d9e5a92d

Анализ и обсуждение результатов


Так, антипатия к персонажу А выглядит несколько натянуто, похоже, что она - результат нежелания симпатизировать (ср. "старалась равнодушно, серьезно не воспринимать"). Двойственность особенно проявляется в ответах на вопросы о сфере общения и будущей семьи. Как правило, персонаж А оценивается как потенциально "плохая жена", однако часто при этом предполагаемому мужу приписываются многие достоинства. Антипатия соседствует с близостью.

В уважительном отношении к персонажу В также сквозит некоторая нарочитость, натянутость. Всем текстом ответов про персонаж В они как бы заявляют: "Вот этот человек достоин уважения и вполне мне подходит". Характеризуя отношения в триаде и касаясь взаимоотношений с персонажем А, испытуемые в большинстве случаев оценивают их как "чисто деловые", "терпимые - вежливость, предупредительность", "поверхностные", "очень далекие" и лишь в двух случаях как "дружеские". Характеризуя свое отношение к персонажу А, пишут: "дружить не могла бы", "...не люблю таких людей, мне они не нравятся", "среднее между симпатией и неприязнью", "могла бы дружить, хотя А - легкомысленна", "...не люблю, индиферентна". Отношение, которое испытуемые ожидают получить в ответ, также в основном негативно.

Отношения Я с В - напротив, дружеские; также позитивны оба вектора отношений.
Характеристика отношений персонажей между собой наиболее интересна. В целом это отношения либо холодно-формальные, либо даже враждебные. Характерно, что гипотетические партнеры по общению не равны в своих отношениях. Персонаж В относится к А презрительно, хотя возможны как симпатия, так и антипатия.

Хорошо это отношение выразила одна из испытуемых: "возможна дружба с А, но с чувством превосходства". Соответственно и А "может дружить с В, но не на равных, испытывает чувство ущемленности от В". Эту амбивалентность одна из испытуемых выразила так: "А относится к В либо как к опоре, либо, если считает себя выше, то не любит и завидует".
Испытуемые четвертой, малочисленной группы (6 человек), к обоим персонажам выразили уважение и симпатию. В качестве примера рассмотрим протокол испытуемой С., 20 лет.
Словесный портрет персонажа А
Антонина М., 20 лет, студентка исторического факультета.
Общительна, легко устанавливает контакты, беззаботна, весела, несколько мечтательна, склонна недооценивать себя, легко расстраивается, подвержена частым сменам настроения.
Ответы
Испытуемая ответила на вопросы в виде связного текста и при ответе за персонаж А использовала первое лицо.
Я, Антонина, с 7-го класса мечтала поступить в театральное училище, но, к сожалению, не прошла третьего тура. Люблю театр и вообще хотела бы получить серьезное театральное образование. В дальнейшем хотела бы работать в области, связанной с искусством. Неудача, которая постигла меня при поступлении в театральное училище, разуверила меня в моих театральных способностях.

И я,, поддавшись уговорам родственников и знакомых, не теряя времени поступила на исторический факультет, на отделение "история изобразительного искусства", так как люблю живопись, и в надежде на то, что в будущем, работая искусствоведом, смогу каким-нибудь образом приблизиться к работе в театре. (Работать с театральными художниками, писать статьи о декорациях, о художественном оформлении театральных постановок).
Антонина способный человек, она считает, что будет неплохим искусствоведом, но достичь успеха, создать хорошие, серьезные работы по искусству она могла бы только работая в театре, т.е. выполняя любимое дело.
Я думаю, что Антонина не раз будет возвращаться к мысли о том, что будущее ее место в театре, на сцене, но это только мечты, сожаления, которые она будет ощущать особенно остро после просмотра талантливой пьесы, блестящей игры актеров. В будущем же она будет искусствоведом, думаю, что неплохим, и будет работать в каком-нибудь небольшом музее, а вечерами ходить в театр просто зрителем.


У Антонины много знакомых, в том числе мужчин. В общении с мужчинами, как и с другими людьми, она ищет интеллектуального общения, но в то же время предпочитает, чтобы было весело, легко и не создавались трудности. Думаю, что в общении с мужчинами ей легче и интереснее, чем с подругами.
В друге ее привлекают ум, полная откровенность и доверие, умение поддержать в трудную минуту и особенно общность интересов. Надо, чтобы друг в чем-то был лучше ее, чтобы она могла на него равняться.
Муж должен быть красивым, умным, должен уметь быть нежным и заботливым. Думаю, что она не придает очень большого значения материальному достатку, но это ей не помешало бы в жизни.
Она считает себя способной горячо, искренне любить, создать в семье обстановку доверия и дружбы, думает, что была бы мужу хорошим другом и любящей женой, но иногда вдруг она начинает в этом сомневаться.
Ей подошел бы человек с техническим образованием, симпатичный (в смысле внешности), четко представляющий себе, что ему нужно в жизни, коммуникабельный человек, который бы был морально сильнее ее, менее эмоциональный, чем она, который был бы для нее авторитетом.
Словесный портрет персонажа В
Валентина К., 20 лет, студентка ВМК.
Склонна к самоанализу, не стремится к широкому общению, знает, чего хочет, уверена в себе.
Ответы
Валентина поступила в институт для того, чтобы получить высшее образование. Точные науки она любила больше, чем гуманитарные. Поступила на факультет ВМК, так как родители ее кончали этот факультет, она много знала об этой специальности, успела ее полюбить и хотела продолжить дело своих родителей. Она старается стать хорошим, знающим специалистом, творчески относящимся к делу. Она достигнет больших профессиональных успехов, будет ученым, если не выйдет замуж.

Если же она выйдет замуж, она посвятит свою жизнь семье, будет хорошей женой и матерью, на работе будет серьезным, знающим специалистом.
В общении с молодыми людьми ищет духовной близости, общих интересов, интересного собеседника, хорошего товарища, приятного времяпрепровождения (экскурсии в музей, театр, кино, па выставку, ненавязчивость собеседника в разговоре о чем-либо). В друге привлекает честность, порядочность, недопустимость фальши в отношениях.
Мужа представляет себе обаятельным, серьезным человеком, любящим, заботливым, нежным, хорошим другом.
Она могла бы дать мужу свою любовь, доверие, дружбу, была бы верной, заботливой женой, хорошей матерью.
Ей подошел бы человек порядочный, обаятельный (внешне и внутренне), с чувством юмора, любящий детей.
Ответы, испытуемой "за себя"
Я поступила в вуз, так как хочу получить высшее гуманитарное образование, очень люблю литературу, русский язык, хочу стать знающим лингвистом, общаться с интересными людьми. От своей специальности жду много интересного. Буду хорошим специалистом и буду работать с полной отдачей, если буду увлечена своей будущей профессией.

Работа в вузе представляется мне интересной, в школе - нет. Если буду стремиться к профессиональному успеху, то обязательно достигну - уже проверено.
В общении с мужчинами, как и со всеми людьми, меня привлекает возможность узнать что-нибудь новое, интересное, красота, ум. В друге привлекает взаимопонимание, общность интересов, экстравагантность (внешность, образ мыслей).
Своему другу могла бы дать верную дружбу, взаимопонимание, была бы любящей женой.
Мужа представляю себе человеком с чувством юмора, интеллигентным, любящим, понимающим, сочувствующим и уважающим Tои привязанности.
Как показывает анализ протокола, испытуемая относится к персонажу А с симпатией и сочувствием, с уважением к ее личности. Испытуемая употребляет первое лицо в ответах за персонаж А, вообразив "театральную неудачу", старается найти иной позитивный вариант жизненного пути своей героини. Испытуемая многократно характеризует персонаж А "изнутри", указывая на ее чувства, мысли.

Симпатия проявляется и в характеристике персонажа А как будущей жены, и в характеристике ее мужа.
Отношение, выраженное к персонажу В в целом, совпадает с выраженным к А. Это выражается в описании профессиональной сферы и сферы общения и семьи.
Единственное различие, пожалуй, кроется в большей отдаленности самой испытуемой от персонажа, большей межличностной дистанции.
Характеризуя отношение в триаде, испытуемая устанавливает абсолютно симметричные связи между всеми тремя вершинами треугольника (Я, А, В). Каждую из сторон нарисованного экспериментатором треугольника она подписывает так: "знакомство, дружба, товарищеские отношения". Чувства, которые испытывает каждый из трех участников возможного общения к каждому, также одни и те же: "чувство доброжелательности, товарищеские отношения".

В самоописании испытуемая открыта, хотя и лаконична, к себе демонстрирует отношение, сходное с тем, которое демонстрирует к персонажам, можно заметить и сходство в содержании приписанного другим и себе.
АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Итак, по характеру спонтанно выраженного отношения к персонажам испытуемых удалось классифицировать в четыре группы.2 Как мы уже отмечали, пристрастность, с которой испытуемые писали о "персонажах, отчетливость эмоционально-ценностного отношения, выраженного к ним, на первый взгляд кажутся неоправданными и неожиданными и, особенно если сопоставить эту эмоциональную насыщенность описаний со скупостью исходной информации, заключенной в портретах.



Содержание раздела