d9e5a92d

Синхронистичность и ритуал


Потом я отключил луч. Я так устал от боли и усилий, что сразу же уснул (важно: уснул – вошел сразу же после работы в состояние доверия и неопределенности, способствовал квантовому переходу. Сама потребность уснуть являлась показателем правильно проведенной работы. – А.Н.). На следующее утро я проснулся и увидел, что на колене образовался гнойник размером в половину мячика для гольфа.

К полудню того же дня он прорвался, и гной вытек. Колено продолжало идти на поправку. С тех пор проблем с коленом у меня не было. (Сильва Хозе, Стоун Роберт). Парню повезло. Он обладал достаточной интуицией и хорошим воображением, чтобы самостоятельно понять и пройти те тонкости, которые я отметил. Большинству людей это надо объяснять.

7. Синхронистичность и ритуал.
Рассмотрим современные теоретические предпосылки, которые позволяют в наше время рассматривать ритуал как интереснейшую психологическую методику, а не отголоски древнего суеверия и не бизнес для обмана невежественных экзальтированных женщин. Основным понятием в современном обосновании ритуала является синхронистичность. Это понятие было введено Карлом Густавом Юнгом.

Впервые он упомянул о синхронистичности в 1930 году в разговоре с одним из коллег, потом написал об этом явлении в предисловии к Книге перемен в 1949 году, и в 1959 опубликовал книгу Синхронистичность: принцип акаузальной связи, написанную вместе с лауреатом Нобелевской премии и одним из отцов квантовой механики физиком Паули.
Синхронистичность – это совпадение, выходящее за пределы вероятности. Связь между событиями. Связь, которая с точки зрения здравого смысла, жизненного опыта или научного мировоззрения маловероятна.

Иногда совершенно невероятна.
Юнг приводит простейший пример синхронистичности. Он со своей пациенткой шел по парку, она рассказывала ему свой сон, в котором важное значение принадлежало образу лисы. В это время в нескольких метрах перед ними вышла настоящая лисица и некоторое время бежала перед ними.
Случай из жизни. Рассказ жены наркомана. Ночью Саша не давал мне уснуть и рассказывал, что в своей галлюцинации он плавал в гигантском аквариуме, наполненном огромными и отвратительными на ощупь рыбами. На следующий день рыбы преследовали нас повсюду.

Так, на завтрак я смогла найти в холодильнике только завалявшийся кусочек рыбного филе. В автобусе какая-то старуха орала на Сашу, что он снулый и потный, как рыба. Кричала: Рыба, рыба, рыба, рыба… На работе сотрудники перевернули висевший на стене календарь, и на листе предстала фотография аквариумной циклиды.
А вечером Саша попал под машину. Водитель не нарушал правил. Саша просто поскользнулся на тротуаре: под ноги попался кем-то оброненный еще живой карп, купленный, очевидно, неподалеку в магазине.

Вот такая чертовщина, доктор. (Данилин).
Что с чем может синхронизироваться? О том, как взаимосвязаны с реальной жизнью образы сновидений или активного воображения, мы уже знаем. Но, кроме этого, возможны необычные совпадения событий только в физическом мире.

Человек купил билет на трамвай и обратил внимание, что номер билета совпадает с номером телефона его друга. Через полчаса он встречает этого друга, а вечером идет в кино, где ему попадается билет с теми же номерами. Такой явный знак следует обязательно проанализировать. Знаки реальности могут быть связаны и не столь явными значениями.

Знаки-предупреждения и знаки-подсказки часто бывают иносказательными. Всякий человек, много испытавший, припомнит дни, часы, ряд едва заметных точек, с которых начинается перелом, с которых ветер тянет с другой стороны; эти знамения или предостережения не случайны, они последствия, начальные воплощения готового вступить в жизнь обличения, тайно бродящего, но уже существующего. Мы не замечаем эти психические примеры, смеемся над ними, как над просыпанной солонкой или погасшей свечой, потому что считаем себя несравненно независимее, нежели на деле, и гордо хотим управлять своей жизнью. (Герцен). Все расы имели свою магию, свои культы и ритуалы. Среди представителей этих рас во все времена были думающие и проницательные люди.



Они тоже выдвигали гипотезы и наблюдали за результатами. Они задавали себе вопросы:
Как могли люди питать иллюзии? Почему продолжают верить, если часто все заканчивается неудачей? Почему проводят все эти обряды и прочий вздор, если они не приносят пользы? Почему независимо от эффективности ритуала или его бесполезности статус колдуна в племени или священника в обществе не меняется?

Конечно, очень часто статус посредника между Богом и людьми использовался для захвата власти и обогащения. Но было что-то еще, что заставляло народ если не полностью верить, то надеяться. Какие законы работают, когда случается что-то необыкновенное?

Каким образом, например, исполнилось пророчество, данное будущей маркизе де Помпадур?
Кажется, гадалка сама была очень удивлена, когда карта показала: стоящая перед ней девятилетняя девочка-заморыш, малютка Антуанетта Пуассон, станет фавориткой короля. Любовник ее матери, узнав о предсказании гадалки, решил серьезно подготовить девочку к будущей роли и пригласил к своей любимице лучших учителей. Ее обучали танцам и пению.

Девочка изучала каллиграфию, живопись, историю и литературу. Ее научили профессионально разбираться в драгоценных камнях.
Она всегда старалась знать о жизни короля и до того вошла в роль, что, когда Людовик 15 болел, она была уверена, что болезни не случилось, если бы она была рядом с ним. В 19 лет Антуанетта вышла замуж за Шарля д’Этиоля. Замужество открыло девушке дорогу в общество. У нее появились поклонники, но она говорила: Если я изменю мужу, то только с королем. Когда Людовик охотился в Сенарском лесу, Антуанетта подкупила лесничего, и ей удалось попасть на глаза королю.

Через день она повторила представление, одевшись еще более соблазнительно. Король заинтересовался, но посланец предыдущей фаворитки Людовика разыскал будущую маркизу де Помпадур и предупредил, чтобы та забыла о прогулках по лесу. Следующий шанс ей представился в возрасте 23 лет на грандиозном балу-маскараде в честь свадьбы наследника престола.

И она использовала этот шанс, разыграв романтическое приключение для скучающего Людовика. Конечно, для этого ей снова пришлось кое-кому дать взятку. Они провели вместе ночь, но король назавтра и не вспомнил о ней. Антуанетта не сдавалась. Ей удалось встретить Людовика еще раз, и она снова разыграла блестящую, чуть ли не театральную, партию с тонко продуманным сюжетом.

Вскоре она стала его постоянной любовницей. Через некоторое время король подарил ей титул маркизы де Помпадур и поместье. Эта умная женщина никогда не почивала на лаврах.

Именно поэтому до самой своей смерти на 43-м году жизни она оставалась при дворе и умерла в Версале. Франция была в шоке: умирать во дворце позволялось только членам королевской семьи!
Видимо, тут сыграл роль закон: Ничто не придает столько реальных сил, как химерические убеждения! Это одна часть закона. Но есть и другая: существуют области жизни вне нашего влияния, на которые можно воздействовать, моделируя желаемую ситуацию символически и метафорически.
Вспомним основной принцип нейролингвистического программирования: Мы не имеем никакого представления о действительной природе вещей, и нас не очень интересует, что такое истина. Мы называем себя создателями моделей. Задача моделирования – находить полезные описания.

Мы не предлагаем вам ничего истинного – только полезное. И правильно, ведь мир – лишь символическое отображение истины, коллективная галлюцинация, изменяющаяся система знаков. В каждом слове может быть ритуальная сила.

Человеческая история – смена знаковых систем, посредством индивидуальных и коллективных ритуалов изменяющая всеобщую галлюцинацию Николай Иванович Козлов в Философских сказках пишет: Для того, чтобы вернуть здоровье, человеку нужен театр. Если целитель разыгрывает нужный пациенту театр, то последний позволяет себе выздороветь. В настоящее время имеется огромное разнообразие различных театров.

Перечислим некоторые из них. Съесть чудодейственную таблетку, сходить в современную клинику, где лечит чудодейственный компьютер и приборы, подсоединенные к нему. Можно голодать, пить мочу, купаться в проруби, бегать, есть вегетарианскую пищу, заниматься йогой. Можно пойти к колдуну или магу, которые снимут порчу, или найти экстрасенса, который помашет руками.

Можно разобраться с кармой и сходить к психоаналитику, который найдет вытесненные в бессознательное комплексы. Одно перечисление всевозможных театров может занять несколько страниц. Приведенное рассуждение касается не только целительства.

Если я хочу измениться как личность, то без театра не обойтись. Но даже если это понимаешь – нужен театр, нужны роли. Не может человек без театра.

Связь с бессознательным осуществляется только через символы.
Сегодня колдунов больше, чем когда-либо. К ним, например, можно отнести психологов и психоаналитиков. Они работают с теми же законами человеческой души, с которыми обращались шаманы и колдуны древности.

Называют, правда, все это по-другому, облекая свою работу в рамки символизма, разделяемого сегодня большинством.



Содержание раздела