d9e5a92d

Что понимал Дж. М. Кейнс под эффективным спросом?


История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – Ч. II, гл.

11.
Каутский К. Путь к власти. – М.: 1918.
Каутский К. Материалистическое понимание истории. – М. – Л.: 1931 – Т. 1,2.
Сибилев Н.Г. Социалистический интернационал. История, идеология, политика. – М.: Мысль, 1980.

55. Что понимал Дж. М. Кейнс под эффективным спросом?
В работе Общая теория занятости, процента и денег Джон Мейнард Кейнс (1883–1946) сосредоточивает внимание на недостаточной эффективности потребительского спроса. Именно спрос, по его мнению, играет определяющую роль в стимулировании и развитии производства.
Что же предпринять, чтобы поднять эффективность спроса?
Надо найти рычаги развития всего общественного (совокупного) спроса – спроса на потребительские товары и спроса на инвестиционные товары, ибо совокупный спрос – это сумма потребительских расходов и инвестиций.
Если совокупный спрос больше предложения, тогда работают стимулы роста производства. В этом случае совокупный спрос действительно эффективен, способствует обеспечению высокой занятости, более полному использованию производственных мощностей.
Основные компоненты совокупного спроса: потребление, инвестиции и государственные расходы. Основные факторы, воздействующие на совокупный спрос: склонность к потреблению, ожидаемая прибыльность капиталовложений, предпочтение ликвидности.
В теории Кейнса национальный доход Y и уровень занятости N – зависимые переменные (рис. 11). Размер национального дохода обусловливает уровень занятости.

Сам же национальный доход, с одной стороны, выступает как фактор, воздействующий на рост потребительского спроса (потребительский спрос растет, но не в той степени, что доход), с другой стороны, рост национального дохода зависит от инвестиций.



Рис. 11. Основные связи в системе Кейнса: N – занятость; Y – национальный доход; С – потребительский спрос; I – инвестиции; D – доходы; С/ Y – склонность к потреблению; Р' – предельная эффективность (в процентах) r – норма процента; L – предпочтение ликвидности; М – масса денег в обращении.

Расходы на потребление определяются склонностью к потреблению С/У. Здесь действует психологический закон, выражающий зависимость между потреблением и доходом. С ростом дохода средняя склонность к потреблению падает под влиянием снижения предельной склонности к потреблению ( С/ Y ).
Уровень инвестиционного спроса / зависит от ожидаемой эффективности капитала р' и процентной ставки r. Процентная ставка, или норма процента, это плата за расставание с ликвидностью. Предпочтение ликвидности – стремление владеть деньгами, сохранить сбережения в денежной форме.
Процент r – функция спроса на деньги (предпочтение ликвидности) и количества денег в обращении (предложение денег).
Теорию Кейнса называют теорией эффективного спроса, выделяя тем самым главную идею. А она состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство и предложение товаров и услуг, повысить уровень занятости.
Значение теории Дж. М. Кейнса заключается не просто в пересмотре традиционных подходов к анализу процессов экономического развития. Кейнс заложил общетеоретические основы исследования функциональных зависимостей и взаимосвязей реальных экономических величин как агрегированных категорий, показал их влияние на ход и тенденции экономического развития.
Кейнсианская революция предполагает использование активной экономической политики, учет социальных, психологических, организационных факторов.
Современная экономическая теория так или иначе связана с теорией и методологией Кейнса. Она не может игнорировать широкую трактовку предмета экономической науки, влияние на процессы экономического развития многообразных условий и факторов.

Литература
Агапова И.И. История экономических учений. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция XIII. Бартенев С.А.

Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996. – Гл. 9.
Гусейнов Р. А., Горбачева Ю. В., Рябцева В. М. История экономических учений: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1994. – Гл. 7.


История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – Ч. II, гл.

10.
Кеинс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Избранные произведения. – М.: Экономика, 1993.
Костюк В.Н. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: Центр, 1997. – Темы 13, 14.
Г. Пайда, О. Мамедов, Ж. Адилова и др. Архитектор макроэкономики (Дж. М. Кейнс и его макроэконмичеая теория) / Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма). В 2 т. – М.: Прогресс, 1976. – Т. II, гл. 12, 16; Прил. II, ч. 1.

56. От чего согласно теории Дж. М. Кейнса зависит динамика личного потребления и инвестиций?
Потребительский спрос и, следовательно, личное потребление зависят от совокупного денежного дохода и от того, как расходуется этот доход. Иначе говоря, они зависят от пропорции, в которой доход распадается на расходы на потребление и сбережения.
С ростом доходов растет и спрос, увеличиваются расходы на потребление, но не в той пропорции, в которой растут доходы. По мере роста доходов прирост потребления замедляется. Причина этого, по терминологии Кейнса, основной психологический закон по мере роста богатства склонность к потреблению снижается, а часть дохода откладываемая на сбережения, увеличивается. (Сбережения – это разница между размером дохода и уровнем потребления.)
В отличие от классиков, для которых стремление к сбережению есть позитивный фактор, Кейнс приходит к иному выводу: рост сбережений может препятствовать экономическому росту. Дело в том, что динамика сбережений и динамика инвестиций зависят от различных факторов: сбережения – от роста дохода, инвестиции – от уровня процентной ставки и ожидаемой прибыльности капиталовложений.
Избыточные сбережения ведут к избыточному предложению. В итоге прибыльность инвестиций снижается. Денежные сбережения растут, а не направляются в виде реальных инвестиции в отрасли, обеспечивающие экономический рост.
Проблема, по Кейнсу, состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между опережающим ростом сбережений и отстающих от них инвестиций.

Литература

Агапова И.И. История экономических учений. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция XIII.
Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996. – Гл. 9.
Бункина М.К. Экономика. – М.: НИРП, 1992. – Приложение.
Костюк В.Н. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: Центр, 1997.- Тема 13.
Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Избранные произведения. – М.: Экономика, 1993.
Менкью Н.Г. Макроэкономика. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – Гл. 8–11.
Г. Пайда, О. Мамедов, Ж. Адилова и др. Архитектор макроэкономики (Дж. М. Кейнс и его макроэкономическая теория) / Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Новости, 1991. – Гл. 16, 18, 19.

57. Поясните смысл основного психологического закона Дж. М. Кейнса.
При возрастании дохода, идущего на потрMбление, все большая часть расходуется на покупку предметов длительного пользования. Они относительно дороже обычных потребительских товаров; средства на их покупку должны определенное время накапливаться.
Структура потребления населения меняется. Структура потребления наемных рабочих начинает напоминать структуру потребления собственников, основная функция которых заключается в накоплении денежных средств, умножении капитала.
Кейнс отмечает мотивы поведения людей, ведущие к известному сдерживанию расходов, направляемых на приобретение потребительских товаров. Всего восемь мотивов, среди которых скупость, предусмотрительность, расчетливость.
В результате предельная склонность к потреблению в обществе падает. А именно с ней связан потребительский спрос. Расширяющийся объем сбережений не успевает поглощаться спросом на инвестиционные товары (рис.

12).




Рис.12. Основной психологический закон Дж. М. Кейнса

Литература
Браунинг П. Современные экономические теории – буржуазные концепции. – М.: Экономика. – 1986.
История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – Ч. II, гл.

10.
Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Избранные произведения. – М.: Экономика, 1993.
Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 1992. – Т. 1, гл. 11,12.
Менкью Н Г. Макроэкономика. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – Гл. 15.

58. Что такое коэффициент мультипликации ? Какую роль он играет в теории Дж. М. Кейнса?
Мультипликатор (от лат. multiplicator – умножающий) означает множитель. Мультипликатор, выражающий связь между приростом инвестиций и приростом дохода, усиливает (множит) воздействие инвестиционного спроса на увеличение доходов.

Интересные записи



Содержание раздела