d9e5a92d

Менеджмент качества продукции машино- и приборостроительных предприятий

-обучение персонала новым технологиям;
-преодоления влияния человеческого фактора в процессе внедрения системы.
Менеджмент информационного обеспечения машино- и приборостроительных предприятий 21ый век это время рацвета информационных технологий, информация является тем богатством, которое определяет эффективность функционирования любого предприятия. В связи с этим успешность работы машиностроительного и приборостроительного предприятий будет определяться в первую очередь эффективностью функционирования информационной системы, которая должна обеспечивать все подразделения своевременной и качественной информацией ( нормативно-правовой, научной, технической, патентной и т. д.). Нормативно-правовая информация включает законы и нормативы по:
- развитию экономики;
- налоговой, финансовой и кредитной политике;
- развитию предпринимательства, приватизации;
- охране труда и защите экологии (охране окружающей среды);
- стандартизации и сертификации;
- защите прав потребителя;
- управление качеством товаров;
- антимонопольной политике;
- метрологии;
- ресурсосбережению;
- социальным вопросам;
- образованию и повышению квалификации.
Техническая информация отличается еще большим разнообразием, чем нормативно-правовая , к ней относится:
-конструкторская документация по выпускаемым изделиям, технологическому оборудованию и устройствам, подьемно-транспортным устройствам и средствам автоматизации, зданиям и сооружениям, планировке оборудования и др.;
-технологическая документация и чертежи технологической оснастки, нестандартного инструмента, приспособлений и т.п.;
-стандарты и руководящие технические материалы, отрослевые нормали, справочники по специальным разделам технической работы;
-описания изобретений и патентная литература;
-реферативные технические сборники, материалы с международных и тематических выставок, обзоры научно-технической литературы и т. д.
Для обработки информации необходимо использовать современные технические средства, так как это обусловлено обилием, огромным массивом, информации, выбрать из которого нужную представляет собой достаточно сложную и трудоемкую задачу. Здесь достаточно привести пример отбора из десятков тысяч анологичных решений, изложенных в патентах технически развитых стран мира, протатипа изобретения.
Требования к качеству информации: своевременность, достаточность, надежность, комплектность, адресность, правовая корректность, возможность многократного использования, высокая скорость сбора, обработки и передачи, возможность кодирования, актуальность, точность, понятность, гибкость.
Информацию можно классифицировать по: обьекту принадлежности к системе производственного менеджмента, форме передачи, изменчивости во времени, способу передачи, режиму передачи, назначению, стадии жизненого цикла товара, отношению обьекта управления к субьекту.,
В процессе обмена информацией можно выделить четыре элемента: отправитель-сообщение-канал-получатель.
Эффективность менеджмента существенно зависит от умения менеджера, степени использования им своего потенциала и управленческой техники, полноты обработки информации. Процесс и техника передачи информации от отправителя до получателя определяют эффективность коммуникации, которая является важнейшим элементом принятия управленческого решения.

Анализ деятельности в современных организациях показывает, что от 50 % (для рядовых сотрудников) до 80 % (для руководителей) времени работы уходит на коммуникации. Поэтому эффективность принимаемых управленческих решений и работы предприятия в современных условиях существенно зависит от качества работы коммуникаций. Эффективный менеджмент на предприятии невозможен без применения современных информационных технологий, информационной поддержки производства, развития коммуникаций.

Не случайно, ведущие страны мира (США, Япония) в числе приоритетных направлений изобретательской работы выбрали такие: обработка данных, цифровая обработка данных, организация системы обработки информации, деловая практика и обработка данных, компьютерная память, динамические системы хранения информации, печать информации в виде символов.
Эффективный менеджмент на предприятии невозможен без применения современных информационных технологий, информационной поддержки производства, развития коммуникаций, создания комлексной информационной системы, которая позволяет реализовать массу возможностей развития организации. Центральная задача при проектировании эффективных информационных и коммуникационных систем- это улучшение информированности лиц, принимающих управленческие и инженерные решения. Очень важно обеспечить развитие у сотрудников предприятия чисто технических навыков коммуникации: владение компьютерной граммотностью, способностью свободно работать с электронной почтой и в заводской компьютерной сети. При этом необходимо максимально использовать возможности обратной связи, поскольку она дает возможность уточнения полученного задания и снятия неопределенности при разработке управленческого решения.



Эффективная обратная связь должна быть своевременной, содержать оригинальное послание, включать уточняющие вопросы и не давать оценок оригинальным посланиям. Руководство должно создавать управленческие системы и формировать производственную культуру, поощряющую открытую коммуникацию в организации.

Менеджмент качества продукции машино- и приборостроительных предприятий


Качество продукции в рыночных условиях имеет первостепенное значение для потребителей и изготовителя. Часто повышение качества продукции равнозначно для получения прибыли увеличению обьема ее производства и достигается оно при меньших затратах.

В связи с этим на любом предприятии повышению качества продукции уделяется постоянное внимание. Задания и мероприятия по повышению качества продукции разрабытывается с учетом результатов анализа качества . исходя из: потребности рынка в продукции определенного качества; основных направлений развития отрасли; прогнозов технического прогресса; требований прогрессивных стандартов. Качество выпускаемой предприятием продукции зависит от: уровня развития науки и техники; прогрессивности применяемых технологических процессов, инструмента и оборудования; степени автоматизации технологического оборудования, контроля и регулирования технологических параметров; качества сырья и материалов; квалификации и профессионального опыта персонала; организации труда, мотивации персонала и степени совершенства управления производством. Понятие качество многогранно.

Оно включает качество организации, экономических расчетов, технологических процессов, оснастки и инструмента, приборов, оборудования, социально-психологических отношений. этических норм, экологических параметров, политических отношений и т. п. Каждая составляющая качества вносит свой вклад в общее качество продукции. В связи с этим выпуск высококачественной продукции на современном предприятии невозможен без создания и функционирования научно-обоснованной системы обеспечения качества, которая увязывает в одно целое все элемены (ответственность руководства; подготовку персонала; управление проектированием, документацией, процессами, оборудованием, техническим обслуживанием и т. д.)
Системой управления качеством продукции предусматривается: выполнение контрольных операций рабочим , мастером, конструктором, технологом и т. д.; проведение планомерной и систематической работы на предприятии. направленой на постоянное повышение качественных параметров продукции, устранение недостатков, повышение культуры производства и организации производства; воспитание у каждого исполнителя чувства ответственности за качество выполненной работы.
Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в международных, государственных, отраслевых и фирменных стандартах; нормативах и норматино-технических документах; чертежах, технических требованиях и условиях к изделиям; технологической документации и картах контроля качества и т. п. При этом надо помнить, что качество продукции находится в постоянном движении.
В машино- и приборостроении один из важнейших параметров качества деталей является точность обработки. Точность размеров и формы обрабатываемой поверхности определяет правильность сопряжения деталей в изделии, условия и параметры работы узла (потери на преодоление сил трения, величина зазора или натяга).

Допускаемые отклоения геометрических размеров и формы устанавливаются на основании инженерных расчетов и экспериментальных данных, они должны быть оптимальными. Погрешности обработки могут быть систематическими и случайными по причине износа инструмента, износа станка, упругих колебаний системы станок-приспособление-инструмент-деталь (СПИД) и многого другого. Системы автоматического управления точностью обработки на оборудовании с ЧПУ позволяют заметно повысить точность обработки и уменьшить потери времени на установку заготовки и подналадку оборудования.

Качество сборки также можно значительно повысить, применив системы комплексной автоматизации сборочных операций, которые позволяют выполнить селективный отбор деталей с размерами и шероховатостью поверхностей, обеспечивающими наивысшее качество работы собираемого узла (сборка подшипников качения).
Контроль качества-это одно из основных мероприятий в системе повышения качества изделий. На машиностроительном предприятии применяют следующие виды контроля:
а) в зависимости от этапов работ - контроль проектирования, сырья, материалов, комплектующих, инструмента, выполнения операций технологического процесса, оснастки, оборудовани, готовой продукции;
б) в зависимости от охвата контролируемой продукции-контроль сплошной, выборочный;
в) по месту выполнения- контроль стационарный и скользящий;
г) по времени выполнения-непрерывный и периодический;
д) по стадиям ЖЦТ-новых изделий, производства и реализации продукции, эксплуатации и потребления;
е) по обьектам контроля-предметов труда, средств производства, технологии, труда исполнителей, условий труда;
ж) по стадиям производственного процесса - входной, промежуточный, окончательный;
з) по организационным формам выявления и предупреждения брака -летучий, кольцевой, статистический, текущий предупредительный;
и) по степени механизации и автоматизации - ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический, активный и пассивный;
к) по возможности последующего использования продукции -разрушающий и неразрушающий;
л) по исполнителям- самоконтроль, контроль мастеров, контроль ОТК, инспекционный контроль, одноступенчатый , многоступенчатый;
м) по используемым средствам- измерительный, регистрационный, визуальный, органолептический, технический осмотр, контроль по образцу.
Методы контроля: визуальный осмотр, лабораторный анализ, механические испытания, рентгенографические и др физические испытания, технологические пробы, контрольно-сдаточные испытания, контроль соблюдения технологической дисциплины и т.д.
Контроль качества готовой продукции осуществляет ОТК, главными задачами которого являются предотвращение выпуска продукции, несоответствующего требованиям стандартов, технических условий, эталонов, технической документации, договорным условиям. Продукция предприятия может быть реализована только после ее приемки ОТК.

Менеджмент инновационной деятельности на машино-и приборостроительных предприятиях


Инновационная деятельность является необходимым требованием при функционировании любого предприятия в современных условиях. Речь идет не о эпизадической, фрагментальной, компании, а о систематической и планомерной деятельности по исследованию, разработке, подготовке к производству и внедрению организационных, управленческих, технических и экономических новшеств, обеспечивающих конкурентоспособность как самого предприятия, так и выпускаемой продукции.

Инновационные проекты и программы их реализации составляют важную часть хозяйственного механизма управления научно-техническим развитем Республики и ее промышленным комплексом, в т. ч. и приборостроительной и машиностроительной отраслью. Инновационный проект это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической проблемы (задачи), выраженной в каличественных показателях и приводящей к инновации. К основным его элементам относятся: сформулированные цели и задачи; комплекс проектных мероприятий по решению проблемы и реализации поставленных целей; организация выполнения проектных мероприятий; основные показатели проекта.
Формирование инновационных проектов обеспечивает: комплексный, системеный подход к решению конкретной проблемы; количественную конкретизацию целей научно-технического развития и строгое отражение конечных целей и результатов проекта в управлении инновациями; скврзное непрерывное управление процессами создания, освоения. Производства и потребления инноваций; обоснованный выбор путей наиболее эффективной реализации целей проекта; сбалансированность ресурсов, необходимых для реализации инновационного проекта; межведомственную координацию и эффективное управление комплексом работ по проекту.
Реализация инновационного проекта обеспечивается участниками проекта: заказчиками; инвесторами; проектировщиками; поставщиками; исполнителями; научно-техническими советами; руководителем проекта и поддерживающими стуктурами.
Инновационные проекты по типу инноваций можно разделить на проекты: по введению нового (радикального) или усовершенствованного продукта; по введению нового или усовершенствованного метода производства; по созданию нового рынка; по освоению новых источников сырья, полуфабрикатов, материалов; по реорганизации структуры управления.
Обобщенно цикл управления проектом можно представить двумя стадиями: разработка и управление его реализацией. Управление инновационными проектами должно основываться на совокупности научно-обоснованных и проверенных практикой принципов: селективного управления; целевой ориентации; полноты цикла управления; этапности работ; многовариантности; системности; комплексности; сбалансированности.
В процессе разработки концепции инновационного проекта можно выделить следующие этапы: формирование инновационной идеи и постановка цели; маркетинговые исследования; структуризация проекта; анализ риска и неопределенности; выбор варианта реализации проекта.
В управлении проектом планирование занимает основное место, воплощающее организующее начало процесса реализации проекта. Основная цель планирования - интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта.

План реализации инновационного проекта представляет собой детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень научно- технических, производственных, организационных и др. мероприятий, направленых на достижение общей цели.
Исполнителями инновацинного проекта могут быть:
-инженерные кадры предприятия в составе ОГТ, ОГМ, ОГК, ОГЭ, ОГС, ОГМех, различных бюро, групп и ведущих специалистов;
-заводские научно-исследовательские центры, проектные бюро и институты, в составе которых имеется профессиональный персонал, лаборатории , оборудование, приборы, оснастка, небходимые при решении задач проекта;
-венчурные группы и организации; технопарки, базирующиеся на хорошо оснащенных лабораториях и высококвалифицированных специалистах;
-отраслевые СКБ, научно-исследовательские институты и специальные технологические бюро;
-научные лаборатории и коллективы кафедр вузов Республики
- научно-исследовательские институты Национальной Академи наук Республики Беларусь.

Менеджмент торговлипрогрессивными технологиями

Кто способен производить и продавать технологию могут применять следующую стратегию. На первом этапе рыночной стадии жизненного цикла технологии предпочтение отдается продажам готовой продукции, в которой реализованы новые идеи, принципы и процессы, которые в состоянии обеспечить покупателю новое качество. На следующем этапе технологический трансферт развивается за счет прямых инвестиций в расширение производства, позволяя быстро увеличивать массу прибыли за счет снижения удельных затрат на оплату труда, транспортировку и услуги, которые сопровождают продажу и обслуживание.

На стадии насыщения рынка предпочтение отдается продажам лицензий уступке прав собственности на запатентованную и незапатентованную технологию.
Перспективным разработчиком новых технологий могут быть мелкие фирмы , у которых недостает собственных средств для выполнения всех этапов ЖЦТ. В зарубежной практике источником технологий становятся небольшие компании венчурного типа, технопарки, которые привлекают к себе капитал заинтересованных фирм, фондов, корпораций.

Особенностью такого механизма в данном случае является возможность приобщения к новой технологии практически сразу, в момент ее появления.
Однако в случае продажи технологии независимым компаниям происходит утрата монопольного права на ее использование. Кроме того, покупатель технологии, обладающий значительным научно-техническим потенциалом, может стать впоследствии серьезным конкурентом. Продавая технологии независимым компаниям, продавцы стремятся получить долю в акционерном капитале, объединить передачу технологии с поставками своего оборудования, а также компенсировать утрату технологической монополии путем получения максимальных доходов от продажи.

Чаще всего независимым фирмам продаются технологии тех отраслей, в которых низкий удельный вес расходов на НИОКР.
Передача технологии может осуществляеться на коммерческой и некоммерческой основе.
Формы передачи технологии на некоммерческой основе:

  • передача носителей информации в виде специальной литературы, компьютерных баз данных и др.;
  • конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы, в том числе, постоянно действующие;
  • обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов, осуществляемые на паритетных основах университетами, фирмами, организациями и др.;
  • перекрестное лицензирование на паритетной основе;
  • миграция ученых и специалистов, в том числе международная, так называемая утечка мозгов из научных в коммерческие структуры и обратно, учреждение новых небольших высокотехнологичных фирм венчурного типа специалистами из университетов и корпораций, создание зарубежных маркетинговых и исследовательских подразделений крупными корпорациями.

Основными формами коммерческой передачи информации являются:

  • продажа технологии в материальном виде станков, агрегатов, автоматического и электронного оборудования, технологических линий и др.;
  • прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий, фирм, производств;
  • портфельные инвестиции, в том числе совместные предприятия, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров, а также лизингом;
  • продажа патентов;
  • продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков, знаков обслуживания и т.д.;
  • продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности ноу-хау, секреты производства, технологический опыт, сопроводительные к передаваемым оборудованию и технике документы, инструкции, чертежи, схемы, спецификации, технологические карты, а также обучение специалистов, консультативное сопровождение, экспертиза и др.;
  • совместное проведение НИОКР, научно-производственная кооперация;
  • ижиниринг.

Передача технологии в коммерческих формах подразумевает, что технология является специфическим товаром. Покупатель новой технологии получает в свое распоряжение научно-технические разработки и/или созданные производственно-технологические процессы.

Использование таких разработок и процессов в качестве элементов производительного капитала позволяет выпускать товарную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособностью, и получать в течение более или менее продолжительного периода дополнительную прибыль вследствие ее универсальности либо меньших издержек производства в расчете на единицу готовой продукции.
Повышенная конкурентоспособность продукции, производимой с помощью новой технологии, находится в обратной зависимости от масштаба распространения (доступности) данной технологии. Дополнительная прибыль исчезает, как только технические усовершенствования становятся достоянием большинства предприятий данной отрасли или появляется еще более совершенная технология. Чем выше степень монополизации научно-технических знаний и производтвенно-управленческого опыта, тем сильнее позиции собственника технологии на товарном рынке.

Таким образом, вполне понятно стремление стран и отдельных фирм, достигших высокого технического уровня, сохранить свою монополию на новые технологии.
В зависимости от цели технологического обмена возможно сделать акцент либо на экономии материальных, либо трудовых затрат, либо на решении социальных (занятости) или экологических проблем. Кроме того, при технико-экономических расчетах следует оценить и учесть возможность вовлечения в производство местных сырья, топлива, энергии, рабочей (в том числе квалифицированной) силы и транспортную составляющую.
Независимо от того, в какой технической или иного рода документации или в овеществленной форме осуществляется передача технологии, она оформляется в виде договора (контракта, соглашения). В нем должны указываться:

  • основные положения (в том числе и обязанности сторон, предмет соглашения, санкции, условия форс-мажора, порядок разрешения споров оплаты и др.) более или менее стандартные для любого договора купли-продажи, а также специфические только для договоров о передаче технологий;
  • гарантии того, что предмет соглашения (техника и технология, ноу-хау и т.д.) соответствует количеству, качеству, описанию, упаковке и т.д., содержащимся в соглашении;
  • гарантии того, что техника и технология при соблюдении прилагаемых инструкций, руководств и технологических карт пригодны для выполнения тех видов деятельности, которые оговорены в договоре;
  • гарантии патентной чистоты и свободы от притязаний третьих лиц;
  • технические параметры, которые поставщик гарантирует при соблюдении определенных условий сборки, установки, наладки, пуска и эксплуатации, а также перечень этих условий, способы определения технических параметров и результаты нарушений, возникающих при несоблюдении инструкций;
  • гарантии покупателя соблюдать необходимый уровень качества; данное требование ужесточается в случае, когда по лицензионному соглашению покупатель приобретает права использования товарных знаков, знаков обслуживания и других атрибутов продавца, и отход от его стандартов может нанести ущерб доброму имени поставщика и его репутации;
  • гарантии покупателя соблюдать конфиденциальность при использовании всей запатентованной и незапатентованной информации, полученной по лицензионному соглашению о передаче технологии.

В лицензионном договоре помимо запатентованной информации может фигурировать ряд других положений и требований, обязательных к исполнению сторонами. Такими пунктами лицензионного соглашения могут быть:

  • обязательство лицензиара использовать полученную технологию только в определенных границах (отраслевой, территорильный аспекты);
  • обязательство лицензиара и (или) лицензиата передавать всю информацию о доработке, совершенствовании приобретаемой технологии;
  • обязательство лицензиара приобретать в виде так называемых связанных закупок большой объем технологически простой продукции комплектующих, полуфабрикатов и т.д.
  • обязательство лицензиара произвести паузальный платеж, если он находится в стране с неустойчивым социально-экономическим режимом;
  • указание срока, в течении которого лицензиат получает роялти (не зависит от сроков патентной защиты);
  • включение в лицензионное соглашение права лицензиара пользоваться товарным знаком, обслуживания, торговым названием, что может составлять до 25% всего объема лицензионного соглашения по стоимости;
  • полный комплект поставок техники, технологии, сопутствующей документации и услуг (типа поставок под ключ);
  • обеспечение подготовки персонала, поставок запасных частей, ремонта, производственного и послепродажного обслуживания, другой технической помощи на весь срок лицензионного соглашения;
  • доступ покупателя к усовершенствованиям технологии поставщика на весь срок действия соглашения.

Существует несколько способов передачи технологий.



Содержание раздела