d9e5a92d

Управление себестоимостью продукции машиностроительного предприятия.

Одним из наиболее распространенных является лицензионная торговля. Термин лицензия в переводе с латинского означает разрешение совершать какие-либо действия и в связи с этим используется в различных сферах. Применительно к технологическому обмену он означает разрешение использовать на определенных условиях предметы лицензии, которыми являются:

  • запатентованные изобретения;
  • промышленные образцы;
  • товарные знаки;
  • ноу-хау, т.е. имеющие ценность конфиденциальные сведения, которые не пользуются правовой охраной.

В зависимости от объекта лицензии могут подразделяться на патентные и беспатентные.
Продажа лицензий позволяет существенно ускорить процесс освоения нового рынка и хотя бы частично возместить собственные расходы на исследования и разработки. Иногда бывает выгоднее вместо поставок готовых изделий продать лицензию на право их производства, например в случаях, когда возникают проблемы, связанные со сбытом готовой продукции из-за недостаточного объема собственного производства или выхода на внешний рынок.

Развитию собственного производства может препятствовать множество причин от нехватки сырья до отсутствия высококвалифицированного персонала и производственных площадей.
Изобретением признается техническое решение, обладающее новизной и существенными отличиями. Под техническим решением в широком смысле понимается практическое средство удовлетворения определенных потребностей.

Например, отдельные способы лечения болезней не относятся к технике в общепринятом понимании, но поскольку они предполагают применение некоторых, лечебных средств в строго установленных дозах, в течение конкретного времени, с соблюдением определенного порядка, то имеет место технология лечения, которая в этом смысле и рассматривается как техническое решение.
Какая-либо задача считается выполненной, если:
а) имеется указание на технические средства (способы) для ее решения;
б) раскрываются принципиально важные моменты (основная схема);
в) решение осуществимо, т.е. пригодно для использования. Это значит, что специалисты в данной области с помощью общеизвестных приемов и технических средств могут внедрить изобретение.
Техническое решение не обязательно должно сопровождаться теоретическим обоснованием. Оно считается новым при условии, что его сущность не была раскрыта ранее в данной стране или за границей настолько, что стало возможным его осуществление.

Раскрытие сущности решения может произойти посредством либо опубликования, либо демонстрации, либо в результате открытого применения. Во всех этих случах становится доступным копирование решения, что влечет за собой утрату им потентоспособности.
Техническое решение признается обладающим существенными отличиями, если оно характеризуется новой совокупностью признаков, дающих положительный эффект, например:
а) все признаки являются новыми;
б) часть признаков является новой, а часть известной;
в) все признаки являются известными, а их сочетание новым.
Сходные однородные изобретения называются аналогами, а наиболее близкий из них к предложенному новому техническому решению протатипом. Несущестенные отличия в новом техническом решении не позволяют считать его изобретением, например использование эквивалентных средств (замена пайки сваркой).
Охрана прав изобретателя осуществляется при помощи патентов. Патент представляет собой документ, удостоверяющий государственое признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан (патентообладателем), исключительное право на изобретение. Патент выдается государственным патентным ведомством изобретателю или его правопреемнику (право на служебное изобретение обычно принадлежит предпринимателю) по его заявке, рассмотренной в соответствии с процедурой, установленной закондательством данного государства. Срок действия патента также устанавлвается национальным законодательством (обычно 15-20 лет).

Исключительное право патентообладателя заключается в предоставлении ему монопольного права на применение изобретения (искусственная монополия). Если изобретение использутся без разрешения владельца , он может обратиться в суд с иском о возмещении ущерба и запрещении действий, связанных с нарушением патента.

Патентообладатель имеет право отчуждать свои права на изобретение и выдавать разрешение (лицензию) другим лицам на использование запатентованного изобретения.
Патент охраняет права его владельца, как правило, только в стране, где он выдан. Но в последнее время, например в Западной Европе, действует европейский патент.
За выдачу патента взимается патентная пошлина. Так, при выдаче европейского патента она взимаетсяч за подачу заявки, проведение поиска, указание государства, в отношении которого действует заявка, поддержание заявки в силе, проведение экпертизы, выдачу патента, подачу возражения и апелляции, за возобновление рассмотрения заявки в случае пропуска заявителем установленных сроков. Взимание пошлины при подаче заявки характерно для всех развитых стран, а во многих странах к тому же взимаются годовые пошлины в течение срока действия патента.



В большинстве стран сумма годовой пошлины возрастает по мере приближения к концу срока действия патента.
Патенты не только выполняют функцию защиты изобретений от использования их другими фирмами, но и являются источником непрерывной информации о новейших научно-технических достижениях. С помощью патентных фондов можно легально собирать конкретный материал на объекты лицензий, систематически следить за новыми изобретениями и анализировать научно-технические исследования. Практически все крупные фирмы имеют патентные фонды или пользуются услугами соответствующих организаций.

По оценкам специалистов, около 80% информации, содержащейся в патентах, невозможно найти ни в одном другом источнике.
Патентование, как правило, на 2-3 года опережает внедрение новой технологии в производство, а патент это потенциальная лицензия, поэтому постоянное изучение соответствующей информации позволяет фирмам вырабатывать стратегию и прогнозировать развитие лицензионной торговли.
Промышленным образцом признается новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. При помощи промышленного образца устанавливается монополия на форму (орнамент) продуктов труда.

На промышленные образцы, так же как и на изобретения, выдаются патенты.
Товарный знак это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий. Товарные знаки обычно имеют буквальное или графическое изображение.

Для идентификации услуг применяются знаки обслуживания.
Наряду с патентными лицензиями существуют и беспатентные лицензии на ноу-хау (непатентованное научно-техническое достижение и производственный опыт конфиденциального характера), владелец которого обладает естественной монополией в отличие от владельца запатентованного изобретения.
В отличии от запатентованного изобретения ноу-хау не пользуется особой правовой охраной, и поэтому наилучшей формой защиты подобных знаний является коммерческая тайна.
Ноу-хау могут включать:

  • предметы образцы изделий, незапатентованные промышленные образцы, машины, приборы, запасные части, инструменты, приспособления и т.д.;
  • техническую документацию формулы, расчеты, чертежи, схемы, незапатентованные изобретения и т.д.;
  • инструкции пояснения, касающиеся конструкции производстваили применения изделия, процесса производства, производственных навыков, практических советов; сведения об организации работы и данные, помогающие в решении экономических вопросов.

Наиболее характерными условиями лицензионных соглашений, ограничивающими лицензиата в использовании ноу-хау, являются:

  • не передавать приобретенные знания и опыт третьей стороне в течение срока действия соглашения и в среднем до 5 лет после окончания этого срока;
  • указывать в рекламных документах или на выпускаемой продукции, что она изготовлена по лицензии другой фирмы;
  • не предоставлять сублицензии на ноу-хау, так как это может повлечь за собой его утрату.

В нефтяной промышленности распространены контракты на обслуживание (service contracts), в соответствии с которыми иностранная компания занимается только геологоразведочными работами и выполняет свои обязательства до момента обнаружения нефти.
В соответствии с контрактами на управление (management contract) оперативный контроль за деятельностью предприятия, который обычно осуществляется представителем собственника предприятия, который обычно осуществляется представителем собственника предприятия, передается другому предприятию. Иностранная фирма определяет важнейшие направления деятельности предприятия. В целом функции фирмы-менеджера аналогичны административным и техническим функциям по управлению своим филиалом:

  • общее управление (текущее и перспективное планирование деятельности);
  • управление финансами;
  • проведение административной и кадровой политики;
  • управление производством;
  • организация сбыта.

Маркетинговые контракты аналогичны управленческим контрактам. Местные фирмы передают зарубежной фирме ответственность за продажу своей продукции (или ее части) и, следовательно, контроль за всеми видами деятельности, связанными с продажей продукции.

Плата за эти услуги обычно принимает форму выплаты определенного процента от объема продаж.
По контрактам на оказание технической помощи зарубежные фирмы предоставлют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности местной фирмы. В подобных договорах предусматриваются ремонт и профилактика машин и оборудования, консультации по использованию ноу-хау, устранение аварий и контроль за качеством.
Самостоятельной формой лицензионных соглашений являются контракты на использование товарного знака франчайзинг (franchising), которые предусматривают предоставление прав на использование торговой марки или фирменного названия, а также оказание услуг по технической помощи, повышению квалификациирабочей силы, организации торговли и управлению.
Самостоятельной и очень распространенной формой международного технологического обмена является инжиниринг, который представляет собой совокупность видов деятельности, направленных на оптимизацию инвестиций или минимизацию затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения.
Инжиринговые услуги можно подразделить на три группы:

  1. услуги по подготовке производства;
  2. услуги по организации процесса производства и управлению предприятием;
  3. услуги по обеспечению реализации продукции.

Управление себестоимостью продукции машиностроительного предприятия.

Себестоимость продукции - это затраты предприятия, выраженные в денежной форме, на производство и реализацию продукции. Различают плановую и нормативную себестоимость.

С точки зрения уровня управления различают цеховую, производственную и полную себестоимость продукции. Планирование себестоимости продукции на промышленных предприятиях РБ осуществляется на основе Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях Министерства промышленности. В соответствии с Основными положениями по составу затрат в себестоимость продукции предприятия включаются следующие затраты:

  1. Затраты , непосредственно связанные с производством продукции.
  2. Затраты, связанные с использованием природного сырья в части затрат на рекультивацию земель, платы за древесину, платы за воду и др.
  3. Затраты на подготовку и освоение производства.
  4. Затраты на проведение научно-технических мероприятий.
  5. Затраты , связанные с изобретательством и рационализаторством
  6. Затраты по обслуживанию производства.
  7. Затраты по обеспечению нормальных условий труда.
  8. Затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.
  9. Платежи за добычу природных ресурсов и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду
  10. Затраты, связанные с управлением производством.
  11. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой персонала предприятия и набором рабочей силы.
  12. Затраты на транспортировку работников.
  13. Налоги отчисления и платежи.
  14. Выплаты, предусмотренные законодательством о труде, за непраработанное на производстве время.
  15. Расходы по содержанию помещений, предоставляемых предприятиям общественного питания.
  16. Затраты на воспроизводство и расширение производственных фондов.
  17. Другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции.
  18. Затраты, связанные со сбытом продукции.

Не подлежат включению в себестоимость продукции:

  1. Затраты по благоустройству городов и поселков, оказанию помощи сельскому хозяйству.
  2. Затраты по строительству, оборудованию и содержанию культурно-бытовых и т.п. обьектов, находящихся на балансе предприятия.
  3. Работы, выполняемые за счет прибыли , остающейся в распоряжении предприятия.
  4. Другие виды затрат, не связанные с производством продукции.

Планированию себестоимости продукции предшествует анализ сложивщегося уровня затрат на данном и аналогичном предприятиях .
Исходными данными разработки плана себестоимости являются: планируемые обемы производства продукции, нормы расхода материальных и трудовых ресурсов, договара на поставку материальных ресурсов и сбыт выпускаемой продукции, экономические нормативы, план развития предприятия и т. д.
Плановая разработка себестоимости может быть выполнена укрупненно и на основе детально нормативных расчетов. Укрупненные расчеты производятся при разработке перспективных планов, а также на стадии составления проекта годового плана.
Технико-экономические факторы, влияющие на себестоимость продукции, можно обьединить в четыре группы:
1) повышение технического уровня производства (ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ОБОРУДОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТОВ; применение новых видов сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий; повышение качества продукции);
2) совершенствование организации и управления (рационализация управления производством, улучшение организации и управления производством, улучшение организации труда и использование рабочего времени, ликвидация излишних затрат и потерь.);
3) изменение обьема и структуры продукции, структуры производства (изменение условно-постоянных расходов; относительное изменение амартизационных отчислений; измененине структуры выпускаемой продукции; ввод новых производств; освоение новых предприятий и подготовка производства на действующих предприятиях);
4) изменение условий хозяйствования (изменение цен на производимую продукцию, на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо и энергию, изменение оплаты труда в соответствии с решением правительства, изменение системы налогооблажения, переоценка основных фондов и изменение норм амортизации).
Для установления себестоимости продукции предприятия составляется смета затрат , в которую включаются:
-затраты всех структурных подразделений по производству продукции;
-затраты, связанные с выполнением работ , не включаемых в обьем производства продукции (строительно-монтажные работы, ремонт зданий и сооружений);
-затраты на подготовку иосвоение производства новых видов продукции независимо от источников их финансирования.
Полученная сумма затрат представляет собой производственную себестоимость продукции. Если к ней прибавить коммерческие расходы , то будет получен полная себестоимость продукции.
Основой для сводной сметы затрат на производство и реализацию продукции служат следующие расчеты:

  1. Расчет затрат на сырье и материалы. Комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию
  2. Расчет расходов на оплату труда
  3. Расчет аммортизационных отчислений осеновных фондов.
  4. Смета налогов,отчислений и сборов.
  5. Смета затрат по цехам вспомогательного производства.
  6. Смета расходов на подготовку и освоение производства новых видов продукции.
  7. Смета пусковых расходов.
  8. Смета расходов на специальную технологическую оснастку.
  9. Смета прочих специальных расходов.
  10. Смета транспортно-заготовительных расходов
  11. Смета расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования.
  12. Сметы общепроизводственных расходов9 без расходов на содержание и эксплуатаци. Оборудования)
  13. Смета общехозяйственных расходов.
  14. Смета коммерческих расходов.

Смета налогов, отчислений и сборов включает следующие виды:
-обязательные отчисления от всех видов оплаиты труда в фонд социальной защиты населения и государственный фонд содействия занятости ;
-чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС ;
-земельный налог;
-отчисления в дорожный фонд;
-экологический налог;
-отчисления в централизованный инновационный фонд;
-сбор во внебюджетный фонд ведомственных дошкольных учреждений.

Основные направления повышения эффективности производственно- сбытовой деятельности предприятия


Решение проблемы повышения эффективности производства необходимо связывать с совершенствованием управления, внедрением эффективного менеджмента. Менеджмент считается эффективным, если обеспечивает высокую эффективность функционирования предприятия. Эффективность системы характеризуется отношением выхода ко входу. В основе количественной оценки эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия лежит определение прибыли как основного финансового результата деятельности и рентабельности, учитывающей затраты на достижение этого результата.
На размер прибыли и рентабельности оказывает влияние ряд факторов, которые можно подразделить на внешние и внутренние. Воздействие на факторы эффективности средствами менеджмента осуществляется по разному, Направления повышения эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия следующие: непрерывная инновационная деятельность; повышение качества продукции (услуг); строго соизмеренная с результатами маркетинговых исследований ценовая политика; сбалансированная финансовая деятельность.
Инновационная деятельность должна быть направлена, прежде всего, на создание наукоемкой, материало-и энергосберегающую продукцию, разработку и внедрение прогрессивных технологических процессов, инструмента, оснастки и оборудования, повышение производительности и безопасности труда, утилизацию отходов производства, совершенствование организации и управления предприятием. Инновационная деятельность позволяет создать привлекательные для потребителя продукты и завоевать новые рынки; совершенствовать технологические процессы и управление производством; снизить затраты всех ресурсов при изготовлении продукции; превратить производственно-сбытовую деятельность в стабильно прибыльную.
Современная концепция обеспечения высокого качества продукции тесно увязана со всеми стадиями жизненного цикла изделий. Основные усилия должны быть направлены на предоотвращение (профилактику) возможных отклонений качественных параметров.

Известно, что исправление дефектов требует 10-ти кратных затрат на последующих стадиях жизненного цикла товара. Система обеспечения качества продукции на предприятии предполагает вовлечение в этот процесс всех работников, максимальное использование новейших и эффективных приборов и устройств автоматического определения качественных параметров выпускаемых изделий.

Это позволяет так же как и инновационная деятельность произвести на потребителя выпускаемого товара благоприятное впечатление, максимально удовлетворить его требования.
От цены товара прямо зависит доход предприятия. Взвешенная и обоснованная политика цен оказывает наибольшее влияние на прибыль предприятия. О грамотном распоряжении финансовыми ресурсами свидетельствует финансовая устойчивость предприятия, т.е. его платежоспособность.

В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние предприятия может остаться неизменным , улучшиться или ухудшиться. Поток ежедневных хозяйственных операций , совершаемых ежедневно, является как бы возмутителем определенного состояния финансовой устойчивости, причиной его перехода из одного типа устойчивости в другой.

Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложений капитала в основные фонды или производственные запасы позволяет генерировать такие потоки хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния предприятия, к повышению его устойчивости.
На финансовую политику предприятия существенное влияние оказывают факторы внешней среды, в том числе: особенности денежного рынка стран (регионов), где осуществляется деятельность предприятия; налоговое законодательство и валютное регулирование; взаимоотношение с кредитно-финансовыми учреждениями; масштабы внешнеэкономической деятельности предприятия. Важную роль при выработке финансовой политики играет регулирование внутренних финансовых потоков с целью достижения запланированных результатов, а также централизованное осуществление многочисленных финансовых расчетов

Управление запасами предприятия

Управление запасами направлено на разрешение двух ключевых проблем производственного менеджмента:

  • удовлетворение запросов покупателей;
  • рациональное использование ресурсов организации.

Однако существует определенный фактор, ограничивающий рост запасов, а именно, затраты, обусловленные их наличием. Таким образом предприятия должны найти баланс между вложениями в запасы и требуемым уровнем покупательского сервиса.

Очевидно, что минимизация общих затрат является важнейшим критерием достижения такого баланса. В организации возникают четыре типа затрат связанных с запасами:

  1. затраты на приобретение ресурса;
  2. затраты на заказ;
  3. производственные затраты;
  4. затраты на хранение запасов.

Затраты на приобретение ресурса определяются его ценой и объемом закупки. Затраты на заказ включают затраты на ведение переговоров с поставщиком, на подготовку и заключение договора поставки, транспортные расходы и др. В отличие от затрат на приобретение они зависят или слабо зависят от объема заказа. Производственные затраты включают себестоимость изготовления заказанного количества, а также затраты на подготовку производства к выполнению заказа обычно на переналадку оборудования.

Затраты на хранение запасов трудно определяемы для предприятия, поэтому их величина обычно сильно занижается. Так как правильное определение этих затрат играет важную роль в управлении запасами, приведем их ориентировочную структуру.
Структура затрат, связанных с запасами

Виды затрат Величина затрат,
в % от стоимости запаса
Затраты на содержание помещений складов:
арендная плата или амортизационные отчисления;
содержание помещений;
налог на сооружения;
страховка сооружений
3-10
Затраты на содержание складского оборудования:
арендная плата или амортизационные отчисления;
энергия;
техническое обслуживание;
налог на имущество;
страховка оборудования
3-4
Оплата рабочей силы, занятой перемещением и наблюдением за запасами, их учетом и контролем 3-5
Затраты, обусловленные инвестированием:
потери ввиду связывания в запасах оборотных средств;
налог на имущество, находящееся в запасах;
страховые выплаты
6-24
Потери вследствие хищений и порчи запасов 2-5
Итого = 26

Потери, обусловленные дефицитом ресурса на складе, включают затраты на срочное приобретение этого ресурса на худших коммерческих условиях и/или потери от простоя, т.е. нерационального использования ресурсов организации. Если речь идет об отсутствии на складе требуемой заказчиком продукции, то, во-первых, это упущенная выгода и материальные потери; во-вторых, дополнительные затраты при авральном выполнении заказа; в-третьих, потери, связанные с негативной реакцией рынка на частые задержки в выполнении заказов, что влечет за собой снижение конкурентного статуса организации.
Запасы выполняют три важнейших функции, повышая гибкость и надежность управления организацией:

  1. функцию накопления;
  2. функцию защиты от изменения цен и инфляции;
  3. функцию управления затратами.

Первая функция это накопление ресурсов и их распределение в целях повышения надежности и синхронизации движения и преобразования материальных потоков в организации. Производственный процесс на предприятии можно рассматривать как целенаправленное движение и преобразование материальных потоков, начиная с получения предприятием исходных материалов и компонентов продукции и кончая выпуском готовых изделий.



Содержание раздела