d9e5a92d

Международная организация по стандартизации (ISO)

В 1993 г. были приняты изменения в структуре и организации работы ISO, направленные на ускорение разработки международных стандартов и совершенствование деятельности организации в связи с радикальными изменениями, происшедшими в экономических и политических сферах, а также возрастающими требованиями к международной стандартизации со стороны рынка.
Согласно швейцарскому праву международные организации по стандартизации IEC и ISO являются гражданско-правовыми объединениями. Территориально их секретариаты находятся в Женеве в одном здании. По общим вопросам стандартизации ISO и IEC выступают согласованно.

Интересы каждой отдельно взятой страны в области стандартизации выражает ее официальный представитель.
Подробную информацию о деятельности ISO и о международных стандартах в различных областях можно получить через Internet по адресу .

Международная организация по стандартизации (ISO)

Главная цель ISO заключается в разработке международных стандартов и активном благоприятствовании их добровольному принятию и использованию для достижения максимально возможного уровня эффективности промышленности и торговли во всем мире.
Основные направления деятельности ISO:
- разработка и публикация международных стандартов во всех областях технической и экономической деятельности (за исключением электротехники и электроники);
- содействие принятию международных стандартов национальными системами стандартизации;
- международное сотрудничество.
Состав ISO. В настоящее время членами ISO являются 120 стран; ее деятельность связана с 500 международными организациями. В число новых членов ISO вошли некоторые страны СНГ, в том числе Республика Беларусь, Украина, Туркменистан и Республика Узбекистан. В рамках ISO работает 185 технических комитетов.

Основными органами ISO являются Генеральная ассамблея, Совет и Исполнительное бюро (комитет). На рис.

14 представлена структура ISO и серым цветом выделены комитеты ISO, в которых Украина представлена Госстандартом.
Совет ISO состоит из 18 представителей комитетов-членов. Пять из них назначаются автоматически из числа тех, кто занимает первые пять мест в ранжировании состава ISO.

Сейчас это DIN (Германия), AFNOR (Франция), ANSI (США), BSI (Великобритания), JISC (Япония). Остальные 13 членов Совета избираются на Генеральной ассамблее ISO сроком на 2 года.

Секретариаты технических органов ISO ведут 34 страны (Германия 20 % секретариата, Великобритания 18 %, США и Франция по 13 %).
Ведущие фирмыі стремятся обладать секретариатами в своей области, не считаясь с финансовыми затратами, что позволяет им превращать свои национальные стандарты в международные с теми требованиями, которые эти фирмы уже освоили и, таким образом, достигается выгодное для них участие в международном разделении труда.


Международная электротехническая комиссия (IEC)

Главная цель IEC заключается в разработке международных стандартов в сфере электротехники и электроники и активном содействии их добровольному принятию и использованию.
Состав IEC. Членами IEC являются более 40 национальных комитетов, в качестве которых выступают национальные организации по стандартизации, представляющие в основном промышленно развитые страны, а также ряд развивающихся стран.

В этих странах проживает 80 % населения земного шара, потребляющего 95 % мирового производства электроэнергии и использующего почти 90 % всех выпускаемых изделий электроники и электротехники.
Структура технических органов IEC такая же, как и ISO, т. е. в нее входят технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК), рабочие группы (РГ). В IEC действует более 85 ТК, 114 ПК и более 600 РГ.

В деятельности каждого ТК принимает участие в среднем 1525 стран.
Подавляющее большинство ТК и ПК возглавляют европейские страны, и прежде всего Франция, Германия, Великобритания, входящие в Европейский Союз (ЕС), что является их важным техническим, торговым и экономическим преимуществом.

Европейская стандартизация

К целям европейской стандартизации относятся:
- согласованность национальных стандартов в странахучаст-ницах ЕС;
- единое принятие странамиучастницами ЕС международных стандартов;
- разработка единых европейских стандартов в областях, где не приняты международные стандарты.
Вопросы стандартизации в рамках ЕС решаются равноправными европейскими организациями по стандартизации, различающимися областями деятельности:
- СЕN (Comite europeen de normalisation) Европейский комитет по стандартизации;
- CENELEC (Comite europeen de normalisation en electrotechnique) Европейский комитет по стандартизации в электротехнике.


Согласно бельгийскому или французскому праву европейские организации по стандартизации, как и соответствующие международные организации по стандартизации, являются гражданско-правовыми объединениями. Каждая страна имеет только одного официального представителя, который выражает интересы этой страны в области стандартизации. При согласовании на европейском уровне (особенно при принятии европейских стандартов) представители стран имеют голоса, взвешенные в соответствии с экономическим уровнем развития их
стран. Количество голосов каждой страны ЕС представлено на рис.

15. Такое же количество голосов страны-члены ЕС имеют в Совете Министров ЕС законодательном органе ЕС.

Предписания Совета Министров ЕС равносильны законам госу-дарств-партнеров. В него входят также по одному представителю от каждого из 18 правительств.
Франция 10 Германия 10 Великобритания 10 Италия 10 Испания 8
Австрия 5 Бельгия 5 Греция 5 Нидерланды 5 Португалия 5 Швеция 5 Швейцария 5
Дания 3 Финляндия 3 Ирландия 3 Люксембург 2 Исландия 1
Рис. 15. Количество голосов стран-членов ЕС, учитываемых при согласовании вопросов на европейском уровне
Внутренний европейский рынок в значительной степени функционирует на основе европейских стандартов.
Политикой европейских нормирующих комиссий является принятие за основу международных стандартов (преимущественно без изменений) при разработке европейских стандартов.
Согласно регламенту европейских комиссий европейские стандарты должны переводиться в национальные сборники стандартов стран-членов ЕС без изменений. При этом отменяются отличающиеся национальные стандарты.

Европейский комитет по стандартизации (CEN)

Европейский комитет по стандартизации создан в Париже 25 марта 1961 г. В 1970 г. была введена обязательная разработка европейских стандартов (EN).
Состав CEN. Членами CEN являются национальные организации по стандартизации 18 стран.

Это закрытая организация. Страны-члены CEN признают приоритет международной стандартизации в рамках ISO и IEC.
Область деятельности. Работа по стандартизации в CEN основывается во многом на результатах, достигнутых в ISO, или дополняет их. Кроме европейских стандартов, CEN также рассматривает и принимает документы по гармонизации и предварительные стандарты. Документы по гармонизации являются наиболее простой формой устранения технических барьеров в торговле между этими странами.

Они отличаются от европейских стандартов тем, что отражают суть административных и правовых норм, которые могут мешать развитию торговых отношений. Эти документы различаются также процедурой их принятия членами CEN.

Главное их назначение обеспечение единообразия применения международных стандартов (ISO) в странах ЕС. Предварительные стандарты разрабатываются в случаях, когда уровень инноваций высокий, быстро изменяются технологии, возможно быстрое изменение показателей и требований, а также когда необходим длительный период для согласования и принятия стандартов.

Такие стандарты имеют ограниченный срок действия до трех лет.
Административную работу выполняет Центральный секретариат, который находится в Брюсселе и согласно бельгийскому законодательству оформлен как научно-техническая некоммерческая организация.

Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (CENELEC)

Европейский комитет по стандартизации в электротехнике создан в 1972 г. Члены CENELEC Национальные электротехнические комитеты 17 европейских государств. Все они являются одновременно членами IEC. Высший орган CENELEC Генеральная ассамблея, в которой представлены национальные организации по стандартизации, правительственные органы странчленов Европейского Союза, Европейское экономическое сообщество, Европейская ассоциация свободной торговли.

Функции структур, ответственных за стандартизацию, такие же, как в CEN. Центральный секретариат находится в Брюсселе в одном здании с CEN.

Официальные языки английский, французский и немецкий.

Европейская и международная стандартизация.

Их отличительные особенности
Наиболее высокие уровни стандартизации международный и европейский. Они направлены на решение глобальных задач: устранение технических барьеров в торговле; облегчение взаимного обмена передовыми технологиями; межгосударственное экономическое сотрудничество. В то же время задачи европейской стандартизации сфокусированы на достижение конкретных целей, связанных с объединением Европы.

Отличительные особенности международной и европейской стандартизации представлены в табл. 7.
Отличительные особенности европейской и международной стандартизации

Таблица 7
Международный уровень Европейский уровень
Цели стан
Облегчение обмена товарами и услугами во всем мире. Содействие международному сотрудничеству во всех областях
артизации
Развитие внутреннего европейского рынка. Устранение технических барьеров свободному перемещению товаров и услуг внутри европейского рынка
Организации по
ISO Международная организация по стандартизации
IEC Международная электротехническая комиссия
стандартизации
CEN Европейский комитет по стандартизации
CENELEC Европейский комитет по стандартизации в электротехнике
Гармонизация
Национальная организация может, либо принять в свой сборник стандартов международный стандарт полностью, либо как основу, либо разработать отличающийся стандарт
стандартов
Европейские стандарты должны обязательно переводиться в национальные сборники стандартов странчленов ЕС без изменений, отменяя отличающиеся национальные стандарты

Глава 2. Общие сведенияо стандартах ISO серии 9000

Этапы стандартизации требованийк обеспечению и управлению качеством

В соответствии с принципом отражения качество продукции обеспечивается качеством выполнения каждого из элементов петли качества и качеством организационно-управленческой системы. Элементы петли качества: маркетинг, проектирование продукции, разработка процессов закупки, производство и предоставление услуг, проверка, паковка и складирование продукции, ее сбыт и продажа, монтаж и сдача в эксплуатацию, эксплуатация, техническая помощь и обслуживание, утилизация или вторичная переработка по истечении срока эксплуатации.

Система качества может охватывать различные элементы петли качества и обязательно распространяется на организационноуправленческую систему.
Стандарт на систему качества это документ, устанавливающий требования к системе качества, которая может охватывать различные элементы жизненного цикла (петли качества) продукции. Стандарты на системы качества применяют тогда, когда предприятие, организация или учреждение должно обеспечить стабильное соответствие продукции определенному уровню требований.
Рассмотрим этапы стандартизации требований к обеспечению и управлению качеством.
Первый сборник стандартов, содержащих требования к обеспечению и управлению качеством, появился после Второй мировой войны для поставщиков военной промышленности. В 60-е годы этот сборник требований военной направленности стал использоваться в гражданской промышленности, в первую очередь при производстве самолетов и автомобилей, а также в машиностроительной промышленности. В это время стандарты, содержащие требования к обеспечению качества, находились на уровне соответствующих внутренних стандартов компаний либо групп компаний (рис.

16). В конце 70-х годов начались работы, прежде всего в Великобритании, а также в некоторых дру-
Стандарты компаний и групп компаний
1950 г.
Сборник требований по обеспечению качества для поставщиков военной промышленности
1960 г.
Сборник требований fпо обеспечению качества в сфере^\ производства самолетов, автомобилей, машиностроения
1979 г.
' Первый стандарт по обеспечению' качества в гражданской сфере национальный стандарт Великобритании BS 5750
Национальные стандарты (1979 г. Великобритания 1986 г. Франция, Бельгия) Стандарты групп компаний Стандарты компаний
Международные стандарты Региональные стандарты
1987 г.
Международные стандарты Национальные стандарты (по управлению качеством и обеспечению\ (1999 г. 87 стран мира) \качества стандарты ISO серии 9000, Стандарты групп компанийЕврпейские стандарты Стандарты компаний -------серии 29000
І990-1999 гг.
Стандарты ISO серии 9000 стали самыми популярными и применяемыми в мире
Рис. 16. Этапы и уровни стандартизации в области управления качеством
гих европейских странах (Швейцарии и Нидерландах), по формулированию внешнего национального стандарта обеспечения качества. Стандарт Великобритании BS 5750 был принят в 1979 г. и стал базовым при разработке международных стандартов, содержащих требования к обеспечению качества и управлению качеством.

Начиная с 1979 г. стандартизация в сфере обеспечения качества вышла на уровень принятия национальных стандартов в ряде ведущих стран.
В 1987 г. Международная организация по стандартизации ISO разработала и приняла серию стандартов ISO 9000, взяв за основу стандарт Великобритании BS 5750. Первый регион, осознавший важность этого продвижения Европа, внедрил стандарты ISO, ввел сертификацию на соответствие этим стандартам и провозгласил ее в качестве стратегии устранения преград свободной торговли.

Уже в 1987 г. каждая страначлен ЕС и Европейской ассоциации свободного обмена (ЕАСО) (Германия, Австрия, Бельгия, Дания, Испания, Финляндия, Франция, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Нидерланды, Португалия, Великобритания, Швеция и Швейцария) взяла обязательство применять эти стандарты. В ноябре 1987 г. стандарты ISO серии 9000 были приняты Европейским комитетом по стандартизации и введены в виде европейских стандартов EN серии 29000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества.

Руководящие указания к выбору и применению". Сразу же после утверждения стандарты ISO серии 9000 стали широко применяться практически на всех континентах земного шара.
В этом вопросе интересен опыт Японии. Принимая участие во всех заседаниях ISO/TK 176, Япония не вводила стандарты ISO 9000 в связи с тем, что эти стандарты отображают минимальный уровень требований к системам качества. Японские же системы качества находятся на гораздо более высоком уровне, о чем свидетельствует качество японских товаров.

Однако невыполнение требований этих стандартов создало Японии некоторые трудности в торговле на рынке ЕС, и в 1991 г. Япония ввела в качестве национальных стандарты ISO серии 9000.
В 1994 г. в области управления и обеспечения качества тремя автомобильными компаниями "General Motors", "Ford" и "Chrysler" были разработаны стандарты новой серии QS серии 9000. Наряду с требованиями, содержащимися в стандартах ISO серии 9000, стандарты QS серии 9000 имеют ряд дополнительных требований, специфических для автомобильной промышленности.

Все поставщики большой автомобильной "тройки" должны выполнять требования стандартов QS серии 9000.
После выхода в 1987 г. стандартов ISO серии 9000 каждые четыре года организацией ISO принимаются новые редакции этих стандартов.
В Украине стандарты ISO серии 9000 были приняты в 1995 г. как национальные (ДСТУ ISO 9000).

Значение стандартизации требований к обеспечению и управлению качеством

Стандарты ISO серии 9000 содержат требования общего характера. Они могут быть использованы любым предприятием независимо от отраслевого производственного сектора. Изложенная в них общая структура систем качества универсальна. Поэтому в настоящее время эти стандарты используют предприятия и организации различных сфер деятельности.

Построение и сертификация систем качества по требованию международных стандартов ISO серии 9000 представляют интерес для потребителей, производителей и общества в целом. Рассмотрим значение сертификации систем качества для каждой отдельной категории.

Значение сертификации систем качества для потребителей

Наличие сертификата на соответствие требованиям стандартов ISO серии 9000 означает четкое соответствие всем оговоренным требованиям. Потребитель может быть уверен в отсутствии брака и неизменности технических характеристик на протяжении всего срока эксплуатации изделия. На практике это означает, что продукция сорта А действительно соответствует требованиям к этому сорту.

В области услуг можно привести примеры, когда сертификация системы качества гостиницы дает гарантию в том, что уровень обслуживания четко соответствует классу гостиницы, либо когда сертификация системы качества банка дает гарантию четкости и безошибочности банковских операций.
Сертификат на систему качества для потребителя, который использует продукцию для дальнейшего производства, означает гарантию качества закупок. В этом случае потребителю не требуется проводить входной контроль закупаемой продукции и выполняется условие обеспечения качества закупок для своей системы качества.

Значение сертификации систем качества для производителей

Сертификат на систему качества открывает рынок потребителей с высокими требованиями к качеству. Наличие сертификата на систему качества стало обязательным условием многих тендеров.

Производители высококачественной продукции выдвигают как обязательное условие закупок наличие у поставщика сертификата на систему качества.
Значение системы качества, сертифицированной по требованиям стандартов ISO серии 9000 для работников предприятия проиллюстрировал опрос, проведенный профессорами Уэльского университета Д. Грювэлом и А. Берсфордом. Опрос был проведен на уровнях рабочих и управленцев в целях выявления мнения о влиянии системы качества на деятельность компании. Характерным был ответ одного из рабочих крупнейшей компании Уэльса по грузовым автомобильным перевозкам "Джон Раймонд".

Он сказал: "Поскольку компания добивалась сертификации своей системы качества, мы должны были разобраться в целях и задачах нашей работы и каким стандартам необходимо следовать, чтобы достичь этих целей. Я бы не хотел возвратиться в период до ISO серии 9000, поскольку сегодня все задачи изложены открыто и описаны в наших инструкциях".

Большинство руководителей компаний отмечали, что построение системы качества по требованиям стандартов ISO серии 9000 это изначально большая дополнительная работа и дополнительные проблемы, но спустя два года после сертификации система качества стала работать четко, как двигатель, только иногда требуя регулировки.

Значение сертификации систем качества для общества

Распространение процесса сертификации систем качества по требованиям стандартов ISO серии 9000 ведет к формированию единых требований в мире к обеспечению качества продукции. Результатом такого процесса является упрощение торговых и промышленных связей в условиях становления единых глобальных рынков.

Особое значение это имеет для объединенной Европы. Европейским Союзом в настоящее время приняты единые требования к безопасности продукции (знак СЕ), обеспечению качества продукции (стандарты EN серии 29000 на базе стандартов ISO серии 9000), процедурам сертификации и аккредитации (восемь модулей оценки соответствия), испытательным лабораториям, органам по сертификации и аккредитации (стандарты EN серии 45000).
Сертификация систем качества по требованиям стандартов ISO серии 9000 имеет принципиальное значение для стран, завоевывающих международный и европейский рынки, к которым относится и Украина. В Украине после принятия стандартов ISO серии 9000 в качестве национальных начался процесс построения и сертификации систем качества. Первым предприятием в Украине, на котором в 1994 г. была построена и сертифицирована система качества по требованиям международного стандарта ISO серии 9001, был Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ).

Необходимость проведения сертификации была вызвана ориентацией предприятия на быстрое и качественное удовлетворение потребностей потребителя и значительное увеличение в производственной программе доли экспортных поставок в дальнее зарубежье. Как независимый авторитетный эксперт системы качества было выбрано германское общество технического надзора "TUV NORD" (г. Гамбург). Действующая на заводе система обеспечения качества была переработана в соответствии с требованиями международного стандарта ISO серии 9001.

Было разработано "Руководство по качеству" и переработаны многие стандарты предприятия. Сертификат на систему качества был выдан германским сертификационным обществом "TUV CERT" организацией, зарегистрированной в мировом сообществе, эксперты которой работают более чем в 125 странах мира, а филиалы расположены на всех континентах. Сертификация системы качества НКМЗ обеспечила выход этого предприятия на внешний рынок и позволила увеличить объемы экспортных поставок на 5060 %. После сертификации системы качества заводом были подписаны контракты с авторитетными западными партнерами, такими как SMS "Шлеман-Зимаг", "Манесман-Зимаг", "Эко-Шталь" (Германия),"Фест-Альпине" (Австрия), "ТАБАНИ" (Пакистан), "СНТС" (Китай), металлургическими комбинатами "БОКАРО" и "БХИЛАРИ" (Индия), а также с многими предприятиями в странах СНГ.

В настоящее время предприятие имеет налаженный рынок сбыта и стойкие конкурентные позиции, экспортирует продукцию в 49 стран мира, среди которых Япония, Германия, Франция, Италия, Канада. Более чем 70 % листового проката в странах
СНГ вырабатывается на оборудовании с маркой НКМЗ. Предприятие участвует в реализации социальных программ города Краматорска.
Благодаря построению и сертификации системы качества на металлургическом комбинате "Азовсталъ" в 1996 г. увеличился объем реализации продукции на 37,2 %. Возросли объемы производства и доля продукции комбината на рынке Украины, снизился уровень потерь от брака.
Благодаря правильно избранной стратегии на качество руководству Харъковской бисквитной фабрики в 1995 г. удалось остановить спад производства. В 1996 г. на фабрике была введена в действие система обеспечения качества на базе стандартов ISO серии 9000. В результате этого экономические показатели изменились за год следующим образом: балансовый доход возрос на 29 %; выручка от реализации продукции на 23 %; объем производства на 5 %.
Построение системы качества на Лъвовской кондитерской фирме "Свиточ" позволило ей изменить экономические показатели за год таким образом: доход увеличился на 31,8 %; оборотные средства в 2,4 раза; объем производства на 17,1 %; производительность труда на 2,2 %.

Структура стандартов ISO серии 9000

Стандарты ISO серии 9000 включают в себя 25 международных стандартов:
- стандарт ISO 8402;
- стандарты ISO 9000ISO 9004 (всего 11);
- стандарты ISO 10001ISO 10020 (всего 13).
Полный перечень стандартов ISO серии 9000 дан в прил. 1, где указаны также международные стандарты, принятые Украиной в качестве национальных с обозначением ДСТУ ISO и как европейские с обозначением EN.
Классификация стандартов ISO серии 9000 по содержанию.
Стандарты ISO серии 9000 содержат:
- словарь (термины и определения);
- три модели обеспечения качества-требования к каждой модели;



Содержание раздела