d9e5a92d

Юмор и стресс


Очень часто такие родители слишком сильно сосредоточены на болезни своих детей и не видят то хорошее, что есть в их жизни. Это вполне понятно, но очень вредно, и так не должно быть. Эти родители говорят, что благодаря болезни могут обсуждать со своими детьми такие глубокие темы, что остальные родители им только завидуют. И они испытывают благодарность за эти разговоры. Они знают, на кого могут положиться, и за это они тоже благодарны.

Часто они открывают в себе духовность, которая помогает пережить трудные времена и не покидает их никогда.
Родители, живущие в доме Рональда, учатся радоваться благодаря болезни своих детей. Они не забывают и не могут забыть о том несчастье, с которым столкнулись их семьи, но в то же время сознают, что есть и другие стороны жизни, более светлые, и что зти стороны сосуществуют с тем несчастьем, на котором сосредоточено все внимание родителей. Они учатся благодарному отношению.
Если даже родители, живущие в доме Рональда, могут быть благодарны за то, что есть у них в жизни светлого и хорошего, то у всех остальных практически не должно возникать проблем, связанных с таким отношением. После того семинара, если мне вдруг становится жалко себя, я вспоминаю родителей из дома Рональда. И с некоторых пор я тоже научился быть благодарным за то, что у меня есть, и ценить то, чего у меня нет.

Если вы научитесь ценить то хорошее, что есть в вашей жизни, может быть, вы решите стать волонтером в доме Рональда Мак-Дональда, приюте или госпитале, находящемся в вашем районе и таким образом сказать жизни "спасибо*-.
Юмор и стресс
Анекдот, который я вас расскажу, является определением оптимизма. Семидесятилетний мужчина завел роман с молодой, энергичной и изворотливой двадцатилетней женщиной. Через некоторое время она обнаружила, что забеременела, и в бешенстве стала звонить своему любовнику. "Эй, ты, старый козел! Ты сделал мне ребенка!" На что мужчина ответил: "Простите, кто это?"
Юмор притягивает ваше внимание и позволяет получить больше знаний о стрессе, чем вы получили бы из обычной лекции. К тому же юмор отличное средство борьбы со стрессом [1,2]. Он помогает разрядить стрессовую ситуацию и/или негативные чувства. Многие исследователи пришли к этому заключению. Например, Мартин и Лефкур [3] обнаружили, что юмор нивелирует негативное влияние стрессовых ситуаций на настроение.

Изучив поведение 334 студентов, проходивших вводный курс психологии, Лаботт и Мартин [4] пришли к выводу, что юмор играет роль буфера между стрессовыми событиями и нарушением настроения.
Философ Фридрих Ницше [5] подтвердил важность юмора своим высказыванием о том, что "только животное, которое страдает больше всех на земле, могло придумать смех*. Даже комик Билл Косби, чей сын был убит, говорил, что тот, кто умеет смеяться, может перенести любое горе. Другие знаменитости также подчеркивают пользу смеха для здоровья.

К ним относятся президент Авраам Линкольн, выживший в концентрационном лагере Виктор Франкл, великий комик Чарли Чаплин, а также автор и издатель журналов Норман Казинс. Хотя все мы знаем о целебных свойствах юмора, все же удивительно, что с возрастом мы смеемся все меньше. Четырнадцатилетние подростки смеются каждые четыре минуты, тогда как взрослые американцы смеются лишь 15 минут в день [6].

Таковы, к несчастью, факты, хотя все мы знаем, что юмор может помочь нам воспринимать стрессовую ситуацию менее остро [7, 8].
Юмор бывает разный. Он может выражаться посредством удивления, преувеличения, абсурда, игры слов (каламбур, двойной, смысл) или быть черным юмором [9]. Влияние юмора на здоровье изучалось много лет.

Подводя итог этим исследованиям, Робинсон выдвигает следующее положение: "Было найдено много подтверждений тому, что юмор оказывает терапевтическое влияние на эмоциональное состояние, способствует адаптации и приспособлению, помогает разрядить напряжение и освободиться от него, служит хорошей защитой от депрессии, является свидетельством эмоциональной зрелости и способом выживания... В общем, очевидно, что юмор полезен" [10].



Юмор отражается и на физиологическом, и на психологическом состоянии. Смех усиливает мышечную и дыхательную активность, циркуляцию кислорода, сердцебиение, выработку катехол-аминов и эндорфинов. Потом наступает период расслабления, когда дыхание, сердцебиение, артериальное давление и мышечное напряжение нормализуются. С точки зрения психологии происходят следующие изменения: снимается тревога, уменьшается напряжение; уходят гнев и агрессия [И]. Кроме того, юмор это отличный способ пережить кризис, трагедию, а также уменьшить влияние хронических болезней [12].

Но, с другой стороны, юмор может быть неуместным и стать причиной огорчений. Сэндз указывает: "Тот, кто видел на лице другого выражение боли и озадаченности в ответ на ироническое замечание или помнит, что значит быть объектом насмешек, знает, как может огорчать юмор" [13]. К несчастью, продолжает свою мысль Сэндз, последствия юмора не всегда предсказуемы. Следовательно, нужно быть осторожным с юмором при попытке помочь кому-либо справиться со стрессом, чтобы не усугубить ситуацию. Если же у нас есть возможность поддержать другого человека при помощи юмора, а негативный его аспект свести к минимуму, не стоит колебаться.

Зная, что юмор может помочь и вам, смотрите на стрессовые ситуации и на причиняющих вам неприятности людей с юмором, и тогда вы легко справитесь со стрессом.
Поведенческий тип А
Совсем не похоже, что люди, которые все время заняты, все время куда-то спешат и никогда не сбавляют оборотов, обладают чувством юмора. Мы нередко видим таких людей; например, к ним относятся администраторы их столы завалены бумагами, они работают сверхурочно и не вынимают сигарету изо рта. Однако не только они заражены синдромом спешки.

К несчастью, подобное поведение свойственно многим из нас, а также нашим близким. Я говорю "к несчастью", потому что в результате большого количества исследований доказано, что такое поведение является предпосылкой развития ИБС.
Перед тем как двигаться дальше, прочитайте каждый пункт из перечисленных ниже и отметьте, какие из предложенных утверждений подходят вам. Эта шкала создана на основе теста Фридмана и Розенмана "Поведенческий тип А и ваше сердце". Варианты ответов: согласен, не согласен.
1. Я всегда выделяю ключевые слова во время обычного разговора.
2. Я произношу последние слова предложения быстрее, чем первые.
3. Я всегда двигаюсь, хожу и ем быстро.
4. Меня приводит в нетерпение скорость, с которой происходят практически все события.
5. Я тороплю рассказ других, говоря "ага*, "да-да" или заканчивая предложения за них.
6. Меня раздражает, когда едущая передо мной машина двигается слишком медленно.
7. Я не выношу стоять в очереди.
8. Я не могу спокойно смотреть, как люди делают что-то, что я мог бы сделать быстрее.
9. Интересные и действительно хорошие книги я читаю торопливо или смотрю резюме.
10. Я часто делаю два или больше дел сразу.
11. Когда я считаю дискуссию скучной, мне трудно удержаться от того, чтобы не сменить тему.
12. Я всегда ощущаю смутное чувство вины, когда позволяю себе расслабиться и ничего не делать в течение нескольких часов или дней.
13. Я больше не замечаю интересные, важные или просто симпатичные вещи, с которыми я сталкиваюсь.
14. У меня нет лишнего времени, чтобы бить, потому что я слишком занят приобретением того, что стоит иметь.
15. Я пытаюсь сделать как можно больше и потратить на это как можно меньше времени.
16. Я всегда нахожусь в состоянии движения.
17. Сталкиваясь с агрессивным конкурентом, я чувствую потребность бросить ему вызов.
18. Разговаривая, я часто сжимаю кулаки, стучу пальцами по столу или кулаком одной руки о ладонь другой.
19. У меня есть привычка сжимать челюсти, скрипеть зубами или закусывать края губ.
20. Я уверен(а) в том, что любым успехом обязан(а) своей способности делать все быстрее других.
21. Меня все больше и больше захватывает перевод в баллы и оценка не только своей деятельности, но и деятельности других.
Если большинство утверждений вам подходит, то" вероятно, вам характерны некоторые черты поведенческого типа А. Поведенческий тип А это "особенная совокупность личностных черт, в числе которых исключительная жажда к соревнованию, агрессивность, нетерпеливость и постоянная спешка", а также "свободно текущая, но рациональная враждебность и практически всегда глубоко скрытая беззащитность". Установлено, что этот поведенческий паттерн связан с развитием ишемической болезни сердца (ИБС). Но давайте не будем забегать вперед.

То, как было сделано это открытие, само по себе очень интересно.
Два кардиолога вызвали обивщика мебели, чтобы сменить обивку на креслах в приемной. Обивщик спросил, чем же они занимаются, когда заметил, что только передние края сидений кресел были потрепаны. После этого кардиологи обратили внимание на то, что люди, приходящие к ним на прием, были "на грани", они сидели на краю сидений, будто готовились к каким-то действиям. Мейер
Фридман и Рэй Розенман, те самые кардиологи, открыли и описали поведенческий тип А.



Содержание раздела