d9e5a92d

Федеральные налоги с юридических лиц


  • федеральные;
  • налоги субъектов Федерации (территориальные);
  • местные налоги.

Федеральные налоги вводятся и устанавливаются федеральными законодательными органами власти (Государственной Думой и Советом Федерации) и взимаются на всей территории страны.
К федеральным налогам относятся:

  • налог на прибыль с предприятий;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на операции с ценными бумагами;
  • таможенные пошлины;
  • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • отчисления в дорожный фонд;
  • гербовый сбор;
  • государственная пошлина;
  • налог с имущества, переходящего по наследству или дарением;
  • сбор за использование названия "Россия";
  • специальный налог с предприятий;
  • транспортный налог с предприятий;
  • сбор за регистрацию банков и их филиалов.

Ставки федеральных налогов и пропорции зачисления собираемых средств в бюджеты разных уровней устанавливаются законодательными актами и Указами Президента. В условиях трансформирования экономических отношений в России изменения и уточнения в механизме налогообложения происходят ежегодно и даже чаще.
Полностью в федеральный бюджет зачисляются лишь таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за использование названия "Россия", сбор за регистрацию банков и их филиалов. Доля этой налоговой массы очень незначительна.

Все остальные и к тому же основные налоги в различных пропорциях поделены между федеральным бюджетом и бюджетами территорий.
Территориальные (субъектов Федерации) бюджеты имеют также собственные, закрепленные за ними налоги:

  • налог на имущество предприятий;
  • лесной доход;
  • плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
  • сбор на нужды образовательных учреждений;
  • сбор за регистрацию предприятий.

Муниципальные органы власти получают в свои бюджеты как часть сумм от федеральных налогов, так и собираемые местные налоги. Их перечень регламентирован федеральным законодательством, но не является обязательным для введения в действие всех 23 налогов.

Лишь три местных налога подлежат безусловному взиманию в бюджет: налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Использование остальных местных налогов является прерогативой местных властей, однако по большинству налогов установлены верхние пределы ставок. Наиболее распространенными в настоящее время являются:

  • сборы за право торговли;
  • сборы на содержание милиции и благоустройство;
  • налог на рекламу;
  • сбор за выдачу ордера на квартиру;
  • сбор за право использования местной символики;
  • сбор за открытие игорного бизнеса и т.п.

С 1994 г. Указом Президента предоставлено право субъектам Федерации и местным органам власти вводить дополнительные налоги на местах, но уплачиваться они должны только за счет прибыли, остающейся после уплаты основного налога на прибыль.

Федеральные налоги с юридических лиц

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
При ввозе товаров на территорию РФ их обложение налогом на добавленную стоимость производится в соответствии с таможенным законодательством РФ.
В условиях рыночной экономики стоимость реализуемой продукции, работ, услуг исчисляется как исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов, так и исходя из государственных регулируемых оптовых и розничных цен и тарифов, применяемых на отдельные виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, оказываемых населению.
Объектом налогообложения являются обороты от реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказываемых услуг.
Плательщиками налога являются:

  • предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
  • филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, имеющие расчетные счета в учреждениях банков и самостоятельно реализующие за плату товары (работы, услуги);
  • международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.


Не уплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах:

  1. 10% - по продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ;
  2. 20% - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога по материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых фактически списана в отчетном периоде на издержки производства и обращения.

Налог на прибыль предприятий, объединений и организаций

Налог на прибыль наряду с НДС является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода.
Однако, в отличие от НДС, данный налог является прямым, то есть его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.
Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Объектом обложения налогом является валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Начиная с 1994 г. налог на прибыль уплачивается предприятиями и организациями по ставке 35% от балансовой прибыли, а по доходам от посреднических операций и сделок 43%.
Помимо налога на прибыль предприятия и организации уплачивают налоги со следующих видов доходов и прибыли:

  • дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным выпущенным в Российской Федерации ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, за исключением доходов, полученных по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам;
  • доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории РФ;
  • доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, видео салонов, от видео показа, от проката видео- и аудиокассет и записи на них, игровых автоматов с денежным выигрышем. При определении суммы дохода, подлежащего налогообложению, из полученной выручки вычитаются материальные затраты, связанные с получением этого дохода;
  • прибыли от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта, в других помещениях, число мест в которых превышает две тысячи.

Налоги с доходов от акций, облигаций и других ценных бумаг, а также от участия в уставных фондах других предприятий взимаются по ставке 15%, с доходов банков 18% у источника этих доходов.
Для решения наиболее важных задач, решаемых государством в рамках реализации основных направлений экономической политики, действующим законодательством установлена система налоговых льгот, позволяющих существенно снизить сумму налога на прибыль.

Акцизы


Акцизы это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-производителями. Они устанавливаются как правило на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли.
Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Объектом обложения акцизами являются обороты по реализации подакцизных товаров собственного производства.
Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых подакцизных товаров, исчисленная исходя из реализации без учета налога на добавленную стоимость.
Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов устанавливаются правительством РФ. К таким товарам, в частности, относятся: спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, вина виноградные, коньяк , шампанское, пиво, икра осетровых и лососевых рыб, готовая деликатесная продукция из ценных видов и морепродуктов, табачные изделия, легковые и грузовые автомобили, ювелирные изделия, меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента), другие товары народного потребления, а также нефть и нефтепродукты.

Налоги, зачисляемые в дорожные фонды

Данные налоговые платежи по механизму исчисления и взимания мало чем отличаются от других косвенных налогов, однако они носят целевой характер и служат главным образом источником финансирования проводимых государством мероприятий по строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения и соответственно зачисляются не в доход бюджета, а в специализированные целевые внебюджетные фонды Федеральный дорожный фонд и территориальные дорожные фонды.
В настоящее время действующим законодательством предусмотрено взимание следующих налогов: налога на реализацию горюче-смазочных материалов, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, акцизов на легковые автомобили и налога на приобретение автотранспортных средств.
Плательщиками налога на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, дизельных и автотракторных масел, сжатого и сжиженного газа, используемого в качестве моторного топлива) являются юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Объектом налогообложения для предприятий изготовителей горюче-смазочных материалов является оборот по реализации горюче-смазочных материалов исходя из фактических цен реализации без НДС. При перепродаже горюче-смазочных материалов объектом налогообложения является сумма разницы между выручкой от реализации (без НДС) и стоимостью их приобретения (без НДС).
Налог уплачивается по ставке 25%, как правило, ежедекадно, ежемесячно и ежеквартально в зависимости от величины облагаемого оборота и в соответствии с действующим законодательством полностью зачисляется в Федеральный дорожный фонд.
Плательщиками акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан являются предприятия изготовители легковых автомобилей, реализующие легковые автомобили в личное пользование граждан.
Объектом налогообложения акцизами является оборот по реализации легковых автомобилей в личное пользование граждан.
Ставки акцизов на легковые автомобили, реализуемые предприятиями-производителями в личное пользование граждан, устанавливаются Правительством РФ.
Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации и физические лица-предприниматели.
Объектом налогообложения являются: при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг); при перепродаже покупных товаров заготовительный, снабженческо-бытовой или торговый оборот. При этом из налогооблагаемой базы исключается НДС, акцизы и налог на реализацию горюче-смазочных материалов.
Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, по ставкам, установленным в зависимости от мощности двигателей с каждой лошадиной силы.
Данным налогом облагаются транспортные средства, которые в установленном порядке подлежат регистрации в Госавтоинспекции, Военной автоинспекции, Госсельхознадзоре, министерствах и ведомствах, а также других аналогичных органах с получением государственных регистрационных знаков для участия в дорожном движении.
Плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств являются предприятия, организации и предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд.
Налог на приобретение автотранспортных средств исчисляется от продажной цены (без НДС и акцизов) по следующим ставкам: грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили по ставке 20%; прицепы и полуприцепы по ставке 10%.
К специальным автомобилям относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки и использования установленного на них специального оборудования.
Автотранспортные средства, приобретенные для дальнейшей перепродажи, налогом не облагаются.

Транспортный налог

Транспортный налог в ранге обязательного федерального налога введен в налоговую систему Российской Федерации начиная с 1994 г.
До этого такой налог мог устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ начиная с 1992 г.
Налог взимается с юридических лиц (кроме бюджетных организаций) в размере 1% от их фонда оплаты труда независимо от источника его формирования и в полном объеме включается в состав издержек производства и обращения.
Суммы транспортного налога направляются в бюджеты субъектов РФ и предназначены для финансовой поддержки и развития городского пассажирского транспорта общего пользования, а также пригородного пассажирского железнодорожного транспорта.

Налоги субъектов Российской Федерации

Налог на имущество предприятий

Плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ.
Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия, представляющее собой совокупность основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат.
Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% от налогооблагаемой базы.
Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

  1. Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц


Данный сбор устанавливается законодательными актами субъектов РФ и не может превышать размера 1% от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории регионов.

Местные налоги с юридических лиц


  1. Плата за землю


Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, а также нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России.

  1. Налог на рекламу


Налог на рекламу является одним из самых существенных по объему поступающих платежей и возникает у предприятий и граждан, осуществляющих расходы по рекламе собственной продукции, работ, услуг.
Плательщиками налога на рекламу являются следующие рекламодатели:

  • предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс, расчетный или иной счет, а также иностранные юридические лица;
  • физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность на территории города.

Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг).
Не облагаются налогом услуги по рекламе, не преследующей коммерческой цели, включая рекламу благотворительных мероприятий.
Ставка налога на рекламу устанавливается в размере до 5% от стоимости (величины фактических затрат) рекламных работ и услуг у рекламодателя.

  1. Местные сборы


Сбор со сделок, совершаемых на биржах.
Источником уплаты данного сбора является прибыль предприятия, оставшаяся в его распоряжении после уплаты налога на прибыль.
Объектом сбора является сумма сделок, совершаемых на бирже.
Плательщиками сбора являются участники сделки, осуществляющие в установленном порядке эти операции, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами.
Сбор вносится участниками сделки в размере, не превышающем 0,1% суммы сделки.
Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей устанавливается на основании Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Объектом обложения сбора является стоимость заявленных к аукциону товаров или сумма, на которую выпущена лотерея.
Плательщиками лицензионного сбора являются предприятия, организации, в том числе бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, иностранные фирмы, филиалы и другие подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также граждане устроители местных аукционов и лотерей, имеющие разрешение на их проведение.
Ставки лицензионного сбора устанавливаются решениями районных и городских органов государственной власти в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты.
Сбор за право торговли устанавливается районными, городскими (без районного отделения), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти.
Плательщиками сбора являются предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, их дочерние образования и филиалы, а также граждане РФ и других государств, осуществляющие торговлю товарами и изделиями как через постоянные торговые точки (магазины, столовые, кафе, киоски и др.), так и в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков и автомашин в местах, определенных местными органами исполнительной власти.
Конкретные ставки сбора за право торговли определяются местными представительными органами власти при принятии решения о введении этого сбора в зависимости от места расположения торговой точки, объема реализации и вида товара и т.д.
Юридические и физические лица, осуществляющие торговлю в постоянных торговых точках, приобретают временный патент на право торговли.
На право торговли с временных торговых точек в местах, определенных исполнительными органами власти, юридическим и физическим лицам выдается разовый талон.
На торговлю товарами, облагаемыми акцизами, исполнительными органами власти, на территории которых производится торговля, выдается лицензия сроком на год.
Таким образом, уплата сбора за право торговли производится при приобретении патента или лицензии на право торговли, либо разового талона.
Целевые сборы с граждан и предприятий, организаций, учреждений на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели устанавливаются в соответствии с подпунктом "ж" п.1 ст.21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Введение целевых сборов на те или иные цели определяется органами власти для решения социально-экономических проблем, возникающих в регионе.
Предельный размер ставки сборов не может превышать размера 3% фонда заработной платы, рассчитанной от установленной законом минимальной месячной оплаты труда для юридического лица, и не более 3% от 12 минимальных установленных законом размеров месячной оплаты труда для физического лица на все виды целевых сборов по совокупности.

  1. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы


Плательщиками налога являются юридические лица предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы предприятий (другие обособленные структурные подразделения), осуществляющие свою деятельность на территории, подведомственной представительному органу власти.
Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, его конкретные ставки, льготы по налогу устанавливаются представительными органами власти в размере, не превышающем 1,5% объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Краткая история предприятия и его основные показатели


Дальневосточное морское пароходство берет начало в 1878-79 гг., когда в России была проведена всенародная кампания по сбору средств для создания Добровольного флота. Необходимость организации Добровольного флота вытекала из экономического и политического положения России во второй половине XIX века.

Россия в это время значительно отставала от ведущих держав мира по составу флота. На собранные деньги были закуплены за границей три судна: "Россия", "Москва", "Петербург". В мае 1879 г. правительство утвердило положение общества "Добровольный флот".

Оно предусматривало, что суда новой организации в первую очередь должны использоваться для пароходных линий на Дальний Восток. 1880 год вошел в историю русского мореплавания как год установления регулярных товаропассажирских рейсов отечественных судов из европейской России на Дальний Восток и начала работы первой русской международной пароходной линии между портами стран Запада и Востока.
Эту страницу истории открыл пароход "Москва". 9 марта 1880 г. он вышел из Одессы на Дальний Восток под командованием капитан-лейтенанта С.Н. Чирикова.

На борту было более 1000 тонн груза, в основном продовольственные и производственные товары, а также первые два пассажира. После 46 дней плавания "Москва" благополучно достигла Владивостока 25 апреля 1880 г. Представитель Добровольного флота основал агентство во Владивостоке и организовал Дальневосточное морское пароходство.
Первый рейс парохода "Москва" во Владивосток положил начало регулярным перевозкам между российским Черным морем и тихоокеанскими портами. До завершения строительства Великой сибирской железной дороги эта морская линия была единственным маршрутом, соединяющим Дальний Восток с центральными регионами страны.

Добровольный флот подготовил почву для обширного, всестороннего развития дальневосточных территорий. Тихоокеанское географическое расположение России таково, что морской транспорт остается исключительным средством доставки запасов на Сахалин, Курильские острова, Магадан.



Содержание раздела