d9e5a92d

Основные показатели рентабельности торговых предприятий

Внешний финансовый анализ производится независимыми аналитиками и в основном базируется на общедоступной информации, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа гораздо шире, соответственно расширяются и возможности самого анализа. Независимо от вида проводимого анализа система показателей не может быть раз и навсегда жестоко заданной, более того, она должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу.
Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в аналитические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур ( 5)6.
Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами дают в итоге множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли от реализации товаров и чистой прибыли.
Выбор необходимых показателей рентабельности определяется тем, насколько они в совокупности представляют собой не просто набор, а систему, построенную на определенных принципах: отдельные показатели не дублируют друг друга, но и не оставляют белых пятен; не противоречат друг другу, а взаимно дополняют и другие. А для этого важно правильно оценить аналитические возможности каждого показателя рентабельности и определить его значение в системе.
Рентабельность товарооборота (продаж) отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Поскольку бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется в денежном выражении, то коэффициент рентабельности продаж умножается на 1000, показывает, какая прибыль была получена с 1 тыс. рублей проданных товаров.

Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота.

  • рентабельность продаж (норма общей прибыльности)
  • рентабельность продаж собственников
  • рентабельность продаж кредиторов
  • рентабельность продаж всех инвесторов
  • рентабельность продаж при маржинальном подходе


  • рентабельность торговой деятельности
  • рентабельность инвестиционной деятельности
  • рентабельность финансово-хозяйственной деятельности


  • рентабельность активов
  • рентабельность инвестированного капитала
  • рентабельность заемного капитала


  • рентабельность хозяйственных средств
  • рентабельность экономического потенциала
  • рентабельность основных средств
  • прибыльность 1 кв. м. торговой площади
  • рентабельность оборотных средств
  • рентабельность средств на оплату труда
  • рентабельность расходов на оплату труда
  • прибыльность труда одного работника

Основные показатели рентабельности торговых предприятий


Показатель рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в торговое предприятие.

Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Рентабельность активов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей сумме активов, данный показатель используется в качестве основного (обобщающего) и позволяет оценить эффективность суммарных капиталовложений по финансовым источникам вне зависимости от сравнительных размеров источников этих средств.
Рентабельность производственных фондов торгового предприятия определяется по соотношению суммы (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100.
Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.
Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли.

Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.
Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника (отношение балансовой прибыли к среднесписочной численности работников).


Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой площади предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете на 1 кв. м. площади магазина. Рациональное использование торговой площади позволит повысить размер прибыли.
Оценка показателей рентабельности представлена в § 3.2. настоящей работы.

Глава 2. Характеристика управления и предпринимательской деятельности ООО Импрод

Общество с ограниченной ответственностью Импрод (называемое в дальнейшем Общество) создано в соответствии с Гражданским Кодексом.
000 Импрод зарегистрировано Регистрационной Палатой Мэрии г. Ульяновска 13.07.1995 г., регистрационный номер 3003520.
Участниками Общества являются граждане РФ.
Общество является юридическим лицом: имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории России и за ее пределами.
Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения Общества.
Общество имеет штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему и другие средства индивидуализации.
Общество действует в соответствии с законодательством России, уставом и учредительным договором.
Общество создано в целях насыщения потребительского рынка товарами и услугами, а также извлечения прибыли в интересах участников.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:

  • научная, производственная и коммерческая деятельность, связанная с созданием и освоением производства, изготовлением, ремонтом и реализацией оборудования, машин и механизмов для различных отраслей промышленности, и торговли;
  • сервисное обслуживание и ремонт оборудования, машин и механизмов;
  • маркетинговая деятельность;
  • торгово-закупочная и посредническая деятельность;
  • разработка, изготовление и сбыт машин, оборудования, товаров народного потребления;
  • организация оптовой и розничной торговли, а также путем создания коммерческих и комиссионных магазинов в установленном законом порядке;
  • экспортно-импортные операции, иная внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Общество имеет право осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются Обществом после получения лицензии в установленном законом порядке.
Общество самостоятельно организует и обеспечивает свою трудовую, финансовую, хозяйственную и иные виды деятельности, разрабатывает необходимые для этого внутренние положения и другие акты локального характера.
Общество самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций, предприятий и учреждений, а также частными лицами.
Уставный капитал общества составляет 666 тыс. рублей. Прибыль общества определяется к концу каждого финансового года (квартала). Она формируется из выручки от хозяйственной, коммерческой деятельности после возмещения материальных и приравненных к ним затрат и расходов по оплате труда. Из балансовой прибыли общества уплачиваются предусмотренные законом налоги и другие платежи в бюджет, а также процент по кредитам банков и по облигациям.

Образующаяся после этих расчетов прибыль остается в полном распоряжении общества, часть которой выделяется на развитие производства и общие нужды, а другая часть (дивиденды) может распределяться по итогам работы за год между акционерами пропорционально их акциям. Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям.
В обществе может быть создан резервный фонд в размере не менее 15% уставного капитала, который формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения указанного размера. Размер ежегодных отчислений не может быть менее 5% от суммы чистой прибыли до достижения фондом установленных размеров.

Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.
Общество реализует свою продукцию, работу, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, по государственным расценкам.
ООО Импрод создано в 1995 г. и за это время достаточно прочно закрепило свои позиции на рынке продуктов питания. Фирма имеет в своем хозяйственном ведении 2 склада, 9 автомашин, гараж и административное здание.
Среднесписочная численность работников фирмы 363 человека, средняя заработная плата в 2000 г. составила 700 руб., в 2001 г. прогнозируется повышение до 760 руб.
Заработная плата начисляется в соответствии со штатным расписанием.
Организационная структура ООО Импрод представлена на 6 и является линейно-функциональной.
Основным источником прибыли является прибыль от реализации продуктов питания. Кроме прибыли от реализации фирма получает прибыль (убыток) от внереализационных операций. ОСУ общее собрание учредителей; АХО административно-хозяйственный отдел.

Организационная структура ООО Импрод


Операционные доходы фирма получает от реализации основных средств, материальных ценностей. Операционные расходы это местные налоги, уплачиваемые в бюджет: налог на рекламу, налог на владельцев автотранспортных средств, сбор на содержание милиции и др. Влияние прибыли на финансовое состояние фирмы.
Финансовое состояние фирмы характеризует размещение и использование средств фирмы. Оно обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота оборотных средств.

Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов деятельности фирмы, то финансовое состояние, определяемое всей совокупностью хозяйственных факторов, является наиболее обобщающими показателями.
Получение прибыли фирмой является основанием для ее распределения и последующего использования. Распределение прибыли отражается в финансовом плане и сметах образования и расходования фондов, а также в отчете о прибылях и убытках.
Для оценки финансового состояния фирмы используют показатели платежеспособности и финансовой устойчивости (табл. 1,2).
Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погасить свои платежные обязательства.
Таблица 1
Оценка платежеспособности Фирмы Импрод

Показатели 1998 г. 1999 г. 2000 г.
  1. Оборотные активы, тыс. руб.
в том числе:
10677 12564 18441
- запасы 5462 6944 11541
- НДС по приобретенным ценностям 758 854 767
- дебиторская задолженность 3125 3567 4791
- краткосрочные финансовые вложения 415 335 -
- денежные средства 917 864 1338
2. Краткосрочные обязательства, тыс. руб. 9865 11202 16688
3. Коэффициент абсолютной ликвидности (не ниже 0,20,5) 0,14 0,11 0,08
4. Коэффициент промежуточной ликвидности (не ниже 1,0) 0,45 0,43 0,37
5. Коэффициент общей ликвидности (в пределах 1,02,0) 1,08 1,12 1,10

Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Понятие платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность.

В то же время ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.7
Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается, как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам. Его значение признается достаточным, если он не ниже 0,2 0,5.

Если предприятие в текущей момент может на 20 50% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной. Как видно из таблицы 1, абсолютный показатель ликвидности фирмы Импрод 0,14 0,08, т.е. на текущий момент фирма может немедленно погасить краткосрочные обязательства только на 8%, что свидетельствует о низком уровне ее платежеспособности.
Коэффициент промежуточной ликвидности определяется как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам. Этот показатель характеризует, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, оказанные услуги.

Из таблицы 1 видно, что коэффициент промежуточной ликвидности 0,45 0,37. Это говорит о том, что предприятие неплатежеспособно даже при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами.
Коэффициент общей ликвидности представляет собой отношение всех текущих активов к краткосрочным обязательствам. Он позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Из таблицы 1 видно, что отношение текущих активов и краткосрочных обязательств выше, чем соотношение 1:1 (1998г.

1,08; 1999г. 1,112; 2000г.

1,10). Это говорит о том, что фирма Импрод в общем, располагает оборотными средствами для погашения краткосрочных обязательств. Таблица 2 Оценка финансовой устойчивости ООО Импрод

Показатели 1998 г. 1999 г. 2000 г.
1. Инвестированный капитал, тыс. руб. 15565 18709 29775
2. Собственный капитал, тыс. руб. 9865 11104 13086
3. Внеоборотные активы, тыс. руб. 8965 9740 11334
4. Собственные оборотные средства, тыс. руб. 1211 1364 1752
5. Оборотные активы, тыс. руб. 10667 12566 18441
6. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами (не ниже 0,50,8) 0,11 0,11 0,09
7. Коэффициент маневренности собственных средств (в пределах 01,0) 0,12 0,12 0,13
8. Коэффициент автономии предприятия (не ниже 0,5) 0,63 0,59 0,44


Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами не должен превышать 1. Этот расчетный показатель зависит как от структуры активов, так и от структуры источников средств.
Данные таблицы 2 показывают, что только 9 11% оборотных активов ООО Импрод финансируются за счет собственных источников (коэффициент обеспеченности оборотных активов в 1998г. 0,11; в 1999г. 0,11; в 2000г.

0,09).
Коэффициент маневренности собственных средств характеризует степень мобильности (гибкость) использования собственных средств предприятия и определяется как частное от деления собственных оборотных средств на сумму собственных средств (собственного капитала).
Коэффициент маневренности собственных средств в 1998г. и 1999г. составил 0,12, т.е. 12% собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности предприятия; в 2000г. данный коэффициент составил 0,13%.
Для нормально функционирующего предприятия этот показатель меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается положительно.

Из таблицы 2 видно, что за 3 года коэффициент маневренности вырос на 0,01. Это говорит об улучшении финансовой стабильности предприятия.
Коэффициент автономии предприятия показывает долю собственников в общей сумме капитала, инвестированного в деятельность предприятия, т.е. характеризует его независимость от внешних источников финансирования. Данные таблицы 2 характеризуют достаточную независимость предприятия от внешних источников финансирования в 1998 и 1999 гг. (коэффициент автономии выше 0,5).

В 2000 г. наметилась негативная тенденция, т.е. доля собственников в общей сумме капитала составляет лишь 44%.

Характеристика предпринимательской деятельности предприятия

ООО Импрод - предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются:
удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров;
организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.
Цель коммерческой деятельности торгового предприятия получение прибыли.
По масштабу деятельности ООО Импрод можно отнести к крупным розничным торговым предприятиям (среднесписочная численность работников 363 человека).
По товарной специализации ООО Импрод универсальное торговое предприятие, располагает универсальным ассортиментом товаров.
По методу обслуживания покупателей предприятие применяет как самообслуживание, так и торговлю через прилавок.
Так как ООО Импрод занимается реализацией продуктов питания, то среди покупателей присутствуют практически все группы (слои) населения.
Основные показатели хозяйственной деятельности фирмы Импрод за 1998 2000гг. представлены в таблице 3.
Данные, приведенные в таблицах смотреть в приложениях 1 6.
По ООО Импрод за 2000 г. получено прибыли 7390 т.р. Вся эта сумма получена за счет прибыли от реализации товаров.

От реализации товаров получено 8184 т.р. и часть ее, 794 т.р. - пошла на покрытие убытков. В результате балансовая прибыль оказалась меньше прибыли от реализации. Таким образом, источники прибыли от внереализационных операций не только
Таблица 3
Основные экономические показатели финансово-хозяйственной
деятельности ООО Импрод за 1998 2000 гг. (в сопоставимых ценах)

Показатели 1998 г. 1999 г. 2000 г. Отклонение по годам (+;-) Темп роста
по годам (%)
1999г. 2000г. 1999г. 2000г.
1 2 3 4 5 6 7 8
1.Товарооборот, тыс. руб. 99258 105258 182842 6000 77584 106,04 173,71
2. Валовой доход, тыс. руб. 12298 13480 24070 182 10590 109,61 178,47
3. Уровень валового дохода, % 12,39 12,81 13,16 0,42 0,35
4. Издержки обращения, тыс. руб. 9089 9990 15886 901 5896 109,91 139,02
5. Уровень издержек обращения, % 9,16 9,49 8,69 0,33 -0,8
6. Товарные запасы, тыс. руб. 4560 6203 9242,5 1643 3039,5 136,03 149,00
7. Товарооборачиваемость, дн. 17 21 18 4 -3 123,53 85,71
8. Среднесписочная численность
работников, человек
357 365 363 8 -2 102,24 99,45
9. Затраты на оплату труда,
тыс. руб.
2245 2940 3050 695 110 130,96 103,74
10. Производительность труда,
тыс. руб.
278,03 288,38 503,70 10,35 215,32 103,72 174,67
11. Торговая площадь, мІ 3598,7 3598,7 3598,7 0 0
12. Товарооборот на 1 мІ торговой
площади, тыс. руб.
27,58 29,25 50,81 1,67 21,56 106,06 173,71
13. Прибыль от реализации,
тыс. руб.
3209 3496 8184 287 4688 108,94 234,1
14. Балансовая прибыль, тыс. руб. 2938 3217 7390 279 4173 109,50 229,72
15. Рентабельность продаж
по прибыли от реализации, %
3,23 3,32 4,48 0,09 1,16
16. Рентабельность продаж
по балансовой прибыли, %
2,96 3,06 4,04 0,1 0,98


не дали прибыли, но и допустили убыток, образовавшийся в результате недостачи материальных ценностей в сумме 233 т. р. Также убыток образовался в результате уплаты штрафов за невыполнение договоров поставки и уплаты штрафов за несвоевременные платежи. Часть операционных расходов в сумме 200 т.р. были получены пени за просрочку платежей и получен доход за предоставление в аренду автомобилей.
В 2000 г. прибыли было получено на 4173 т.р. больше чем в 1999 г. Всю эту сумму также составила прибыль от реализации.
Прибыль от реализации в 2000 г. было получено сверх плана 1536 т.р. Общая сумма прибыли от реализации 8184 т.р., составила 4,48% к обороту при плановом уровне 3,67%.

Сверхплановая прибыль в сумме 1536 т.р. получена, во-первых, за счет сверхплановых доходов, которые, кроме того, перекрыли перерасход издержек обращения (по абсолютной сумме).
За счет перевыполнения плана по доходам получено 1334,7 т.р., за счет экономии издержек обращения по уровню 127,2 т.р., за счет перевыполнения плана товарооборота на 1542 т.р. получено прибыли 68,1 т.р. Таким образом, совокупное влияние факторов на прибыль составило 1536 т.р.
В 2000 г. получено сверх плана валового дохода 1420 т.р. и доход составил 240070 т.р. Перевыполнение плана доходов достигнуто за счет повышения уровня валового дохода на 0,73% (13,16% 12,43%).
Абсолютный перерасход издержек обращения в 2000 г. составил 6 т.р. за счет незапланированных расходов на содержание зданий и расходов на ремонт основных средств. Сумма издержек обращения в 2000 г. составляла 15886 т.р., уровень издержек обращения к обороту 8,69%.

Это ниже запланированного уровня на 0,07%.
Перевыполнение плана по доходам и экономия издержек обращения обеспечили положительную динамику прибыли за 2000 г. по сравнению как с 1999 г., так и с 1998 г.
В 2000 г. в фирме увеличилась прибыль на 4688 т.р., т.е. более чем в два раза. Рост прибыли произошел за счет увеличения товарооборота на 77584 т.р., которое обеспечило увеличение прибыли на 2370 т.р.
На 10583 т.р. прибыль выросла за счет увеличения валового дохода, но часть этого прироста дохода пошло на покрытие убытков.
Издержки обращения за год по сравнению с 1999 г. увеличились на 5896 т.р., а их уровень к обороту снизился на 0,8%.



Содержание раздела