d9e5a92d

Идеальное и реальное "я"


Укажем лишь на те корреляции, которые подтверждают нашу интерпретацию факторов Шкал внутренних преград. Слабоволие отрицательно коррелирует с фактором С (эго-силой) (-0,41), доминированием (-0,26), положительно с фактором 0 (тревожностью) (0,23). Отметим, что согласно Кэттэллу, С связан с эмоциональной дезорганизацией, уклонением от ответственности. Боязливость положительно коррелирует с фактором I (мягкосердечием) (-0,23).

В описании Кэттэлла люди, характерные I+ - чувствительны, зависимы, сверхосторожны, беспокоятся о состоянии своего здоровья. С этим же фактором I коррелирует и "ожидание негативных семейных санкций". Отметим, что небольшие величины корреляции факторов опросника 16 PF и факторов Шкал внутренних преград положительно характеризуют последние, поскольку это означает, что содержание вновь выделенных факторов не сводится к уже существующим описаниям факторов опросника 16 PF.
Идеальное, социально-желательное и реальное "Я"
Мы не будем останавливаться подробно па сопоставлении результатов оценки внутренних преград по трем инструкциям, ориентирующим на ответы с точки зрения собственно идеала, социальной желательности и реального переживания трудности (данные по 40 испытуемым). Отметим лишь основной факт: при переходе от оценки трудности ситуаций, как они реально переживаются, к их трудности, которая должна бы быть у человека, с точки зрения общества (социальная желательность), и затем к такой трудности этих ситуаций, которой они должны бы обладать, если бы субъект достиг идеала самого себя, размерность факторного пространства уменьшается. Так, при основной инструкции выделились семь, при инструкции на социальную желательность - шесть и при инструкции оценить в соответствии с "идеалом-Я" - четыре фактора.
При инструкции на идеальное "Я" "совесть" слилась с "ожиданием негативных санкций" и "ожиданием семейных санкций" (I фактор, 35%). Выделились также факторы "слабоволие" (II фактор, 29%), "гордость" (III фактор, 17%), "потребность в благополучии" (IV фактор, 13%).
Идеал, таким образом, оказывается семантически беднее, чем реально действующая структура внутренних преград.
Этот результат также свидетельствует о том, что выделенная структура внутренних преград отражает не идеализированные представления испытуемых о самих себе, но те реальные образования в их личностях, которые определяют конфликтные смыслы поступков.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Итак, эмпирически выявлены 11 внутренних преград. Каждая из этих преград - черт личности - проявляется в определенных ситуациях, точнее, при необходимости определенных действий. Так, боязливость оказывается преградой для действий, требующих храбрости и отваги, робость - для действий, требующих смелости, слабоволие - для действий, требующих упорства, настойчивости и самообладания, гордость - для действий, требующих смирения, ожидание негативных санкций - для действий, несовместимых с оценкой окружающих, совесть оказывается преградой для безнравственных действий.
Каждой личностной черте, выступающей в виде внутренней преграды, соответствует другая черта, которая в тех же самых условиях не препятствует, а способствует совершению действия. Гордости соответствует смирение, робости - смелость, слабоволию - сильная воля, потребности в творчестве - стремление к конформизму, совестливости бессовестность, стыдливости - бесстыдство, стремлению к благополучию - непритязательность, боязливости - бесстрашие, ориентации на общественную мораль-аморальность, приверженности родственным связям - независимость, обидчивости - неуязвимость самолюбия.
Каждая внутренняя преграда ограничивает свободу выбора действия, создает в соответствующих ситуациях внутреннюю конфликтность, превращающую действие в поступок. Поступок, таким образом, это либо преодоление преграды, либо, под ее влиянием, отказ от действия.
Попробуем представить себе человека, который в структуре своей личности не обладает ни одной из выделенных внутренних преград.


Такой человек обладает сильной волей, смел, бесстрашен, аморален, непритязателен - может вынести любые условия жизни, он не обидчив - не уязвим для уколов самолюбия, может проявить смирение, бессовестен, бесстыден, его не удерживают родственные связи, он не чурается нудной, рутинной работы.
Образ, который получился в результате, напоминает Мефистофеля. Существу без внутренних преград все по плечу и все дозволено. "Бесы" Ф.М.Достоевского - попытка художественного анализа проблемы "человека без преград". Такой человек не совершает поступков, поскольку он не ограничен в выборе действий, не ограничен в выборе средств, ведущих к цели.
Напротив, чем более развита структура внутренних преград, тем чаще сталкивается человек с необходимостью поступка, хотя и внешне это часто не заметно. Для застенчивого подростка поступок может состоять в том, что он спрашивает, как пройти на незнакомую улицу. Для боязливого - поступком является посещение зубного врача, для гордо-самолюбивого - обратиться к человеку, по отношению к которому он был не прав.
Наличие определенных комбинаций внутренних преград определяет особенности личности человека. Одно дело - человек совестливый, стыдливый, гордо-самолюбивый и стремящийся к лучшей жизни, другое - безвольный, боязливый, самолюбиво-обидчивый, третье - ориентирующийся на общественное мнение, четвертое - имеющий "главной преградой" мнение родных и друзей.
Внутриличностные преграды входят в самосознание личности двояким способом.
Во-первых, если внутренние преграды оказываются препятствием в осуществлении каких-либо важных жизненных целей, препятствием в достижении, мотивом, то и себя в целом человек осознает как препятствие на пути самореализации "Я" приобретает негативный личностный смысл. Если личностные черты, и в частности личностные преграды, способствуют достижению мотивов, удовлетворению потребностей, "Я" приобретает позитивный личностный смысл. Так, например, если человек устоял перед соблазном тщеславия, не пошел против совести - он получает повод для самоуважения.

Наконец, если одни внутренние преграды препятствуют, а другие способствуют удовлетворению потребностей, достижению согласия с собственным идеалом, "Я" приобретает конфликтный личностный смысл. Так, совестливый человек может мучиться из-за своей робости и боязливости, которые делают для него столь трудными поступки, согласующиеся с совестью.
Во-вторых, внутренние преграды оказываются средствами предвосхищения поступка. Действительно, вовсе не обязательно совершить бессовестный поступок для того, чтобы осознать слабость или силу этого своего качества. Поступок может быть совершен лишь в воображении, в фантазии.

Возможно, что, например, агрессивные поступки, приписываемые "герою" в проективных (интерпретативных) тестах, отнюдь не являются свидетельством проекции латентной потребности в агрессии, но, напротив, есть лишь способ проверки действенности моральных, нравственных принципов, т.е. способ проверки "эластичности" преграды.
Выявление достаточно широкого, хотя, конечно, и не полного, списка внутренних преград позволяет по-иному взглянуть на эксперименты по изучению когнитивного диссонанса. Как уже отмечалось, в этих экспериментах сталкивались в основном два личностных образования: мотив послушания экспериментатору (или, в нашей терминологии, опасение негативных санкций со стороны экспериментатора осуждения, насмешки и т.д.) и нравственные принципы человека (совесть). Можно, однако, предполагать, что таких столкновений может быть гораздо больше: практически для любых двух внутренних преград можно подобрать ситуацию, при которой человек должен преодолеть хотя бы одну из них.

В противоречие могут вступить гордость и совесть, робость и учет общественного мнения, стыдливость и потребность в творчестве и т.д. В таких столкновениях и происходит осознание собственных личностных черт человеком, их узаконивание, либо, напротив, объявление им беспощадной войны. Выявление "списка" внутренних преград, столкновение которых приводит к конфликтным смыслам "Я", взвешивающим "вес" собственных черт, открывает, на наш взгляд, путь к эмпирическому (экспериментальному, клиническому) изучению конфликтных смыслов различной природы.
Представление о внутренних преградах открывает, с нашей точки зрения, не только новые пути в изучении самосознания, но и ряд новых проблем в изучении мотивации.
Так, согласно логике развиваемых представлений человек, оказавшийся в ситуации выбора из двух действий (или, частный случай, выбора между действием и отказом от его) предпочтет то, при котором преодолевается менее выраженная внутренняя преграда. Так, часть испытуемых в опытах по когнитивному диссонансу отказывалась от дальнейшего участия в опытах (т.е. отказывалась лгать, наказывать и т.п.), часть же не сочла возможным отказаться. Но справедливо, по-видимому, и обратное утверждение: субъективный вес внутренней преграды будет зависеть от побудительной силы мотива.

На основе этого предположения нами была разработана методика измерения силы мотива [120].
Мы предполагали, что если заменить неопределенную формулировку инструкции "оценить трудность ситуации в перспективе действий ради чего-то жизненно важного" на определенную, т.е.с указанием, ради чего именно, то испытуемые будут оценивать субъективную трудность преград по-разному в зависимости от значимости (побудительной силы) мотива. Следовательно, сопоставление субъективных трудностей преград в перспективе достижения двух различных мотивов позволит оценить относительную силу последних. Не касаясь сейчас сложных методических проблем, связанных с самим формулированием измеряемых мотивов, отметим, что такие статистически значимые сдвиги в опенке трудности преград действительно удалось обнаружить. В то же время обнаружились ситуации, трудность преодоления которых не только не падала при переходе от неопределенной инструкции к определенной, но даже, наоборот, возрастала.

Следовательно, теоретически преодолимые преграды оказываются непреодолимыми, если мотив действия слаб или не релевантен преграде.
Внутриличностные преграды, их столкновение в поступке - реальном или только воображаемом, - являются основой отношения к себе - главной составляющей смысла "Я". В сознании это отношение претерпевает двоякую трансформацию. Когнитивная трансформация отношения к себе выражается в субъективном наделении себя чертами, т.е. в самовосприятии, эмоциональная трансформация - в возникновении эмоций, чувств, направленных на себя самого.

При этом способ осознания себя личностью, основанный на решении внутренних противоречий, порождаемых реальной деятельностью, диктует и особый характер процесса самосознания - его диалогичность. К этим вопросам мы обратимся в последующих главах.



Содержание раздела