d9e5a92d

Недостаток - понятие противоречивое


Ваше мнение о себе первично, чужое вторично, вы можете считать себя абсолютно идеальным человеком, даже если у вас отсутствуют обе ноги, и будете правы. Просто вы не строите иной идеальной модели себя, кроме той, которая есть на свете, и в этом ваша мудрость. Недостаток - понятие настолько противоречивое, что найти в себе объективные недостатки практически невозможно. Вот мнения двух молодых людей об одной и той же девушке:
1. У этой девушки слишком много недостатков: во-первых, она брюнетка, во-вторых, она высокого роста, в третьих, ее зовут Аня, в-четвертых, она ведет замкнутый образ жизни, в-пятых, она скромно одевается...
2. В этой девушке я обнаружил массу достоинств: во-первых, она брюнетка, во-вторых, она высокого роста, в третьих, ее зовут Аня, в-четвертых, она ведет замкнутый образ жизни, в-пятых, она скромно одевается...
Так в чем же ее реальные недостатки и достоинства?
За неимением истинных критериев оценки недостатков и достоинств человека многие определяют их, сравнивая данную личность с типичным представителем окружающего мира или с типичным преуспевающим представителем. В сознании многих людей есть модель, в каком возрасте как должен жить человек, и если некто от этой модели отклоняется, то, следовательно, он имеет соответствующие недостатки. При таком подходе разнообразие форм жизни отрицается полностью.

Эта модель имеет наибольшее проявление в средней школе, где талантливый акробат или композитор может быть двоечником и объектом осуждения, а стандартную отличницу будут ставить в пример всем ребятам. Во взрослой жизни эта модель продолжает существовать, и бывшие школьные отличники прилагают все силы, чтобы стать типичными преуспевающими представителями общества. В то же время они впадают в депрессию и испытывают величайшую растерянность, если критерии преуспевания в обществе внезапно меняются.

Таким образом, если вы относитесь к тем людям, которые придерживаются общепринятой точки зрения относительно достоинств и недостатков граждан и себя, то вы должны знать, что общепринятые ценности - одна из самых изменчивых вещей, и не удивляйтесь, если цель, к которой вы стремились всю жизнь, потеряет всякую ценность, когда вы ее достигнете.
Легче обстоит дело у людей, придерживающихся религиозных норм морали и религиозных критериев достоинств и недостатков. Эти критерии всегда постоянны, и равняться на них можно, но только если это дает положительные эмоции и ощущение чистоты и силы, а не наоборот: раздражение, осуждение себя и окружающих, чувство, что ты живешь в грязном мире.
Самое лучшее, что можно предложить, это вообще заменить ОЦЕНИВАНИЕ на ПОНИМАНИЕ. Это должно относиться как к людям, так и к себе. Надо мыслить в широком диапазоне и ко всем иметь индивидуальный подход. Если вы по утрам делаете зарядку, это не значит, что ее должны делать все. Если все стремятся работать в банке, это не значит, что там же должны работать и вы.

Если сын вашего друга хорошо соображает в математике, это не значит, что и ваш сын должен хорошо в ней соображать. Пожалуй, объективных достоинств и недостатков нет, есть только личностные свойства, которые каждый расценивает как хочет. Мы должны знать свойства окружающих пас людей и в зависимости от них строить наше общение с этими людьми или отказаться от общения вовсе, если их свойства доставляют нам неудобства.

Но при этом необходимо понимать, что это всего лишь СВОЙСТВА, а не НЕДОСТАТКИ. Мы не можем этих людей обвинять, презирать, позорить, ненавидеть, мучить, пытаться изменить, нелестно высказываться в их адрес. То же самое в полной мере относится и к нам. Никто не может указывать нам на наши недостатки.

Конечно, если вам платят деньги, а вы недобросовестно выполняете работу, вам могут об этом сказать, но то, что касается вашей ЛИЧНОСТИ, ваших СПОСОБНОСТЕЙ, вашей ВНЕШНОСТИ, ваших ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, - не подлежит обсуждению. Похвалить можно, это входит в правила хорошего тона, это приятно, а критиковать - мало того что некультурно, но просто недопустимо. Вы должны игнорировать эту информацию. Предлагаю способ повышения самооценки:


1) обнаружить то, что вам в себе нравится, и искренне восхититься этим;
2) обнаружить то, что нравится в других, и задаться целью приобрести эти качества тоже, если вам они нужны;
3) если у вас есть что-то, что вам в себе не нравится, следует расценивать это не как недостаток, а как движущую силу - приобрести себе новое достоинство. Таким образом, вместо того чтобы думать: Я бедный и больной, - надо думать: Я хочу быть богатым и здоровым. Сегодня я начну входить в роль богатого и здорового.

Естественно, все это надо делать по собственному разумению, а не на основе чужих мыслей.
4) если у вас есть непреодолимый недостаток, надо перестать это считать недостатком. Зачем попусту тратить силы? Свой физический дефект игнорируйте, относитесь к нему легкомысленно.

Если вам добрые люди о нем напомнят: Как это ужасно - иметь такой шрам на лице! Как он тебя портит! - надо ответить: Мне он не мешает. Главное, у меня красивые глаза! Можно также заявлять: Я хромаю на одну ногу, но лично меня это совершенно не волнует.

И пусть это будет правдой, а не рисовкой. Вы должны сами в это верить. В конце концов, ваш физический дефект помог вам достичь такого уровня духовного развития, какого бы никогда не было при идеальной внешности.

А высокий уровень духовного развития - это всегда источник огромного счастья.
Если вам трудно смириться с идеей, что ваши и чужие недостатки эфемерны и существуют только в наших мыслях, я хочу предложить вам одну печальную историю.
Ребенок Аллы сделал ее жизнь невыносимой. Чем я провинилась перед господом? - думала Алла в отчаянии. Она в свое время училась отлично, он же троечник и хулиган.

Он не хочет ходить ни в какие кружки и секции. Он грубо разговаривает, курит, ничем не увлекается. Ему на псе наплевать. Книг он не читает, целый день только и делает, что играет на компьютере.

Он не хочет поступать в институт. Его не прельщает перспектива быть достойным человеком. Перед подругами стыдно, они все время хвалятся своими детьми, а Алле нечего им рассказать.

Сын одноклассницы играет на саксофоне, его уже приняли в какой-то ансамбль. Сын соседки победил на математической олимпиаде, его возьмут в вуз без экзаменов. Сын сестры стал мастером спорта по плаванию. А сын Аллы...

Ну как так можно жить?! Ее нервы на пределе, сын ее раздражает, она готова его убить. По ночам она плачет: Почему мне так не повезло?

Я столько сил вложила в его воспитание! В чем же я ошиблась?
И вдруг случается несчастье. Сын Аллы попадает в автомобильную катастрофу. Черепно-мозговая травма. Он инвалид, он не может ни говорить, ни двигаться. Идут дни, месяцы, и Алла постепенно привыкает к его новому состоянию.

Она чувствует его боль всем сердцем, она все готова сделать, чтобы помочь ему. Теперь она понимает, как сильно она его любит. Врачи сказали, что надежды на выздоровление нет, но что это?

Он говорит первое слово! Это огромный праздник для Аллы. Она бежит на работу радостная, нарядная, но еще более радостной она становится, когда он делает первый шаг. Пусть неуверенно, на костылях, но он идет!

У него получается! Жизнь Аллы постепенно одаряется счастьем. О его недостатках она забыла. Какие недостатки?

Он, ее любимый сын, состоит из одних достоинств! Он сделал три шага, он не упал! Он позвал ее, когда уронил чашку.

Он замечательный! У него все получится! Как приятно наперекор врачам знать, что сын медленно выздоравливает, что он возвращается к нормальной жизни! Я тебя люблю, и у тебя все будет хорошо! - каждый день говорит ему Алла и гладит его по голове.

И она верит: так оно и будет!
Но вот вопрос: почему же, когда он был здоровым, она не обращалась с ним так же? Разве его не за что было похвалить? Разве Алла не могла тогда сказать ему те же слова? Ах, ну да, сыновья подруг...

Теперь она о них и забыла. Да и какое тут может быть сравнение? Ее сын особенный, он такой один, уникальный, а они все чужие. Что для Аллы их институты?

Она любит своего ребенка, и только его, и теперь она поняла это навсегда.
Эта история посвящена всем вашим родственникам, имеющим недостатки. Да, возможно, ваш супруг - неудачник, он доставляет вам много хлопот, в сравнении с кем-то он проигрывает, но он здоров! У него нормальный интеллект! Он сам ходит, себя обслуживает. Он живет, а ведь насколько хрупка человеческая жизнь!

Не травите ему душу, не делайте ему больно, вы же не враг ему! Представьте на мгновение, что он воскрес из инвалидов! Пока у него еще что-то не получается, но обязательно получится!

Скажите ему об этом, всегда повторяйте, что у него все будет хорошо! Он живет полноценной жизнью, и дай бог ему всего наилучшего! То же самое касается и вас.

Вы живы, здоровы, у вас есть глаза, и вы можете видеть цветной мир, у вас есть ноги, и вы можете ходить. Какие в таком положении у вас могут быть трудности? Я видела по телевизору молодого парня, сидевшего в инвалидном кресле.

Его спросили: Чего ты хочешь больше всего в этой жизни? Он ответил: Ходить. Когда у человека есть ноги, он может достичь в жизни всего!



Содержание раздела