеся в систему убеждений, взглядов на природу, общество, человеческие отношения. Сюда же относятся и те мнения, настроения, интересы, влечения, то есть менее устойчивые составные, которые могут вытекать из взглядов и убеждений, а также вызываться и случайными обстоятельствами, возникать стихийно как непосредственная реакция на происходящие события.
Содержание личности частного охранника проявляется и развивается в ходе его учебы, несения служб, обслуживания техники, то есть в процессе деятельности.
Деятельность и сознание охранника находятся в единстве. С одной стороны, сама деятельность по овладению профессией немыслима без участия сознания.

Оно позволяет правильно ориентироваться в окружающей обстановке, понять предъявляемые к личности обучаемого требования, в соответствии с этими требованиями и внутренними побуждениями планировать действия, предвидеть результаты. С другой стороны, развитие сознания невозможно вне практической деятельности охранника.
Поведение, успехи в учебе, службе и дисциплине будущего охранника зависят также от их самосознания и самодисциплины. Самосознание представляет собой осознание охранником самого себя как члена общества, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими членами общества, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих действий и поступков, мыслей и чувств, всего многообразия качеств личности.

На этой основе формируется самодисциплина охранника как способность контролировать свои действия и поступки, сверять их с требованиями морали, нравственности, способность с позиций этих требований всесторонне оценивать свою личность, проявлять выдержку и самообладание, вовремя заметить и исправить свою ошибку.
Изменение личности охранника не является прямым и непосредственным следствием внешних условий. Оно всегда обусловлено их прошлым опытом, психологическими свойствами - направленностью, темпераментом, характером, способностями, которые в своей совокупности составляют внутренние условия, определяющие эффект внешних воздействий.

Направленность и мотивы деятельности


Ведущим психологическим свойствам личности охранника является направленность, представляющая собой систему внутренних побуждений и жизненных целей. От направленности зависит, что и как делает человек, какова его генеральная линия в жизни.

В направленности личности выражается основное содержание человека как члена общества.
Основной всех побуждений частного охранника выступают потребности. Под потребностью понимается переживание человеком нужды в условиях и средствах своего существования и развития как члена общества и как организма. Потребности являются источником активности курсанта.

Они требуют своего удовлетворения, вызывают желания, стремления, эмоциональные состояния и поэтому заставляют обучаемых проявлять активность, ставить цели и постигать их.
ПОТРЕБНОСТЬ - нужда в объектах и средствах, необходимых для существования и развития личности. Потребность является источником активности личности, так как удовлетворение ее возможно лишь через достижение определенной цели.
ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УРОВНИ ПОТРЕБНОСТЕЙ:

  1. физиологические потребности (в пище, сне, одежде и т.п.).
  2. потребности в безопасности (в физической и психологической безопасности личности, близких, жилища, собственности и т.п.).


  1. потребности в уважении и любви (быть принятым в обществе, принадлежать к группе, в которой с тобой считаются и т.п.).
  1. потребность в уважении (в одобрении, признании и т.п.).
  2. интеллектуальные и эстетические потребности (в красоте, симметрии и т.п.).
  1. потребность в самореализации (в реализации своих потребностей).

При рассмотрении двух первых потребностей можно выявить некоторые особенности, которые могут повлиять на деятельность охранников. Это связано с тем, что у части населения не удовлетворяются основные физиологические потребности, и государство не может обеспечить безопасность личности и ее близких. Если не удовлетворяется вторая потребность, то личность вооружается, чтобы защитить себя. Если не удовлетворяется первая потребность, то вооруженная личность идет туда, где эту потребность можно удовлетворить.

В этом случае для стихийной преступности разные крыши, авторитеты существенного значения не имеют. Важнейшим элементом направленности личности является мировоззрение. Представляя собой совокупность знаний, убеждений и взглядов на природу и общество, происходящие в нем события, мировоззрение человека определяет его жизненные стремления, характер и содержание потребностей, мотивы деятельности.
На основе потребностей, под решающим воздействием мировоззрения формируются мотивы - внутренние побудительные силы, определяющие содержание целей и характер деятельности по их достижению. Без знания мотивов невозможно правильно понять и направленность личности.

К простым мотивам относятся влечения, желания, хотения, а к сложным - интересы, склонности, идеалы и убеждения. Мотивы деятельности выполняют побудительную, регулятивную и смыслообразующую функции.
Потребностно-мотивационная сфера является как бы фундаментом направленности личности. На этом фундаменте формируются жизненные цели человека. В психологическом плане цель - это идеальный образ будущего результата деятельности. Она показывает, к чему стремится человек в своей жизни.

С целями неразрывно связаны установки, намерения, стремления и перспективы обучаемого.
Формируемая у будущих охранников профессиональная направленность представляет собой часть общей направленности и выражает их глубоко мотивированную устремленность к деятельности по овладению профессией, конкретной специальностью.
В сложной психологической структуре профессиональной направленности личности частного охранника ведущее место занимают профессиональные убеждения. В психологическом плане убеждения представляют собой устойчивый сплав познавательных, эмоциональных и волевых элементов.

Это знания и взгляды, проникнуты чувствами и волевыми устремлениями.
Профессиональная убежденность - это глубоко обоснованная уверенность в высокой общественной и личной значимости профессии, найденном в ней призвании. Такие убеждения создают прочную внутреннюю опору в деятельности человека по овладению профессией частного охранника, побуждают их преодолевать трудности учебы, а затем и профессиональной деятельности.

Профессиональные убеждения представляют собой мировоззренческий элемент направленности личности и характеризуют нравственный облик частного охранника.
На основе профессиональной убежденности формируется и интерес к избранной специальности, то есть положительное сознательно-эмоциональное отношение к ней. Интересы характеризуются содержанием (на что они направлены), широтой (объемом) и устойчивостью (длительностью).

Во всем многообразии интересов человека ведущую роль играет профессиональный интерес.
Устойчивый интерес к профессии, как правило, перерастает в склонность, проявляющуюся в виде постоянного стремления к совершенствованию знаний по своей специальности. Склонность предполагает также способности, позволяющие успешно овладевать профессией.
В ходе деятельности по избранной специальности у охранника формируются профессиональные идеалы, в роли которых могут быть высокие нравственные и профессиональные качества или конкретный человек, носитель этих качеств.
Если профессиональные убеждения, интересы, склонности и идеалы показывают, что побуждает человека к деятельности, то профессиональные цели, установки и перспективы - к чему стремятся.
Охранники, как правило, ставят перед собой как далекую цель - получить высокооплачиваемую работу, так и близкие цели - успешно подготовиться к семинару, зачету, экзамену, успешно выполнить боевые стрельбы, успешно завершить обучение. Естественно, могут быть и другие цели, в том числе и негативного характера.
Целям соответствуют и установки, выражающие внутреннюю готовность к определенному действию и поведению в конкретной сложившейся ситуации. Под перспективой обычно понимают эмоционально насыщенное представление жизненно важного будущего, более или менее отодвинутого во времени.
Все структурные элементы профессиональной направленности личности находятся в сложной иерархической зависимости и в своей совокупности функционируют как целостная динамическая система.
Следовательно, направленность личности - сложное и многоплановое свойство в структуре личности, она включает в себя разные взаимосвязанные компоненты.
Большую роль играет формирование у охранников целеустремленности как волевого качества. В целеустремленности тесно взаимодействуют три стороны: а) содержательная, идейная, выражающая нравственную направленность всей жизни и деятельности охранника; б) волевая, то есть способность обучаемых ставить ясные цели, проявлять настойчивость и упорство в их осуществлении, подчинять им свою деятельность; в) мотивационная, побудительная сторона, определяющая содержание целей и способы их достижения.
Профессиональная направленность охранников не может быть устойчивой, если они не умеют ставить перед собой ясные, четкие, общественно значимые цели, проявлять настойчивость, организованность, собранность в деятельности по их достижению, подчинять этим целям свои действия и поступки. Высокая целеустремленность - один из характерных признаков человека с развитой волей.

Темперамент и характер. Воспитание характера

Поведение человека зависит от не только от его направленности, но и от темперамента, то есть от таких индивидуально-психологических особенностей личности, в которых проявляются сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку, и от темперамента зависим многое. Его особенности важно учитывать в процессе профессиональной деятельности охранника.

Знание этих особенностей поможет выбрать из арсенала психологических средств воздействия наиболее верные. Известно, что человека с холерическим темпераментом необходимо держать под постоянным контролем воспитателя. Невыдержанность, резкость в обращении с ним могут вызвать бурную ответную реакцию. Вместе с тем допускаемые холериком срывы и крайности в поведении должны находить критическую оценку, неровное поведение - встречать противодействие.

У сангвиника имеет смысл периодически возбуждать чувство ответственности за свою учебу, поступки, проверять качество выполняемых заданий. Флегматик требует систематического контроля, а в некоторых случаях повышенной взыскательности.

По отношению к меланхолику особенно недопустимы резкость, вспыльчивость, недомолвки, неопределенность, так как это наиболее ранимый темперамент.
Особенности поведения человека, определяемые его темпераментом и другими психическими образованиями, под воздействием социальной среды превращается в устойчивые черты характера.
Характер можно оценивать по его силе. Сильный характер у тех охранников, которые всегда поступают сообразно своим убеждениям, последовательно ведут себя в различных, в том числе в трудных, условиях, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей.

И наоборот, охранники со слабым характером отличаются непоследовательностью в своем поведении, расхождением между словами и делами, боязнью трудностей.
Важное значение при оценке характера имеет выявление его устойчивости или неустойчивости. У будущего охранника с устойчивым характером длительное время сохраняются присущие ему отношения, убеждения, привычки и другие особенности.

Если же взгляды, убеждения, отношения быстро меняются, то характер является неустойчивым.
Различные проявления характера называют его чертами. Так, например, волевыми чертами являются решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, целеустремленность; эмоциональными чертами - впечатлительность, экспансивность, порядочность, инертность, безразличие; интеллектуальными чертами - сообразительность, находчивость, любознательность.
Характеру охранника наряду с сугубо индивидуальными чертами присущи и общие черты. Общим чертами характера, в которых раскрывается моральный облик, являются высокое сознание долга, интернационализм, коллективизм, честность, правдивость, бдительность.



Содержание раздела