d9e5a92d

Функциональные и обеспечивающие подсистемы корпоративного управления

-зависимость российской экономики от нефтегазовой и других сырьевых отраслей, остающихся главной движущей силой экономического роста;
-стагнация производства в условиях ограниченной конкурентоспособности отечественной промышленности и отсутствия серьезной конкуренции на российском рынке: устаревшее оборудование; стабильно низкие производственно-технологические характеристики российской промышленности; снижение производительности труда на фоне увеличения доли сырьевой экспортной составляющей. Многие важные сегменты внутреннего российского рынка уже потеряны российской промышленностью, причем, их число постоянно растет;
-тяжелая ситуация в фискальной и денежной сферах: недостаточная капитализация и высокий риск ликвидности в корпоративном секторе; зависимость коммерческих банков от олигархических корпоративных образований; проблема субсидирования и кредитования убыточных предприятий; стабильно низкая эффективность капиталовложений из-за несовершенства системы управления
инвестициями;
-низкое качество корпоративного управления: отсутствие национальной деловой культуры, корпоративной этики, социальной ответственности; коррумпированность и борьба за корпоративный контроль различных участников корпоративных отношений; низкая квалификация управленческих кадров.
Наличие указанных проблем существенно осложняет развитие корпоративного сектора в России. В условиях усиления конкуренции, особенно со стороны зарубежных компаний, реорганизация сложившейся системы формирования и организации деятельности корпоративных образований в России является необходимым условием осуществления перехода от выживания к полноценному развитию. Создание крупных, промышленных корпоративных образований, ориентированных в своей деятельности на внешний рынок, представляется не только экономически, но и политически важной задачей улучшения структуры российского производства, развития технологической базы и совершенствования системы корпоративного управления.

Переход крупнейших российских компаний в статус международных создаст принципиально новую экономическую, юридическую и имиджевую атмосферу, которая поможет повысить уровень доверия и инвестиционную привлекательность российских корпоративных образований. Налаживание глобальных международных корпоративных связей послужит каналом поступления знаний, технологий и практического опыта в местную экономику.
Основные понятия
Кодекс корпоративного поведения
Система корпоративного управления
Функциональные и обеспечивающие подсистемы корпоративного управления
Модели корпоративного управления
Корпоративные рейтинги

Контрольные вопросы и задания


1. В чем, на Ваш взгляд, причина невостребованности Кодекса корпоративного поведения в России?
2. Перечислите уровни системы корпоративного управления в России.
3. Охарактеризуйте общий механизм обеспечивающих подсистем корпоративного управления в России.
4. Назовите основные модели корпоративного управления характерные для России?
5. Насколько велика необходимость использования корпоративных рейтингов в России?
6. Какие организации занимаются составлением корпоративных рейтингов? Кем и где используются результаты оценок?
7. Какие проблемы, на Ваш взгляд, оказывают основное дестимулирующее влияние на развитие корпоративного сектора в России?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.О естественных монополиях : ФЗ от 17.08.1995 г. 147-ФЗ //ГАРАНТ справочная система. Copyright ® НПП Гарант-Сервис 19902004.

Версия _5.5.d Сетевая многопользовательская.
2.О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках : Закон РСФСР от 22.03.1991 г. 948-I //ГАРАНТ справочная система. Copyright ® НПП Гарант-Сервис 19902004. Версия _5.5.d Сетевая
многопользовательская.
3.О предприятиях и предпринимательской деятельности : Закон РСФСР от 25.12.1990 г. 445-1 //ГАРАНТ справочная система. Copyright ® НПП Гарант-Сервис 19902004.

Версия _5.5.d Сетевая многопользовательская.
4.О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ : ФЗ от 02.08.1997 г. 123-ФЗ //ГАРАНТ справочная система. Copyright ® НПП Гарант-Сервис 19902004. Версия _5.5.d Сетевая
многопользовательская.
5.О финансово-промышленных группах : ФЗ от 30.11.1995 г. 190-ФЗ //ГАРАНТ справочная система. Copyright ® НПП Гарант-Сервис 19902004.

Версия _5.5.d Сетевая многопользовательская.
6.Об акционерных обществах : ФЗ от 26.12.1995 г. 208-ФЗ //ГАРАНТ справочная система. Copyright ® НПП Гарант-Сервис 19902004. Версия _5.5.d Сетевая
многопользовательская.
7.Об иностранных инвестициях в РСФСР : Закон РСФСР от 4.07.1991 г. 1545-I //ГАРАНТ справочная система. Copyright ® НПП Гарант-Сервис 19902004.



Версия _5.5.d Сетевая многопользовательская.
8.Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения : учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп.

М. : ИВЦ Маркетинг, 1999.
9.Акофф Р. Планирование будущего корпорации /Р. Акофф.

М. : Прогресс, 1985.
10.Ансофф И. Новая корпоративная стратегия /И. Ансофф.

СПб : Питер, 1999.
11.Антонов Г. Д. Предпосылки интеграции и эволюция интеграционных структур в России /Г. Д. Антонов, О. П. Иванова //Менеджмент в России и за рубежом.

2001. 5.
12.Беляева И. Ю. Интеграция корпоративного капитала и формирование финансово-промышленной элиты: Российский опыт /И. Ю. Беляева.

М. : Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999.
13.Блинов А. О. Управление предпринимательской деятельностью /А. О. Блинов, Я. М. Кестер.

М. : Образовательная академия Континент , 2003.
14.Блэк Б. Комментарий федерального закона об акционерных обществах : рукопись: ч. 1. /Б. Блэк, Р. Крэкман, А. Тарасова.

М. , 1997.
15.Бурков В.Н. Модели и методы управления организационными системами /В. Н. Бурков, В. А. Ириков.

М. : Наука, 1994.
16.Владимирова И. Г. Организационные структуры управления компаниями /И. Г. Владимирова //Менеджмент в России и за рубежом.

1998. 5.
17.Вольский А. И. Основные направления деятельности РСПП на современном этапе /А. И. Вольский //Наука и промышленность России.

2002. 5 (61).
18.Гвишиани Д. М. Организация и управление /Д. М. Гвишиани.

М. : Наука, 1972.
19.Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: конспект лекций /Г. Я. Гольштейн.

Таганрог : ТРТУ, 1995.
20.Дерябина М. А. Корпоративное управление в переходной экономике /М. А. Дерябина //Общественные науки и современность.

2001. 5.
21.Долгопятова Т. Г. Реструктуризация собственности и контроля в промышленности /Т. Г. Долгопятова //Предпринимательство в России. 1995.

34.
22.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда /Э. Дюркгейм.

М. : Канон, 1996.
23.Кашанина Т. В. Корпоративное право /Т. В. Кашанина.

М. : НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
24.Келлер Т. Концепции холдинга: Организационные структуры и управление : пер. с нем. /под ред. Ю. П. Руднева, Р. М. Гринева.

Обнинск : Государственный центральный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства Российской федерации по атомной энергии, 1996.
25.Кодекс корпоративного поведения. /ФКЦБ [Электрон. ресурс]. М. , апр.

2002. Режим доступа: http://www.rid.ru
26.Корпорации: Теоретические и прикладные аспекты. М. : Московская высшая языковая школа, 1999.
27.Коршунова Е. А. Корпорация и корпоративная солидарность: традиции, подходы, российская действительность /Е. А. Коршунова //Экономическая социология : 3б.

2002. 1.
28.Коул Д. Г. Организационные модели и структуры: Современное управление. Энциклопедический справочник : 2 /Д.

Г. Коул. М. : Издатцентр,1997.
29.Кукура С. П. Теория корпоративного управления /С. П. Кукура.

М. : ЗАО Издательство Экономика, 2004.
30.Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации : учебное пособие. /Дж.

К. Лафта. М. : Русская деловая литература, 1999.
31.Леонтьев Р. Г. Теория и практика менеджмента : учебное пособие : 6. Организация корпораций /Р. Г. Леонтьев.

Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2000.
32.Ляпина С. Слияния и поглощения признак развитой рыночной экономики /С. Ляпина //Рынок ценных бумаг.

1998. 8.
33.Макарова Г. Л. Организация финансово-промышленных групп /Г. Л. Макарова.

М. : ЗАО Финстатинформ, 1998.
34.Масютин С. А. Механизмы корпоративного управления : научная монография /С. А. Масютин.

М. :ЗАО Финстатинформ, 2002.
35.Международный менеджмент /под ред. С. Э. Пивоварова, Д. И. Баркана, Л. С. Тарасевича, А. И. Майзеля.

СПб. : Питер, 2000.
36.Мескон М. Основы менеджмента : пер. с англ. /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури.

М. : Дело,1992.
37.Методические рекомендации по составу и форме представления сведений о соблюдении Кодекса корпоративного поведения в годовых отчетах акционерных обществ : утв. распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 30.04.2003 г. 03849/р.
38.Мировая экономика : учебник /под ред. А. С. Булатова.

М. : ЮРИСТ, 2001.
39.Основы менеджмента : учебное пособие для ВУЗов /под ред. А. А. Радугина.

М. : М-ЦЕНТР, 1997.
40.Радыгин А. Перераспределение прав собственности в постприватизационной России /А. Радыгин //Вопросы экономики.

1999. 6.
41.Радыгин А. Отчет по гранту US AID . Анализ проблем и рекомендации по защите прав акционеров (инвесторов) /А. Радыгин, Г. Мальгинов.

М. : Институт экономики переходного периода, март 1999.
42.Семёнушкин Н. К. К классификации форм государственной поддержки малого предпринимательства /Н. К. Семенушкин //Российский экономический журнал.

2000. 1112.
43.Сонькин Н. Б. Корпорации: Теоретические и прикладные аспекты /Н. Б. Сонькин.

М. : Московская высшая языковая школа, 1999.
44.Спивак В. А. Корпоративная культура /В. А. Спивак.

СПб. : Питер, 2001.
45.Стратегическое планирование : учебник /под ред. Э. А. Уткина.

М. : Тандем, 1998.
46.Страхова Л. П. Корпоративные образования в современной экономике /Л. П. Страхова, А. Е. Бартенев //Менеджмент в России и за рубежом.

2000. 6.
47.Теория Фирмы /под ред. В. П. Гальперина.

СПб. : Экономическая школа, 1995.
48.Тренев В. Н. Реформирование и реструктуризация предприятий /В. Н. Тренев, В. А. Ириков, С. В. Ильдеменов, С. В. Леонтьев, В. Г. Балашов.

М. :ПРИОР,1998.
49.Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, отношенческая контрактация /О. И. Уильямсон.

СПб. : Лениздат,1996.
50.Управление организацией: учебник /под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина.

М. :ИНФРА-М,1998.
51.Уткин Э. А. История менеджмента /Э. А. Уткин.

М. : Тандем: ЭКМОС, 1997.
52.Фавро О. Экономика организаций /О. Фавро //Вопросы экономики.

2000. 5.
53.Фомичев А. Н. Административный менеджмент : учебное пособие /А. Н. Фомичев.

М. : Дашков и Ко,2003.
54.Эскандиров М. А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике /М. А. Эскандиров.

М. : Республика, 1999.
55.Annual reports on Russian economy. Trends and prospects.

Moscow : Institute for the Economy in Transition, 1992 1999.
56.Bohm A. Economic Transition Report 1996 /A. Bohm. Ljubljana : CEEPN, ed.

1997.
57.Boyko M. Privatizing Russia /M. Boyko, A. Shleifer, R. Vishny.

Cambridge MA : The MIT Press, 1995.
58.Local Currency Rating Criteria Update: The Importance of Country Risk for Corporate and Infrastructure Sectors: Ratings Direct /Кредитно-аналитическая система Standard Poor’s [Электрон. ресурс]. 06.11.2002. Режим доступа: http://www.sandp.ru
59.Merriam Webster’s Collegiate Dictionary Date [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.m-w.com/cgi-bin/dictionary
60.Mueller-Stewens Mergers Acquisitions. Markttendenz und Beraterprofile /Mueller-Stewens, G. Spickers, J. Deiss.

Stuttgart, 1999.
61.Radygin A. Ownership and control of the Russian Industry. Conference on Corporate Governance in Russia [Электрон. ресурс]. Moscow, May 31 June 2, 1999 Режим доступа: http://www.oecd.org/daf/peru/governance/in.russia/radygin.pdf
62.Radygin A. Privatisation in Russia: Hard Choice, First Results, New Targets /A. Radygin.

London : CRCE The Jarvis Print Group, 1996.
63.Radygin A. Securities Markets Development and its Relationship to Corporate Governance in Russia /A. Radygin.

Paris, OECD : DAFFE/MC/EW (96) 25, 1996.
64.Williamson O. E. Managerial Discretion and the Theory of the Firm /O. E. Williamson //American Economic Review /Vol.53.

1963.

Влияние факторов внешней среды


Фактор Влияние
Прямое воздействие
Поставщики - взаимосвязанность и взаимное влияние факторов (изменение одного в определенной степени влияет на изменение другого; однако совершенствование одной переменной не обязательно вызовет улучшение другой, влияние может быть и отрицательное);
- высокий уровень изменчивости каждого фактора (есть корпоративные образования, внешняя среда которых особенно подвижна);
- неопределенность внешней среды (чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективное решение)
Потребители
Конкуренты
Кредиторы и инвесторы
Партнеры (посредники,
торговые компании, дилеры)
Органы государственного и
общественного регулирования
Нормативно-правовая база
Косвенное воздействие
Макроэкономические - темпы изменения ВВП;
- объем и динамика промышленного производства и инвестиций;
- объем статей бюджета и его исполнение;
- уровень инфляции;
- уровень роста мировых рыночных цен на производимую продукцию;
- курс рубля относительно других валютам (динамика валютного курса);
- международные корпоративные связи (интернационализация)
Физико-географические, демографические, экологические - территориальная расположение (концентрация) производства;
- географическое разделение труда
политические - позиция органов власти по отношению к корпоративному сектору;
- группы интересов и лоббисты;
- фактор политической стабильности;
- государственная политика (антидемпинговая, антимонопольная);
-национальное законодательство (стимулирующее, дестимулирующее);
- налоговое окружение (налоги, акцизы, экспортные пошлины);
-использование таможенно-тарифных регуляторов (ограничение или стимулирование экспорта, продажа части экспортной выручки);
- расчеты с бюджетом;
- взаимоотношения с международными организациями
Социально-культурные - установки, жизненные ценности, традиции;
- вкусы и предпочтения потребителей;
- социальная защищенность работников, степень соц. напряженности;
- культурный уровень и возможность его повышения;
- образовательный уровень и возможность его повышения;
- этика корпоративного поведения (кодекс корпоративного поведения)
Ресурсные - наличие необходимых ресурсов (информационных, трудовых, сырья и т.п.), их доля в себестоимости;
- степень развития средств коммуникации и связи
Технологические - уровень развития науки и техники
Финансово-кредитные - общее финансовое состояние предприятий;
- динамика и структура инвестиций;
- возможность получения кредитов;
- уровень ставки рефинансирования (ставки банковского кредитования;
- выпуск корпоративных ценных бумаг (изменение цен акций);
- динамика индексов фондовой активности;
- общее состояние и конъюнктура фондовых рынков
Налоговые - уровень налоговой нагрузки;
- наличие налоговых льгот у корпораций
Отраслевые - конъюнктура мирового и внутреннего рынка (взаимоотношения с поставщиками, партнерами, потребителями, конкурентами);
- модель рынка и ценовая политика (спрос и предложение);
- структура производства

Влияние факторов внутренней среды

Фактор Характеристика Влияние
Основные
Структура - организационная структура организации и управления;
- иерархия управления внутри компании
- система разделение труда;
- объем управления (сфера контроля руководителя);
- направления интеграции (вертикальная, горизонтальная)
- в совокупности факторы рассматриваются как социотехнические подсистемы;
- взаимосвязанное и взаимное влияние факторов, изменение одного в определенной степени влияет на изменение другого
Цели, задачи - методы и принципы корпоративного управления;
- стратегическое управление;
- цели подразделений
Технология - технический и технологический уровень производства;
- количество звеньев производственно-технологического цикла;
- стандартизация, механизация, автоматизация
Персонал - способности персонала;
- уровень квалификации рабочей силы;
- корпоративная культура (потребности, ожидания, ценности работников)
Дополнительные
Производственный потенциал и эффективность работы исходного звена: объемы запасов полезных ископаемых, объем производства основных видов продукции, услуг (начиная от исходного продукта, включая промежуточные производства и заканчивая готовой продукцией) - оказывают влияние на стоимость активов корпорации, величину денежных потоков, уровень затрат и размер доходов
Долгосрочные финансовые вложения:
- в дочерние и зависимые предприятия и доля участия в них;
- в производственный процесс: новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение дочерних предприятий
- являются основными приносящими доход активами и оказывают влияние на объем производства, долю рынка, величину доходов;
- сокращают текущие денежные потоки, но являются фактором роста будущих доходов
Рыночная стоимость нематериальных активов в виде лицензий, патентов - оказывают влияние на рыночную стоимость долгосрочных финансовых вложений и денежные потоки корпорации
Величина внутрикорпоративных и трансфертных цен
Размер пакета акций и совокупность прав, возникающих у акционера - владение контрольным пакетом дает исключительные права
Дивидендная политика и взаимоотношения эмитента с мелкими
инвесторами
- влияют на стоимость миноритарных пакетов акций

Влияние факторов среды на мотивы и тип интеграции

Характеристика среды Мотивы интеграции Тип
интеграции
1 2 3
Макроэкономика
Глобализация экономики - стремление обеспечить стабильность в условиях меняющихся рынков;
- получение синергетического эффекта за счет роста рыночной мощи (мотив монополии)
Все
Наличие избыточных
ресурсов
- возможность использования избыточных ресурсов, комбинирование взаимодополняемых ресурсов Все
Наличие свободных
денежных средств
- спекулятивные цели, мотив приобретения предприятия с целью продажи по частям;
- стремление взять под контроль финансовые потоки, текущие прибыли, увеличить добавленную стоимость
Все
Слабость позиции руководства в регионе,
отрасли
- стремление повысить политический вес руководства, личные мотивы менеджеров Все
Неэффективность
управления
- повышение качества управления, устранение неэффективности Все
Экономические условия
Инфляция, неплатежи,
сокращение бюджетного финансирования
- возможность снизить потребности в оборотных средствах, перейти на внутренние взаиморасчеты Все
Инвестиционный кризис - потребность в капитале Все
Институциональная среда
Рост трансакционных
издержек
- необходимость восстановления разрушенных связей, надежда на согласованность действий при производственной кооперации, стремление к стабильности связей;
- возможность опосредовано воздействовать на партнеров;
- защита от монополизма поставщиков, потребность в управляющем воздействии организационных структур, сокращение трансакционных издержек и других затрат
Вертикальная
Диагональная
Разрушение хозяйственных связей, трудность поиска партнеров и формирования стабильной и эффективной системы контрактов с
поставщиками,
посредниками
- сокращение трансакционных издержек и производственных затрат Арьергардная
Конъюнктура
Наличие и рост
Конкуренции
- синергетический эффект от роста рыночной мощи (мотив монополии);
- стремление к взаимодополняемости в сфере НИОКР
- стремление получить стратегические преимущества в сбыте или снабжении;
- стремление к повышению значимости, росту статуса перед инвесторами, партнерами, улучшение делового имиджа;
- стремление к разделу сфер влияния;
- возможность консолидации инвестиционных ресурсов;
- увеличение доли рынка, снижение затрат на разработку, производство и продвижение товара
Горизонтальная
Все
Вертикальная
Все
Все
Все
Горизонтальная


Окончание приложения Б

1 2 3
Колебание спроса,
предложения
- возможность проведения гибкой ассортиментной политики в соответствии с колебаниями и изменениями спроса;
- стремление к стабильности в условиях меняющихся рынков
Горизонтальная
Вертикальная
Рост спроса - стремление завоевать большую долю рынка, надежды на текущие прибыли Горизонтальная
Конкуренция по сырьевой базе - закрепление сырьевых источников Вертикальная
Рост цен на сырье, материалы, комплектующие, рекламу, товаропродвижение - экономия, обусловленная масштабами деятельности Вертикальная
Горизонтальная
Сближение принципиально разных секторов экономики - диверсификация деятельности;
- возможность увеличить прибыль за счет расширения сегментов рынка
Вертикальная
Диагональная
Риски (падение спроса, роста цен) - снижение рисков нереализации продукции или непоставок сырья;
- диверсификация производства
Вертикальная
Диагональная
Неопределенность
внешней среды
- стремление обеспечить стабильность в условиях меняющихся рынков Горизонтальная
Отраслевая структура
Сильная концентрация производства и
монополизация
- реструктуризация промышленности Все
Значимость отрасли для государства, особая роль для бюджета платежей
отрасли
- получение платежей в бюджет;
- контроль государства за деятельностью предприятий, сохранение управляемости жизненно важными отраслями;
- предотвращение распада уникальных производственно-технологических комплексов
Все
Неконкурентоспособность отраслей, депрессивное состояние отдельных
секторов экономики
- стремление усилить рыночную мощь;
- защитная реакция микроуровня
Все
Региональная экономика
Регионализация экономики, региональная
автономия
- стремление сохранить региональные отраслевые комплексы и обеспечить выживаемость предприятий региона Все
Отсутствие или неполнота и низкое качество
информации
- сокращение трансакционных издержек Все
Неблагоприятные условия ведения бизнеса
Наличие значительной налоговой нагрузки и (или) ее рост - стремление снизить налоговое бремя Все
Высокая стоимость вывоза избыточных фондов - комбинирование взаимодополняющих ресурсов;
- возможность использования избыточных фондов
Все
Угроза банкротства,
кризиса
- стремление обеспечить стабильность, выживаемость, предотвратить кризис Все
Высокая значимость хороших отношений с органами власти, прочные позиции бюрократического аппарата - стремление укрепить связи с федеральными, местными органами власти (надежда на обеспечение отстаивания интересов в государственных инстанциях, легально использовать механизмы совершенствования имущественных отношений) Все



Содержание раздела