d9e5a92d

Теория социальной поддержки


Религия и духовность способы первичного и вторичного контроля. Например, молитва о защите (просьба о вмешательстве высших сил) это способ первичного контроля. С другой стороны, рефрейминг ситуации и рассмотрение ее как стечения обстоятельств или воли сил природы это вторичный контроль.

Другой способ вторичного контроля, снижающий степень эмоционального реагирования, включает в себя "медитацию, созерцающую молитву, ритуалы или чтение писаний" [22]. Один из исследователей обнаружил, что молитва и направленная медитация эффективнее снижают уровень озлобленности и тревожности, чем прогрессивная релаксация [23].
Паргамент [24, 25] и его коллеги ввели дихотомию религиозных механизмов усиления контроля как механизма копинга.
Самопаправлеиие; человек понимает, что только он (она) сам(а) отвечает за происходящие в его жизни события, хотя Бог дал все необходимое для успешной жизни.
Сотрудничество: человек "работает" вместе с Богом или силами природы, это позволяет ему контролировать ситуацию.
Поклонение: все зависит от Бога или сил природы; в решении проблем человек полагается на внешние силы.
Мольба: человек умоляет Бога и/или высшие силы вмешаться и разрешить ситуацию.
Ученые также обнаружили, что самонаправление и сотрудничество ведут к психическому здоровью и к психологической компетентности, тогда как поклонение свидетельствует о низком уровне саморазвития [26]. Однако другие исследователи утверждают, что сотрудничество и поклонение более полезны для здоровья в тех случаях, когда человек действительно обладает небольшими возможностями влиять на ситуацию (например, перед тяжелой операцией) [27]. В таких случаях можно говорить о вторичном контроле в виде поклонения или сотрудничества.


Социальная поддержка в духовных или религиозных общинах может быть разной - финансовой, эмоциональной, иногда - это проста совет в трудную минуту
Теория социальной поддержки
Некоторые исследователи трактуют значение духовности и религии в социальном контексте. Принадлежность к церкви, синагоге или другой духовной общине позволяет человеку войти в глубокий, очень интимный контакт с теми, кто разделяет его убеждения. Только само чувство принадлежности может снизить степень озлобленности и тревожности, оказывая, таким образом, позитивное воздействие на здоровье.

К тому же принадлежность к церкви или какой-либо религиозной общине способствует появлению близких людей, которые обеспечивают социальную поддержку, столь необходимую для поддержания здоровья и благосостояния. Единомышленники оказывают эмоциональную и финансовую поддержку в трудные времена, а также могут дать совет, который поможет пережить временные неприятности. Мы знаем, что социальная поддержка эффективный способ Управления стрессом или профилактики заболеваний, вызванных стрессом.

Поэтому неудивительно, что религиозность и духовность, обеспечивающие социальную поддержку, имеют большое влияние на здоровье человека.
Теория плацебо
Некоторые ученые оспаривают факт влияния духовности и религиозности на здоровье. Они считают, что здесь действует эффект плацебо, распространенный во многих сферах жизнедеятельности. Когда люди верят, что им что-либо поможет, у них нередко действительно наступают улучшения. Именно поэтому исследователи скрывают от испытуемых, кто из них подвергается исследованию, а кто
находится в контрольной группе. По возможности эта информация скрывается даже от тех, кто обрабатывает данные. Ситуация, при которой ни испытуемые, ни экспериментаторы не знают, кто подвергается эксперименту; называется двойным слепым экспериментом.
Истинность результатов двойного слепого эксперимента по-прежнему продолжает оспариваться. Пока люди здоровы и занимаются укреплением здоровья, неизвестно, что действует сама профилактика болезней или их убежденность в ее пользе? Если религиозная и духовная деятельность улучшают состояние здоровья, необходимо знать, происходит ли это с помощью каких-то неизвестных метафизических механизмов или действует эффект плацебо.
Противники такой аргументации предлагают оценивать эффективность лечения перед его применением. Однако если молитва о защите помогает укрепить здоровье, то как мы можем найти этому подтверждение. Действует ли здесь сила веры молящегося? А может, все дело в природе молитвы? Может, здесь вступают в игру высшие силы?



Если ответить на эти вопросы, станет возможно широкое применение эффекта плацебо при лечении различных болезней.
С какой точкой зрения вы больше всего согласны?
Прощение и здоровье
Представьте на мгновение, что некто поступил с вами так, что вы никогда не сможете его простить. Может, кто-нибудь обманул вас, уволил с любимой работы или причинил вред члену вашей семьи. Вероятно, вас приводит в ярость одна лишь мысль об этом человеке, и это вполне естественно.

Неспособность прощать провоцирует гнев и ярость. Однако мы знаем, что ярость может запустить стрессовую реакцию со всеми вытекающими последствиями. То есть неспособность прощать плохо влияет на здоровье.
Простим себя и других
1. Перечислите трех человек, которых вам трудно простить:
А.___________________________________________________________________________
Б.___________________________________________________________________________
В.___________________________________________________________________________
2. Определите три негативных последствия этой неспособности простить для вас:
А.___________________________________________________________________________
Б.___________________________________________________________________________
В.___________________________________________________________________________
3. Возьмите одного или более из перечисленных выше человек и напишите, что вам нужно, чтобы простить его (их). Определите сроки, в которые вы должны простить этого человека:
А.___________________________________________________________________________
Б.___________________________________________________________________________
В._______________________________________________________
А теперь представьте, что такое отношение направлено на некое Высшее Существо или Господа Бога! Кто готов пойти на такое? Люди, в жизни которых произошла трагедия (смерть ребенка или заражение неизлечимой болезнью), могут приписать ответственность за это Богу или Высшему Существу и в результате, никогда не простить его.

Конечно, человека, который умер, не вернешь, а потому неспособность простить может вызвать хронический стресс и затем болезнь. К такому выводу пришли ученые. Например, при изучении студентов колледжа выяснилось, что неспособность простить Бога коррелирует с депрессией и тревожностью [28].

Однако ученые также подтвердили и обратный эффект. Когда люди прощают Бога, их здоровье улучшается [29, 30].
Если экстраполировать это на другие отношения, то станет ясно, что способность прощать повышает удовлетворенность от супружества [31], семейной жизни [32], укрепляет психическое здоровье [33]. Более того, способность прощать напрямую влияет на улучшение самочувствия в целом (например, в результате повышения самооценки снижается степень тревожности и депрессивности) [34].
Таким образом прощение, в духовном понимании, влияет на вашу способность управлять стрессом и поддерживать психическое здоровье. Именно для этого в данный раздел включен блок "Простим себя и других".
Добровольная помощь как духовная деятельность, полезная для здоровья
Добровольная помощь другим людям это один из видов духовной деятельности, которая приносит огромную пользу не только тем, кому помогают, но и тем, кто ее осуществляет. Как однажды заметил Ральф Эмерсон: "Одно из самых удивительных проявлений закона компенсации в жизни человека заключается в том, что нельзя помочь другому, не помогая при этом себе". Именно так обстоит дело и с добровольной помощью. Несколько основательных экспериментов при участии студентов колледжей, которые были членами той или иной общественной службы или обучались при них, показали, что в результате оказания добровольной помощи огромные преимущества получают сами студенты, учебные заведения, в которых они учатся, общества и агентства [35, 36], где они работают.

Поэтому волонтерство получает все большее распространение среди студентов. Даже взрослые люди занимаются этим и получают огромную пользу для себя. В фокусе эксперимента, проведенного в Калифорнии, оказались пожилые люди, работавшие волонтерамии.

Их число составляло 31 % от всех, оказывавших бескорыстную помощь нуждающимся [37]. Выяснилось, что смертность среди них ниже, чем среди других лиц пенсионного возраста. Добровольная помощь влияет на функционирование организма, помогает избавиться от вредных привычек, а также позволяет получать социальную поддержку от других добровольцев.

Доказано, что у волонтеров крепче здоровье, они лучше социально адаптированы, альтруистичны и более религиозны, чем остальные [38]. Взрослые волонтеры обладают не только лучшим здоровьем [39], но и более высокими моральными ценностями, самооценкой и уровнем социальной интеграции (40].


Когда вы добровольно оказываете помощь другим, вы тем самым помогаете и себе.



Содержание раздела