d9e5a92d

Выраженность слабоволия


Так, выраженность слабоволия как внутренней преграды коррелирует лишь с двумя другими внутренними преградами - самолюбием-обидчивостью (0,51) и боязливостью (0,36). "Боязливость", кроме того, положительно связана со "стыдливостью" (0,67), "ожиданием санкций, влекущих потерю привлекательности" (0,47), "самолюбием-обидчивостью" (0,42) и отрицательно - с "потребностью в свободе и творчестве" (-0,35). "Стыдливость" высоко положительно коррелирует с "ожиданием санкций, влекущих потерю привлекательности" (0,72), "боязливостью" (0,67), ниже - с "гордостью-самолюбием" (0,47), еще ниже - с "самолюбием-боязливостью" (0,24), отрицательно - с "потребностью в свободе и творчестве" (-0,48). Ожидание санкций высоко положительно коррелирует со "стыдливостью" (0,72), ниже, но также достаточно высоко - с "гордостью самолюбием" (0,49), "боязливостью" (0,47), ниже - с "совестью" (0,29), отрицательно - с "потребностью в свободе" (-0,51), "ожиданием негативных семейных санкций" (-0,38). Последнее можно понять так, что девушки, для которых важно общественное мнение о них, меньше зависят от мнения о них родителей, а также от мнения о них как воспитанных дочерях.

Высокая корреляция (0,64) выраженности "ожидания санкций", связанных с "потерей лица" и "потребности в благополучии" кажется вполне естественной. Представляется также интуитивно ясной негативная корреляция "потребности в свободе" с "совестью" (-0,49), ожиданием санкций (-0,51), "стыдливостью" (-0,48), "боязливостью" (-0,35), "потребностью в благополучии" (-0,42). Также представляются интуитивно ясными положительные связи женской "гордости-самолюбия" с "совестью" (0,65), "стыдливостью" (0,47), "обидчивостью" (0,50), "ожиданием негативных санкций" (0,49).
Для некоторых корреляций можно предложить лишь приблизительное и весьма гипотетическое объяснение. Так, выраженность ожидания негативных санкций со стороны семьи положительно коррелирует лишь с такой преградой, как "потребность в свободе и творчестве" (0,51), и отрицательно - с "гордостью-самолюбием" (-0,62), "совестью" (-0,59), "потребностью в благополучии" (-0,56), "ожиданием санкций, влекущих потерю привлекательности" (-0,38), "стыдливостью" (-0,26). Можно предположить, что за этими корреляциями лежат тесные связи с родителями (причем последние доминируют в отношениях с детьми). Эти связи приводят к трем следствиям: повышают значимость оценки окружающими выполнения дочерней роли, повышают потребность к самостоятельности (которая фрустрируется родительским поведением), и следовательно, повышают вес этой потребности как преграды для выполнения несамостоятельных, нетворческих действий, и, наконец, одновременно с этим ослабляют регулирующую роль таких внутренних факторов, как совесть, гордость, ожидание санкций.

Родители как бы восполняют функции этих преград в регулировании деятельности.
Столь же гипотетическое объяснение можно предложить для корреляций фактора "совесть" с другими факторами. Некоторые корреляции понятны: с "гордостью и самолюбием" (0,65), со "стыдливостью" (0,36), с "ожиданием санкций, влекущих потерю привлекательности" (0,28). Другие корреляции могут получить лишь гипотетическое объяснение. Речь идет о высоких отрицательных корреляциях "совести" с такими факторами, как "ожидание негативных семейный санкций" и "потребность в свободе и творчестве", и высокой положительной корреляции с "потребностью в благополучии". Возможно, что люди, имеющие выраженные внутренние нравственные преграды, меньше обращают внимание на то, что о них подумают как о детях своих родителей, и их меньше отпугивает рутинный характер работы, так как "бессовестно" от нее уклоняться (сваливать на других).



Что касается положительной корреляции "совести" с фактором "потребность в благополучии", то, возможно, это проявление общей тенденции жить в соответствии с идеалами (напомним, что "идеальная" сторона совести в женской выборке очень выражена). Совесть есть следование своим идеалам, но и благополучие также есть следование идеалам. Отметим, что фактор "потребность в благополучии" оказался высоко положительно коррелированным не только с "совестью", но и "ожиданием санкций", "гордостью-самолюбием", "стыдливостью", т.е. с факторами, характеризующими, если так можно выразиться, праведниц.

Напротив, он оказался низко коррелирован со "слабоволием", "боязливостью", "обидчивостью", хотя в последнем случае значимая корреляция все-таки есть (0,24).
В целом полученные корреляционные данные позволяют глубже понять структуру внутренних преград, хотя, как и любые корреляции, не позволяют еще ответить на вопрос о том, лежат ли за этими связями общие генетические корни, единое функциональное действие, причинно-следственная связь или случайные факторы, проявившиеся в эксперименте. Сами зависимости также нуждаются еще в дополнительном подтверждении и анализе.
Корреляции внутренних преград с личностными факторами Р.Кэттэлла
Дополнительную информацию о содержании выделенных внутренних преград - интегральных качеств личности - можно получить путем коррелирования выделенных в эксперименте факторов с уже известными и хорошо описанными в психологии личностными чертами. Последнему условию удовлетворяют выделенные Р.Кэттэллом личностные черты [160]. Можно не соглашаться с Р.Кэттэллом в том, что личность сводится к набору независимо действующих, автономных черZ, так же как можно не соглашаться с теми или иными конкретными представлениями о природе личностных черт, однако после более чем тридцатилетних исследований Р.Кэттэлла и его многочисленных последователей трудно оспаривать само существование обнаруженных им черт.
Для сопоставления внутренних преград с личностными чертами были рассчитаны корреляции между факторными значениями, полученными 74 испытуемыми-женщинами по 10 факторам Шкал внутренних преград с оценками тех же испытуемых (выраженных в стенах) по 15 личностным факторам Кэттэлла (Шкала интеллекта не использовалась). Применялась форма А опросника 16 PF Кэттэлла.
На основании уже проведенного анализа можно было выдвинуть ряд гипотез о том, какие корреляции должны были бы быть обнаружены, если наша интерпретация факторов правильна.
Первый фактор женской выборки - "совесть" - и третий фактор женской выборки - "ожидание негативных санкций" могут быть сопоставлены с фактором G Кэттэлла (чувство долга, сила супер-эго). По мнению Кэттэлла и его соавторов, этот фактор отражает соответствие человека 10 христианским заповедям. Однако исследования самого же Кэттэлла показывают, что люди, глубоко заинтересованные в обществе и выражающие гуманистические идеалы, могут иметь низкие значения по этому фактору. Также низкие значения могут быть получены у людей, занявших, по словам Кэттэлла, позу юношеского возмущения окружающим и отрицающих простые моральные принципы, которых они в действительности придерживаются.

Анализ содержания пунктов опросника по шкале G позволяет понять, почему так происходит. Так, например, форма А опросника 16 PF содержит такие утверждения (соответствующие высокому значению фактора G): "Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, они вызывают у меня неприязнь и отвращение", "Я не считаю, что личная свобода в поведении важнее хороших манер и соблюдения правил этикета", неверно, что "Люди иногда считают меня легкомысленным, хотя и видят во мне приятного человека", "Меня очень раздражает вид неубранной квартиры", неверно, что "Порой я пренебрегаю добрыми советами людей, хотя и знаю, что не должен этого делать", "Принимая решение, я считаю себя обязанным учитывать основные нормы поведения, что такое хорошо и что такое плохо". Как явствует из содержания утверждений, в факторе G речь идет о соблюдении социальных норм, одинаково распространяющихся и на самого субъекта, и на окружающих.

Эти нормы, будучи интериоризованными, составляют основу правил поведения, соответствующую простейшим формам общественной морали, тому, что в обыденном языке называется правилами приличия. Совесть же связана с наиболее сложной и развитой формой морали, она включает в себя человеческие идеалы (а не только запреты) и направлена на самого субъекта. Моралиста раздражает вид неопрятного человека и неубранной квартиры, совестливый человек не испытывает подобных чувств в данной ситуации. Моралист, принимая решения, учитывает основные нормы поведения, т.е. оценивает поступок с точки зрения того, как это выглядит для других людей. Совестливый человек принимает в расчет прежде всего внутреннюю, нравственную основу поступка и ориентируется на согласие со своей совестью, даже если внешняя, социальная оценка поступка будет негативной.

Следуя этой логике, можно предполагать, что кэттэлловский фактор G будет коррелировать не с фактором "совесть", а с фактором "ожидание негативных санкций".
Этот факт и был получен: корреляция "совести" и G практически отсутствует (0,08), корреляция ожидания негативных семейных санкций и G-значимая, хотя и не велика (0,278 р0,05).
Мы не будем обсуждать подробно все полученные корреляции; часть из них может носить артефактный характер, так как в силу отсутствия отечественных факторных исследований опросника 16 PF использовался простой перевод американского оригинала.



Содержание раздела