d9e5a92d

Управление устройствами для моноторинга и измерений

Убедились, каких результатов может дать правильная постановка разбора браков и использование принципа непрерывного совершенствования?
Познакомимся теперь с классификацией производственного контроля по некоторым признакам.
1 признак - исполнители. Весь контроль качества продукции (ККП) подразделяют по этому признаку на самоконтроль и инспекционный.
В наибольшей степени главной задаче ККП отвечает самоконтроль, так как никто не может своевременнее и полнее осуществить ККП, чем компетентный исполнитель. Это быстрее всех осознали японцы.

На одном из мировых конгрессов по качеству японский специалист так высказался на этот счет: На японских предприятиях теперь уже нет необходимости ставить в цеха специальные службы контроля качества, так как все работники так обучены и приучены, а также поставлены в такие условия, что они сами выполняют производственный контроль за качеством производимой продукции. Для этого им созданы все условия.

Основное доверие - рабочим, а не контролерам, поскольку качество должно быть заложено в изделие, а не доказано инспекцией.
В самом деле, традиционный (разбраковочный) контроль, как и любой другой инспекционный контроль, имеет следующие слабые стороны:
1. Он не повышает качества, а лишь отделяет годное от негодного.
2. Он не обеспечивает совершенствования процессов и методов работы, а лишь констатирует факт неблагополучия.
3. Он не способствует повышению ценности изделия, но повышает расходы на его производство, а значит и цену.
С учетом этого умение организовать самоконтроль во всех производственных звеньях - достижение высочайшего уровня. По свидетельству представителя одной из электротехнических компаний
Японии у них самоконтроль осуществляется в 2000 точках производственного процесса.
2 признак - стадийность. ККП подразделяется по данному признаку на входной, производственный (или технологический), приемочный и контроль в сфере эксплуатации (потребления).
Состав и особенности каждого из них зависят от специфики конкретного производства, поэтому не останавливаемся на их рассмотрении.
Скажем только, что приемочный контроль осуществлять могут не только специальные службы (ОТК), но и работники, выполняющие последующие операции. В связи с этим приемочный контроль подразделяется на промежуточный и окончательный.
Промежуточный приемочный контроль означает приемку продукции на следующую стадию. Рабочий, выполняющий следующую технологическую операцию, бригада, выполняющая следующий за выполненным технологический процесс, головная организация - у субподрядных организаций - это все разновидности приемки промежуточной продукции.
Окончательный приемочный контроль означает приемку конечной продукции, определение возможности отправки ее потребителю.
ККП в сфере эксплуатации или потребления имеет формы пассивную - ждем реакцию на свой продукт и активную - проводим собственные наблюдения, исследования поведения нашей продукции у потребителя. Вторая форма не только соответствует современной СМК (см.

1,6,7 принципы), но и в большей степени соответствует здравому желанию успешно конкурировать на рынке. К числу активных видов контроля продукции у потребителя можно отнести, например, установку реперов или датчиков на вновь выстроенных сооружениях, по которым можно установить характер осадки; сопроводительные инструкции к продукции с указанием адреса и телефонов фирмы и призывами высказать свое мнение о качестве продукта и свои пожелания; анкетный опрос пассажиров после поездки, грузоотправителей после доставки грузов и т.п.
3 признак - технология контроля качества предполагает его классификацию по периодичности, степени охвата и способам производства.
По периодичности (регулярности) различают контроль непрерывный, периодический и эпизодический.
Непрерывный контроль означает поступление информации о контролируемом параметре непрерывно. Так, например, осуществляется контроль состояния оползневого участка над железнодорожным полотном.
Периодический - означает осуществление контроля через определенные интервалы (времени, объемы работ и др.). Известные весенние и осенние комиссионные осмотры железной дороги относятся именно к этому типу контроля качества.
Эпизодический - осуществляется от случая к случаю, с разной степенью регулярности. Типичный пример - так называемые внезапные проверки на железной дороге.
По степени охвата контроль качества различают сплошной,
выборочный и летучий.
Сплошной контроль означает проверку всего объема работ или единиц продукции. Это вид контроля наиболее трудоемок и доступен при организации самоконтроля, либо инспекции с использованием эффективной, например компьютерной, техники контроля (дефектоскопы по контролю железнодорожной колеи).



Есть такие ответственные участки работы, где недопустим иной вид контроля. Допустима ли, например, проверка пусть даже каждой второй колесной пары?

Конечно, нет.
Выборочный контроль означает проверку представительного (репрезентативного) объема работ или продукции от общего их объема.
Такой вид контроля используется при массовых производствах. Репрезентативность выборки устанавливается на основе теории вероятности, математической статистики. На практике для этой цели пользуются готовыми статистическими таблицами.

Выборочный контроль предполагает определенный процент ошибки.

Учитывая все возрастающую конкуренцию, переход от массового производства к производству на заказ и то, что каждая рекламация означает потерю 120130 клиентов (немецкая статистика), предприятия все больше отказываются от выборочного контроля в пользу сплошного.
Летучий контроль осуществляют в случайное время, в случайном месте, например, забор проб воды, проб грунта в земляных отсыпках для лабораторных исследований и др.
По способам осуществления контроль качества может быть органолептическим /с помощью органов чувств/ и измерительным, с использованием специальных инструментов и приборов.

Управление устройствами для моноторинга и измерений


Организация должна осуществлять меры по достижению единства и точности измерений параметров материалов, сырья, продукции, технологических режимов, инструментов, оборудования. В крупных организациях эта функция выполняется службой (отделом) главного метролога.
Метрология - наука о точности измерений, а точность - категория экономическая. Например, если при изготовлении аппаратуры, с помощью которой распыляется топливо в дизелях, удалось бы делать отверстия с точностью до одной десятой микрона, то это позволило бы увеличить моторесурс дизельных двигателей в 2-3 раза.

Или, повышение в 2 раза точности контроля прочностных характеристик твердеющего бетона позволяет сократить энергозатраты на его тепловую обработку до 10%.
Основные мероприятия, которые должны проводится на предприятии для обеспечения точности измерений:
- анализ состояния измерений;
- планирование метрологического обеспечения;
- своевременная поверка, ремонт, надлежащее хранение и учет средств измерений;
- подготовка и повышение квалификации работников в области метрологии.
Метрология неразделима с понятием стандартизации. Стандартизация, по определению ИСО, - это работа по установлению и применению правил с целью упорядочения деятельности в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон и, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

Она основывается на объединенных результатах науки, техники и практического опыта, определяет основу не только настоящего, но и будущего развития и должна идти в ногу с техническим прогрессом.
Вас смутило это трудно запоминаемое определение? А его и не надо запоминать!

Вчитайтесь в него еще раз, и Вы увидите, как полно оно характеризует роль и сферу действия стандартизации.
Кстати, о роли стандартизации... В 1924 году сгорел большой город Балтимор в США.

Пожарные команды прибыли вовремя, но не смогли соединить шланги из-за того, что соединительные гайки были изготовлены разными заводами, и при этом не были соблюдены основные принципы стандартизации - унификация и взаимозаменяемость деталей и узлов.
Сегодняшнюю жизнь представить без стандартизации невозможно. Но ее цель не обезличивание, однообразие, а достижение пользы для всех заинтересованных сторон, и, прежде всего, производителей и потребителей продукции.
Однако стандарты могут стать тормозом развития в том случае, например, если они своевременно не пересматриваются. Так, в строительной отрасли отечественные государственные стандарты на некоторые технологии не пересматривались 10-15 и более лет.

Бывало, новая технология опробована, успешно реализуется в массовой практике, но так и не попала в стандарты. Между тем, экономия от своевременно введенных стандартов может составлять огромные суммы.

Так, внедрение ГОСТа на буксы тележек вагонов с подшипниками качения вместо подшипников скольжения обеспечило экономию свыше 2000 млн. руб. в год (в ценах 1968г.).
В чем же стандарты могут способствовать повышению качества?
Мы уже говорили, что качество любой продукции определяется не одним свойством, а совокупностью свойств. Причем улучшение одних свойств ведет иногда к ухудшению других, например, увеличение производительности оборудования может привести к уменьшению срока его службы.

Следовательно, чтобы судить о качестве изделия в целом, необходим специальный критерий, который включал бы в себя все отдельные показатели качества и служил бы основой для объективной оценки общего качества изделия. Мы уже в третьей теме говорили о комплексных показателях качества.

Вернемся к этому здесь.

Методика расчета таких показателей довольно сложна тем, что трудно (да и нужно ли?) установить коэффициенты весомости каждого из свойств продукта, в результате эти методики не находят практического применения.
Между тем, во всем мире, в том числе и у нас в стране, таким универсальным критерием каждого изделия является стандарт, а показатель качества в таком случае предельно прост - соответствует изделие утвержденному стандарту или не соответствует (мы уже упоминали принцип годен - не годен).
Таким образом, задача стандартизации заключается в том, чтобы способствовать дальнейшему развитию, не отстать от требований сегодняшнего и может быть завтрашнего дня (так называемые опережающие стандарты). А задача производителей товаров -выдерживать эти требования, при условии, что они удовлетворяют потребительским запросам.
Различают государственные (ГОСТы), отраслевые (ОСТы) и стандарты предприятия (СТП). Количество стандартов, охватывающих все отрасли железнодорожного транспорта, составляет более 600, перечень отраслевых стандартов приведен в Указателе действующих на железнодорожном транспорте отраслевых стандартов и технических условий.

Кроме того, на железнодорожном транспорте действует большое количество общетехнических межотраслевых стандартов. При наличии огромного количества ГОСТов и ОСТов, зачем еще нужны стандарты предприятия?
Во-первых, в СТП легче отразить специфику конкретного производства, установить функции и порядок взаимодействия подразделений.
Во-вторых, СТП помогают шаг за шагом искоренять первопричины нежелательных качественных результатов. Когда обнаруживается элемент производства, нуждающийся в совершенствовании, ищут и устраняют причину этого.

Но люди на производстве меняются, и если не зафиксировать в СТП технологию, обеспечивающую устранение данного отклонения, возможно повторение ошибки. Поскольку отработанные технические или технологические приемы, методы, способы закрепляются, СТП, следовательно, позволяют экономить ресурсы для достижения желаемого результата.
Наконец, в-третьих, в СТП могут быть ужесточены требования к продукции в соответствии с требованиями рынка, если для удовлетворения этих требований у предприятия есть возможности. В таком случае СТП способствует расширению рынка сбыта.
Вопросы метрологии и стандартизации настолько важны, что решаются на законодательном уровне. Так, в России в 1993г. приняты Закон РФ о единстве измерений и Закон РФ о стандартизации.

Оба эти закона, наряду с законом о сертификации и рядом других, предназначены защищать потребителя от возможных негативных последствий недостоверных результатов измерений, а также недоброкачественной, опасной, технически отсталой продукции.
Ниже приводится определение термина стандартизация, сформулированное российским законом. Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: 1) безопасности продукции и услуг; 2) технической и информативной совместимости; 3) взаимозаменяемости; 4) качества продукции; 5) соответствия развития уровню техники и технологии; 6) единства измерений; 7) экономии всех видов ресурсов; 8) безопасности хозяйственной деятельности; 9) обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Тема 8. Измерение, анализ и улучшение

Приступаем к рассмотрению последнего элемента ИСО 9001(4) третьей версии. Для того чтобы реализовать 6-й принцип СМК (постоянное улучшение) и 7-ой (принятие решений, основанных на фактах), организация должна определить, спланировать и внедрить процессы измерения, анализа и улучшения как средство доказательства того, что продукция или услуга соответствуют установленным требованиям.
Должны быть определены вид, место и время проведения измерений, а результаты должны регистрироваться по степени их важности. Результаты анализа данных и действий по улучшению должны быть входом для процесса анализа со стороны руководства. При этом регламентируются операции:
- планирование;
- измерения и мониторинг (измерение удовлетворенности
потребителей, внутренние проверки, измерение и мониторинг процессов, измерение и контролирование продукции);
- управление несоответствиями;
- анализ данных;
- улучшение (планирование постоянного улучшения,
корректирующие и предупреждающие действия).
Через весь текст стандарта проходит идея постоянного улучшения, реализуемая действиями, предпринимаемыми для улучшения показателей и характеристик продукции и (или) усиления результативности и эффективности процессов, применяемых для ее производства и поставки.
Остановимся подробнее на некоторых пунктах этого элемента.

Измерения и мониторинг СМК


Прослеживаемость результативности СМК осуществляется через измерение и мониторинг удовлетворенности потребителя, внутренние аудиты, финансовые подходы и самооценку.
Удовлетворение потребителя должно использоваться как один из результатов работы СМК.
Организации необходимо осознать, что она имеет много источников информации, имеющей отношение к заказчику, ей необходимо установить процессы сбора, анализа и предоставления этой информации.
Организация должна установить как внутренние (собственные наблюдения), так и внешние (например, экспертизы) источники, как в письменной (опросные листы, заключения об экспертизе, письменные жалобы, претензии или похвалы потребителей и др.), так и в устной форме.
Типичные примеры информации о заказчике включают:
- обратную связь на продукт (услугу);
- требования заказчика, данные по услугам и контрактная информация;
- измерения рынка;
- информация, относящаяся к конкуренции.
Информация собирается и анализируется не только по аспекту качества, но и по цене, и условиям поставки продукта.
Измерение удовлетворенности заказчика должно осуществляться на постоянной основе, для чего используют разнообразные методы и способы - от простейших статистических до бенчмаркинга.
Внутренний аудит должен проводится на регулярной основе с целью установления эффективности внедренной СМК, соответствия ее международному стандарту. Кроме того, такие проверки могут проводиться в организации для определения потенциальных возможностей улучшения.
Процессы аудита, в том числе его расписание, должны базироваться на статусе и важности проверяемой деятельности и результатах предыдущих аудитов.
Процедура внутреннего аудита СМК должна определять:
- сферу приложения,
- периодичность и методологию,
- ответственность и требования к аудиту,
- регистрацию и отчетность по результатам аудита для администрации.
Аудиты должны выполняться специально обученным персоналом (подготовка занимает 4-5 дней), но незадействованным в работах, подлежащих аудиту.
При проведении внутренних аудитов следует руководствоваться ИСО 10011.
Финансовые подходы. Для того чтобы иметь возможность передачи результатов по всей организации в финансовых терминах, должна быть оценена и установлена методология связи финансовых рассмотрений в СМК. Примерами финансовых подходов могут быть:
- предупредительные меры, оценочные анализы и анализы стоимости потерь,
- затраты соответствия и несоответствия,
- подход, основанный на рассмотрении жизненного цикла продукта.
В мировой практике накоплен опыт учета и анализа затрат, связанных с качеством, о чем можно прочесть в одной из книг /3,4,5,8,11 и др./.
Остановимся на одной из наиболее популярных методик, рекомендуемых ИСО, - методике ПОД (Профилактика, Оценивание и Дефекты).
Методика ПОД предполагает учет и анализ трех групп расходов на качество:
1. На предотвращение дефектов (расходы на профилактику);
2. На испытания, контроль, обследование для оценки выполнения установленных требований к качеству (расходы на оценивание);
3. Затраты, связанные с устранением внутренних дефектов (т.е. обнаруженных до попадания продукта к потребителю) и внешних дефектов (т.е. обнаруженных в сфере потребления).
По долевому соотношению указанных расходов можно сделать вывод о концепции управления качеством на предприятии.
В том случае, если большая доля расходов в организации направлена на профилактику дефектности или других нежелательных качественных результатов, концепцию УК можно считать направленной на предупреждение дефектности. К профилактическим расходам относят расходы на административное управление качеством, обеспечение информацией о качестве, обучение персонала, профилактические меры, контроль качества продукции в сфере потребления и т.п.
Если преобладают в общей сумме расходов затраты на оценивание, концепция УК направлена на пресечение дефектности. Сюда относят затраты на входной, технологический, приемочный контроль, лабораторные, стендовые и прочие испытания.

И, наконец, в случае превышения доли затрат, связанных с устранением последствий дефектности, концепция УК на предприятии является затратной.
Эффективность СМК определяется не только соотношением трех составляющих калькуляции затрат на качество, но и динамикой общей их суммы по периодам.
Самооценка. Организация должна установить модель самооценки.

Область распространения и глубина оценки планируется в зависимости от приоритетов и целей организации.

Для самооценки могут быть использованы критерии национальных премий или модель, предлагаемая ИСО, или модель, разработанная самой организацией.
Самооценка не исключает внешних аудитов. Но самооценка перед внешним аудитом имеет целый ряд преимуществ, подобно тому, насколько эффективнее самоконтроль по сравнению с инспекционным.
Внешний аудит менее эффективен по сравнению с самооценкой в силу следующего:
- экспертная оценка вызвана внешними причинами (желание предприятия хорошо выглядеть перед клиентами, обществом; требование рыночной конкуренции; требование материнской компании и т.п.);
- выборочный характер внешних проверок, что определяется естественными ограничениями во времени (каждый эксперт работает в течение квартала на 3-5-ти предприятиях);
- достаточно высокая степень субъективности оценок экспертов;
- наличие психологического барьера, часто возникающего между экспертом и коллективом предприятия;
- отсутствие у эксперта мощной мотивации для улучшения деятельности сертифицируемого предприятия.
Самооценка, как метод контроля, имеет следующие неоспоримые преимущества:
- добровольность проведения, кроме тех случаев, когда это требует клиент или материнская компания;
- предприятие может провести оценку своей деятельности без участия второй или третьей стороны, что снижает затраты и устраняет боязнь предстать перед кем-либо в невыгодном свете;
- предприятие может сопоставить себя с предприятиями-лидерами, на показателях которых базируются, например, критерии премий за качество. При этом само предприятие может находиться на любом уровне организации УК;
- предприятие может определить приоритетные направления дальнейшего своего совершенствования, при этом совершенствования непрерывного, т.к. критерии премий периодически пересматриваются, как и сами ИСО.
Интерес к самооценке подтверждает, например, такой факт. В США ежегодно выпускается и расходится более 200 тыс. экземпляров руководства по национальной премии за качество им.

Болдриджа, а участие в конкурсе принимают лишь 30-100 организаций.

Для большинства остальных предприятий это руководство необходимо для проведения самооценки.
Повторные самооценки, проводимые через определенный интервал времени, позволяют предприятию проследить динамику показателей, установить эффективность принятых мер, внести необходимые коррективы.
Еще один важный аспект самооценки - в него включаются все работники предприятия. При этом они получают дополнительные знания, учатся находить дополнительные возможности, то есть самооценка - один из эффективных способов вовлечения работников в совершенствование качества процессов, протекающих на предприятии.
В последнее десятилетие самооценка получила столь широкое распространение в мировой практике, что сегодня ее рассматривают как самостоятельный метод УК.
Не случайно, что дальновидные заказчики в современных условиях предпочитают иметь дело с поставщиком, не только имеющим сертификат на СМК, но и эффективно действующий механизм самооценки. Методики ее различны, одна из них (методика ИСО) приведена в прил.2.
Для грамотного проведения самооценки определенное число работников предприятия должно быть специально подготовлено, обучено.
Как правило, готовят 2-3-х экспертов по сертификации СМК из числа руководящих работников. Это могут быть директор по качеству, его заместитель, начальник ОТК, начальник отдела качества и др.
Время подготовки таких экспертов около 4-5- недель (160-170 часов).
Кроме того, необходимо подготовить 10-20 экспертов по внутренним проверкам, срок обучения 4-5- дней.
Разумеется, самооценка не может заменить внешний аудит, который особенно важен на первом этапе подготовки к сертификации, так как он помогает избежать многих ошибок, облегчает получение истинной картины в области системы УК на конкретном предприятии.

Измерение и мониторинг процессов и продукта


Организация должна идентифицировать методы измерения для оценки эффективности и продуктивности процессов.
Примером методов измерений эффективности процессов являются их точность, своевременность, надежность, реагирование и время реакции процессов и людей на специальные внутренние и внешние запросы.
Примером методов измерения продуктивности процессов являются пропускная способность (производительность), использование рабочего времени, использование компьютерной техники, сокращение стоимости и др.
Измерение продукта должно быть спланировано для проверки соответствия его характеристик установленным требованиям.
Для измерения и мониторинга продуктов должно быть установлено следующее:
- план контроля и испытаний;
- способы оценки поставщиков и их продукции;
- расположение точек контроля и испытаний в последовательности процесса;
- характеристики, контролируемые в каждой из этих точек, критерии приема, специальное оборудование, технические приемы и квалификация людей;
- точки, установленные заказчиком для подтверждения характеристик продукта, способы подтверждения качества продукта;
- сертификация продукции, специалистов, СМК;
- окончательный контроль для подтверждения того, что все операции контроля и испытаний выполнены и приняты;
- выходные данные измеряемого процесса, продукта (услуги).
Типичными примерами результатов измерения продуктов являются:
- отчеты о контроле и испытаниях (виды контроля рассмотрены в предыдущей теме);
- сопроводительная документация на реализуемый продукт;
- сертификация на продукт (услугу), если это требуется.
Кроме производителя и потребителя к заинтересованным сторонам относятся работники организации, собственники, инвесторы, поставщики, и общество в целом.



Содержание раздела