d9e5a92d

Структура и содержание системы корпоративного управления


Подход Содержание
На основе выделения различных школ управления [18; 39] - школа научного управления;
- административная школа (классическая);
- школа психологии и человеческих отношений (поведенческих наук);
- школа науки управления (количественная)
На основе
выделения периодов истории развития корпоративного управления [51]
- древнее общество 30002000 годы до н.э.;
- светско-административная, древний Вавилон, 17921750 годы до н.э.;
- производственно-строительная, 605562 годы до н.э.;
- капитализм, индустриальный прогресс европейской цивилизации, появление профессионального управления XVIIXVIII в.;
- бюрократическая, концепция рациональной бюрократии, формирование крупных иерархических структур к. XIXн.XX вв.
Процессный управление как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций, бизнес-процессов, основных и обеспечивающих операций
(используется корпорациями минималистского типа)
Системный управление совокупностью взаимосвязанных элементов внутренней и внешней сред (соответствует холистскому типу)
Ситуационный методы управления и их пригодность определяются ситуацией
Стратегический /
инновационный
разработка стратегии корпорации, использование инноваций, лидерства как методов конкурентной борьбы
Социальный этапы: первобытнообщинный; рабовладельческий; феодальный; капиталистический. Управление имеет социальные корни, неразрывно связано с существованием и развитием общества (соответствует анималистскому типу).

Согласно более подробной классификации выделяются и другие научные подходы: комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, предметный, динамический, количественный (математический), воспроизводственный, нормативный, административный, поведенческий, отраслевой, логистический, программно-целевой, циклический (кольцевой), подход на принципах маркетинга, государственный и рыночный подходы.
В современности популярными являются стратегический и социальный подходы, что обусловлено их адекватностью (в большей степени отношение к процессам организации в общем, нежели управления в частности) и эффективностью (наиболее полное соответствие тенденциям современности). Сейчас основной задачей корпорации является удовлетворение нужд, интересов потребителей и непосредственных участников производственного процесса при непременном укреплении благополучия общества в целом.

Наметился сдвиг в сторону повышения социальной ответственности руководящих работников, что тем более актуально в условия укрупнения бизнеса и появления сложных иерархических интегрированных корпоративных образований. В настоящий момент все реже принимаются индивидуальные решения, связанные с предпринимательским риском, широко используется коллегиальное управление; в крупных корпорациях ключевые вопросы решаются совместными усилиями.
Значимость корпоративного управления неуклонно возрастает и в условиях рыночной экономики является одним из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятий. В процессе формирования глобального рыночного пространства корпоративное управление получило значительно более широкую трактовку, сложилось современное понимание корпоративного управления как механизма трансформации рыночных сигналов в корпоративное поведение. Данное определение описывает стимулы не только инвесторов, но и других заинтересованных в работе компании лиц (стейкхолдеров) работников, кредиторов, поставщиков и покупателей. В новых условиях особенно острой становится проблема выработки системы взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами (акционерами, инвесторами), а также другими заинтересованными сторонами.

Такая система получила название системы корпоративного управления. Существующая в мире система корпоративного менеджмента прошла столетний путь развития; формы и методы управления неоднократно подвергались и до сих пор подвергаются глубоким изменениям.

Постоянная трансформация управленческих систем диктуется требованиями рынка и внутренней логикой развития бизнеса.

Структура и содержание системы корпоративного управления


Организация управления корпоративным бизнесом (корпоративный бизнес менеджмент) представляет совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и субъекта управления (управляемой и управляющей систем), отражает строение системы управления организацией, распределение подразделений корпорации по уровням управления, их взаимосвязи.
Основными элементами организации управления в корпорации являются:
-уровни корпоративного управления (стратегический, инновационный обеспечивают внешнюю эффективность предприятия, оперативный внутреннюю);


-управляющая система (собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет));
-менеджеры;
-подразделения и звенья управления;
-управленческие связи.
Состав и содержание системы корпоративного управления с точки зрения концептуальной структуры ее организации представлен на рисунок 3.3:
Для того чтобы понять сложную природу отношений, которые призвана регулировать система корпоративного управления, выделим основных участников корпоративных отношений:
-владельцы корпорации (крупные акционеры, миноритарные владельцы иных ценных бумаг предприятия эмитента, инвесторы);
-менеджеры (непосредственные управленцы: низшее звено, среднее звено, высший управленческий персонал);
-органы государственной власти и местного самоуправления.
В последнее время распространение получила тенденция признания активными участниками корпоративных отношений и процесса корпоративного управления иных заинтересованных групп: кредиторы, служащие компании, партнеры компании, местные органы власти и пр. Степень реального участия этих групп в процессе корпоративного управления в значительной степени зависит от исторических особенностей формирования рыночных отношений, экономической политики государства, форм вовлеченности финансовых институтов в предпринимательские отношения, законодательных норм и пр.
В экономической науке встречается огромное количество названий видов и форм организационных структур управления производственно-хозяйственной деятельностью корпораций, различающихся в зависимости от соотношений уровней управления, структурных подразделений и звеньев управления, а также характера связей. Несмотря на это, из всего многообразия очень четко выделяются две крупные группы организационных структур управления в корпорации:
1. Централизованная (У-структура унитарная, формальная, механическая, бюрократическая, классическая, традиционная, иерархическая созданная в целях максимизации прибыли) [64, c. 10321057]. Основной принцип единоначалие. Встречается в формах: линейная, функциональная, линейно-функциональная;
2. Децентрализованная (Х-структура холдинговая, адаптивная, органическая, гибкая; М-структура мультивизиональная созданная в целях максимизации контроля и управления) [49]. Основной принцип гетерархия, отсутствие иерархии.

Встречается в формах: дивизионная, продуктовая, ориентированная на потребителя, региональная, проектная, матричная, матрично-штабная, бригадная, множественная (конгломеративная), программно-целевая, интеграционная (интегральная).
Следует отметить, что данная классификация не является исчерпывающей. Весьма проблематично однозначно характеризовать различные виды организационных структур управления как совершенные и несовершенные [16].

Все зависит от того, в каких условиях функционирует корпорация и что она из себя представляет. Современные промышленные корпорации отходят от полностью централизованных систем как от медленных и неэффективных.

Отчетливо проявляется склонность к децентрализованному управлению, где дивизионная или матричная структуры являются более перспективными и привлекательными в силу возможности роста, укрупнения и большей мобильности. Весьма эффективной и популярной в последнее время является множественная структура, приобретающая ту форму, которая лучше всего подходит для данной конкретной ситуации.
Помимо непосредственного управления корпоративным бизнесом (бизнес-менеджмент), огромную значимость имеет политика государственного регулирования корпоративной деятельности (государственного управления корпорациями) в стране. Здесь в целом можно выделить три группы методов управления корпорациями:
-правовые (в рамках хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил);
-экономические (административно-организационные);
-социальные [13, c. 47].
В дополнение к указанным регуляторам отдельную группу составляют следующие формы и методы государственной поддержки:
-формальное воздействие государства на корпоративную деятельность (прямые и косвенные методы);
-функциональная направленность государственного воздействия (организационно-структурные, финансово-налоговые, имущественные методы) [42, c. 4046].

Реализация корпоративного управления: законы, принципы, механизмы


В складывающихся условиях система корпоративного управления представляет собой организационную модель, включающую множество факторов, влияющих на результативность деятельности каждой отдельно взятой корпорации. Формирование системы управления корпорацией обусловливается состоянием ее корпоративной среды: совокупностью постоянно изменяющихся внутренних и внешних факторов воздействия. Биполярность корпоративной среды определяет существование двух групп законов управления:
-объективные;
-субъективные.
И, соответственно, принципов управления корпорациями:
-общие;
-частные.
Схема взаимосвязи законов и принципов управления представлена на рисунке 3.4.
Особо пристальное внимание исследователей и практиков в области менеджмента попеременно привлекают те или иные регуляторы. В настоящем нельзя однозначно заявить, какие из них наиболее значимы, однако очевидно, что современное управление на всех уровнях корпоративных отношений возможно лишь при условии их эффективного сочетания.
В странах с развитой рыночной экономикой используются следующие формальные механизмы осуществления корпоративного управления:
-механизмы внешнего воздействия: враждебное поглощение (рынок корпоративного контроля), банкротство, ликвидный рынок ценных бумаг;
-механизмы внутреннего воздействия: совет директоров, общее собрание акционеров, система принятия решений советом директоров, контрольные комиссии совета, комитеты совета по функциональным направлениям и проектам, система и стандарты обмена информацией между советом и менеджментом; система разграничения полномочий между советом, менеджментом и членами совета, кодекс корпоративной этики (см. приложение Г).
Институциональная основа системы корпоративного управления определяется следующими элементами:
-уровень социально-экономического развития страны и его динамика (рыночные условия, конкуренция);
-природно-климатические особенности государства;
-система государственного управления и политические установки власти;
-нормативно-правовое регулирование (сложившаяся и действующая международная, национальная законодательная база, регулирующая деятельность участников корпоративных отношений, судебная практика и процедуры, соглашения о добровольно принятых стандартах корпоративного управления, общепринятая практика и культура ведения бизнеса);
-особенности менталитета, историческая система ценностей населения;
-национальная практика деловых отношений, специфика механизма корпоративного управления в стране;
-влияние зарубежного опыта менеджмента.

Модели корпоративного управления и контроля (классические модели корпоративных отношений)

В качестве основополагающих факторов (условий), определяющих процессы формирования и функционирования корпоративных образований в мировой экономике, выделяются следующие:
-зарубежный опыт формирования и функционирования корпоративных
образований;
-экономические факторы; определяющие трансформацию организационных форм и тенденции укрупнения корпоративных образований;
-положительные и отрицательные последствия формирования крупных
корпораций;
-факторы взаимного влияния корпоративных образований и государств;
-факторы решения с помощью корпоративных образований экономических проблем;
-национальные особенности корпоративных образований;
-факторы внешнего и внутреннего регулирования деятельности корпоративных образований.
В то же время специфика корпоративных отношений каждого государства определяется совокупностью следующих факторов:
-состояние внутренней и внешней среды организации (корпоративная среда);
-сложившаяся и действующая международная, национальная законодательная база, регулирующая деятельность участников корпоративных отношений в стране;
-национальная практика деловых отношений, специфика механизма корпоративного управления в стране (реализация прав собственности и формирование системы внутреннего и внешнего контроля за деятельностью корпораций).
Несмотря на уникальность каждой отдельной корпорации, указанные факторы оказывают схожее и очень значительное влияние на формирование структуры корпоративного сектора и системы управления корпорациями в целом по стране. Вышеназванные элементы определяют выбор и использование конкретных методов управления корпорациями отдельными странами и регионами, что дает право говорить о существовании специфических моделей корпоративных отношений, позволяя оперировать понятием национальной корпоративной модели, заключающейся в специфике организации и управления корпорациями в стране и характеризующейся определенным набором следующих компонентов:
-законодательная база регулирования корпоративных отношений;
-ключевые участники корпоративных отношений;
-механизм взаимодействия между ними (взаимоотношения между
участниками);
-структура владения акциями (состав акционеров);
-корпоративные действия, требующие согласия и одобрения акционеров;
-состав совета директоров;
-требования к раскрытию информации;
-роль и значение бизнес-ассоциаций (объединений предпринимателей).
Исторически сложилось несколько основных моделей участия корпоративных образований в диалоге с правительством. В мировой экономике традиционно выделяются три основные (классические) модели корпоративного управления и контроля (модели корпоративных отношений), используемые в странах с развитой рыночной экономикой:
-американская (англо-американская);
- азиатская (японская);
-континентальная (немецкая, европейская) [31, c. 4352].
Приложение Д иллюстрирует основные черты указанных моделей.
Американская (англо-американская) модель, разработанная в США, создавалась в условиях свободного рынка, развивалась с учетом рыночно ориентированной финансовой системы, на основе развитого рынка капитала и широкого набора различных финансовых инструментов. Изначально высокий уровень развития промышленных корпораций во многом облегчал привлечение дополнительных инвестиций, причем преимущественно за счет выпуска акций. Таким образом, необходимость в долгосрочном кредитовании как способе увеличения капитала корпораций практически отпадала, а роль банков была сведена к аккумулированию средств и краткосрочному кредитованию.

На сегодняшний день в США получили распространение два основных типа корпораций. В первом случае консолидирующим ядром выступает банковский холдинг, во втором производственно-технологический комплекс. В целом отношения внутри корпораций строятся на основе установления гибких связей, при свободном перетоке капитала из одной отрасли в другую. Согласно официальным данным, на долю 100 крупнейших корпораций США приходится до 60 % ВНП США, 45 % занятых, 60 % инвестиций.

Каждая из корпораций включает в свой состав предприятия 25 отраслей, 35 корпораций работают в 32 отраслях, 10 в 50 [46]. Англо-американская модель предполагает разделение владения и управления. Проблемы несовпадения интересов собственников и менеджеров корпорации решаются созданием совета директоров, избираемым акционерами и выступающим доверенным лицом, выразителем интересов последних в корпорации.

Несмотря на определенные проблемы управления, (высокая концентрация власти в одних руках или, наоборот, ослабление контроля в результате разобщенной деятельности независимых директоров) в целом для модели характерна высокая прозрачность управленческих отношений, регулярное информирование всех потенциальных инвесторов о результатах хозяйственной деятельности, простота сделок с акциями на высоколиквидном фондовом рынке.
Азиатская модель была разработана в Японии. Корпорации Японии сюданы представляют собой самодостаточные, универсальные многоотраслевые экономические комплексы, включающие в свою структуру финансовые учреждения (банки, страховые, трастовые компании), торговые фирмы, производственные предприятия. Популярность использования корпорациями заемных средств, обусловила значимость банковского сектора в становлении национальной корпоративной модели.

Обязательным членом корпорации, ее стержнем выступает крупный банк, контролирующий большую сеть филиалов и дочерних банков. В комплексе с ним и под его контролем работают страховые и инвестиционные компании, трастовые банки. Скорость технологического обновления производства, темпы наращивания выпуска конкурентоспособной продукции во многом определяются инвестиционными возможностями корпорации, объемами финансирования. В складывающихся условиях участие кредитно-финансовых институтов не просто целесообразно, но стратегически выгодно, поскольку положительно сказывается на росте мобильности развития и реализации технологического потенциала всей группы.

Обязательным членом сюдана является также универсальная торговая фирма (сбытовая, снабженческая). По масштабам своих торговых и информационных сетей и объему деловых операций торговые фирмы относятся к числу крупнейших в мире и играют важную роль в корпорации. Промышленные объединения, входящие в корпорацию, построены, как правило, по принципу вертикальной интеграции. Под эгидой головной фирмы собрано множество подчиненных ей дочерних в единстве, образующих своего рода верхний ярус вертикальной интеграции.

Дочерние фирмы имеют под своим началом другие фирмы, включая всевозможные субподрядные фирмы. В качестве консолидирующего ядра сюданов, с самого их появления, после Второй мировой войны по настоящее время, выступают компании тяжелой и химической промышленности. В целом внутрикорпоративные отношения, складывающиеся в рамках данной модели, охватывают не только финансовые и промышленные ресурсы, но и научно-техническое взаимодействие.

Внутри сюданов действует принцип не конкуренции, а целенаправленной специализации (сферы деятельности фирм не пересекаются). Взаимодействие между ключевыми участниками направлено главным образом на установление деловых контактов, а не на установление баланса сил, как в англо-американской модели.

Здесь неаффилированные акционеры и независимые директора почти не влияют на деятельность корпорации, что проявляется в отсутствии у них интереса к активному взаимодействию с другими участниками.
Континентальная (немецкая, европейская) модель, разработанная в Германии и Франции, обладает определенными отличительными характеристиками. Специфика германской традиции формирования корпораций состоит в тесной связи банков с промышленностью. На основе акционерных, деловых связей происходит тесная межотраслевая интеграция промышленных концернов с финансовыми институтами, формирование устойчивых горизонтальных промышленно-финансовых объединений.

Центрами создания корпораций данной модели, как правило, являются крупные банки, принимающие участие не только в финансировании инвестиционных проектов, но и в управлении предприятиями. Координация в немецких корпорациях обеспечивается наличием сравнительно небольшого круга должностных лиц, являющихся одновременно членами правления различных компаний и фирм, входящих в данную корпорацию.

Национальные требования раскрытия информации менее строги, нежели чем в японской модели.
Следует отметить ряд различий, особо заметных между азиатской и континентальной моделями, с одной стороны, и американской с другой. Принципиальное отличие заключается в том, что американская модель опирается на безусловный приоритет прав акционеров и контроль через рынки капиталов, а ключевым принципом функционирования азиатской и континентальной моделей является банковский контроль, когда крупные банки не только представлены в наблюдательных советах и в управляющих органах корпораций, но и играют там определяющую роль.

Кроме того, континентальную и японскую модели отличает большая закрытость, ориентация на крупного инвестора (главным образом банки) и на внебиржевые сделки с пакетами акций, а также отличные от американской системы стандарты финансовой отчетности (GAAP).
Как показывает практика, представленные схемы корпоративного контроля не являются взаимоисключающими, напротив, их сосуществование в ведущих странах мира подтверждает, что ни одна модель не обладает явными преимуществами перед другими и не является универсальной для национальных экономик. Ведущие специалисты в области экономических систем указывают на возможности комбинации отдельных компонентов различных моделей. Основным критерием выбора в данном случае выступает степень влияния, которое оказывает внедрение того или иного инструмента корпоративного управления на достижение экономического роста.

Корпоративные модели одних стран тяготеют в большей степени, а других в меньшей к указанным моделям, вбирая специфические свойства, несводимые напрямую к распространенным моделям.
Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется вступлением в качественно новую стадию развития с ярко выраженными тенденциями глобализации и международной интеграции. Однако помимо логики глобализации существует логика национальных интересов.

Взаимоотношения между корпорациями, правительствами принимающей страны и правительством ее родины, характер и стиль отношений корпораций и государства накладывают огромный отпечаток на формирующуюся в стране корпоративную модель. Для успешной реализации международной деятельности корпорации, специфика ее организационной структуры, а также продукции и услуг должны соответствовать рынкам и юрисдикции стран, в которых корпорация действует вне зависимости от места регистрации. В складывающихся условиях возможность реализации долгосрочной стратегии, а также степень внешнеэкономической активности корпорации напрямую зависит не только от отраслевой специфики хозяйственных операций или финансового положения данной корпорации, но в большей степени от условий хозяйствования, особенностей механизма государственного, корпоративного регулирования, деятельности органов управления ВЭД в стране происхождения корпораций и за
рубежом.
Для успешной реализации международной стратегии корпорации специфика ее организационной структуры, а также продукции и услуг должны соответствовать рынкам и юрисдикции стран, в которых корпорация действует. Адаптация продукции и услуг в соответствии с потребностями рынка функционирования корпорации, ознакомление менеджеров с местными условиями, готовность учитывать национальную специфику ведения бизнеса и соблюдать местное законодательство, выраженная склонность к участию в совместных предприятиях вот только некоторые позиции в длинном списке адаптационных мер, предпринимаемых корпорациями в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности.

Взаимоотношения между корпорациями, правительствами принимающей страны и правительством ее родины, характер и стиль отношений корпораций и государства накладывают огромный отпечаток на формирующуюся в стране корпоративную модель.



Содержание раздела