d9e5a92d

Волны слияний, поглощений корпораций в XIX–XX вв.

-стабильные внутренние связи в объединенном корпоративном образовании позволяют сокращать непроизводственные затраты, осуществлять долгосрочное инвестирование в развитие производства, снижают риски;
-взаимодействие родственных производств, наличие единой, жесткой системы управления и отчетности практически исключают попытки проявления экономической недобросовестности;
-широкая диверсификация деятельности дает большую мобильность, легкость адаптации к неожиданным изменениям обстановки;
-увеличение капитала и повышение эффективности управления дает возможность улучшения структуры ресурсной базы, расширения и рационализации сбытовой сети, активизации финансирования, повышения уровня фирменной деловой репутации, в итоге общей конкурентоспособности корпоративного образования.
Однако помимо преимуществ нельзя не отметить и ряд проблем, связанных с процессами объединения компаний. Промышленная интеграция часто сопрягается с многочисленными сложностями, организационными формальностями. Поэтому некоторые компании после внешнего объединения продолжают функционировать как совокупность отдельных и иногда даже конкурирующих подразделений, имеющих разную производственную инфраструктуру, научно-исследовательские и маркетинговые службы. Кроме того, некоторые виды слияний могут иметь крайне негативные последствия, часто сопровождаются угрозой ограничения конкуренции, что крайне нежелательно как для переходного периода, так и для рыночных отношений.

Складывающиеся обстоятельства заставляют законодателя вводить запретительные меры; в зарубежном праве антитрестовое законодательство, в российском праве антимонопольное законодательство [1; 2]. Согласно нормам российского права, соглашения о слиянии (поглощении) признаются правомерными, только в случае, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от них превысит негативные последствия. Исключения составляют лишь соглашения, прямо перечисленные в законе [2].

Однако, несмотря на указанные недостатки, в целом большая часть негативных последствий перекрывается более весомыми и значимыми преимуществами объединения предприятий (результат синергизма). В любом случае очевидно, что принятию решения о слиянии, объединении корпоративных образований или их захвате, в каждом конкретном случае обязательно должен предшествовать тщательный анализ возможных выгод (расчет эффективности, оценка синергетического эффекта) и потерь (возможность отрицательных последствий).

Волны слияний, поглощений корпораций в XIXXX вв.


Слияния и поглощения компаний на протяжении всей своей истории носили волнообразный характер. Для двадцатого столетия характерны пять выраженных волн развития интеграционных процессов, имеющих особенности: 18971904 гг.; 19161929 гг.; 19651970 гг. (конгломеративные слияния); 80-е гг.; 90-е гг. (таблица 2.4).
Таблица 2.4 Характеристика волн слияний, поглощений корпораций в
XIXXX вв. [60]

Период Характеристика
18971904 гг. Большинство слияний осуществлялось по принципу горизонтальной интеграции. Практически во всех отраслях господствовали монополии (доминирующие фирмы). Отличительная черта большинства слияний множественный характер (в 75 % от общего количества слияний было вовлечено как минимум 5 фирм; в 26 % из них участвовало 10 и более компаний). Иногда объединялись несколько сотен фирм. Появились предприятия предшественники современных вертикально-интегрированных корпораций.
Цель оптимизация использования мощностей и избежание падения цен с помощью горизонтальных поглощений и объединений в трасты
19161929 гг. В связи с действием антимонопольного законодательства слияние компаний в отраслях приводит к господству олигополии (на смену монополии) доминирование небольшого числа крупных фирм. Наиболее характерны вертикальные слияния и диверсификация.
Цель стремление занять доминирующую позицию на рынке, контроль всего производственного цикла
6070-е гг. Характерен всплеск слияний компаний, занятых в разных сферах бизнеса слияний конгломеративного типа. Значительно расширился портфель предлагаемой продукции. Жесткое антимонопольное законодательство ограничило горизонтальную и вертикальную интеграцию, что привело к резкому сокращению горизонтальных слияний
80-е гг. Удельный вес слияний конгломеративного типа сократился. Заметной стала тенденция враждебных поглощений. Смягчение антимонопольной политики стимулировало волну горизонтальных слияний.
Цель стремление к стратегическим поглощениям, максимальная фокусировка на основном бизнесе, поиск новых потенциалов синергии
вторая половина 90-х гг. Наиболее популярный тип слияний горизонтальная интеграция. Характерно объединение транснациональных корпораций (сверх-концентрация), заключение глобальных мегасделок, активность в финансовой сфере.
<

p>
Первый пик слияний пришелся на начало XIX в. Тогда укрупнение предприятий явилось результатом изменения законодательной базы. Впервые появились компании, занявшие в ряде отраслей монопольное положение, что обеспечивало им особенно высокую прибыльность.

В исторической ретроспективе интересен всплеск слияний компаний, занятых в разных видах бизнеса. Появление крупных диверсифицированных компаний-конгломератов на чисто коммерческой основе, пришлось на 60-е годы XX в., хотя первые примеры образования крупных корпораций были зафиксированы еще в 20-е годы, тогда их создание инициировалось задачами милитаризации экономики.

В 70-е годы активная диверсификация крупных компаний распространилась в сферы электроники, телекоммуникаций. В 80-е годы прибыли конгломератов стали снижаться, в результате чего удельный вес слияний конгломератного типа значительно уменьшился. Объединенные корпорации имели худшие результаты, чем независимые предприятия в тех же отраслях. Новые поглощения приводили к убыткам.

Часто создание новых корпораций сопровождалось разрушением конгломератов, возникших 1020 лет назад. В этот период преобладали поглощения конкурентов путем покупки их акций, стали заметными враждебные поглощения.

В дальнейшем следствием смягчения антимонопольного законодательства явился всплеск горизонтальной интеграции. Основные принципы развития крупных компаний: экономия, гибкость и маневренность во второй половине 90-х годов дополнились усиленной ориентацией на экспансию и рост, стремлением обеспечить стабильность в условиях меняющихся рынков. Современные информационные технологии позволили компаниям размещать производства в разных странах при сохранении прямых организационных и информационных связей, уменьшили необходимость физических контактов между производителями и потребителями. С появлением электронной торговли и электронного документооборота границы роста корпораций значительно расширились, а издержки обслуживания оборота товаров и услуг сократились.

Последовавшая в конце 90-х годов волна слияний и поглощений была обусловлена процессами глобализации в мировой экономике, снижением стоимости телекоммуникационных услуг, а также достижениями в области информационных технологий. В результате к началу XXI в. критерии формирования интегрированных корпоративных образований были дополнены новыми элементами, такими как:
-технологическая, финансово-экономическая целесообразность объединения;
-высокий уровень корпоративного контроля дочерних структур (75 % и );
-организационно-правовая трансформация.
В конце XX в. в корпоративном секторе местами сложилась крайне неблагоприятная ситуация, характеризующаяся снижением числа низко оцененных корпораций (которые могли стать жертвами агрессии), истощением источников финансирования. Указанные негативные тенденции вызвали резкое сокращение количества слияний и поглощений корпораций. Из-за значительных издержек, связанных с укрупнениями масштабов производства, крупные корпораций с их многочисленными подразделениями оказались не в состоянии заменить мелкие независимые фирмы.

На тот момент времени в силу определенной инерционности и бюрократичности в некоторых сферах деятельности крупные корпорации являлись наименее эффективными системами.
На практике многочисленные слияния и поглощения XX в. имели неоднозначное влияние, характеризовались положительными и отрицательными последствиями, основные из которых нашли отражение в таблице 2.5:
Таблица 2.5 Значение слияний, поглощений XX в.

Отрицательное Положительное
Увеличение бремени финансовой задолженности корпораций с последующим банкротством, сокращение инвестиций на развитие Выигрыш акционеров в результате роста цен акций и, соответственно, рыночных цен корпораций жертв и корпораций агрессоров
Отрицательное влияние на благосостояние населения и экономику регионов (ограничение предложения вследствие ослабления конкуренции) Стратегические мотивы слияний и поглощений определены целями дальнейшего развития, а не расформирования или извлечения быстрой прибыли
Присвоение огромных финансовых средств корпорациями агрессорами при помощи операций, совершаемых за чужой счет Опасность стать жертвой поглощения как стимул роста сопротивляемости внешним факторам, повышения эффективности деятельности
Усложнение организационной структуры управления объединенной корпорации, недостаточная оперативность принятия и реализации решений Повышение уровня социальной ответственности и профессионализма менеджмента
Разрушение внутрикорпоративных связей: разрыв в производственных процессах и отношениях между сотрудниками, потеря индивидуальной торговой марки, репутации, клиентуры, производственной и коммерческой тайны Диверсификация деятельности, развитие новых производств

Современные тенденции развития корпораций в условиях экономической интеграции, транснационализации производства и капитала


Важнейшим фактором, определяющим развитие мировой экономики в условиях современности, является глобализация мирового хозяйства. Процессы глобализации связаны с такими явлениями, как международная экономическая интеграция, интернационализация бизнеса и транснационализация мирового хозяйства.
Основу глобализации составляет международная экономическая интеграция глобальный процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами. Международная экономическая интеграция представляет собой незаконченный, трудный и длительный процесс. В современной экономической науке выделяют два направления международной экономической интеграции:
-интеграция на уровне государств;
-интеграция на уровне предприятий.
Динамичной тенденцией современности выступает частнокорпоративная интеграция (подлинная интеграция), представляющая собой процессы объединения капиталов и активов крупных компаний. Основной гранью международной экономической интеграции является интернационализация бизнеса, включающая несколько основных этапов (таблица 2.6):
-экспортный;
-международный;
-транснациональный.
Таблица 2.6 Характеристика этапов интернационализации бизнеса [19]

Этап Подэтапы Условия реализации Цели
Экспортный Товарный экспорт
(продажа через агентов)
- незначительная доля экспорта в продажах;
- отсутствие барьеров для импорта;
- местный спрос превышает предложение
- преодоление цикличности в спросе
- реализация отличий в экономических условиях;
- рост объемов продаж
Создание представительств (филиалов) за рубежом - значительная доля экспорта в продажах;
- отсутствие барьеров для импорта;
- сильная конкуренция;
- важность послепродажного обслуживания
- продленный спрос;
- выгоды массового производства
Международный Местный маркетинг - различия в условиях деятельности;
- необходимость дифференциации маркетинга;
- интенсивная конкуренция
- реализация различий в условиях деятельности
Местное производство - наличие барьеров для импорта - доступ к местным ресурсам
Местные НИОКР - более низкая стоимость;
- специфика маркетинга
Транснациональный Производственное, инвестиционное, научно-техническое сотрудничество, прямые инвестиции в зарубежные производства - мировая конкуренция - выгоды массового производства
- глобальная оптимизация: НИОКР ресурсы производство.


Известны следующие формы осуществления интернационализации бизнеса: экспортная торговля, создание представительств, торговых фирм, совместных предприятий за рубежом, перенос производств, НИОКР, маркетингового комплекса в другие страны и т.д. Длительное время преобладающей формой интернационализации хозяйственной жизни была международная торговля. С началом процессов интернационализации производства и капитала связана качественно новая эпоха развития международного предпринимательства.

Наряду с традиционными формами (торговля, товарообмен) все большее значение приобрели современные формы производственного сотрудничества (обмен научно-техническими знаниями и опытом, интернационализация инновационной деятельности корпораций). Традиционная схема взаимодействия торговли и инвестиций постепенно уступила место комплексным взаимосвязям, где растущее значение приобрели международные торговые потоки внутри глобальных, интегрированных корпораций (между материнскими корпорациями и их зарубежными филиалами и между самими филиалами).

О масштабности замкнутого внутрифирменного рынка международных компаний свидетельствуют данные: примерно 1/3 мировой торговли товарами и услугами и около 70 % платежей на мировом рынке обмена технологиями в конце XX в. приходилось на сделки между материнскими компаниями и зарубежными подразделениями, а также между самими филиалами международных корпораций- гигантов [38, c. 278].
Рост глобализации, возникновение тесной экономической взаимозависимости государств (международной экономической интеграции), постепенное разрушение национального экономического государственного суверенитета (интернационализации хозяйственной жизни, науки, техники, производства) вызвали расширение географических рамок кооперационных связей, их переплетение. По мере накопления избыточного капитала и его вывоза хозяйствующие субъекты все более укрупнялись, превращаясь в совокупность корпораций.

В процессе формирования многочисленных стратегических альянсов между корпорациями возникали крупные интегрированные комплексы, конгломераты, международные не только по размаху деятельности, но и по составу капитала. Создаваемые в формах крупных многоотраслевых либо узкоспециализированных предприятий, новые корпоративные образования обладали фактически неограниченными возможностями эффективного использования преимуществ международного обмена (товарами, услугами, капиталами), международного разделения труда и кооперации производства.

К концу XX в. транснационализация производства и капитала из концептуальной идеи превратилась в объективное и необходимое условие эффективности функционирования корпораций.
Современные корпорации прошли сложный путь развития от примитивных форм, основанных на личных связях и полной ответственности участников, до глобальных высокоинтегрированных корпораций. Интегрированные корпорации- гиганты, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия, обладают громадным научно-производственным и рыночным потенциалом, обеспечивающим высокий динамизм развития.

Их деятельность охватывает все области народного хозяйства, а в сферу их интересов входит все большее число стран всех регионов мира. В условиях формирования специфической транснациональной экономики современные международные, интегрированные корпорации являются важнейшим элементом развития мирового хозяйства, переходят в категорию самостоятельной силы глобального влияния.
Проведенный анализ позволяет выделить следующие аспекты и тенденции развития современных корпораций:
-институциональный аспект рост межфирменных слияний и приобретений как способ захвата производственных мощностей за рубежом (экспансия) для поддержания и усиления международной конкурентоспособности; глобальные масштабы собственности и хозяйственной деятельности; высокая степень транснационализации производства и капитала;
-отраслевой аспект диверсифицированный (многоотраслевой) либо узкоспециализированный характер деятельности; большая ориентация на сферу услуг, инфраструктуру;
-организационный аспект использование новых форм интернационализации, интеграции промышленно-технической и инновационной деятельности (продажа лицензий с предоставлением технологий и технических услуг, соглашения о промышленном сотрудничестве, строительство предприятий под ключ, изыскательские работы и создание предприятий на условиях раздела продукции, франчайзинг, дистрибъюция, коммерческое представительство, агентирование и др.);
-инновационный аспект ориентация на интернационализацию инновационной деятельности, усиление роли НИОКР (углубление специализации, заметна тенденция переноса НИОКР за пределы страны базирования).
Основные понятия
Корпоративная интеграция
Слияние и поглощение корпораций
Мотивы объединения корпораций
Критерии формирования интегрированных корпоративных образований
Интернационализация бизнеса

Контрольные вопросы и задания


1.Назовите и охарактеризуйте стадии развития корпораций.
2. Какие Вам известны виды типы и способы объединения корпораций, в чем их отличия?
3.Какие существуют приемы защиты корпораций от поглощения?
4.Существуют ли отличия мотивов, побуждающих корпорации к
объединению?
5.Какие основные преимущества дает интеграция деятельности корпораций?

Глава 3 Институциональные основы организации и управления корпорациями в мировой экономике

Организация деятельности корпораций: концепции, модели


Тенденции глобализации, эволюционного развития, трансформации экономических систем, повлекшие за собой изменения форм организации и управления производством, меняют внутрикорпоративные и межкорпоративные отношения. Процессы организации (формирования, функционирования) и эффективного управления корпорациями являются составными частями одного единого механизма, вызывают постоянный интерес исследователей и практиков менеджмента.
Понятие организация в общем, представляет собой древнейший феномен и, по сути, является основой управления. Однако, несмотря глубокую взаимосвязь интерпенетративность, (англ. interpenetrate проникать взаимно) необходимо отделять понятия организации и управления корпорациями.
Понятие организации деятельности корпорации можно рассматривать в двух направлениях:
-как процесс (совокупность процессов);
-как институт (сформировавшаяся, устойчивая форма отношений).
Данная двусмысленность понятия обусловлена эволюцией и трансформацией организационных теорий, а также появлением разнообразных моделей, форм организации корпораций. До 60-х гг. специалисты в области управления рассматривали корпорацию как некую замкнутую систему, не придавали большого значения проблемам государственного устройства и развития экономики, состоянию общества, конкуренции, степени их влияния на деятельность корпораций. Развитие общества привело к необходимости формирования новых, современных моделей организации деятельности корпораций, учитывающих воздействие различных внешних факторов.

Революционное значение имело научное обоснование Р. Скоттом перехода любой организации (в том числе корпорации) от закрытой (замкнутой) системы к открытой (подверженной влиянию внешней среды).
Схема концептуальных моделей организации корпораций, представленная на рисунке 3.1 обобщает упомянутые подходы.
Сравнительная характеристика моделей приведена в приложении В.
Необходимо отметить, что в действительности не встречаются корпорации, строящие свою деятельность в полном соответствии с какой-либо моделью. Чаще всего на практике каждой конкретной организации корпорации характерно лишь преобладающее большинство признаков той или иной модели.

В деятельности многих крупных современных корпораций можно отметить присутствие элементов всех шести концептуальных моделей организации, выбор элементов диктуется конкретными ситуациями, возникающими под воздействием внешних и внутренних факторов в определенный период времени.
Каждая корпорация в процессе своего поступательного развития тяготеет к определенному типу (часто неосознанно). Выбор типа организации корпорации почти не зависит от сферы ее деятельности, но определяется, с одной стороны, действующими в стране законодательными и нормативными актами, а с другой складывающейся стратегией корпоративного управления внутри предприятия.
В современной экономической науке сложились представления о трех основных типах идеальной (совершенной) корпорации: минималистский, холистский, анималистский (таблица 3.1).
Таблица 3.1 Типы совершенной корпорации [34]

Определение Характеристика
Система управления Эффективность организации
Минималистский гибкая, маневренная, в высшей степени рациональная, максимально специализированная организация корпорации Направлена на получение максимального дохода при минимизации издержек, на фоне минимизированных социальных функции, отличается жестким отношением к персоналу Определяется отсутствием излишних элементов
Холистский (англ. whole целый, целостный) - самовоспроизводящийся комплекс, потенциал которого определяется четким взаимодействием всех компонентов Наличие связующих звеньев, механизмов, обеспечивает целостность предприятия и единство целевых установок для всех структурных единиц и подсистем Определятся целостностью корпорации, что обуславливает ее финансово-экономическую устойчивость, гармоничность развития и выживаемость в кризисных ситуациях
Анималистский организация корпорации напоминает живой организм, обладающий внутренним духовным началом, придающим мощный внутренний импульс к активному, целенаправленному, гармоничному развитию Тесно связана с понятием корпоративная культура, характеризуется использованием деловой этики, выполнением правил и соблюдением законодательства, нравственным отношением к партнерам и конкурентам Выходит за рамки внутренней эффективности, благотворно отражается на предпринимательском поведении других предприятий и организаций, оказывает стабилизирующее влияние на рыночную среду, поддерживает развитие позитивных социально-экономических процессов в отрасли, регионе, стране в целом.

Каждый из указанных типов представляет абстракцию, вместе с тем черты их можно заметить в любой из ныне действующих корпораций.

Научные подходы к понятию корпоративное управление


Переходя непосредственно к корпоративному управлению следует отметить, что на сегодняшний день в научно-методической литературе отсутствует единое, однозначное определение данного понятия. Основная проблема заключается в том, что управление можно рассматривать с разных точек зрения.

В целом можно выделить три ключевых подхода: как наука, как система, как процесс (рисунок 3.2).
Развитие теории корпоративного менеджмента как самостоятельной науки осуществлялось в процессе формирования разных, не всегда совпадающих подходов. Известно семь основных и наиболее популярных научных подходов развития теории и практики корпоративного управления (таблица 3.2).
Таблица 3.2 Научные подходы развития корпоративного управления



Содержание раздела