d9e5a92d

Финансово экономический анализ деятельности

Разновидностями такой тактики поглощения являются:
- очень щедрое предложение о поглощении, при непринятии которого акционеры подадут в суд на руководство компании (godfather offer);
- очень выгодный контракт, предлагаемый руководящему сотруднику компании и предоставляющий ему большую компенсацию при поглощении его компании другой и при его увольнении (golden parachute). Включает оплату наличными, опцион на покупку акций или премию.
Стратегия леди Макбет (Lady Macbeth Strategy) - тактика поглощения, когда компания сначала выступает в роли белого рыцаря, а затем объединяется с враждебным поглотителем.
Также рейдер может выступать в роли серого рыцаря. Серый рыцарь (gray knight) - поглотитель, который пытается снизить цену, предлагаемую белым рыцарем, но для поглощаемой компании он более предпочтителен, чем враждебный поглотитель.
Поглощаемые компании вырабатывают свою стратегию отражения враждебного поглощения, направленную на предотвращение и противостояние приобретению. Часто компания - объект поглощения - борется с попытками рейдеров методом отпугивания акул (shark repellent techniques).

Если приобретаемая компания не предпринимает никаких действий, она называется спящая красавица (sleeping beauty).
Основными тактиками предотвращения приобретений являются:
- пристальное отслеживание руководством компании торговых операций с акциями, характерных для поглощения;
- обращение к компаниям, специализирующимся на раннем выявлении попыток поглощения (они называются shark watchers);
- приглашение специалистов, инвестиционных банков (они называются killer bees), которые разрабатывают стратегии противостояния рейдерам;
- образование военной казны (war chest) - выделение средств (ликвидных активов, наличности), хранимых вне компании на случай приобретения.
Стратегия противостояния враждебному поглощению состоит:
- из официальных мероприятий, препятствующих поглощению;
- из тактики противостояния поглощению;
- из инструментов противостояния.
Официальные мероприятия, помогающие компании избежать поглощения:
- налоговые льготы;
- положение об освобождении от ответственности;
- безопасное убежище - поглощаемая компания подвергается очень строгому регулированию и становится непривлекательной для поглощения.
Основными тактиками отражения враждебного поглощения являются:
Зеленый шантаж (greenmail) - компания (объект поглощения) с премией выкупает у потенциального поглотителя приобретенные им акции за обещание в течение определенного срока не выкупать контрольный пакет акций. Его основные разновидности - прощальный поцелуй (good-bye kiss) и bon voyage bonus.
Ядовитая пилюля (poison pill) - стратегия объекта поглощения, направленная на выставление своих акций в непривлекательном свете. Например, выпуск новых серий привилегированных акций с правом их погашения с премией после поглощения, что вызывает разводнение акционерного капитала и может предотвратить попытку поглощения, увеличив расходы поглотителя. Основные разновидности:
- внутренняя ядовитая пилюля (flip-in poison pill) - дополнительная эмиссия акций, позволяющая всем акционерам компании (за исключением поглотителя) покупать дополнительные акции по сниженным ценам;
- внешняя ядовитая пилюля (flip-over poison pill) - дает право держателям обыкновенных акций купить (а привилегированных - конвертировать) акции покупателя по заниженной цене при нежелательном объединении компаний и т.д.;
- самоубийственное лекарство (sucide pill) - действие с потенциальными катастрофическими последствиями для поглотителя, например обмен акций поглощаемой компании на ее кредитные обязательства, однако это может не только отпугнуть рейдера, но и привести к банкротству поглощаемой компании.
- Макаронная оборона (macaroni defense) - тактика эмитирования большого количества облигаций с возможностью досрочного погашения по более высокой цене при поглощении.
- Обратный выкуп контрольного пакета с использованием заемных средств руководством компании (reverse leveraged buyout).
- Политика выжженной земли (scorched-earth policy) - поглощаемая компания соглашается на продажу самой привлекательной части бизнеса (чтобы она не досталась рейдеру) или назначает выплату всех задолженностей сразу после слияния.
- Стратегия Пэк-Мэн (Pac-Man Stra-tegy) - поглощаемая компания начинает скупку акций рейдера, угрожая поглотить его самого.
Основными инструментами отражения враждебного поглощения являются:
Человеческая пилюля (people pill) - договоренность об увольнении руководящего звена и ведущих специалистов. В этом случае поглощение становится нецелесообразным.


Пенсионный парашют (pension parachute) - пенсионное соглашение, в соответствии с которым при попытке враждебного поглощения избыточные активы компании будут выплачены участникам программы в виде увеличенных пенсий. Следовательно рейдер не сможет финансировать поглощение из активов компании.
Предотвращение финансового рычага (leveraged recapitalization) - поглощаемая компания берет крупный заем и выплачивает акционерам крупные суммы, по сути, выполняя роль белого рыцаря по отношению к себе.
Управленческий выкуп (management buyout) - выкуп с премией руководством компании всех обращающихся акций (компания становится частной).
И наконец, поглощаемая компания может обратиться к белому рыцарю. Белый рыцарь (white knight) - дружественная компания, привлекаемая для защиты от поглощения.

Привилегией белого рыцаря является закрытый опцион - возможность покупки дополнительной доли капитала поглощаемой компании по цене ниже номинала.
Международные спекулянты (третьи лица в поглощении - арбитражеры) не могут упустить такой благоприятный момент, как поглощение. Они осуществляют рисковый арбитраж - одновременное приобретение акций поглощаемой компании и продажу акций поглотителя. По сути, это арбитраж на поглощении компании.

В случае провала поглощения арбитражер понесет огромные убытки.
В дополнение к конвенциональным движущим силам, стоящим за деятельностью по слияниям и поглощениям, таким как выгоды от интернационализации, операционные синергии и стратегическая стоимость, текущий бум слияний и поглощений подкрепляется рядом других факторов.
В некоторых странах подход к поглощениям (take-overs), особенно враждебным, снижает барьеры в направлении некоторых крупномасштабных слияний и поглощений.
Изменение на рынках капитала также заметно. Высокооцененные акции обеспечивают преимущество фирмам, использующим их как валюту поглощения. Введение евро в Европе снизило трансакционные расходы и валютные риски сделок сияний и поглощений в рамках зоны евро. Сокращение трансакционных расходов особенно благоприятствует деятельности малых и средних предприятий на финансовом рынке.

Дерегулирование рынков капитала также увеличивает участие малых и средних предприятий в процессах слияний и поглощений.
С институциональной точки зрения роль, играемая агентами (такими как инвестиционные банки), значительно возрастала в течение всей второй половины 90-х годов. Эти агенты активизировали возможности рыночных поглощений и взяли на себя инициативу проведения сделок.

Новая тенденция находится в полном контрасте с традиционной, согласно которой компании сами инициировали сделку.
Помимо глобальных сил, активности слияний и поглощений способствуют индустриально-специфические факторы.
Благодаря новым технологиям стало возможным управлять сетью заграничных поставщиков и централизовывать покупки для более чем одной страны. Это толкнуло заграничные слияния и поглощения в розничный сектор.
Владельцы крупных заграничных сетей розничной продажи конкурируют между собой. Они вынуждены расширяться, чтобы выдержать натиск конкурентов, и чтобы их рыночная доля не перешла к крупным иностранным фирмам или вновь появившимся компаниям (таким как Walmart).
Активность слияний и поглощений в фармацевтической и химической промышленности в большой степени поддерживается возрастающими прибылями, а индустрия финансовых услуг в Европе предлагает относительно фрагментарный рынок, который может толкать слияния и поглощения мотивированной консолидацией.
В 2006г. телекоммуникационная индустрия снова была наиболее активной на мировом рынке слияний и поглощений: сделки в этой области составляли 20% от общемировых.

Глава II. Финансово экономический анализ деятельности как база реализации тактики слияния (поглощения) в системе корпоративного управления на примере компаний ОАО МТС и ОАО ВымпелКом

Анализ финансового состояния ОАО МТС

Компания Мобильные ТелеСистемы была образована Московской городской телефонной сетью (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens иеще несколькими акционерами как закрытое акционерное общество воктябре 1993года. Четыре российских компании владели 53% акций, две немецкие компании 47%.

Вконце 1996года АФК Система приобрела пакет уроссийских держателей акций, аDeTeMobil выкупил акции компании Siemens. Общий вид здания ОАО МТС представлен в приложении 3.
1марта2000года врезультате слияния ЗАО МТС иЗАО РТК было образовано ОАО Мобильные ТелеСистемы. 28апреля2000года Федеральная комиссия поценным бумагам РФзарегистрировала начальную эмиссию акций ОАО МТС.
Вэтомжегоду компания вышла намировые фондовые рынки. С30июня акции МТС котируются наНью-Йоркской фондовой бирже (ввиде американских депозитарных расписок) под символом MBT.
Стартовав вМосковской лицензионной зоне в1994году, МТС в1997году получила лицензии истала активно развиваться вТвери иТверской области, Костроме иРеспублике Коми. В1998году МТС купила Русскую телефонную компанию ивместе сней приобрела лицензии настроительство сети вСмоленской, Псковской, Калужской, Тульской, Владимирской иРязанской областях.

Участвуя вработе компании РеКом, МТС строит сети вБрянской, Курской, Орловской, Липецкой, Воронежской иБелгородской областях. Заключенное соглашение скомпанией Росико позволяет МТС развивать стандарт GSM-1800еще в17регионах Центральной России и11регионах наУрале.
Торговая марка МТС сегодня хорошо известна не только в Москве, но и в других регионах России. Маркетинговая стратегия, основанная на постоянном изучении запросов и предпочтений потребителей услуг сотовой связи, помогает компании предлагать своим абонентам уникальное на российском рынке сочетание характеристик мобильной связи.

МТС сегодня это высокое качество, доступный уровень стоимости обслуживания, широкая зона охвата и полный спектр услуг, основанных на самых передовых технологиях.
МТС считает одним из важнейших условий своего успеха не только цифровой стандарт GSM 900/1800 и качество предоставленных услуг, но и наличие широкой зоны действия сети. В первые годы работы компания ориентировалась на Московскую лицензионную зону, где в это время были сосредоточены основные объемы финансовых средств.

Это была оправданная стратегия, которая позволила накопить опыт, технические и финансовые возможности для того, чтобы приступить к созданию единой сети GSM в других регионах. За семь лет в 21-м регионе России была создана мощная, современная сотовая цифровая сеть.
Проводя свою региональную экспансию, МТС развивается в трех направлениях. Во-первых, это строительство сети в рамках имеющихся лицензий GSM 1800 в регионах. Во-вторых, получение лицензий GSM 900.

И, кроме того, планы по региональной экспансии включают, в том числе, приобретение мелких региональных операторов. На сегодняшний день МТС имеет очень удачный опыт с приобретением оператора в Омске для изучения сибирского рынка.

После прихода МТС в регион в результате совместных местные объемы продаж увеличились в разы.
В2000году сеть МТС заработала вАмурской иЯрославской областях, республике Удмуртия. В2001году МТС продолжила региональную экспансию, расширив свою сеть еще насемь регионов России.

Втомжегоду МТС вышла наСеверо-Запад России, приобретя компанию Телеком XXI.
Вапреле 2002года МТС приобрела крупнейшего оператора Юга России компанию Кубань GSM, что позволило включить всеть Мобильных ТелеСистем главные курорты страны. Воктябре МТС объявила опокупке еще одного оператора вЮжном федеральном округе Донтелеком, усилив таким образом свое присутствие вэтом стратегически важном регионе. Приобретение оператора вБашкортостане, строительство сетей вПерми иЧелябинске укрепили позиции МТС наУрале. В2002году запущены сети МТС вМурманске, Тамбове, Архангельске иНенецком АО, Вологде, Тюмени, Республике Карелии ина Алтае.

Воктябре компания расширила свой лицензионный портфель: приобретение Мобильными ТелеСистемами ООО Бит принесло МТС лицензии напредоставление услуг мобильной связи стандарта GSM900вчетырех регионах России:Туве, Сахалинской области, Чукотском автономном округе иРеспублике Калмыкии.
Виюне 2002года МТС запустила сеть вРеспублике Беларусь.
Вавгусте2003 года МТСзавершила приобретение 100% акций UMC, лидера рынка мобильной связи наУкраине.
В 2003году МТС приобрела 100% акций ряда ведущих региональных операторов сотовой связи: Сибчелендж (Красноярский край, Республика Хакасия, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО), Томская Сотовая Связь (Томская область), МарМобайл GSM (Республика Марий Эл). Кроме того, врезультате серии сделок, МТС стала владельцем50% акций компании Примтелефон (Приморский край и Сибирь), 50% Астрахань Мобайл (Астраханская область), 50% Волгоград Мобайл (Волгоградская область).

Лицензионная зона компании вРоссийской Федерации увеличилась до76регионов, население которых составляет 127,3млн. человек.
Компания Мобильные телесистемы приобретает контрольный пакет акций скандального оператора сотовой связи ТАИФ-Телком. До середины прошлого года ТАИФ-Телком был единственным GSM-оператором в Татарии, но когда в регион вышли работающие в том же стандарте МСС-Поволжье (сеть Мегафон), Вымпелком и самарский Смартс, старожил рынка перекрыл для своих абонентов связь с мобильными номерами пришельцев. Эта ситуация длилась около месяца, и связь была восстановлена лишь после вмешательства Госсвязьнадзора.

Акция по бойкоту других GSM-операторов началась после наметившегося оттока абонентов ТАИФ-Телкома в другие компании и была направлена на то, чтобы удержать клиентов до завершения переговоров о продаже, которые с лета 2002 года велись с АФК Система - крупнейшим акционером МТС. В итоге контрольный пакет акций ТАИФ-Телкома ушел по высокой цене - он обошелся МТС в $61 млн. Оставшиеся акции, согласно договоренностям, компания сможет выкупить через четыре года, заплатив еще $59 млн. В результате каждый абонент ТАИФ-Телкома (всего их 240 тыс.), по оценке аналитика инвестиционно-банковской группы НИКойл Владимира Богданова, обойдется МТС в $580.

Сумма чрезвычайно высокая, но если учесть, что на рынке осталось мало интересных компаний для покупки, а регион хороший, цена может себя оправдать,- считает Владимир Богданов.
Мы продолжаем действовать в соответствии со своей стратегией развития бизнеса за счет расширения географии нашей деятельности в регионах России,- утверждает президент МТС Михаил Смирнов. Покупка ТАИФ-Телкома позволила МТС стать крупнейшим оператором в Татарии и получить выход в Поволжье, долгое время остававшееся для компании практически недоступным. Во всем Поволжье у МТС своя сеть работала лишь в Башкирии, а также велось строительство в Самаре. Сделка своевременная и безусловно, выгодная,- считает аналитик компании 'Финанс-Аналитик' Олег Шенкер.- Это один из самых привлекательных регионов.

Каждый упущенный месяц оборачивался для МТС тем, что ее потенциальные абоненты привлекались конкурентами.
Пока МТС осваивает Поволжье, другой оператор большой тройки, Вымпелком, наконец-то сумел выйти на рынок Санкт-Петербурга. Он стремился попасть туда несколько лет, но лицензию для работы на Северо-Западе смог получить лишь в сентябре прошлого года. В апреле компания запустила собственную сеть в Петербурге. Инвестиции в строительство первой очереди сети, состоящей из 110 базовых станций, составили $50 млн.

Всего к концу 2006 года Вымпелком планирует установить в Петербурге и Ленинградской области 250 базовых станций. Получается, что выход в Санкт-Петербург обошелся компании примерно в ту же сумму, которую МТС заплатила за присутствие в Татарии и Поволжье.

Однако Вымпелкому придется потратить дополнительные средства на привлечение абонентов, тогда как МТС в Татарии досталась уже сложившаяся клиентская база.
В соответствии состратегией консолидации, компания увеличила свое участие до 100% вкомпании Кубань GSM, до88,5% вкомпании Сибирские Сотовые Системы-900 (Новосибирская область, Республика Алтай), до99,85% вУралтел (Свердловская область).
Наряду сприобретением региональных операторов сотовой связи, МТС продолжила строительство собственных сетей ив2003году осуществила коммерческий запуск в Оренбургской иСаратовской областях, Алтайском крае.
На сегодняшний день ОАО Мобильные ТелеСистемы является крупнейшим оператором сотовой связи вВосточной иЦентральной Европе.
Основные показатели деятельности ОАО МТС приведены в таблице 2.
Как видно из таблицы финансово-экономическое положение ОАО МТС за последние 2 года значительно ухудшилось.
Прибыль от реализации услуг неуклонно уменьшается и в 2006 году составила всего лишь 20% от прибыли базового периода (2005 год). Уменьшение прибыли от реализации услуг сказалось на уменьшении такого показателя как рентабельность продаж, который в 2005 году составлял 4,15%, а в 2006 году уже 0,79%.
По данным за 2005-2006 годы не все экономические показатели организации соответствуют требуемым нормативам. Особенно низким является значение рентабельности, что стимулирует руководство к проведению ряда реорганизационных мероприятий.
Формирование рациональной структуры источников средств необходимо предприятию для финансирования необходимых объемов затрат и обеспечения желательного уровня доходов.
В таблице 2.2. приведены состав и структура источников финансовых ресурсов предприятия ОАО МТС, а так же их изменение за анализируемый период.
Таблица 2.1.
Основные показатели деятельности ОАО МТС

Показатели

2005г. 2006г. Абс. Отклон. Темп роста %
Реализованные услуги в действующих ценах, тыс.р. 25 777 24 779 3 203 114,8
Реализованные услуги в сопоставимых ценах к 2002 г, тыс. р. 13 033 10 106 -11 470 46,8
Себестоимость услуг в действующих ценах, тыс. р. 23 417 22 746 3 741 119,7
Себестоимость услуг в сопоставимых ценах, тыс. р. 11 480 8 902 -10 103 46,8
Прибыль от реализации, тыс.р. 406 195 -702 21,7
Балансовая прибыль, тыс. р. 166 948 -77 468 -786 530 -10,9
Среднегодовая стоимость ОФ, тыс. р. 6 497 6 375 1 809 139,6
Среднесписочная численность персонала, чел. 424 364 -81 81,8
в том числе по основной деятельности, чел. 316 272 -65 80,7
Затраты на 1 рубль реализованных услуг, р. 0,91 0,92 0,04 104,2
Фондоотдача на 1 рубль ОФ, р. 3,97 3,89 -1 82,2
Фондовооруженность, р. 15,32 17,51 7 170,7
Производительность труда 30,74 27,76 -21 57,3
Рентабельность продаж, % 1,57 0,79 -3,37 18,9
Рентабельность продукции, % 2,20 1,22 -4,43 21,6


Как видно из расчетов, за анализируемый период сумма источников финансовых ресурсов увеличилась с 7171 тыс.р. в начале периода до 11624 тыс.р. в конце периода, то есть темп роста составил 162%. При этом собственные источники увеличились на 2337 тыс.р. при темпе роста 144,5%, а заемные на 2116 тыс.р. Темп роста заемных источников финансовых ресурсов составил 210,2%.

Таким образом, темп роста заемных источников опережает темп роста собственного капитала, но собственный капитал, несмотря на это, составляет большую долю источников финансирования ОАО МТС. Доля заемного капитала в общей сумме источников увеличилась с 30,4% на 1.01.06г. до 34,72% на 1.01.07г. Темп роста заемного капитала за анализируемый период составил 210,2%.

Заемный капитал сформирован в основном за счет кредиторской задолженности.
Так, сумма кредиторской задолженности на предприятии ОАО МТС за анализируемый период увеличилась на 749 тыс. руб. и на 1.01.07 г. составила 2748 тыс.руб. Темп роста кредиторской задолженности за анализируемый период составил 137,5%.

Доля кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств уменьшилась с 18,4% в начале анализируемого периода до 23,6% в конце.
Сумма кредиторской задолженности увеличилась в основном за счет прироста задолженности перед поставщиками и подрядчиками, которая за анализируемый период увеличилась с 1437 тыс.р. на 1.01.06г. до 2322 тыс. руб. на 1.01.07г. Доля кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками в конце анализируемого периода составила 20%.

Темп роста кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками за анализируемый период составил 161,6%. Следует отметить, в этой сумме отсутствует просроченная и безнадежная задолженность.
Темп роста задолженности по заработной плате составил 200,8%, а темп роста задолженности предприятия перед бюджетом составил 65,2%. Изменение суммы задолженности по этим статьям баланса не повлекло за собой значительного изменения структуры источников финансовых ресурсов из-за небольшой доле этих статей в общей сумме источников: 1,4%, 0,4% и 1,1% на 01.01.07 г. соответственно.

Сумма краткосрочных кредитов уменьшилась с 1305 тыс.р. на начало анализируемого периода до 1288 тыс.р. в конце анализируемого периода, то есть на 17 тыс.р. Темп роста суммы краткосрочных кредитов составил 98,7%.
Структура заемных источников финансовых ресурсов нельзя охарактеризовать однозначно. Наблюдается рост задолженности по так называемым больным статьям - задолженность по выплате заработной платы работникам, по социальному страхованию, задолженность перед бюджетом.

Главной тенденцией в динамике источников средств предприятия ОАО МТС является увеличение доли привлеченных финансовых ресурсов в общей сумме капитала при несущественном увеличении собственных источников.
Расчет суммы финансовых ресурсов ОАО МТС, оценка их структуры и динамики изменения в анализируемом периоде приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Структура и динамика изменения финансовых ресурсов ОАО МТС

Наименование
показателя
2005г. 2006г. Абс. Отклон. Темп роста, %
Сумма, тыс.р. У.В., % Сумма, тыс.р. У.В., %
1. Чистая прибыль 0 0 0
1.1 Остатки фонда накопления 0 0 0
2. Амортизация всего 1 358 7,3 2 613 13,6 1 255 192,4
2.1. Амортизация основных средств 1 357 7,3 2 611 13,6 1 253 192,3
2.2. Амортизация нематериальных активов 0,6 0,0 2,4 0,0 2 407,1
3. Целевые финансирования 270 1,5 310 1,6 40 114,8
4.Краткосрочные кредиты и займы 1305 33,6 1288 32,6 -17 99,9
5. Прочие краткосрочные пассивы 0 0,0 0,46 0,002 0
6.Долгосрочные кредиты и займы 0 0 0
7. Кредиторская задолженность 1999 57,7 2748 52,2 -730 93,2
Итого финансовых ресурсов 6289,6 100,0 9572,9 100,0 3283,3 103,0
Затраты на воспроизводство 18 126 15 198 -2928 83,8
Коэффициент соотношения финансовых ресурсов и затрат на воспроизводство, % 97 79



Содержание раздела