Согласно данным тарифам, предприятием устанавливается цена за предоставляемые услуги, которая удовлетворяет и судовладельца, и нанимателя судна. Они заключают договор, в котором оговорена ставка тарифа. В настоящее время пароходство работает по тарифам Прейскуранта 11-01 с коэффициентом 5344,8 для перевозки контейнеров на направлениях Владивосток Петропавловск-Камчатский и Восточный Магадан, а также с коэффициентом 3817,7 для всех остальных грузов и направлений перевозок.
В 1996 г. в договорах на перевозку из п. Восточного в Петропавловск-Камчатский были согласованы тарифные ставки, превышающие дальневосточные на 20%, а из порта Беринговский в Петропавловск-Камчатский на 40%. На внешнем рынке установление цены за предоставляемые услуги на направлениях линий также регулируется тарифами. Тарифы грузоперевозок на каждой линии складываются по-разному.
На одних линиях средний тариф выше, на других ниже. За основу берется действующий тариф конференции, против которого FESCO котирует свои тарифы с небольшим отклонением в меньшую сторону (на 5-10%).
Тарифы каждой линии публикуются в отдельных изданиях, и каждая номенклатура груза имеет свой тариф. Тариф не зависит от веса, а зависит от качества перевозимого груза и номенклатуры. Наиболее высокие тарифы распространяются на пищевые продукты, электронику, технику и в целом на готовую продукцию.
Ниже тариф на перевозку полуфабрикатов, химикатов и металлических изделий. Самый низкий тариф на перевозку сырьевых грузов.
Каждые полгода собирается большое совещание всех перевозчиков по направлениям линий как членов конференции, так и аутсайдеров, в котором принимает участие и FESCO. На этом совещании происходит обсуждение общей тенденции рынка, вопросов ценообразования, возможности поднятия минимального уровня тарифа до определенного уровня исходя из возможности рынка на данный момент и прогнозов на следующие полгода.
Таким образом, конкурируя между собой, компании предпочитают сегодня кооперировать по вопросам ценообразования и тарифной политики, проводя общую линию работы с клиентурой, морскими профсоюзами и т.д.
Финансовый 1996 г. Дальневосточное морское пароходство закончило с прибылью в 53 млрд. руб. Это даже лучший результат, чем было запланировано. Пароходство работает успешно.
Даже списав и продав более 20 судов, компании удалось сохранить доход в иностранной валюте на уровне 1995г. Таким образом, пароходство сделало все возможные шаги, чтобы добиться максимальной прибыли. Ведь в составе ДВМП находится очень большое количество старого, убыточного и нерентабельного флота это и суда СА-15, и САС-8, и пассажирские.
Они, к сожалению, не пользуются спросом на рынке, так как их эксплуатация не окупается никаким фрахтом. В свое время эти суда были "распределены" Дальневосточному пароходству без учета того, во что обойдется ДВМП владение таким флотом.
Сегодня он тяжелым бременем пребывает на балансе компании. Возможность от него избавиться это и возможность получать большую прибыль.
Неадекватное налогообложение, особенно в той его части, которая исчисляется от доходов предприятия и его активов, значительно осложнили работу пароходства в 1996 г. При этом налог на пользователей автомобильными дорогами увеличился с 8 млрд. в 1994 г. до 60,6 млрд. руб., налог на имущество, соответственно, с 18,4 млрд. до 62,6 млрд. руб. В 1996 г. платежи только по двум этим налогам составили 123 млрд. руб.
В 1996 г. получено валового дохода на 2 трлн. 225 млрд. руб., на 367 млрд. руб. больше, чем в 1995 г., балансовая же прибыль предприятия составила 53 млрд. руб., или 24% от валовых доходов, при этом она снизилась по сравнению с 1995 г. (62,2 млрд. руб.), что в основном объясняется ростом суммы налогов. Этих налогов в 1996 г. было уплачено на 16,5 млрд. руб. больше, чем в 1995 г.
В 1996 и уже в 1997 г. пароходство еще раз предприняло попытку уменьшить размер налога на пользование автомобильными дорогами, применяемого к предприятиям морского транспорта, с 3 до 2% от валового дохода. Даже краевая дума проголосовала большинством голосов за 2%, однако краевая администрация наложила вето, поэтому продолжается выплачиваться 3%.
Есть компании, в том числе и судоходные, которые имеют отсрочки по платежам. Пароходство же платит точно в срок все виды обязательных отчислений в пенсионный фонд, подоходный налог с заработной платы, в органы социального страхования и прочие.
К внешним факторам, которые мешают увеличить прибыль, относится и значительная задолженность грузополучателей по перевозкам грузов в каботаже для Крайнего Севера и нужд Министерства обороны. Только 44 млрд. руб. должна Чукотская торговая компания, Минобороны 28 млрд., Магаданская ТЭЦ 3,5 млрд., администрация Сахалинской области 2,5 млрд. (перевозка пассажиров на Курилы).
Из-за этих задержек ощущается острая нехватка оборотных средств для оплаты расходов пароходства флота.
Наряду с этим в 1996 г. продолжался рост цен на бункерное топливо, Сегодня топливо в российских портах на 30-40% дороже, чем в Сингапуре, Если такие показатели, как расходы на заработную плату, страхование, техническую эксплуатацию удается удерживать на уровне аналогичных показателей конкурентов, то расходы на бункер и налоговые платежи явно превышают рыночные стандарты.
Платежи в бюджет ОАО "ДВМП" за 1995 г.
Показатели | тыс. руб. |
Налог на имущество | 37 238 287 |
Налог на прибыль | 15 500 000 |
Плата за право на пользование недрами и выбросы | 122 825 |
Земельный налог | 244 694 |
Специальный налог | 1 963 492 |
Налог на добавленную стоимость | 22 476 385 |
Экспортные таможенные пошлины | 178 674 |
Импортные таможенные пошлины | 100 778 |
Подоходный налог | 25 768 714 |
Транспортный налог | 1 814 444 |
Прочие налоги | 75 513 988 |
Итого | 180 922 281 |
Отчисления на социальные нужды | Ставка налога | тыс. руб. |
В пенсионный фонд | 28% от ФОТ | 49 271 714 |
В фонд занятости населения | 2% от ФОТ | 3 139 393 |
В фонд обязательного медицинского страхования | 3,6% от ФОТ | 6 148 343 |
Фонд социального страхования | 5,4% от ФОТ | 9 497 269 |
Итого | 68 002 719 |
Распределение налогов и сборов по бюджетам за 1996 г. ОАО "ДВМП", тыс. руб.
Наименование налога | Ставка налога | Уплачено | Федерал. | Краевой | Местный |
Налог на добавленную стоимость | 20% | 27 870 074 | 20 902 555 | 6 967 519 | |
Специальный налог | 3%, с 1.04 1,5% | 515 944 | 345 682 | 170 262 | |
Налог на прибыль | 35% (см. примечание 1) | 18 550 000 | 6 890 000 | 11 660 000 | |
Налог на имущество | 2% от среднегодовой остаточной стоимости | 46 795 052 | 23 397 526 | 23 397 526 | |
Налог на пользователей автомобильных дорог | 3% от реализации товаров, услуг | 61 750 000 | 61 750 000 | ||
Налог на перепродажу ГСМ | 25% от выручки от реализации | 222 500 | 222 500 | ||
Транспортный налог | 1% от ФОТ | 2 360 303 | 2 360 303 | ||
Налог на содержание жилищного фонда | 1,5% от объема реализации услуг | 23 488 355 | 23 488 355 | ||
Сбор на содержание милиции | 3% от мин. ФОТ | 303 103 | 303 103 | ||
Сбор на уборку территории города | 5% от мин. ФОТ | 504 726 | 504 726 | ||
Сбор на нужды образовательных учреждений | 1% от ФОТ | 1 990 609 | 1 990 609 | ||
Налог с владельцев транспортных средств | см. прим. 2 | 15 918 | 15 918 | ||
Налог на приобретение автотранспортных средств | см. прим. 3 | 34 900 | 34 900 | ||
Налог на рекламу | 5% от стоимости услуг | 735 | 735 | ||
Налог на землю | см. прим. 4 | 100 321 | 100 321 | ||
Плата за загрязнение окружающей среды | см. прим. 5 | 72 848 | 7 284 | 65 564 | |
Итого | 184 575 388 | 28 145 521 | 106 644 492 | 49 785 375 |
Отчисления на социальные нужды | Ставка налога | тыс. руб. |
Пенсионный фонд | 28% от ФОТ | 58 800 000 |
Фонд социального страхования | 5,4% от ФОТ | 11 340 000 |
Фонд обязательного медицинского страхования | 3,6% от ФОТ | 75 600 000 |
Фонд занятости населения | 1,5% от ФОТ | 31 500 000 |
Итого | 808 500 000 |
За 1996 г. Дальневосточное морское пароходство заплатило налогов в федеральный, краевой и местный бюджеты в размере 265,5 млрд. руб.
Взимание налогов древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.
Экономические преобразования в современной России закономерно обусловили реформирование системы налогов и создание новой налоговой службы. Реформа 1991-92 гг. учитывала, что на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений.
Необходимо было в сжатые сроки разработать систему законодательного обеспечения и правового оформления налоговой системы, создать адекватный механизм ее реализации и на этой основе развернуть работу по финансовому обеспечению бюджетной системы России, бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований. По существу задача состояла в том, чтобы создать необходимые условия для функционирования хозяйственного механизма, жизнедеятельности общества и государства в целом.
Становление налоговой системы происходило в условиях экономического и социального кризиса.
Спад производства, инфляция, возрастающий дефицит федерального бюджета, рост цен, снижение уровня жизни народа, состояния социальной напряженности все это безусловно влияло на решения, принимаемые по тем или иным вопросам налоговой политики и налогового законодательства.
Налоговая система и механизм ее реализации должны были быть самым тесным образом увязаны со стратегией экономических реформ, способствовать достижению целей и задач государственной социально-экономической и финансово-бюджетной политики.
За сравнительно короткий период решены в целом вопросы законодательного обеспечения новой налоговой системы, хотя, естественно, этот процесс продолжается в соответствии с требованиями, обусловленными развитием рыночных преобразований, а также существенными изменениями социально-экономической обстановки.
Так, в этом году Правительство Российской Федерации готовит проект нового Налогового кодекса, который, если он будет принят Государственной Думой, вступит в 1998 г. в действие с новым налоговым законодательством.
Данный документ предусматривает, что общее число налогов, а их сейчас более 200, должно сократиться до 28, а сумма налогового бремени до 32% ВВП. На данный момент эта сумма равна 35,5%.
В частности, отменяются налоги с выручки предприятий. Разработчики проекта Налогового кодекса считают, что в результате введения его в действие налоговая нагрузка сократится более чем на 2%.
Это позволит предприятиям увеличить инвестиции на 60-70 трлн. руб.
Тем не менее на пленарном заседании Государственной Думы отмечалось, что существенное сокращение количества налогов в проекте кодекса достигнуто за счет отмены тех, поступления от которых даже не окупают затраты на их взимание. Например, предусмотрена отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, транспортного налога, сбора на нужды образовательных учреждений, региональных налогов на ввозимые товары и т.д.
Кроме того, унифицированы налоги и обязательные платежи со сходной налоговой базой. В частности, предлагается ввести социальный налог вместо обязательных платежей во все внебюджетные фонды (кроме пенсионного).
Предусмотрены изменения и в налогообложении граждан. Предельно упрощена шкала подоходного налога с физических лиц. Оставив излишнюю дифференциацию, авторы проекта отделили богатых от бедных границей доходов, находящейся на уровне 60 млн. руб. в год.
Все, что ниже, облагается налогом по ставке 12%, выше 30%.
Впрочем, и прогнозируемое снижение налогового бремени, по мнению экспертов из бюджетного комитета, с лихвой перекрывается многочисленными положениями проекта, увеличивающими "налоговую ношу" за счет регрессивных по своей природе налогов. Повышение ставки НДС до 22%, отмена его 10% ставки на продовольственные товары, введение 5-процентного налога с розничных продаж, налога на недвижимость с многократным увеличением ставки и расширением облагаемой базы и ряд других положений проекта неизбежно увеличат налоговый пресс.