d9e5a92d

Вербальная настойчивость


Источник: Martha Davis, Matthew McKay, and Elizabeth Robbins Eshelman, The Relaxation and Stress Reduction Workbook. 1980 New Harbinger Publications, Richmond, California.
Теория самоутверждения основана на предпосылке, что у каждого человека есть определенные основные права. К сожалению, с детства нас зачастую приучают к тому, что действовать в соответствии с этими правами нередко социально или морально неприемлемо. Мы в детстве обучены некоторым традиционным правилам, которые остаются с нами, когда мы уже повзрослели, и которые вмешиваются в нашу взрослую жизнь.

Эти правила нарушают наши права, и мы вынуждены освобождаться от них. Таблица 6.1 демонстрирует некоторые ваши
основные права и догмы, навязанные окружающими. Какое из этих правил вам подходит? Какое вы хотите отвергнуть?

Насколько изменится ваше поведение, если вы освободитесь от традиционных правил, которым следуете сейчас?
Невербальная настойчивость
Не желая отказываться от своих основных прав, вы, возможно, решите стать более настойчивым. Вести себя настойчиво одним людям тяжелее, чем другим, однако советы этого раздела позволят всем желающим начать двигаться в направлении более настойчивого поведения. Уверенность в себе проявляется не только в том, что вы говорите, но и в том, как вы это говорите.

Если ваш утвердительный вербальный ответ будет расходиться с языком тела, вам никто не поверит. Человек, который уверен в себе, держится следующим образом:
1) стоит ровно и прямо смотрит в лицо людям, с которыми разговаривает, не отводя глаз;
2) говорит твердым ровным голосом, достаточно громким для того, чтобы его хорошо слышали;
3) говорит спокойно, уверенно, без колебаний.
В противоположность этому поведению язык тела неуверенного в себе человека характеризуется следующими особенностями:
1) он затрудняется смотреть в глаза собеседнику;
2) переминается с одной ноги на другую;
3) нерешителен при ведении разговора.
Агрессивное поведение может также быть диагностировано без слов, оно включает в себя:
1) наклон вперед, взгляд "метает молнии";
2) указывание пальцем на собеседника;
3) повышенные интонации, крик;
4) сжимание кулаков;
5) руки на поясе и одновременное кивание головой.
Если вы хотите действовать настойчиво, тогда вы должны обратить внимание на свой язык тела. Практикуйте и перенимайте настойчивое невербальное поведение, устраняя признаки ненастойчивого и агрессивного поведения.
Вербальная настойчивость
Формула, которая позволяет быть настойчивым и приходить к взаимовыгодному решению, используя в качестве средств речь, это DESC {Describe, Express, Specify, Consequence)1 вербальный ответ. Он делится на четыре компонента.
1. Описание. Нарисуйте словесную картину поведения другого человека или ситуации, на которую вы реагируете: "Когда...".
1 Describe описание, Express выражение, Specify уточнение, Consequence последствия.
2. Выражение. Опишите свои чувства, касающиеся поведения другого человека или ситуации, которую вы только что описали. Начните со слов: "Я чувствую...."
3. Уточнение пожеланий и корректные формулировки. Будьте точны при определении своих пожеланий. Вместо того чтобы говорить: "Вы должны...", используйте формулировки: "Я бы предпочел...", "Я бы хотел.,.", "Я хочу..."
4. Последствия. Определите возможные последствия. Что вы предпримете, если поведение другого человека или ситуации станет таким, как вы хотите? "Если вы это сделаете, я буду..." Каковы будут последствия, если ничего не изменится или если изменения не будут отвечать вашим потребностям? "Если вы не..., я..."
Источник: S. Bower and G. A. Bower, Asserting Yourself, 2d ed. (p. 126). 1991 by Sharon Anthony Boweer and Gordon A. A. Bower.
Чтобы продемонстрировать DESC форму организации настойчивых ответов, давайте предположим, что Джим и Кэти встречаются. Джим хочет, чтобы Кэти встречалась исключительно с ним. Кэти считает, что она еще слишком молода, чтобы исключить других мужчин из своей любовной жизни. Настойчивый ответ Джима на эту ситуацию может принять следующую форму:
(Описание.) Когда ты появляешься на людях с другими мужчинами (выражение), я испытываю очень большую ревность и у меня возникают большие сомнения о силе тиоей любви ко мне. (Уточнение.) Я бы предпочел, чтобы мы встречались только друг с другом. (Последствие.) Если ты будешь встречаться только со мной, я приложу максимум усилий, чтобы разнообразить твою жизнь и сделать ее эмоционально насыщенной. Ты не будешь чувствовать, что упустила что-то. Мы будем обедать в хороших ресторанах, ходить в театр, на концерты и будем делать все, чего ты хочешь и что я могу себе позволить. Если ты не согласна встречаться исключительно со мной, я не буду встречаться с тобой совсем.



В противном случае я буду страдать гораздо сильнее. Женщина в моей группе, когда начальник приказал ей работать с понедельника по субботу включительно, создала следующую схему DESC, позволяющую ей самоутвердиться:
(Описание.) Когда от меня требуют работать шесть дней в неделю (выражение), я чувствую себя усталой и оскорбленной, (Точное определение уточнение.) Я бы предпочла работать только с понедельника по пятницу включительно. (Последствие.) Если мне будет позволено, я буду добросовестно выполнять свою работу качественно и в срок. Если потребуется, иногда я буду работать в обеденные часы, оставаться позже, когда необходимо, или даже брать часть работы домой. Однако, если мне нужно будет работать по субботам, я откажусь от должности и поищу другую работу.

Я считаю, что имею право на два выходных в неделю.
Разработайте свой собственный настойчивый ответ. Подумайте о тревожащей вас ситуации, настойчивый ответ в которой может быть полезным. Например, одна из моих студенток вспомнила, как пригласила подругу на обед. Пока обед готовился, подруге позвонил мужчина, которого она очень хотела видеть. Прежде чем она успела рассказать ему о своих планах, он без лишних слов пригласил ее на обед вечером, и она приняла приглашение.

Повесив телефонную трубку, эта подруга извинилась перед моей студенткой за то, что не сможет с ней пообедать.
Другая студентка ожидала приезда сына из колледжа с его девушкой на рождественские каникулы. Она знала, что он захочет спать в одной комнате со своей подругой. Мою студентку такая ситуация не устроила бы. Поэтому она определила уверенную формулировку своего мнения на этот счет и в соответствии со своим планом поговорила с сыном и его подругой.

Позже она сообщила, что осталась удовлетворена разговором.
Есть ли в вашей жизни ситуация, в которой явно требуется настойчивость в поведении? Можете ли вы отказаться от поведения, препятствующего реализации ваших основных прав в этой ситуации? Напишите, что бы вы сказали, если бы вели себя настойчиво.
Нравится ли вам такая идея? Будете ли вы применять ее на практике? Если да, помните, что ваш язык тела также должен быть настойчивым..
Разрешение конфликта
Если вы научитесь успешно разрешать конфликты, ваши межличностные взаимоотношения улучшатся. В результате уменьшится число стрессоров, которые вы испытываете. Конфликт меньшей продолжительности, завершенный в соответствии с вашими пожеланиями, снизит влияние стресса на вашу психику и ваше здоровье.
Прежде чем мы приступим к рекомендациям по эффективному разрешению конфликтов, вы должны определить свой типичный образа действий, т. е. то, как вы обычно ведете себя в конфликтных ситуациях. Чтобы выяснить это, отметьте ответ, который лучше всего характеризует ваше поведение в предложенных ситуациях.
1. Если продавец отказывается принять у меня некачественный товар, потому что я потерял товарный чек, я скажу:
а) "Я сожалею, я должен был быть более внимательным", и уйду ни с чем;
б) "Ваш магазин единственный в городе, который торгует этим товаром. Я требую возмещения, или я никогда ничего не куплю у вас больше";
в) "Послушайте, если я не могу получить деньги за него, могу ли я обменять его на что-то другое?"
2. Если я привел в раздражение учителя, ставя под сомнение его или ее теоретическую позицию, и учитель отплатил, поставив мне двойку за отличную письменную работу:
а) я ничего не скажу; я попытаюсь понять, почему это случилось, и на следующем уроке буду вести себя иначе;
б) я скажу учителю, что он или она не правы и были несправедливы к моей работе и я не смирюсь с этой несправедливостью;
в) я постараюсь поговорить с учителем и выяснить, что может быть сделано в данной ситуации.
3. Если бы я работал телевизионным мастером и мой начальник приказал мне брать двойную плату с клиентов, я бы:
а) согласился с начальником это его дело;
б) сказал начальнику, что он мошенник и что я не хочу принимать участие в этом обмане;
в) сказал начальнику, что он может брать завышенную плату со своих клиентов, а со своих клиентов я буду брать обычную плату.
4. Если я уступил свое место в автобусе пожилой женщине с сумками, но некий подросток занял его:
а) я постараюсь найти женщине другое место;
б) я буду спорить с подростком, пока он не подвинется;
в) я проигнорирую это.
5. Если я в течение двадцати минут стою в очереди в супермаркет и вдруг какая-то женщина устремляется вперед меня, говоря: "Спасибо, я так тороплюсь!":



Содержание раздела