d9e5a92d

Распространение идей марксизма в России


Н.Х.Бунге в целом не удалось осуществить свою программу, тем не менее его преобразования - яркая страница реформ России XIX в. В несколько измененном виде идеи Бунге были использованы правительством уже в ХХ в. Заметим попутно, что деятельность его на посту министра финансов отнюдь не была безуспешной, дефицита бюджета в России в этот период не было.
Александр Иванович Чупров (1842-1908 гг.) был приверженцем трудовой теории стоимости Маркса и именно с этих позиций подготовил как свою диссертацию о развитии железнодорожного транспорта в России, так и “Лекции по политической экономии”. Кроме того Чупрову принадлежат многочисленные работы по теории статистики, экономике сельского хозяйства и транспорта. Чупров владел и теорией маржинализма, отмечал ее важную роль в развитии экономической мысли, но вместе с тем давал критическую и вполне профессиональную оценку многих положений субъективной теории полезности.
Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907 гг.), великим русским химиком, написано около 100 экономических работ.
Менделеев выделял позитивную роль государства в становлении российской экономики. По этому поводу он писал: “Мы живем в эпоху господства государственных начал повсюду на земле, и они составляют не только плод исторического движения всего человечества, но и залог всех его дальнейших успехов в победе над природою и над животными инстинктами самих людей, потому что в государстве заложено формирующее начало общественности и общего блага, ведущего к совершенствованию общежития, а через него и усовершенствование жизни отдельных лиц”.52
В статье “О возбуждении промышленного развития в России” он формулирует “альфа” и “омегу” своих умозаключений по поводу развития заводских и фабричных промыслов. “Альфа” его соображений состоит в необходимости развития большого количества заводов и фабрик. “Замереть России - гибель”, - писал он.53
Одновременно он подчеркивал, что заводы и фабрики “...сами собой не вырастут. Для этого... надо сознание, необходимо историческое понимание, нужна последовательная связь с прошлым, превращенная в волю”.54
Экономические интересы Менделеева были разносторонними, характерно то, что науку и ее практическое применение он считал как единое целое.
У Менделеева имеются работы, посвященные как развитию промышленности, так и сельского хозяйства, в первую очередь его интенсификации, применению мелиорации, минеральных удобрений.
Его работа “Основы фабрично-заводской промышленности. Топливо” посвящена исследованию производительных сил России. Эта же проблема, но в другом аспекте, отражается в статьях, посвященных развитию железнодорожного транспорта, мореходства, освоению северного морского пути.
Важнейшее значение в деле регулирования отечественной промышленности Д.И.Менделеев придавал государственному протекционизму. В 1892 г. вышел в свет его труд, названный “Толковый тариф или исследование о развитии промышленности в связи с общим таможенным тарифом 1891 г.” В этой работе он поставил и воплотил в жизнь задачу показать внутреннюю, рациональную, живую связь между тарифным делом и всем, начиная с экономического, развитием страны.
В этот же период в русской экономической мысли оформляется еще одно направление - математическое, в котором российские ученые во многом предвосхитили исследования зарубежных авторов.
Так, Владимир Карпович Дмитриев (1868-1913 гг.) занимался не только статистическими исследованиями, но и внес значительный вклад в развитие экономической теории. В своей работе “Экономические очерки. Опыт органического синтеза трудовой теории ценности и предельной полезности” Дмитриев предлагает свое уравнение цены и систему уравнений, которая по-существу представляет собой линейную систему “затраты - выпуск” с определенными технологическими коэффициентами, сведенными к затратам труда как первичному фактору.

Дмитриева можно считать основоположником в области разработки межотраслевых балансов.
В том же направлении, что и Дмитриев, экономико-математическом, работали Людвиг Зиновьевич Слонимский (1850-1918 гг.), Юлий Галактионович Жуковский (1833-1907 гг.). О последнем следует сказать особо, так как помимо вклада в экономическую теорию, Жуковский был еще и известным экономистом-практиком, занимавшим должность управляющего Государственным банком. Ю.Г.Жуковский выступал как последовательный критик трудовой теории стоимости К.Маркса, разделял основные положения теории полезности.



В работе “История политической литературы XIX столетия” Ю.Г.Жуковский дает математический анализ ценности, прибыли и ренты Д.Рикардо.
К экономико-статистическому направлению относятся работы Павла Ивановича Георгиевского (1857-1938 гг.), профессора Петербургского университета, директора Центрального статистического комитета при Министерстве внутренних дел. В работах Георгиевского содержались интересные статистические данные о развитии хлебной торговли, железнодорожного транспорта, строительства. Занимался он и социальными исследованиями, в частности, проблемами нищеты и благотворительности.

Основной труд Георгиевского “Политическая экономия”, в котором он уделяет значительное внимание теории распределения доходов. Его взгляды на издержки производства и предпринимательские доходы близки к позициям неоклассической школы, в частности, Д.Кларка.

3. Распространение идей марксизма в России.
В 90-е годы XIX века в центре российской общественно-политической жизни находилась полемика сторонников либерального народничества и, прежде всего, Н.К.Михайловского с распространявшимся в России марксизмом. Уже в начале 90-х годов, не отражаясь в легальной литературе, в революционной русской среде все больше начали распространяться идеи марксизма, развитые еще в середине 80-х годов Г.В.Плехановым и возглавляемой им группой “Освобождение труда”. Но в то время эти идеи еще не получили широкого распространения.
Первый переводчик “Капитала” на русский язык - Г.А.Лопатин, перевод 1 тома вышел в свет в 1872 г.
Первым русским марксистом был Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918 гг.). Плеханов начинал как народник. В нескольких своих ранних работах он развивал идеи общинного социализма, разделял анархистские положения бакунизма.

Однако, позднее, в 1880-83 гг., эмигрировав в Европу, Плеханов порывает с народничеством и переходит на позиции марксизма. В своих экономических работах “Социализм и политическая борьба” и “Наши разногласия” он продемонстрировал блестящее знание марксистской теории.
Плеханов вскрыл несостоятельность народнической идеи о крестьянском социализме, подверг критике идею самобытности исторического развития России. Плеханов раскрыл всю глубину преобразований в экономической жизни России, связанных с развитием капитализма. Изменения коснулись промышленности, сельского хозяйства, торговли.
Отмечая ошибочность теории народников о невозможности развития капитализма без внешних рынков, Плеханов всесторонне обосновал положение о том, что капитализм в своем развитии создает себе рынок. Плеханов подверг критике взгляды народников по широкому кругу вопросов - в теории стоимости, теории воспроизводства, теории кризисов.
Отвечая Плеханову, Н.К.Михайловский писал полемические статьи, нправленные против марксизма, эти статьи имели определенную популярность, так как Михайловский был опытным публицистом и обладал блестящим литературным стилем.
В 1894 г. в разгар полемики между Плехановым и Михайловским вышла книга П.Б.Струве “Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России”. Книга заканчивалась нашумевшей фразой: “Признаем же нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму”.
Либеральные народники ответили на эту книгу серией едких критических статей.
Вслед за книгой Струве вышла книга никому неизвестного Н.Бельтова “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю (ответ г.г. Михайловскому, Карееву и комп.)”. Книга произвела большое впечатление на интеллигенцию и пользовалась популярностью. Под псевдонимом Бельтова скрывался Г.В.Плеханов.

По существу эта работа поставила точку в дискуссии марксистов с народниками. Либеральное народничество быстро теряло свою былую популярность.
В этот же период в студенческих и рабочих кружках распространялась нелегальная брошюра В.И.Ленина “Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов (ответ на статьи “Русского богатства” против марксистов)”, а также книги Плеханова, Струве. Сделана была попытка выпустить легально большой сборник марксистских статей под названием “Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития”. Центральной статьей сборника являлась статья Ленина “Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве”.

Сборник был конфискован, однако часть экземпляров удалось спасти, и книга пользовалась большой популярностью.
Уже в это время, как следует из названия вышеприведенной статьи, ленинская трактовка марксистских идей расходилась с взглядами Струве и других, так называемых представителей легального марксизма.
Если Ленин и его сторонники обращали прежде всего внимание на революционное содержание марксистского учения: теорию прибавочной стоимости, эксплуатации, неизбежности гибели капитализма как общественного строя и необходимости пролетарской революции, то легальные марксисты извлекли из учения Маркса другие уроки.
С их точки зрения, развитие России должно было осуществляться по естественно-историческому пути, не минуя капитализма, как предполагали народники, и не уничтожая его революционным путем, как это предлагали ленинцы. Легальные марксисты видели позитивные и негативные стороны капитализма, хорошо владели научной стороной учения Маркса и развивали ее.
Работы представителей этого направления публиковались в открытой печати (откуда и происхождение термина “легальные”). В дальнейшем революционные и легальные марксисты все больше расходились во взглядах. Например, легальные марксисты, не отрицая трудовой теории стоимости Маркса, считали, что стоимость - категория абстрактная, на практике же мы имеем дело с рыночной ценой.

Это уже была попытка синтеза учения о предельной полезности и трудовой теории стоимости.
Что касается экономической политики, то в этой области легальные марксисты выступали за эволюционный путь развития России, полностью отрицали идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата. Следует сказать, что и Г.В.Плеханов в начале ХХ века изменил частично свои воззрения по важнейшим вопросам хозяйственной жизни России, он отошел от ортодоксального марксизма. Вооруженное восстание 1905-1907 гг., а также революцию 1917 г. он не принял.

Основные понятия
Народничество. Революционное народничество. Анархизм.

Либеральное народничество. Крестьянский социализм. Теория государственного социализма.

Протекционизм. Государственное регулирование промышленности. Эконометрика.

Легальный марксизм. Революционный марксизм. Экономические кризисы.

Контрольные вопросы
1. В чем заключается сущность идеи “крестьянского социализма”?
2. На чем базировались суждения народников о самобытном пути экономического развития России?
3. Известный русский писатель В.В.Вересаев в своих литературных воспоминаниях пишет: “15 ноября весь левый литературный и общественный Петербург собирался к Михайловскому поздравить его. С утра до поздней ночи в квартире толкался народ. Одни приезжали, другие уезжали. Среди гостей расхаживал хозяин в своей неизменной темно-синей австрийской куртке, радушный и сдержанный.

В полном составе были, конечно члены редакции “Русского богатства”...
Каковы были экономические и политические воззрения Н.К.Михайловского?
Кого объединял журнал “Русское богатство”?
4. Каких видных представителей российской университетской науки XIX века вы знаете? В чем заключался их вклад в развитие экономической мысли?
5. Легальный и революционный марксизм - это два направления, по которому шло распространение марксистских идей в России. В чем заключалось различие во взглядах представителей этих направлений? Какова историческая судьба каждого направления?

Литература
1. История экономических учений. Ч.1. - Изд. МГУ, 1989. - Гл.31.
2. История экономической мысли в России. Под ред. Марковой А.Н. - М., 1996. - Гл.5.
3. Аникин А.В. Путь исканий. Социально-экономические идеи в России до марксизма. - М., 1990.


Интересные записи



Содержание раздела