подробности на сайте saki.ru         d9e5a92d

Принципы успешной организации

Примером первой тенденции могут служить: ФПГ "Сокол", ФПГ "Объединенная горно-металлургическая компания" и т. д. Примеры второй тенденции ФПГ "Приморье", ФПГ "Сибирь" и т. д.
Удивительно, но в настоящее время создана только одна финансово-промышленная группа в текстильной отрасли, хотя опыт функционирования существующих групп в других отраслях показывает, что эффективность взаимодействия предприятий, связанных технологически, выше именно в рамках ФПГ (табл. 1.5).

Например, объединение в финансово-промышленную группу Магнитогорская сталь металлургических предприятий Территориальное расположение предприятий текстильной отрасли таково, что создание текстильной ФПГ суть реализация обеих тенденций: объединение как по отраслевому, так и региональному признакам.
Таблица 1.5
Объемы производства некоторых ФПГ

Наименование ФПГ Совокупный объем производства предприятий - участников до объединения в ФПГ Совокупный объем производства предприятий - участников после объединения в ФПГ
Интеррос 5 506,3 млрд. руб. 6 123,4 млрд. руб.
Носта-Трубы-Газ 1 316 млрд. руб. 1 814,3 млрд. руб.
Святогор 228,3 млрд. руб. 229,7 млрд. руб.
Магнитогорская сталь 8 560,9 млрд. руб. 9 113,3 млрд. руб.
Еврозолото 68 191 млн. руб. 68 261 млн. руб.


Как следует из всего вышесказанного, для создания текстильной ФПГ необходимо объединение прежде всего предприятий одной отрасли и создание такой структуры производства, при которой упрощается система управления производственным процессом. Современная наука выделяет семь переменных величин, от которых зависит качество организации технологического процесса ( 1.5)

Принципы успешной организации


Наиболее полно такой концепции соответствует организация производственных процессов внутри ФПГ по принципу горизонтальной корпорации. Модель горизонтальной корпорации ( 1.6) идет дальше, чем предшествующие модели; она в значительной степени уничтожает как иерархию, так и границы между подразделениями и функциями. Суть организации работы по принципу горизонтальной корпорации создание ядра менеджеров по таким традиционным направлениям, как финансы, производство, людские ресурсы.

Хотя на деле и все остальные подразделения должны совместно участвовать в многопрофильных командах, работающих в таких ключевых процессах, как развитие видов продукции текстильной ФПГ или маркетинг. В итоге: организация может иметь лишь три или четыре управленческих уровня между высшим руководителем и персоналом, задействованным в производственном процессе.

Принципиальная схема горизонтальной корпорации


Согласно такой концепции, все без исключения аспекты корпоративного бытия основательно меняются. Финансово-промышленная группа организует разработку новых видов продукции по принципу процесса вместо, например, принципа узкой задачи, такой, как прогнозирование доли рынка для конкретного нового продукта.

Производственные цели вместо того, чтобы следовать задачам прибыльности и интересам акционеров, увязываются с удовлетворением клиентов. Это позволяет выделить производство конкретного вида продукции в отдельный процесс технологическую цепочку. Технологическая цепочка это совокупность технологических этапов по производству вида продукции текстильной финансово-промышленной группы.

С нашей точки зрения управление текстильной ФПГ представляет собой схему в которой главным объектом управления является текстильная технологическая цепочка (ТТЦ), в рамках которой производится конкретный вид продукции ФПГ ( 1.7), причем таких видов продукции может быть несколько. Это, по нашему мнению, позволит диверсифицировать производство, и, как следствие, снизить риски, связанные изменяющимися условиями спроса на текстильную продукцию.

Организационная структура текстильной ФПГ

Такой подход мы считаем весьма перспективным. Ибо в условиях переходной экономики невозможно полностью исключить людей. Нужно изменить процессы и управлять только необходимой работой, иначе вскоре может наступить кризис. Такие радикальные изменения в организационной структуре финансово-промышленной группы, как нам представляется, позволяют ожидать колоссальных выигрышей в производительности, что особенно важно для текстильной отрасли.

Когда текстильная ФПГ идет к горизонтально организованной и сфокусированной на потребителе структуре, появляется реальная возможность достигнуть большей эффективности в следующие несколько лет, причем быстрее чем ожидалось.
Как правило сегодняшние предприятия текстильной отрасли тратят огромное количество энергии на свою внутреннюю деятельность, например, на управление взаимодействием между цехами или передачу информации снизу вверх и сверху вниз. Горизонтальная структура исключает большинство из этих действий и все ресурсы предприятий - участников ФПГ фокусирует на потребителях.


Внедрение способов управления по принципу горизонтальной корпорации затруднено тем, что исключение аккуратно расположенных прямоугольников из организационной схемы управления предприятием, принятое в командно-административной системе, ради горизонтальной структуры часто очень сложное и мучительное испытание, поскольку простое определение процессов в конкретной финансово-промышленной группе может оказаться сложным с точки зрения сознания и длительным по времени процессом. Ситуация в технологической цепочке немного проще, поскольку сама цепочка представляет собой законченный процесс, управлять которым по принципу горизонтальной корпорации гораздо проще.
Но существует опасность, что преобразование предприятий в группу может превратиться в самоцель. Не существует единого решения для всех проблем текстильного предприятия.

В действительности современные вертикальные организации могут подходить к специфике некоторых индустрий массового производства в большей степени, чем горизонтальные.
Перед тем, как перекраивать организационную схему, руководство финансово-промышленной группы должно понять, какие потребители ее интересуют и провести анализ: что надо предпринять для удовлетворения их требований. И только после этого ФПГ должна начать идентифицировать ключевые процессы для достижения таких целей, как снижение затрат или разработка нового вида продукции вдвое быстрее, чем раньше.
В те времена, когда экономика была плановой, на промышленных предприятиях (в том числе и текстильной отрасли) создавали вертикальную структуру, которая полностью соответствовала понятиям управления того времени. В доперестроечные времена ее преимущества были очевидны: у каждого есть место и все понимают, какую задачу на этом месте следует выполнять. Наиболее важные решения принимались наверху. Но пока все предприятия выполняли общую стратегическую задачу, все было ясно.

После разрушения командно-административной системы, такая организация производства затруднила понимание стратегии конкретного предприятия и того, как связана работа конкретного человека с этой стратегией. В результате сотрудничество между подразделениями часто одерживало триумф над формальной организационной схемой, что, по нашему мнению, затрудняет модернизацию оборудования и реорганизацию производственного процесса.
Желание выйти на международный рынок, усиливающаяся мировая конкуренция и ускорившееся технологическое развитие заставляют руководство финансово-промышленных групп искать новые пути организации производственных процессов.
Некоторые отечественные ФПГ приняли новую форму корпоративной организации после того, как потерпели неудачу при попытке достичь нового уровня производительности путем простого объединения.
Цель горизонтальной корпорации всегда состоит в изменении узкого мышления армий специалистов, которые делали свою карьеру, взбираясь в вертикальной иерархии к верхней части функции. Сегодняшняя ситуация в экономике диктует новые условия.

Теперь каждый сотрудник ФПГ от работника конкретного предприятия до руководителя должен быть нацелен на производство как систему, в которой все функции неразрывны. Для этого, по нашему мнению, организационная структура текстильной ФПГ, ориентированной на потребителя, должна соответствовать реалиям российской экономической ситуации, при этом учитывая накопленный зарубежный опыт организации корпоративной деятельности.
Изменения в организации производственного процесса неизбежно приводят к реформированию систем обучения, аттестации и вознаграждения. У сотрудников формируется приверженность процессу а не боссу, для этого внутри ФПГ применяется процедура оплаты труда по выполнению задания, а не в виде оклада.

При этом производительность каждого сотрудника в рамках процесса анализируется теми, с кем он работает: его коллегами, начальством, предыдущим и последующим в технологической цепочке предприятиями.
Изменения условий работы ведут к кардинальной перестройке отношений собственности, служебного роста, а также к трансформации индивидуальных целей сотрудников. Во всем этом главное взаимное сотрудничество.

Задача состоит в том, чтобы люди из различных служб стали общаться между собой, обсуждать общие проблемы.
Тем не менее, рано хоронить функциональный менеджмент. Ни одна компания до конца не исключила функциональную специализацию. И даже защитники новой модели не видят возможности обойтись без менеджеров производства или финансов.

Редчайший случай, когда организация полностью построена по вертикальному или горизонтальному принципу. Большинство организаций гибриды.
Горизонтальная корпорация является идеей, приносящей деньги и все больше требующей от людей более широкого мышления. Люди в новой модели стремятся менять ситуацию таким образом, чтобы управлять процессом, а не другими людьми.
В текстильной ФПГ, скорее всего, модернизация управления должна начинаться с подбора новой команды управляющих. Главная цель: каждой задаче имя, отчество и фамилию.

Людей в команду подбирают с таким расчетом, чтобы не надо было объяснять, что конкретно делать, а можно было ставить задачи по-крупному. Опыт российских компаний, проведших или проводящих реорганизацию управления показывает, что не нужно бояться менять людей до тех пор, пока не будет найден подходящий для этой работы сотрудник.

При этом, наиболее перспективным из числа непрошедших конкурсный отбор нужно дать возможность обучаться для дальнейшего привлечения их к работе в новых условиях.
Своих ближайших помощников не следует контролировать по мелочам. Рабочий принцип для менеджеров таков: каждый на своем участке должен разбираться лучше, чем руководитель, иначе зачем он нужен.

Руководитель, благодаря такому подходу, может сосредотачиваться на самых важных стратегических вопросах.
Корпорация, оптимизируя круг руководителей, участвующих в выработке стратегических решений, выделяет то, что принято называть правлением. Правление состоит из нескольких директоров по направлениям плюс генеральный директор. В таком составе правление собирается, например, раз в неделю, а дальше каждый организует свою работу так, как считает нужным.

Это, собственно говоря, и есть команда, с которой решаются основные вопросы.
В управлении, особенно в российских условиях, должно активно использоваться финансовое планирование. Для эффективного функционирования, для оценки возможностей и фиксации плановых результатов, по нашему мнению, необходимо составлять и контролировать бюджеты всех технологических цепочек.

Причем роль бюджетного планирования должна постоянно возрастать: если сначала финансовый план использовали для того, чтобы получить контрольные цифры на будущий период, то в дальнейшем корпорация может превратить бюджеты в основной инструмент согласования интересов различных служб. Способ многократное уточнение бюджета с тем, чтобы увязать с предполагаемыми поступлениями денег запросы различных служб.

После этого можно использовать финансовый план для делегирования полномочий и распределения ответственностей.
Полномочия по работе в рамках процесса делегируются на низшие уровни управления. Однако ошибкой было бы идти по пути холдингизации.

Центробежные тенденции в холдинге обязательно появятся, и надо будет тратить силы на то, чтобы их преодолевать. Понять, эффективно или нет то или иное подразделение, можно и не давая ему самостоятельность, лишь наладив нормальный учет.

Руководители подразделений постоянно должны работать над тем, что им поручено, например, повышать качество продукции, заниматься технологиями и оборудованием.
В связи с вышесказанным, правление должно предоставлять максимум самостоятельности подразделениям, но при этом должно их жестко контролировать. Это связано с тем, что на российских предприятиях в этом смысле занимаются имитацией управления, всячески подчеркивая самостоятельность подразделений, то есть перекладывают на них ответственность.
Таким образом, текстильная финансово-промышленная группа должна быть разделена на технологические цепочки, управляемые командами специалистов, в каждой из которых есть собственный маркетинг, финансы, снабжение. Из всех крупных отделов выделяются специалисты в определенной области: разработчики конечных продуктов, маркетологи, производственники, технологи.

В каждой технологической цепочке создаются собственные финансово-экономические службы.
Внутри финансово-промышленной группы для того чтобы жестко контролировать деятельность подразделений, одновременно культивируя самостоятельность, может быть введена система бюджетов, которые технологические цепочки должны ежеквартально защищать на правлении. Тех, кто с такими обязательствами не справляется, можно санировать, а неэффективные или бесперспективные направления должны быть безжалостно закрыты.
Помимо чисто финансовых рычагов контроля за подразделениями можно использовать и другие. Например, стратегический маркетинг, который, по нашему мнению, должен проводиться на уровне руководства ФПГ. Основные стратегические решения по привлечению или исключению предприятий из состава группы принимаются дирекцией в интересах производства и продвижения на рынок того или иного конкретного продукта.

Руководство может контролировать все экспортные заказы, в частности поставку оборудования через государственные организации.
Проведенное исследование показало, что при организации работы текстильной финансово-промышленной группы по принципу горизонтальной корпорации могут достигаться следующие преимущества в условиях переходной экономики:
1. Минимизация затрат, необходимых для функционирования всей группы.
2. Создание имиджа группы, как следствие, повышение курсовой стоимости акций предприятий - участников.
3. Повышение управляемости за счет снижения числа промежуточных звеньев в схеме управления.
Все это приводит к созданию условий для выхода предприятий - участников текстильной ФПГ из кризиса и формирования предпосылок для успешного развития отрасли. В приложении 1 представлены организационные схемы трех текстильных ФПГ.

Из них одна уже зарегистрирована, а две находятся в стадии регистрации. Как видно из схем, все группы представляют собой объединения по отраслевому признаку.

Текстильные технологические цепочки как объект управления

Как следует из вышесказанного, в рамках текстильной финансово-промышленной группы действуют одна или несколько текстильных технологических цепочек, производящих определенные виды продукции в рамках ФПГ.
Функционирование текстильной технологической цепочки это сложный и многогранный процесс, которым необходимо управлять. Основным критерием для оценки качества управления является эффективность функционирования ТТЦ.

Для оценки эффективности необходимо определить систему показателей и описать алгоритмы для их расчета, поскольку, с одной стороны, необходимо рассчитать значение эффективности как комплексного понятия, которое зависит от многих факторов, с другой стороны, необходимо не только рассчитать значение эффективности, но и проанализировать ее составляющие.
Под эффективностью в этой работе мы понимаем результат, подводящий некий итог деятельности за определенный период. Естественно, что результату предшествует процесс функционирования, в ходе которого на предприятиях производится продукция, осуществляется ее реализация внешним потребителям. Поскольку текстильная технологическая цепочка представляет собой функционирующую систему, она подразумевает определенную специфику в осуществлении управления.

Для осуществления управления функционированием ТТЦ должна быть создана определенная система коммуникаций между руководящим органом ФПГ и технологическими цепочками, образованными в группе, которая бы учитывала эту специфику. Такая система коммуникаций называется системой управления.
Таким образом, управление финансово-промышленной группой это процесс взаимодействия двух систем: функционирующей системы финансово-промышленной группы и системы управления.
В связи с тем, что никаких рекомендаций по управлению текстильными ФПГ в настоящее время не опубликовано, мы предприняли попытку описать систему методов для управления текстильной финансово-промышленной группой. В то же время нужно иметь в виду, что использовать какие-либо методы необходимо только на основе изучения их применимости в конкретных условиях.
Для описания системы управления технологической цепочкой необходимо описать ту задачу, которую будет решать руководство текстильной ФПГ в ходе функционирования.
Пусть имеется некая технология производства продукции, состоящая из многих операций, начиная от сбора и переработки первичного сырья, и заканчивая выпуском продукции, пригодной для продажи в розницу (товаров народного потребления).
Естественно, что никакая технология не воплощается в реальность на пустом месте. Владелец технологии должен внедрить ее на производстве.

Поэтому возникает задача формирования последовательности предприятий, связанных в единый технологический цикл (технологическая цепочка).
Возникает вопрос: кто будет формировать такую цепочку? Ответ достаточно прост: управляющая компания финансово-промышленной группы.
Для формирования технологической цепочки необходимо реально представлять себе желаемый конечный результат и обладать совокупностью инструментов для его достижения. В этой связи возникает необходимость формулирования целей функционирования создаваемой технологической цепочки.

Для этого в управляющей компании должен существовать алгоритм постановки задачи на создание технологической цепочки.
Алгоритм постановки задачи на создание технологической цепочки это последовательность действий, которые необходимо выполнить руководству ФПГ для организации производственного процесса. Он заключается в следующем:

  • определение целей (формирование стратегии);
  • изучение технологии;
  • подбор предприятий-исполнителей;
  • построение схемы реализации проекта;
  • выбор источника финансирования;
  • создание команды специалистов для управления проектом;
  • контроль результатов;
  • регулирующие меры.

После того как ТТЦ сформирована начинается процесс ее функционирования. Естественно, что процессом функционирования необходимо управлять. Более того, необходимо управлять эффективностью функционирования. И управлять так, чтобы затраты на управление не превышали доходов, полученных от процесса управления.

Для этого в процессе управления эффективностью необходимо применять некий набор приемов управления, которые в совокупности составляют методологию корпоративного управления.
Таким образом, методология корпоративного управления представляет собой систему общих правил (принципов), а также специальных приемов и методов корпоративного управления. Общие правила корпоративного управления исходят из положений социально-экономической теории и принципа диалектического метода познания.

Они составляют теоретическую базу управления как науки.
Теоретический (качественный) анализ объекта управления, основанный на социально-экономических науках, всегда предшествует его детальному изучению и является необходимым условием правильной организации процесса управления и безошибочного толкования его финансовых результатов. Необходимым условием успешного управления корпоративной эффективностью является понимание сущности объекта управления или технологического процесса, знание причин развития и особенностей конкретной обстановки.

Так, прежде чем выработать управляющее воздействие и оценить насколько эффективны последствия принимаемых решений, необходимо выявить влияние отдельных факторов на изменение финансовых результатов объекта управления текстильной финансово-промышленной группы, необходимо обосновать метод расчета эффективности функционирования либо для отдельного предприятия либо совокупности предприятий, то есть технологической цепочки или финансово-промышленной группы, к которой относится предприятие, определить состав влияющих факторов и характер их воздействия. Решение этих вопросов требует соответствующих знаний экономики текстильной отрасли.
Для осуществления цикла управления корпоративной эффективностью руководство текстильной ФПГ должно изучать все процессы, происходящие внутри группы, а также внешние по отношению к группе явления в их взаимосвязи, в движении и изменении, выделяя их различные типы и формы. Также руководство должно определять то новое, прогрессивное, что зарождается в существующем и правильно определять стратегию развития.

В процессе функционирования наряду с количественными изменениями внутри объекта управления происходят коренные качественные изменения. Поэтому необходимо располагать методами, позволяющими изучать количественные изменения внутри группы, оценивать существенность или несущественность последствий, улавливать переход количественных изменений в качественные и их влияние на эффективность.
При осуществлении цикла управления корпоративной эффективностью можно использовать различные общенаучные методы, которые помогают получить ответы на интересующие руководство вопросы, например аналогию (перенесение свойств одного предмета на другой) или гипотезу (научно обоснованное предположение о возможных причинных связях между явлениями).
Опираясь на теоретическую базу различных наук, процесс корпоративного управления включает специфические методы числовой оценки свойств объекта управления, которые находят свое выражение в трех этапах (стадиях) исследования:
1. Предварительное знакомство с потенциальными участниками технологической цепочки, с помощью которого получают первичную информацию об отдельных предприятиях, которые могут участвовать в производственном процессе. такое предварительное изучение (учет большого числа или всех возможных потенциальных участников, входящих в состав изучаемой совокупности) представляет исходный материал для получения объективных выводов об их финансовом и экономическом состоянии, о возможности привлечения их к деятельности в рамках технологического цикла. Получение сведений о достаточно большом количестве предприятий дает возможность сформировать объективную оценку для каждого предприятия.
2. Группировка предприятий по модулям технологической цепочки, представляющая собой расчленение всей массы предприятий на модули, каждый из которых содержит предприятия, выполняющие определенные операции в рамках технологического цикла. Группировки дают возможность выделить из состава всех предприятий такие, которые наилучшим образом удовлетворяют корпоративным интересам на конкретном этапе цикла и функционирование которых делает работу всей ТТЦ более эффективной. После проведения группировки рекомендуется приступить к ранжированию потенциальных участников по определенным показателям и в целом, т.



Содержание раздела