d9e5a92d

Анализ финансового состояния


Как видно из таблицы 2.2., доля собственных финансовых ресурсов в общей сумме финансовых ресурсов ОАО МТС в 2005 году составляла 7,3% и увеличилась до 13,6% в 2006 году. Темп роста собственных финансовых ресурсов составил 192,4%. Наибольшая доля в финансовых ресурсах предприятия ОАО МТС принадлежит заемному капиталу, доля которого в общей сумме финансовых ресурсов в 2005 году составляла 91,2% от общей и уменьшилась в 2006 году до 84,7%.

Краткосрочные кредиты и займы в начале анализируемого периода составляли 1305 тыс. руб. и незначительно уменьшились к концу анализируемого периода до 1288 тыс.р. Так же уменьшилась кредиторская задолженность.

В начале периода она составляла 1999 тыс. руб., а к концу анализируемого периода уже 2748 тыс.р. Доля краткосрочных кредитов и займов в сумме заемных финансовых ресурсов в 2005 году составляла 37% и увеличилась в 2006 году до 38%. Сумма финансовых ресурсов ОАО МТС, как и сумма затрат на воспроизводство варьировали в течение анализируемого периода, но неизменным оставалось то, что финансовые ресурсы предприятия всегда покрывали его потребность в средствах для поддержания воспроизводственного процесса. В течение последних 2 лет у предприятия всегда оставался небольшой излишек финансовых ресурсов.
Сделаем основные выводы:
1. формирование рациональной структуры источников средств необходимо предприятию для финансирования необходимых объемов затрат и обеспечения желательного уровня доходов.
2. за анализируемый период сумма источников финансовых ресурсов увеличилась с 10852 тыс.р. в начале периода до 11624 тыс. р. в конце периода, то есть темп роста составил 107,1%. При этом собственные источники увеличились на 40 тыс.р. при темпе роста 100,5%, а заемные на 732 тыс. р.
Таким образом, темп роста заемных источников опережает темп роста собственного капитала, но собственный капитал, несмотря на это, составляет большую долю источников финансирования ОАО МТС.
3. увеличение суммы собственного капитала произошло, в основном, за счет роста целевого финансирования и поступлений, которые увеличились с 270 тыс.р. в начале анализируемого периода до 310 тыс. р. в конце.
4. доля заемного капитала в общей сумме источников увеличилась с 30,4% на 01.01.06г. до 34,72% на 01.01.07г.
5. темп роста кредиторской задолженности за анализируемый период составил 137,5%. Доля кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств увеличилась с 18,4% в начале анализируемого периода до 23,6% в конце.

Это связано с нарастающими темпами роста краткосрочных заемных средств.
6. наблюдается небольшой рост задолженности по так называемым больным статьям баланса.
7. доля собственных финансовых ресурсов в общей сумме финансовых ресурсов ОАО МТС в 2005 году составляла 69,6% и уменьшилась до 65,3% в 2006 году. Темп роста собственных финансовых ресурсов составил 100,5%.

Анализ финансового состояния ОАО ВымпелКом

ОАО ВымпелКом специализируется на предоставлении услуг сотовой радиотелефонной связи. ВымпелКом является одним из ведущих поставщиков услуг сотовой радиотелефонной связи в России и осуществляет деятельность под общим брэндом Билайн.

Билайн один из наиболее известных брэндов России. Общий вид здания ОАО ВымпелКом представлен в приложении 2.
Компанию ВымпелКом организовал в сентябре 1992 года Дмитрий Зимин, инженер-оборонщик, доктор технических наук, вовремя оценивший важность мобильной связи для вошедших в рынок россиян. С первого дня настройка на рынок стала кредо компании (Приложение 1, 2).
В качестве учредителей Зимин привлек КБ Импульс, Радиотехнический институт имени Минца и другие ведущие отечественные высокотехнологичные предприятия. В том же году ВымпелКом совместно с американским предпринимателем Оги Фабелой построила в Москве пилотную систему сотовой связи американского стандарта AMPS емкостью 200 абонентов.
Этот стандарт применялся в США в рамках штатов и довольно хорошо соответствовал условиям активно федерализировавшейся тогда России. Стандарт является рекордсменом по территории, которую может обслуживать одна станция связи.
В январе 1993 года компания получила лицензию Минсвязи РФ и развернула в столице сеть емкостью 10 тыс. абонентов, построенную на оборудовании компании Ericsson. Ее и представили общественности под торговой маркой Би Лайн, что было новым словом в оказании высокотехнологичных услуг.

Это ведь не рестораны быстрого питания, что их нужно рекламировать под игровой маркой, говорили скептики. Но москвичам название понравилось и запомнилось.

Оно ассоциировалось у них, по свидетельству маркетологов, с тем новым, современным, положительным, что несли с собою рыночные времена...


Коммерческая эксплуатация новой сети проходила более чем успешно. Однако ее создатели уже через год-два поняли, что стандарт AMPS, основанный на аналоговой передаче сигнала, несовременен.

Очень скоро рынок потребует другого стандарта, решили они, и инвестировали средства в модернизацию оборудования под более совершенный цифровой стандарт DAMPS. В результате родилась здравствующая и поныне сотовая сеть Би Лайн-800.
Параллельно ВымпелКом расширял экспансию на рынке получил лицензии на предоставление услуг сотовой связи еще в четырех областях Российской Федерации, прилегающих к Московской: Тверской, Владимирской, Рязанской и Калужской. Таким образом, у компании появилась возможность предоставить телефон каждому шестому жителю страны.

Позднее появилась дочерняя структура для развития региональной сети Вымпелком-Р.
Работа в регионах происходила через региональных операторов услуги связи оказывались в сотрудничестве с ними, представляли собой своего рода франчайзинг. Первым партнером был самарский: в декабре 1994 года АО ВымпелКом, Меркурий-Самара (местный оператор проводной связи) и Инкомбанк образовали СП
Би Лайн Самара, которое со временем стало одним из самых успешных во всей России (Приложение 4).
Но победному шествию торговой марки Би Лайн, считают эксперты, больше всего помогло не столько продвижение телефонных сетей АО ВымпелКом, сколько образованная в 1995 году Ассоциация-800. Она объединила большинство российских операторов стандарта AMPS/DAMPS, и сегодня почти все они трудятся под единой торговой маркой Би Лайн.
Во второй пятилетке 90-х компания продолжала исследовать возможности перехода к новым стандартам сотовой связи. К тому времени на рынке развернулась фирма МТС, предложившая абонентам стандарт GSM-900, совместимый с европейским и позволявший общаться в России и за рубежом по одному и тому же телефонному номеру.

Плюс к этому набирала силу тенденция развития торговых связей между российскими регионами и сотрудничества с другими странами, благодаря которой МТС оказывалась в более выигрышном положении.
Компания ВымпелКом выработала достойный ответ конкурентам предложила пользователям новую сеть в европейском стандарте, самом технически совершенном на тот момент, GSM-1800. Он открывал широчайшие возможности для увеличения числа абонентов, повышения качества работы и предоставления новых услуг.
Сеть имела емкость 120 тыс. абонентов, насчитывала 160 базовых станций и покрывала всю территорию Москвы. Параллельно с запуском сети Би Лайн-1800 прошла серьезная модернизация программного обеспечения коммутатора системы DAMPS.
В апреле 1998 года Госкомсвязи РФ (так тогда называлось Министерство по связи и информатизации) подвел итоги конкурса на право развертывания сетей связи GSM-1800 на территории РФ. ВымпелКом получила лицензии на Центральный и Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский и Сибирский регионы. Государственный комитет подтвердил выданную ВымпелКому лицензию на развитие данного стандарта в Москве и Московской области.

В августе компания также получила дополнение к некоторым ранее выданным лицензиям РФ, что позволило перейти к созданию двухдиапазонных сетей стандарта GSM-900/1800 в Московском, Центральном и Центрально-Черноземном регионах.
Все эти работы требовали немалых средств. Можно было попытаться найти их в России, но руководство компании предпочло другой путь.

В конце 1996 года компания ВымпелКом вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу (NYSE) и стала первой современной российской компанией, включенной в ее листинг.
Акции ВымпелКома в виде Американских депозитарных расписок (ADR) третьего, самого высокого уровня попали на торги с аббревиатурой VIP и позволили компании привлечь $60 млн.
Это решение компании обеспечило ее признание мировым рынком и позволило на равных разговаривать с иностранными партнерами.
Август 1998 года больно ударил по всей экономике страны. ВымпелКом не стал исключением. За один день процветающая компания превратилась в убыточную.

Тем не менее это не помешало руководству акционерной компании вести такую политику на рынке, словно ничего не произошло, на абонентах новая ситуация никак не сказалась.
Через два месяца после падения рубля первая очередь двухдиапазонной сети GSM-900/1800 заработала в Москве. Тогда же компания задумала и произвела революцию на рынке предложила услуги сотовой связи для более массового потребителя.

Компания ввела в своей сети стандарта GSM пакет услуг Би+, рассчитанный на абонентов с невысокими доходами.
С появлением Би+ владельцы телефонов смогли воспользоваться популярной во всем мире формой оплаты услуг сотовой связи с помощью дебетовых карт. Аналогичная услуга для абонентов сети Би Лайн-800 (DAMPS) появилась 25 января 1999 года.
Все эти меры позволили пройти кризис с минимальными потерями. Однако развитие бизнеса требовало привлечения инвесторов.
Инвесторов нашли на Западе, так как компания была известна западному рынку с самой лучшей стороны. А в конце года ВымпелКом и норвежский телекоммуникационный концерн Telenor подписали беспрецедентное для российского рынка связи инвестиционное соглашение.

Telenor за $162 млн приобрел 25% плюс одну голосующую акцию АО ВымпелКом, став стратегическим партнером компании.
Привлечение такого партнера позволило значительно расширить зону покрытия, число базовых станций в сетях Би Лайн превысило 500. Компания также предоставила абонентам сети Би Лайн GSM услуги национального автоматического роуминга.
ВымпелКому удалось также выйти на рынок VIP-клиентов: в феврале 1999 года по соглашению с Администрацией Президента РФ компания начала обслуживать абонентов на территории президентской загородной резиденции Русь. Там поставили две базовые станции стандартов DAMPS и GSM-900/1800.

Таким образом, компания еще раз подтвердила статус поставщика услуг связи самого высокого качества.
Начало осени 1999 года оказалось исключительно приятным для абонентов Би Лайн GSM: с 15 сентября в сети началась посекундная оплата разговоров, которая позволила абонентам экономить около 20% от суммы своего ежемесячного платежа. А еще через три дня ВымпелКом объявил о дальнейшем продвижении компании в направлении потребностей массового потребителя.

Впервые в истории сотовой связи России потенциальный абонент получил возможность купить телефон за $49, включая налоги. При этом он еще получал $10 на разговоры.
По итогам 1999 года ВымпелКом обслуживала 352 тыс. абонентов и имел долю рынка 47%. За год число абонентов выросло на 184%.
Анализ клиентских потребностей, который ведется в компании постоянно, продемонстрировал к началу 2000 года, что потребители все более и более заинтересованы в интеграции традиционной связи и Интернета. Именно поэтому в январе ВымпелКом и концерн Nokia подписали соглашение о поставке оборудования GPRS (Global Package Radio System) для сети Би Лайн GSM в Московском и Центральном регионах страны.

ВымпелКом стал первой в России компанией, приступившей к внедрению технологий высокоскоростного доступа в Интернет с мобильного телефона.
Весной ВымпелКом и Ericsson подписали соглашение о поставке и установке системы WAP на сети Би Лайн GSM. 10 мая WAP-сервис был запущен в опытно-коммерческую эксплуатацию.
Следующим шагом в расширении набора услуг стал проект БиОнЛайн-Портал. Он дал возможность абонентам сети Би Лайн получать разностороннюю информацию с помощью самых современных технологий мобильной связи, таких как SMS, WAP, GPRS.

Коммерческая эксплуатация портала началась в конце года.
Работа над спектром услуг логически привела компанию к решению создать крупнейшую розничную сеть по торговле мобильными телефонами в столице. ВымпелКом объявил о приобретении сети салонов связи Мобайл-Центр, на базе которого будет формироваться эта сеть.
Для компании всегда большое значение имело ведение бизнеса по-белому. Такой стиль работы был оценен государственными органами Минналогов России отметило компанию по итогам 1999 года федеральным призом Добросовестный налогоплательщик.
Высоких оценок компания удостаивалась и со стороны обществ потребителей. В 2000 году Общество потребителей мобильной связи провело уникальную акцию Би Лайн против МТС.

Абонентские службы. Целью акции являлось тестирование оперативности и качества абонентского сервиса трех операторов сотовой связи (МСС, МТС, ВымпелКом).

В результате, заняв второе место по скорости дозвона и первое по качеству ответа, общую победу одержал Би Лайн.
В марте 2001 года Институт корпоративного управления и права присудил компании ВымпелКом наивысший бал в рейтинге качества корпоративного управления среди крупнейших российских компаний за открытость и прозрачность для акционеров и инвесторов. А в конце года ВымпелКом победила в ежегодном национальном конкурсе Компания года.

Эксперты журнала Компания признали его лучшим в сфере телекоммуникаций.
Образцовая работа менеджмента акционерного общества позволила компании стать лидером на рынке сотовой связи России.
Лицензионная зона обслуживания компании ВымпелКом охватывает 68% территории России.
Сегодня в сетях компании используется более 1300 базовых станций, проложено 1000 километров оптоволоконных и несколько тысяч километров радиорелейных линий связи.
Клиенты ВымпелКома могут воспользоваться самыми современными услугами: автоматическим роумингом, в том числе межстандартным (более 100 стран мира и 325 городов России), отправкой и получением SMS-сообщений, передачей данных и факсов, персональными цифровыми сервисами БиОнЛайн. И не за горами то время, когда ВымпелКом представит в России сотовую сеть третьего поколения (G3), которая позволит абонентам передавать не только голос, но и видеоизображение.
Доля компании на российском рынке 34,3% на конец декабря 2006г. В 2007г. Группой ВымпелКом будет продолжено активное расширение собственной зоны обслуживания в регионах России. По данным независимых агентств, на конец 4-го квартала 2006 года в регионах России было примерно 102,9 миллиона абонентов, или 80,3% уровень проникновения.

В отличие от Москвы, регионы находятся в стадии бурного роста абонентской базы. За отчетный период предприятием было привлечено примерно 15,5 миллионов абонентов в регионах, что соответствует примерно 85% росту региональной абонентской базы.

На конец 2006 года ВымпелКом и его дочерние и зависимые общества обслуживали примерно 33,8 миллиона абонентов в регионах за пределами Москвы и московской области.
Компания приняла стратегию выхода на рынки сотовой радиотелефонной связи стран СНГ. В рамках этой стратегии, в 2005г. к Группе ВымпелКома присоединились также украинский оператор ЗАО Украинские радиосистемы, обслуживающий по состоянию на 31 декабря 2006 года порядка 257 тысяч абонентов, и таджикский оператор ООО Таком, обслуживающий на 31 декабря 2006г. порядка 27 тысяч абонентов.
В течение всего 2005 года Общество продолжало быстро расти по количеству новых абонентов и укрепило свои финансовые показатели. Группа ВымпелКома увеличила свою совокупную абонентскую базу (в том числе в России и странах СНГ) приблизительно с 26,58 миллионов абонентов по состоянию на 31 декабря 2005г. до 45,43 миллионов абонентов по состоянию на 31 декабря 2006г.
ВымпелКом приложит максимум усилий для продолжения своего роста на российском рынке сотовой связи, а также продолжит реализацию своей стратегии прибыльного роста, уделяя основное внимание высокому качеству услуг, удовлетворению потребностей клиентов, эффективному маркетингу и внедрению новых технологий.
Значительное улучшение финансовых и операционных показателей ВымпелКома в 2006 году было достигнуто в основном в результате быстрого роста числа абонентов в сочетании с эффектом роста масштабов и эффективным контролем за издержками.
Основные экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Показатели производственно-финансовой деятельности ОАО ВымпелКом за 2005-2006 годы

Показатели 2005 год 2006 год Отклонение
в сумме в %
Среднесписочная численность, чел. 429 386 -43 90,0
Объем реализованных услуг, тыс. руб. 449539 441456 -8083 98,2
Выручка от реализации, тыс. руб. 68545 117944 49399 172,1
Себестоимость услуг, тыс. руб. 60982 109502 48520 179,6
Чистая прибыль, тыс. руб. 4653 4901 248 105,3
Рентабельность, % 0,8 1,8 +1,0 225,0


Объем производства в сумме снизился на 8083 тыс. руб. Выручка от реализации услуг повысилась на 49399 тыс. руб. или 72,1 %. За счет увеличения в 2006 году чистой прибыли на 248 тыс. руб. увеличилась и рентабельность (+1,0 %). Финансовое состояние предприятия это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.
Цель анализа финансового состояния своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности предприятия и поиск резервов улучшения финансового состояния.
В начале анализа составим агрегированный баланс предприятия, где активы располагаются по степени их ликвидности, а пассивы по степени их срочности. Данные представим в виде табл.

2.4.
Таблица 2.4.
Агрегированный аналитический баланс ОАО ВымпелКом за 2006 год.
(тыс. руб.)

Активы На начало отчетного года На конец отчетного года Динамика, % Отклонение, ±
Сумма Удельный вес Сумма Удельный вес Сумма Удельный вес
1. Оборотные 70353 77,14 80619 79,42 114,6 +10266 +2,28
2. Внеоборотные 20853 22,86 20893 20,58 100,2 +40 -2,28
Баланс 91206 100 101512 100 - +10306 -


Пассивы
3.Краткосроч-ные обяза-тельства 60896 66,77 70506 69,46 115,8 +9610 +2,69
2.Долгосрочные обязательства 10584 11,60 10055 9,91 95,0 -529 -1,69
1.Капитал и резервы 19726 21,63 20951 20,64 106,2 +1225 -0,99

Баланс

91206 100 101512 100 - +10306 -

Актив баланса представляет сведения о размещении имеющихся в распоряжении предприятия финансовых ресурсах, то есть о вложении их в конкретное имущество. За отчетный год в структуре активов ОАО ВымпелКом снизилась доля внеоборотных активов при одновременном увеличении удельного веса оборотных активов.

Это означает, что больше средств предприятие стало вкладывать в текущие активы, что говорит о дальнейшем ускорении оборачиваемости оборотного капитала. В пассиве баланса наблюдается значительное увеличение доли краткосрочных обязательств (+2,69 %), что в сумме составляет 9610 тыс. руб. Долгосрочные обязательства напротив снизились.
В составе внеоборотных активов произошло увеличение суммы основных средств (+186 тыс. руб.), это объясняется приобретением в отчетном году производственного и хозяйственного инвентаря. По незавершенному строительству наблюдается снижение на 146 тыс. руб.

В процентах к стоимости имущества вес составляющие внеоборотных активов уменьшились.
Почти вдвое увеличилась дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. В целом оборотные активы увеличились на 10266 тыс. руб., что в процентах к имуществу составляет +2,3 %. Все это, конечно, отражается на финансовом положении организации, которая имеет на конец года свободные денежные средства (+276 тыс. руб.) и в любое время может пустить их в оборот либо для пополнения материальных оборотных активов, либо на инвестиции, чтобы получить новые доходы на вложенные средства.
Данные пассива баланса позволяют оценить изменения в структуре собственного и заемного капитала. Финансовое состояние предприятия во многом зависит от того, какие средства оно имеет в своем распоряжении, куда они вложены.
Для того, чтобы проследить взаимосвязь различных сторон производственно-финансовой деятельности и на этой основе определить возможные направления повышения эффективности использования оборотных средств предприятия необходимо оценить состояние и эффективность использования оборотного капитала ОАО ВымпелКом.
Из данных бухгалтерского баланса (Приложение 3) и составленной по ним таблицы 2.5. видно, что активы предприятия имеют тенденцию роста и увеличились в 2006 году на 11,3 %. Этому способствовал рост суммы оборотных средств на 13,1 %. Рост собственного оборотного капитала несколько укрепил финансовую устойчивость предприятия. При этом наблюдается незначительное увеличение суммы заемного капитала (119,7 %) и рост операционных обязательств (112,9 %).
Таблица 2.5.
Динамика основных показателей имущественного состояния ОАО вымпелКом за 2005-2006 годы

Показатели Порядок формирования 1.01.06 1.01.07 2006 год в процентах к 2005 году
1. Валюта баланса стр. 300 91206 101512 111,3
2. Собственный капитал стр. 490 19726 20951 106,2
3. Заемный капитал (долговые обязательства) стр. 510+610 16669 19958 119,7
4. Привлеченный капитал (операционные обязательства) стр. 690-610-220 44407 50134 112,9
5. Вложенный капитал стр. 510+610+п.2 36395 40909 112,4
6. Постоянный капитал стр. 510+п.2 22478 24485 108,9
7. Всего обязательств стр. 590+690 71480 80561 112,7
8. Основной капитал стр. 190 20853 20893 100,2
9. Оборотный капитал стр. 210+230+240+260+270 67781 76671 113,1
10. Собственный оборотный капитал п.2-п.8 -1127 58 5,15
11. Чистый (работающий) капитал п.9-(стр. 690-610) 20802 22589 108,6
12. Накопленная прибыль стр. 460+470 5515 6681 121,1


Долгосрочные и краткосрочные обязательства разделены на долговые и операционные. По первым выплачиваются проценты за пользование, по вторым нет, то есть они представляют собой бесплатный источник ресурсов.

Такое деление позволяет определить величину чистого (работающего) оборотного капитала. В случае с ОАО ВымпелКом положительная величина чистого оборотного капитала на протяжении двух лет и устойчивые темпы роста в 2006 году создали предпосылки собственного наращения средств для оплаты процентов по долговым обязательствам и получения прибыли, которая в 2006 году увеличивается на 21,1 %. Полученные результаты приводят к необходимости рассмотрения элементов оборотного капитала, их изменения (табл. 2.6).



Содержание раздела