d9e5a92d

Почему нас так волнует профессиональный стресс?


Почему нас так волнует профессиональный стресс?
Одна из причин, по которой мы уделяем столько внимания профессиональному стрессу, состоит в пробуждении интереса к заботе о благосостоянии работника. Не верите? Ладно, а как насчет того, что стресс на работе выливается в убытки, равные миллионам долларов?

Это звучит более убедительно, не правда ли?
Международная организация труда (International Labor Organization) оценила убытки в результате стресса в двести биллионов долларов ежегодно [3]. Сюда входит оплата больничных, стоимость госпитализаций и амбулаторное лечение, а также издержки из-за снижения производительности труда. Выросли также затраты на профессиональное усовершенствование.
Работники обучаются в течение долгого времени, на это уходит много денег, и стресс на работе может сломать их. Они могут принимать плохие решения, прогуливать работу, начать злоупотреблять алкоголем и наркотиками или просто умереть и тогда на их места приходят другие работники, которых также необходимо обучать. Все это выливается в дополнительные затраты.
. Например, в отчете о несанкционированных прогулах за 1999 год отмечено, что прогулы из-за стресса увеличились в три раза в период с 1995 (6%) по 1999 год (19%) [4, 5]. К тому же отсутствие на работе, приписываемое "правовому
менталитету" (работники говорят, что они больны, но на самом деле это не так, им просто необходимо время побыть вне работы), возросло с 9 до 19%. Только в период с 1995 по 1996 год наблюдалось стопроцентное увеличение прогулов по причинам психического нездоровья [6]. В 1999 году более чем в трех четвертях случаео работники сказывались "больными", когда таковыми не были.
Уровень стресса постоянно растет. В 1983 году 55% людей еженедельно сталкивались со стрессом [7]. В 1992 году уже каждый третий испытывал стресс ежедневно или несколько раз в неделю, что на 20% больше, чем десять лет назад [8].

Позже, в 1996 году уже 75% людей ежедневно испытывали стресс [9]. Из всего стресса, которому подвергаются американцы, по результатам исследования 78% жалоб на стресс из-за работы, и только 35% получают удовольствие и удовлетворение от собственной работы, а у половины обследованных за последние десять лет уровень стресса значительно возрос [10, 11]. Признавая тот факт, что профессиональный стресс свойствен не только американцам, Всемирная Организация Здравоохранения называет его "болезнью двадцать первого века", потому что этот вид стресса встречается в любой профессии мира и принял размеры "глобальной эпидемии" [12].
Такой ужасающий рост профессионального стресса спровоцирован разными факторами, не последним из которых является технический прогресс. Хотя американцам и нравится то, что они везде достижимы для всех у них есть сотовые телефоны, телефоны в машинах, факсы, лаптопы и переносные компьютеры, электронные адреса и пейджеры, сам факт того, что они "всегда на телефоне", является сильным стрессором. Размеры этой проблемы стали очевидны после исследования Гэллапа, согласно которому работники в среднем получают 190 посланий в день: по телефону, электронной почте, голосовой почте, обыкновенной почте, факсу, кроме того, есть еще и записки, послания на автоответчик, пейджер, сотовый телефон и т. д. [13].
Эти последствия стресса, связанного с работой, привлекли к бизнесу большое внимание. Например, компании предлагают своим работникам гибкий график, позволяющий им самим составлять свое расписание, учитывая приоритеты и стиль жизни. Это помогает при наборе сотрудников, так как 80% молодых людей в возрасте от 20 до 39 лет говорят, что гибкий график позволяет им больше времени проводить с семьей, что гораздо важнее работы и высокого заработка [14].
К тому же все больше и больше компаний предлагают программы по уходу за детьми, чтобы снизить стресс, связанный с длительным отсутствием родительского надзора за детьми по причине работы. Одной из таких организаций является Chase Manhattan Bank. Работники этого банка могут обеспечить двадцать дней бесплатного присмотра за ребенком в год. Анализ показал, что это сэкономило банку 825 000 долларов в 1996 году [15]. Настоящая экономия стала возможной по причине того, что родителям не приходилось пропускать работу из-за необходимости беспокоиться о состоянии ребенка в рабочее время.



Это позволяло им лучше сконцентрироваться на задании; они также стали меньше болеть из-за снижения стресса, вызванного беспокойством за благополучие ребенка. Другими примерами таких организаций могут быть Hewlett-Packard в Санта-Розе, штат Калифорния, и Target в Миннеаполисе. Большинство подобных школ это местные школы с учителями, пособиями и расписанием, связанные с компанией, которая арендует землю, строит школы, поддерживает их и оплачивает расходы.
Американская группа поддержки банков (American Bankers Insurance Group) открыла свою школу в Майами в 1987 году. Компании это обошлось в 140 000 долларов. Однако говорят, что компания экономит 475 000 долларов в год, потому что значительно снижается количество прогулов и текучесть рабочей силы.

Для родителей, чьи дети посещали эти школы, оборот денег составил 6%, а для всей компании - 13,3% [16].
Есть и другие мероприятия, позволяющие работникам снизить уровень профессионального стресса. Например, в некоторых компаниях предлагается бесплатный массаж на рабочем месте, разделение труда для снижения нагрузки, бесплатная мобильная связь несколько дней в неделю в часы пик. Уникальный подход используется на Техасском заводе в Далласе. Техасский завод предлагает услуги консьержей, чтобы устраивать дни рождения для детей. Работники опла-чииают вечеринку, но услуги консьержей оплачивает завод.

Около 1500 работников воспользовались услугами в течение первого месяца после их появления [17]. Теперь такая программа существует на многих других больших предприятиях.
Дж. С. Пеннейс Плано (J. С. Penney's Piano), штат Техас, дает работникам с собой готовую еду, чтобы им не приходилось готовить дома после работы.

Другие организации обеспечивают своим сотрудникам скидки на оборудование для домашнего компьютера или программы по уходу за родителями, бабушками и дедушками, за которых отвечают работники. Также образовалась ассоциация из двадцати двух крупнейших корпораций в Америке включая IBM, Lucent technologies, Xerox, ATT, Hewlett-Packard, Deloitte и Mobil где предлагается уход за детьми и стариками в семьях сотрудников [18].
Другая причина, по которой бизнесменов стало интересовать самочувствие их работников, заключается в том, что они сами несут ответствен fiость за здоровье подчиненных, ухудшающееся по причине профессионального стресса. Например, законы, относящиеся к компенсациям для штатного работника, постоянно вносят свою лепту в нарастание стресса на работе, уменьшая компенсации. Более того, наблюдалось резкое снижение компенсации, которое было причиной эмоциональных и физических проблем работников.
Профессии с высоким уровнем стресса
Исследователь Роберт Карасек и его коллеги, изучая профессиональный стресс, выявили профессии, где уровень стресса очень высок, возможность принятия решений крайне низка, а требования к работникам очень высоки. Примеры психологических требований: быстрая работа и ее большой объем. Ниже перечислены виды деятельности с наиболее высоким и наименее низким уровнем стресса.
Максимальный уровень стресса: электрик, фальшивомонетчик, кассир, электронщик, повар.
Минимальный уровень стресса: архитектор, дантист, лесник, терапевт, сборщик деталей.
Является ли ваша профессия той, где от вас ожидают, что вы будете полностью выкладываться, но практически не позволяют принимать решений о том, каким образом вы будете это делать? Если это так, то, возможно, вам стоит задуматься, хотите ли вы испытывать стресс и напряжение, которые может повлечь за собой эта работа.
Все работники испытывают стресс
Исследования, проводившиеся в Европе, показали, что профессиональный стресс является основной проблемой, беспокоящей людей на рабочем месте. Когда Европейская организация улучшения условий жизни и работы (European Foundation for the Improvement of Living and Working Condition) организовала Второе европейское исследование (Second European Foundation), обнаружилось, что каждый четвертый работник испытывает стресс на работе, каждый пятый испытывает утомление, а каждый восьмой страдает головными болями.
Исследование также показало, что в разных странах стресс выражается по-разному. Например, для 50% датских работников стрессовым был высокий темп работы. В Англии около 67% работников признало, что стресс - главная проблема их профессиональной жизни. Более того, британские врачи и медсестры убеждены, что стресс возрастает и в 20% случаев провоцирует суицид.

Учителя в Англии также испытывают сильный стресс. Более половины из них решили сменить профессию. Шведские учителя чувствуют приблизительно то же самое.

Фактически 75% шведских учителей считают, что психологические требования к их деятельности слишком высоки.
Вывод, который был сделан в результате Второго европейского исследования, состоит в том, что стресс на работе - всеобщая проблема, которая требует особого внимания.



Содержание раздела