d9e5a92d

Выручка

Кроме того, как в отечественной, так и в зарубежной литературе нет единой общепринятой терминологии, пригодной для описания большого количества применяемых в этом анализе показателей и величин. Ниже приведены некоторые термины и определения с соответствующими пояснениями.

Выручка (revenues)

Валовая выручка - учтенные поступления от реализации продукции или услуг за отчетный период как в денежной, так и в неденежной форме.
Чистая выручка от реализации продукции (услуг) - это валовая выручка за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Поскольку именно этот показатель является основой всех последующих расчетов, в дальнейшем для краткости он будет называться просто "выручка".
Очень важно точно определить, что следует считать получением выручки. Это позволит избежать ситуаций, когда выручка ошибочно относится к отчетному периоду или вообще отсутствует. Реальная выручка определяется по следующим признакам:
- деятельность, предпринятая для получения этой выручки, завершена;
- права собственности на продукцию и связанный с владением этой продукцией риск переданы покупателю;
- выручка может быть измерена с достаточной степенью точности;
- выручка может быть выявлена по увеличению денежных средств, дебиторской задолженности, количества рыночных ценных бумаг, запасов или других активов;
- сделка, принесшая выручку, не может быть аннулирована (если не предусматривается право возврата купленной продукции);
- величина выручки определяется по действующим ценам.
В России согласно Постановлению Правительства РФ 552 от 05.08.1992 г. выручка от реализации может определяться различными методами в зависимости от условий хозяйствования, наличия договоров, положения предприятия на рынке и т.д. При традиционном методе реализация считается совершенной при поступлении денег на счет продавца в банке либо в его кассу (при расчете наличными).

Однако иногда моментом реализации считают отгрузку продукции покупателю и предъявление ему расчетных документов.
Тот или иной метод начисления выручки устанавливается фирмой на длительный период в зависимости от договорных условий, организационных форм сбыта и других факторов.

Прибыль (profit)

Валовая прибыль от реализации - это выручка за вычетом затрат, обусловленных производством реализованной продукции. Валовая прибыль характеризует эффективность производственной деятельности фирмы.
Прибыль от основной деятельности (операционная прибыль) - это валовая прибыль за вычетом расходов по управлению и сбыту продукции. Операционная прибыль позволяет оценить эффективность расходов по управлению и сбыту продукции.
Чистая прибыль - это прибыль после уплаты налогов. Она является важнейшим показателем деятельности предприятия и его стабильности, представляет наибольший интерес для акционеров, инвесторов и менеджеров.
Таким образом, при определении прибыли за некоторый период необходимо:
- произвести правильное начисление выручки за этот период;
- определить соответствующие рассматриваемому периоду затраты на производство и реализацию продукции, определяющие уровень и структуру ее себестоимости.
Определяющие себестоимость продукции затраты включают стоимость используемых при ее производстве природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и расходов по эксплуатации, а также внепроизводственные затраты. Это один из важнейших показателей хозяйственной и коммерческой деятельности фирмы.
Состав затрат по производству и реализации, включаемых в себестоимость продукции (услуг, работ), и порядок формирования финансовых результатов предприятия, учитываемых при налогообложении прибыли, регламентируются специальным Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ 552 от 05.08.1992 г. с последующими дополнениями и изменениями (Постановление Правительства РФ 661 от 01.07.1995 г. и 1120 от 13.11.1995 г.).
В соответствии с этим Положением затраты на производство и реализацию продукции объединяются в пять групп:
- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных фондов;
- прочие затраты.
В Положении подробно оговаривается содержание каждой из перечисленных групп.
На себестоимость реализуемой продукции существенно влияет стоимость хранящихся на складе
запасов.
Себестоимость этой продукции определяется по следующей схеме:

Себестоимость реализованной продукции =
= Себестоимость товарной продукции +
+ Стоимость остатков на начало периода -
- Стоимость остатков на конец периода
<

p>
Существует несколько методов оценки стоимости материалов и сырья, поступающих со склада в производство, а следовательно, и стоимость запасов на конец периода:
- метод ФИФО (First-in-first-out) - "первым вошёл, первым вышел" или "первым поступил -первым продан";
- метод ЛИФО (Last-in-first-out) - "последним вошёл, первым вышел" или "последним поступил -первым продан";
- средняя за период стоимость запаса.
Особенно важно сделать правильный выбор метода списания материалов в производство при высокой инфляции, когда цены на сырьё постоянно увеличиваются.
Согласно методу ФИФО изделия, купленные первыми, первыми и используются (продаются). Это значит, что оценка запасов на конец периода производится по ценам последних закупок.

Принято считать, что этот метод соответствует лучшей практике управления запасами.
При использовании метода ЛИФО оценка запасов производится по ценам первых покупок. Основная цель этого метода - максимально приблизить себестоимость реализованной продукции к последним издержкам на их приобретение.

Очевидно, что при стабильном уровне цен оценка по ФИФО не будет отличаться от оценки по ЛИФО. Если же цены меняются, то результаты будут сильно различаться.

При высоком уровне инфляции метод ЛИФО лучше отражает соотношение выручки и затрат.
Метод оценки запасов по средней их стоимости за период сглаживает влияние на оценку изменения
цен.
Таким образом, если использовать метод ЛИФО, т.е. в первую очередь списывать материалы по цене последнего приобретения (цена высокая), то повысится себестоимость товарной продукции и снизится налогооблагаемая база.
Переход к методу ЛИФО имеет смысл в следующих случаях.
1. Уровень инфляции значительно выше нормы рентабельности.
2. В течение длительного периода учитываемая стоимость остатков годовой продукции на складе на конец месяца значительно ниже себестоимости товарной продукции за этот месяц.
3. Покупка сырья и материалов производится регулярно с периодом не более месяца.
4. У предприятия есть некоторый резерв по рентабельности, т.е. переход на метод ЛИФО не приведет к убыткам (из-за высокой себестоимости прибыль поменяет знак с " + " на " - "), что вызовет санкции налоговых органов.
При переходе на метод ЛИФО получается дополнительно экономия из-за снижения налога на имущество, поскольку в этом случае остатки сырья и материалов на конец отчетного периода оцениваются по наименьшей цене.
Пример.
Опись запасов фирмы, торгующей мебелью в розницу, на конец финансового года (на 31.12. года Х) представлена в таблице 1.
Таблица 1

Формирование запасов фирмы
Источник пополнения Вид товара Количество
шт.
Цена, $ Стоимость запаса, $
Остаток на 01.01. года Х столы 100 40 4,000
Первая покупка в году Х столы 200 50 10,000
Вторая покупка в году Х столы 100 50 5,000
Третья покупка в году Х столы 200 60 12,000
Всего для продажи столы 600 31,000
Остаток на 31.12. года Х столы 50
Выручка от продажи столов составила $35,000.
Требуется определить себестоимость реализованной продукции по методу ФИФО, ЛИФО и средних затрат, а также соответствующие значения валовой прибыли. Расчеты представлены в таблицах 2 и 3.

Расчет себестоимости реализованной продукции
Таблица 2
Метод расчета Результат расчета ($)
1. ФИФО 4,000 + 27,000 - 50 ¦ 60 = 28,000.0
2. ЛИФО 4,000 + 27,000 - 50 ¦ 40 = 29,000.0
3. Средняя стоимость за период 4,000 + 27,000 - 50(31,000/600) = 28,416.5

Расчет валовой прибыли от реализации продукции
Таблица 3
Показатель Метод оценки запасов
ФИФО ЛИФО Средняя стоимость за период
Выручка 35,000 35,000 35,000
Себестоимость реализованной продукции 28,000 29,000 28,416.5
Валовая прибыль 7,000 6,000 6,583.5

Амортизация основных средств (depreciation)

Доход, получаемый от деятельности, требующей привлечения постоянных активов, должен включать долю затрат, связанных с их использованием. Стоимость этих долгосрочных активов к концу срока их эксплуатации должна быть полностью списана на производственные счета.
Амортизация - это процесс, посредством которого стоимость имущества, зданий и оборудования в течение срока их эксплуатации переносится на производимую продукцию или услуги.
Амортизационные отчисления - это денежное выражение суммы амортизации, соответствующей доли постоянных активов, списанных на себестоимость произведенной продукции (или услуг).
Величина амортизационных отчислений, выраженная в процентах от балансовой стоимости основных фондов, называется нормой амортизации.
Цель амортизации - списание затрат, вызванных приобретением основных фондов, на собственность продукции (услуг) и, тем самым, уменьшение суммы прибыли, подлежащей налогообложению.
Существует много различных методов начисления амортизации. Самые распространенные - метод равномерного начисления амортизации (линейная амортизация) и метод снижающихся отчислений (ускоренная амортизация).

В США принята система ускоренной амортизации ACRS (accelerated cost recovery system), согласно которой в зависимости от вида оборудования могут применяться 3, 5, 7, 10, 15 или 20-летняя схема амортизации.
К числу методов ускоренной амортизации относится и широко используемый метод суммы порядковых номеров лет. Ускоренная амортизация стимулирует быстрое внедрение новой техники и технологии и служит защитой от инфляции.
Некоторые источники утверждают, что амортизация осуществляется для накопления денежных средств в амортизационном фонде с целью последующего воспроизводства основных средств. Однако на практике такое воспроизводство осуществляется за счет денежных средств из фондов, создаваемых на предприятиях целенаправленной финансовой политикой.

Поэтому амортизационные начисления следует рассматривать как "неденежные затраты", не требующие для своего покрытия денежных средств. Однако на величину денежных потоков фирмы, уплачивающей налоги, амортизация оказывает большое влияние благодаря ежегодному "амортизационному налоговому щиту" (depreciation tax shield), этот "щит" следует рассматривать как приток денежных средств:
Пример.
Стоимость оборуЗдоваеия $150,000, срок службы - 5 лет. Требуется выбрать метод начисления амортизации. Возможны два варианта: а) метод равномерного начисления (линенйная амортизация); б) метод суммы порядковых номеров лет (ускоренная амортизация).

Ставка налога 30 %..
Для выбора метода начисления амортизации необходимо оценить приведенную стоимость (Р?) обеспечиваемых ими "амортизационных налоговых щитов при ставке дисконта - 10 %. Расчет представлен в таблице 4.
1 -1 (1 + 0.1)5 ]0.
1 = $34,117.2
= 9,000 х
Р?(а) =
Р?(б) = 15,000 х -j- +12,000 х^ + 9,000+ 6.000 х + 3,000 х^ = $36,275.2
1.1
1.1
1.1
1.1

Таблица 4.
Расчет "амортизационных налоговых щитов
Год Амортизационные отчисления Амортизационный налоговый щит, ($)
метод (а) метод (б) метод (а) метод (б)
($) доля ($)
1 30,000 5/15 50,000 9,000 15,000
2 30,000 4/15 40,000 9,000 12,000
3 30,000 3/15 30,000 9,000 9,000
4 30,000 2/15 20,000 9,000 6,000
5 30,000 1/15 10,000 9,000 3,000
Приведенная стоимость "амортизационных налоговых щитов :
Преимущество метода (б) очевидно.

Потоки денежных средств (cash flows)

Чистый поток денежных средств (net cash flow) - это разность между всеми денежными поступлениями и платежами за определенный период. Следует отметить, что термин просто "поток денежных средств" (cash flow) хотя используется в литературе часто, корректного определения не имеет. Рекомендуется рассматривать отдельно притоки денежных средств (cash inows) и оттоки денежных средств
(cash outflows) от всех видов деятельности фирмы (основной, инвестиционной и финансовой).
Без анализа денежных потоков не может быть полной оценки финансового состояния фирмы. Одной из главных задач такого анализа является выявление взаимосвязи между ними и прибылью. Здесь, в основном, следует учитывать следующие обстоятельства:
- при расчете бухгалтерской прибыли учитываются неденежные затраты, например, амортизация;
- прибыль признается после совершения продажи, а не поступления денежных средств;
- при расчете прибыли расходы на производство продукции признаются после ее реализации, а не к моменту их оплаты.
При расчете чистого денежного потока используется выражение:
NCF = (R - C) (l - T) + DT = (R - C - D) (l - T) + D
где NCF - чистый денежный поток;
R - выручка;
C - затраты (без амортизационных отчислений);
D - амортизационные отчисления;
T - ставка налога;
DT - амортизационный налоговый щит.

Операционный, производственный и финансовый цикл (operating, inventory conversion period, cash conversion cycle)

В процессе производственной деятельности предприятие покупает сырье и материалы, производит продукцию и продает ее. Если продукция продается в кредит, образуется дебиторская задолженность, которая через некоторое время превращается в денежные средства.
В свою очередь, покупая сырье и материалы, предприятие также оплачивает покупку не сразу, в результате чего возникает кредиторская задолженность. Таким образом происходит кругооборот текущих активов (оборотных средств), в процессе которого их отдельные элементы превращаются в другие.
Большое влияние на состояние оборотных средств оказывает их оборачиваемость, характеризующая скорость оборота.
Основными показателями при анализе являются:
- оборачиваемость оборотных средств;
- период их оборота.
При управлении оборотными средствами широко используются понятия "операционный цикл", производственный цикл", "финансовый цикл".
Операционный цикл - период времени, началом которого является момент поступления на предприятие сырья и материалов, а окончанием - момент поступления от клиента денег за проданный ему товар.
Производственный цикл начинается с момента поступления сырья и материалов на склад предприятия и заканчивается в момент отгрузки покупателю продукции, которая была изготовлена из этого сырья и материалов.
Финансовый цикл начинается с момента оплаты поставщикам стоимости закупленных материалов (погашение кредиторской задолженности) и заканчивается в момент получения денег от покупателя за отгруженную продукцию (погашение дебиторской задолженности).
Представление о структуре этих циклов дает схема на рисунке 1.
Таким образом, оборотные средства (текущие активы) (working capital) - это средства, инвестируемые фирмой в свои текущие операции во время каждого операционного цикла.

Собственные оборотные средства (net working capital)

Собственные оборотные средства (чистый оборотный капитал, чистый рабочий капитал, - Net working capital) - это разность между оборотными текущими активами предприятия и его текущими обязательствами.



Период оборота кредиторской задолженности (дней)
Период оборота дебиторской задолженности (дней)
Производственный
цикл,
(дней)
Финансовый цикл (дней)
Текущие
обязательства
Собственные оборотные средства w или
Чистый рабочий капитал

или
Собственные оборотные средства Долгосрочные Собственный Постоянные
или обязательства + капитал активы
Чистый рабочий капитал
Чистый рабочий капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. Наличие чистого оборотного капитала служит для инвесторов и кредиторов положительным индикатором к вложению средств в компанию.
Чистый рабочий капитал придает большую финансовую независимость компании в условиях замедления оборачиваемости оборотных активов, (например, при задержке погашения дебиторской задолженности или трудностях со сбытом продукции), обесценения или потери оборотных активов (в результате падения цен на готовую продукцию, банкротства дебитора).
Оптимальная сумма чистого рабочего капитала зависит от особенностей деятельности компании, в частности, от размеров предприятия, объема реализации, скорости оборачиваемости материальнопроизводственных запасов и дебиторской задолженности, условий предоставления кредитов предприятию, от отраслевой специфики и хозяйственной конъюнктуры.
На финансовом положении предприятия отрицательно сказывается как недостаток, так и излишек чистого рабочего капитала. Недостаток этих средств может привести предприятие к банкротству, поскольку свидетельствует о его неспособности своевременно погасить краткосрочные обязательства. Недостаток может быть вызван убытками в хозяйственной деятельности, ростом безнадежной дебиторской задолженности, приобретением дорогостоящих объектов основных средств без предварительного накопления денежных средств на эти цели, выплатой дивидендов при отсутствии соответствующей прибыли, финансовой неподготовленностью к погашению долгосрочных обязательств предприятия. Значительное превышение чистого рабочего капитала над оптимальной потребностью в нем свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов. Примерами являются: выпуск акций или получение кредитов сверх реальных потребностей для хозяйственной деятельности, накопление оборотных средств вследствие продажи основных активов или амортизационных отчислений без соответствующей замены их новыми объектами, нерациональное использование прибыли от хозяйственной деятельности.

Показатели, используемые при анализе текущего финансового положения фирмы (firm’s current financial standing)

Платежеспособность предприятия - это его способность оплатить свои краткосрочные обязательства.
Кредитоспособность - это способность предприятия своевременно и полностью рассчитываться по своим долгам.
Анализ кредитоспособности проводят банки, выдающие кредиты.
Предприятия, чтобы получить кредит, также проводят анализ кредитоспособности.
Ликвидность активов - это величина, определяемая временем, необходимым для превращения их в деньги. Чем это время меньше, тем выше ликвидность.
Ликвидность баланса выражается в степени покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения задолженности.
По степени ликвидности активы можно разделить на четыре группы:
Наиболее ликвидные активы Ai. Сюда входят денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (рыночные ценные бумаги).
Быстро реализуемые активы A2 . Сюда входит дебиторская задолженность.
Медленно реализуемые активы A3. Сюда входят запасы, долгосрочные финансовые вложения.
Трудно реализуемые активы A4 . Прочие статьи активов.
Обязательства также делятся на четыре группы в зависимости от срока их выполнения:
Наиболее срочные обязательства Пі. Сюда включается кредиторская задолженность.
Краткосрочные обязательства П2. Включаются краткосрочные кредиты, займы и прочие краткосрочные пассивы.
Долгосрочные обязательства П3. Сюда входят долгосрочные кредиты и займы.
Постоянные пассивы П4 . Включают доходы будущих периодов, расчеты по дивидендам, фонды потребления и собственный капитал.
Баланс считается ликвидным, если соблюдаются условия: Ai Пі, А2 П2 , А3 П3 , А4 П4 .
В самом общем виде платежеспособность предприятия характеризуется следующим выражением:
Текущие активы
Текущие пассивы
Абсолютно устойчивое положение фирмы соответствует условию:

Затраты + запасы Собственные оборотные средства + Краткосрочные кредиты и займы


Нормальное устойчивое состояние соответствует равенству:
Затраты + запасы = Собственные оборотные средства + Краткосрочные кредиты и займы
Кризисное финансовое состояние наступает тогда, когда:
Затраты + запасы Собственные оборотные средства + Краткосрочные кредиты и займы

Цели анализа

Анализ финансовых документов должен обеспечить информацией лиц, заинтересованных в объективной оценке экономического положения фирмы и возможных перспектив ее развития. Этими лицами являются:
- инвесторы, формирующие инвестиционные портфели;
- менеджеры, которым необходимо иметь представление об операционной и финансовой эффективности фирмы;
- кредиторы, желающие быть уверенными в кредитоспособности должников;
- профсоюзы, использующие результаты анализа для выработки экономической платформы требований, предъявляемых работодателям;
- контролирующие органы, действующие в рамках своей юрисдикции;
- исследователи, изучающие социально-экономические процессы, протекающие на предприятиях.
Анализ финансовых документов позволяет:
- сравнить результаты деятельности фирмы с результатами деятельности других фирм этой же отрасли;
- оценивать тенденции динамики финансового положения фирмы за определенный период.
Результаты анализа дают возможность менеджменту использовать сильные стороны финансового
положения фирмы для достижения своих целей и своевременно устранять выявленные недостатки.
Финансовые документы позволяют оценить как положение фирмы в фиксированный момент времени, так и ее деятельность за определенный период в прошлом. Однако ценность финансовых документов заключается еще в том, что они позволяют прогнозировать будущие доходы.

С точки зрения инвесторов прогнозирование будущих доходов и является главным назначением финансового анализа; с точки зрения менеджеров этот анализ позволяет еще прогнозировать будущие ситуации и планировать влияющие на них действия.
Наиболее распространенными инструментами анализа финансовых документов являются:
- горизонтальный и вертикальный анализ динамики содержащихся в них показателей;
- исследование потоков денежных средств;
- оценка различных аспектов финансового состояния фирмы с помощью системы коэффициентов.

Горизонтальный и вертикальный анализ

Финансовые отчеты дают ценную информацию о состоянии финансов фирмы.
Устойчивость этого состояния в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. Активы динамичны по своей природе. В процессе функционирования предприятия величина активов и их структура претерпевают непрерывные изменения.

Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью горизонтального и вертикального анализа.
Ниже приведен пример горизонтального и вертикального анализа финансовых документов за трехлетний период.
Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегированности показателей определяется аналитиком.

Как правило, берутся темпы роста (или прироста) за ряд лет, что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.



Содержание раздела