d9e5a92d

Северинов Н. - Эволюция фриланса

Природа человека стремится к цикличности - это обусловлено строением головного мозга. В процессе выполнения какого-либо действия, будь то рассуждения или уборка в квартире - в головном мозге образуются пути, по которым идет передача нейроимпульсов.

Один раз сформировав такой путь, мозг старается использовать его постоянно как набор команд для тела - мозг стремится автоматизировать происходящие в голове процессы, чтобы максимально облегчить себе работу.
Поэтому если мы делаем что-то неправильно несколько раз (повторяем слово превед или здрасьте, вместо доброжелательного Добрый день, я очень рад Вас видеть!), то даже не замечаем, как грубость и невоспитанность становятся нашей сущностью. Именно поэтому мы часто оказываемся в порочном круге, который может иметь любое воплощение в реальной жизни - забывчивость, нехватка времени, постоянный поиск работы, конфликты, раздражительность, депрессия.
То же относится и к работе фрилансера, типичный старт - регистрация на онлайн бирже труда и далее участие в отчаянных и безрезультатных гонках за любым заказом, вливаясь в хор однотипных заявок к проектам.
Я зарегистрировался на год назад, не имея опыта в фрилансе и профессиональных знаний в IT, благодаря простой организации труда, за год я заработал более $30 000. Я не работал 16 часов в сутки и более того фриланс не был тогда моей основной деятельностью.
Цель этой книги - организация рабочего процесса фрилансера, здесь нет советов вроде чтобы заработать на фрилансе напишите книгу о том, как заработать на фрилансе, чтобы другие тоже заработали на фрилансе и научили всех зарабатывать на фрилансе. Это - четкая инструкция по организации профессионального производства, основанная на базовых принципах системного подхода.
Трудовая деятельность человека - это, прежде всего, способ научить свой мозг работать эффективнее: получать и обрабатывать больше информации, находить новые идеи, легче преодолевать трудности и достигать цели. Именно в этом и заключается основной смысл книги.
Я не буду сейчас описывать ваше светлое будущее, после прочтения Эволюции фриланса. Вокруг итак слишком много бесплотных мечтаний о больших деньгах и необоснованных убеждений в том, что ничего не делая можно вдруг что-то получить. Книга основана на практическом опыте, описывает такие фундаментальные процессы фриланса как:
¦ Поиск заказов (не смотря на жестокую конкуренцию)
¦ Общение с заказчиками
¦ Минимизация финансовых рисков
В книге очень много проработанных примеров, шаблонов, образцов - масса практического материала, который вы сможете использовать в своей работе. Я подробно описываю кухню фриланса в СНГ и эта книга позволит вам быстро сориентироваться в современных тенденциях и течениях.
Поэтому не будем тратить время зря и скорее перейдем к увлекательному процессу организации труда. Переходим к Главе 1 и повторяем мантру: чем больше сделаем прямо сейчас - тем меньше останется на завтра!

Глава 1. Подготовка к работе

Сертификация знаний
Продажа товаров или услуг начинается с определения того, что вы будете продавать. Вы, прежде всего, должны определиться какие услуги будут вашей основной специализацией и какие услуги будут дополнительными.
Самая распространенная специализация у современного фрилансера - это IT-комбайн, который в совершенстве знает каждую технологию, занимается профессиональным маркетингом и продажами, программирует, рисует, анимирует, при этом, ему недавно исполнилось 19 и нет опыта работы...
Знания и примеры работ (опыт) - это основной показатель, который обеспечит вас постоянной работой и заказами. Вы сможете выбирать проекты, в которых хотите участвовать, заказчиков, которые платят больше и более просты в общении.

Поэтому, если вы хотите иметь достойные условия труда -позаботьтесь о соответствующей презентации своих знаний и навыков.
Когда заказчик выбирает фрилансера на удаленную работу в сфере информационных технологий, он испытывает большой стресс - похожий на тот, что испытывает турист, только что приземлившийся в Москве и обнаруживший, что его никто не встречает. Вокруг многонациональная каста таксистов и частников создает атмосферу травли и невероятной спешки, каждый кричит в ухо: Дешево!

Дешево, ТАКСИ!.
Аналогичная ситуация происходит и на удаленных биржах труда - десятки заявок и десятки претендентов, все пишут о своих исключительных знаниях и профессиональном опыте, при этом никто никак не подтверждает свои навыки. В процессе просмотра заявок у заказчиков возникает логичные вопросы: На основе каких критериев следует производить отбор, если они все одинаковы? и как воспринимать заявки, в которых есть только пару слов не вопрос, сделаю.


Поэтому если вы задаетесь вопросом: как выигрывать тендеры в условиях жесткой конкуренции?, -запомните простой ответ - прежде всего докажите, что вы знаете больше других.
Для того чтобы заказчик мог проверить профессиональные навыки исполнителя, уже давно существуют различные формы сертификации знаний, и единственная причина, почему у фрилансера нет сертификата - он не обладает необходимыми знаниями или не участвует в крупных проектах. Наличие сертификата можно использовать, как маркетинговое преимущество и во многих ситуациях, когда нужно доказать свою квалификацию - именно наличие сертификата определяет специализацию фрилансера.

Основная специализация - сертификат, полученный с 90% результатом (минимум 80%), дополнительная специализация - сертификат, полученный с результатом не менее 70%.
Естественно, что для начинающего фрилансера добиться 90% результата в сертификации - сложная задача, однако, если вы не можете пройти тест по основной специализации даже на 70% - это в первую очередь сигнал, который означает, что вы просто не готовы к работе. В таком случае нужно сосредоточиться на образовании и успешном прохождении теста.
Прохождение теста похоже на выполнение работы над ошибками в школе: перед вами онлайн-тест, вы отмечаете вариант ответа, копируете всю форму в Word - чтобы сохранить форматирование и фиксировать выбранный вами ответ. Так сохраняйте весь тест, а после прохождение теста записываете результат.

Далее последовательно изучите каждый вопрос и тему, к которой он относится, если неправильных ответов слишком много - составьте учебный план и на время обучения забудьте об участии в тендерах или конкурсах.
Поставьте перед собой одну цель - пройти сертификацию! Перед тем как размещать заявки в проектах, я тщательно изучил все статьи и материалы относительно участия в тендерах, особенно мне понравилась статья Вадима Тимофеева (tvv) "Заказчик, выбери меня - я лучший!, в которой он последовательно рассказывал о том, как составить резюме и подготовиться к работе.

Я не участвовал ни в одном проекте, пока не сдал онлайн тест Бауманского университета Основы PHP с результатом 32/40 (80%). Я добился этого результата за месяц (как я уже писал - у меня не было опыта программирования), усиленно изучая предмет и практикуясь, поэтому если я встречаю фрилансера, который пишет о том, что он досконально владеет PHP, программирует уже 3 года и также дает ссылку на сертификат с 70% результатом - меня охватывает недоумение.
Есть целая категория специалистов, которые в прошлом работали по схожей специальности на полную ставку, а потом ушли во фриланс. Обычно они презрительно отзываются об онлайн сертификации:
Эти тесты для начинающих, у меня нет времени их проходить, если будет нужно - легко сдам на 100% с первого раза. По поводу фразы у меня нет времени подробно написано в Главе 5, раздел Учет времени, а если вы серьезно считаете, что без труда сдадите тест, если будет необходимо - то знайте, что для серьезных проектов это обязательное требование и лучше быть готовым заранее.
Кажется, что online тесты могут быть легко пройдены на 100% путем фальсификации данных, однако на практике это не так, по крайней мере, сейчас. Поэтому не теряйте времени - проверяйте свои знания и проходите сертификацию.

Когда будете готовы - переходите к следующему разделу главы.
Ссылки:
- наиболее качественно сделанные тесты, но ограниченный ассортимент - больше тестов, больше авторитетность, если собираетесь работать с иностранными заказчиками - наличие сертификата обязательно - можно использовать как альтернативу
Оборудование и программное обеспечение
Социальные и экономические потрясения в странах СНГ сыграли с нами злую шутку - не смотря на то, что Интернет полностью стирает границу между государствами и предоставляет любую необходимую информацию, большинство фрилансеров как-будто остались за железным занавесом и живут в другом мире - мире палок-копалок и программного обеспечения (ПО) старых версий.
Старый компьютер или старое ПО - это как тупой нож для хирурга, там, где нужно сделать аккуратный разрез он начинает пилить... Меня повергают в глубокий шок гордые заявления фрилансеров-программистов о том, что их основной инструмент - это Блокнот (!!!).

Не меньший ступор вызывают дизайнеры, использующие Microsoft Paint.
Каждая профессия образует информационное поле, которое изначально кажется необъятным - сленг, история, обычаи и т.д. Но на практике, поставив себе цель, для полноценного вхождения в любую среду требуется не более полугода, и вы уже будете знать все от начала до конца, включая основных действующих лиц, а также будете в курсе всех новостей индустрии.
В мире информационных технологий новости выходят каждый день, но формирование тенденций или выход новых версий программ происходит всего несколько раз в году, поэтому всегда быть в курсе последних событий совсем не сложно.
Для любого пользователя компьютера и особенно фрилансера очень важно осознать суть технического прогресса, так как все изменения, происходящие с человечеством - это неизбежный результат эволюции, а эволюция делает простым то, что раньше было невозможным.
Поэтому даже если вы обладаете фундаментальными знаниями в одной из сфер информационных технологий, но используете старое ПО или зависите от настроения своего рабочего инструмента, сложно говорить о высокой продуктивности труда или получении удовольствия от работы.
Я поместил этот раздел на второе место в первой главе только из-за одного фактора - на хорошее оборудование нужны деньги, особенно в России, где за любую вещь нужно платить с наценкой в 50%.
Но upgrade оборудования (а если вы не меняли компьютер за последние три года - то покупка нового комплекта) - это обязательный шаг на пути к профессиональной работе. И если вы думаете, что прекрасно справляетесь и сейчас: Пока он рендерит, я завтракаю, то будьте уверены, кто-то зарабатывает больше вас только потому, что у него быстрее рабочая станция.
То же относится и к программному обеспечению, но если наличие оборудования зависит от финансовых возможностей, то отсутствие в арсенале новых версий ПО для IT-профессионала никак не может быть оправдано. Я специально опускаю морально-этический аспект использования пиратских копий интеллектуальной собственности, потому что применительно к современной России - эта тема сплошное лицемерие.

Примем как факт - любое ПО можно скачать в Интернете бесплатно, поэтому если вы пользуетесь Adobe Photoshop версии 7.0 или не слышали про выход Zend Studio 5.5 - пора выбираться из каменного века.
Особой категорией являются браузеры, тут действует еще одно простое правило - чем больше - тем лучше, раньше кросс-браузерность была настоящим камнем преткновения, но с развитием Вебтехнологий она ушла в небытие. Поэтому смело устанавливайте IE, FireFox, Opera, Netscape и если вы публикуете свою работу в Интернете, проверяйте ее на кросс-браузерность.
Среди наиболее популярных причин, которыми оправдывается использование старых версий ПО, находятся следующие:
¦ Я установил новую версию, она мне не понравилась - все так непривычно, я ее удалил и прекрасно работаю со старым добрым Windows 95...
(Конечно, бывают неудачные релизы, но успешность новой версии ПО определяется за один месяц после выхода: почитайте обзоры, форумы и если версия не провальная - обновляйте ПО, каким бы непривычным ни был новый интерфейс, вы привыкните к нему также, как к старому)
¦ Я бы с удовольствием перешел на новую версию, но у меня 30 проектов несовместимых с новой версией и что мне теперь их все переделывать?
(Если это проекты, которые будут развиваться, то однозначный ответ - да, все переписывать, реорганизовывать, переделывать и начинать с нуля. Во-первых, совместимость почти всегда учитывается разработчиками, поэтому переписывать нужно минимум; во-вторых, если вы не сделаете это сейчас, то через год будете сильно отставать от лидеров, даже если у вас сейчас сильные позиции)
¦ Сейчас слишком много дел, вот закончу проект и начну update
(Почему-то многие не задумываются о том, что с новой версией ПО они смогу закончить проект гораздо быстрее)
Сделайте максимум для эффективной и удобной работы, прежде чем начинать любой проект. Будьте готовы к новой информации и техническому прогрессу и никогда не отказывайтесь от обновления ПО только потому, что к старой версии вы привыкли больше.

Поверьте, получив новую функциональность, вы получаете больше возможностей быстро и эффективно реализовывать свои проекты, и разница может быть сравнима с ручным и фабричным производством.
Имея под рукой мощное и быстрое рабочее оборудование, вы сможете сэкономить массу рабочего времени и соответственно больше успеть и больше заработать.
Ссылки на информационные ресурсы:
¦- рассылка о новостях в мире программирования, дизайна и всего Интернета в целом
¦ - огромный объем полезной информации для тех, кто делает Вебсайты
¦ - обзоры оборудования
(а также множество других информационных сайтов, которые легко найти в Интернете)

Оформление портфолио


Если у вас еще нет выполненных работ - переходите к следующему разделу Оформление резюме.
Итак, в предыдущих разделах уже было много сказано о том, что, прежде всего, нужно понимать суть процесса, а потом приступать к его выполнению. Поэтому давайте начнем с самой сути: основная функция портфолио фрилансера - убедить заказчика, что вы способны выполнить работу определенного уровня сложности.

Поэтому если вы уже успели закинуть в сеть все свои 150 зарисовок и набросков, но ваше портфолио не убеждает заказчика - вы зря потратили время, приготовьтесь, сейчас мы приведем его в порядок.
Правильное оформление портфолио - это всего лишь организация информации, не нужно ничего украшать или скрывать, не нужно выгодно подчеркивать плюсы и обходить острые углы. Портфолио -это результат вашего труда и предмет гордости, но самое главное - это один из основных показателей, на основании которого заказчик делает выбор.
Чтобы лучше понимать весь процесс оформления, ознакомьтесь с нижеуказанными рекомендациями:
¦ Никогда не добавляйте в портфолио незаконченную работу
Если даже работа выполнена на 99%, то она все равно остается недоделанной, независимо от причины. Фактически вы показываете всем потенциальным заказчикам, что вы уже один раз не смогли довести заказ до конца и не считаете это проблемой.

Часто в портфолио встречаются фразы: Заказчик внезапно закончил финансирование проекта, вот недоделанная версия..., - как бы ни было, вы все равно показываете то, что вы участвуете в проектах, которые не доживают даже до старта, что говорить об успехе?
Поэтому если среди ваших работ есть незаконченные проекты, но вы хотите их демонстрировать заказчикам, у вас есть всего два варианта: 1) Вырезать из проекта полнофункциональные элементы и показывать только их; 2) Закончить работу на 100% и только тогда поставить ее в портфолио.
¦ Каждая работа, добавленная в портфолио, должна быть подробно описана
Когда в портфолио фрилансера находятся работы для фирмы Газпром или для другого известного и крупного клиента, заказчик сразу начинает сомневаться в честности фрилансера. Те же сомнения возникают, когда заказчик видит работы на английском языке с американскими рекламными лозунгами.

И эти сомнения имеют основания, потому что, если вы действительно сделали весь сайт Газпрому - вам больше не нужно искать работу.
Поэтому, если вы все-таки занимались разработкой Веб-сайта для крупной компании или работаете с иностранными заказчиками - обязательно укажите, что готовы предоставить рекомендации от непосредственных представителей заказчика, чтобы избежать подозрений в фальсификации портфолио.
Каждая работа должна быть подробно описана по следующей схеме: о Наименование работ о Описание задания о Результаты о Срок исполнения
_Пример:_
Наименование работ: верстка XHTML Описание задания: сверстать валидный шаблон XHTML из psd файла Результаты: Шаблон доступен по адресу и проходит полную валидацию W3C
Срок исполнения: 8 часов (1.5 дня)_
Наименование работ: создать набор иконок
Описание задания: нарисовать 10 иконок 40x40 px;
в 3Д перспективе
Результаты: см. рисунок
Срок исполнения: 16 часов (3 дня)
Естественно, что Описание задания может быть расширено и должно быть максимально подробным, если вы выполняли широкий спектр работ. Также, если вы используете в портфолио работы, сделанные до начала деятельности в Интернете, не забудьте предоставить по требованию рекомендации прошлых работодателей.
При этом обратите особое внимание на то, что искажение информации и обман всегда будут обнаружены, а подробно описанные работы добавят заказчику уверенности, в том, что вы подходящая кандидатура для выполнения его проекта. Также не забудьте то, что заказчику должно быть понятно, зачем вы показываете ему какую-либо работу.
¦ Не указывайте ссылки на бесплатные Веб-сайты на бесплатных хостинговых серверах
Отсутствие собственного хостинга и домена однозначно говорит о нескольких фактах: 1) Вы не работаете в сети Интернет профессионально; 2) Вы мало знакомы с управлением и работой Вебсерверов; 3) Вы делаете свою работу плохо или только начинаете работать
И нет смысла обсуждать принципы и причины отсутствия своего домена и хостинга, просто примите как аксиому то, что профессионал, работающий в Интернете, должен иметь собственный Веб-сайт. Применительно к теме портфолио, собственный Веб-сайт позволит вам демонстрировать свои работы независимо ни от кого, а также вы сможете разместить дополнительную рекламную информацию.

Подразумевается отсутствие на сайте (если он используется для демонстрации портфолио) рекламы и баннеров - только работы и описания работ и только реклама собственных услуг.
¦ Не заставляйте заказчиков ничего скачивать
Если не рассматривать исключения, то предлагать заказчику скачивать ваши работы для оценки не следует - это дополнительное время, заказчик перенесет просмотр ваших работ в конец очереди из кандидатов и в процессе может найти подходящего фрилансера раньше. Поэтому работу лучше всего демонстрировать в Интернете.
¦ Показывайте только лучшие и характерные работы
Портфолио, в котором больше 15-20 работ, достаточно утомительно для просмотра, особенно если это однотипные работы. Оставьте самые лучшие, самые свежие и характерные, напишите к ним интересные описания и регулярно обновляйте.
Главное воспринимайте портфолио как маркетинговый инструмент, чем больше вы убедите клиента в своем профессионализме - тем больше тендеров вы сможете выиграть, заполняйте портфолио тщательно и внимательно. Недопустимо наличие опечаток, грамматических ошибок, сленга в описании работы, только работа и ваши навыки, о своих уникальных качествах вы сможете рассказать в резюме.

Оформление резюме


Во фрилансе бытует мнение, что не имея портфолио, новичку невозможно получить хороший заказ (от $500) и это естественно, но если у вас нет резюме, то вы теряете почти все шансы получить даже плохой заказ (до $30).
Хорошее резюме состоит из двух частей:
¦ Личные данные и навыки
¦ Маркетинг
Чтобы понять, как хорошо составлять резюме просмотрите следующие примеры:
¦ Мое резюме
¦ Резюме Вадима Тимофеева
Легко заметить, что в представленных резюме совпадает форма описания навыков и представления личной информации, но отличаются маркетинговые блоки. Также вы наверняка обратили внимание на то, что мое резюме составлено только на русском языке, а резюме Вадима наоборот ориентировано на международный рынок.
Чтобы правильно начать, ставим цель и определяем основные функции резюме:
Цель:
- Привлечение клиентов Функции:
- Предоставление информации о себе
- Предоставление информации о профессиональных навыках
- Реклама товаров и услуг/Предложение о сотрудничестве
И не смотря на то, что вышеуказанные функции кажутся объективными, ответьте себе на вопрос: что именно делает ваше резюме? Например, я знаю, что заказчик, проводящий тендер, после просмотра моего резюме в 90% случае выбирает меня победителем.

Потому что еще до начала какого-либо контакта я четко даю понять как я веду дела, как я отвечаю за свою работу и то, что я готов к выполнению серьезных проектов.
Главная функция моего резюме - маркетинговая! Большинство заказчиков не знакомы с Вебтехнологиями - перечисление ваших знаний полезно только специалистам, которые собирают команду для проекта или организовывают новую Веб-студию. Большинству заказчиков главное знать две вещи: кто вы и чем вы отличаетесь от тысячи других.

И если вы не используете резюме как средство эффективного маркетинга, то опять же вряд ли вам будет легко выигрывать тендеры.
Поэтому быстро заполните первую часть резюме, ответив на вопросы:
¦ ФИО (фамилию можно не указывать - это естественное право в Интернете)
¦ Дата рождения (или возраст)
¦ Место жительства (страны, города)
¦ Владение иностранными языками (также указать родной язык)
¦ Рабочий график (указывается в GMT или с привязкой к городу)
¦ Укажите список своих профессиональных навыков
На этом пункте следует остановиться подробнее. Если вы можете вывести на экран: Привет, мир! через JavaScript - это не значит, что вы знаете технологию... Знание каждой технологии, указанной в списке должно быть подкреплено сертификатом, не потому что так надо, а потому что серьезный заказчик не будет принимать на веру то, что вы что-то знаете.

Особенно если у вас не заполнено портфолио. Используйте стандартную форму:
Технология / Период использования / Дата последнего проекта Обязательно укажите специализацию и дополнительные навыки.
¦ Укажите опыт работы
Этот пункт стандартен для всех резюме, но в случае размещения в Интернете, если работник IT сферы не указывает Веб-адресов компаний, в которых он работал (то есть информацию нельзя проверить), то большинство заказчиков не принимают этот раздел во внимание.
Форма:
Сортировка в порядке убывания (новые записи вверху, старые записи внизу)
Название компании / Город / Период времени Должность
Описание должностных обязанностей
¦ Образование
Известно, что в современной России образование в IT-сфере (как и в других отраслях) носит исключительно формальный характер - большинство специалистов занимаются самообразованием. Кроме того, мало кто сканирует диплом и выкладывает его в сеть, потому что отсканированные документы не пользуются доверием.

Безусловно, если вы закончили какой-либо ВУЗ, следует указать это в резюме, но опять же на образование больше обращают внимание, когда принимают на долгосрочную работу, а не когда выбирают фрилансера для разового заказа.
Я считаю, что заполнять все пункты не обязательно - можно смело заменить блок Опыт работы и Образование подробным описанием вашей работы, а также хорошо составленным портфолио. Естественно, что все остальные блоки (особенно Профессиональные навыки) должны быть заполнены полностью и соответствовать действительности.
Закончив составление первой части резюме, готовьтесь к составлению настоящего рекламного предложения для своих потенциальных заказчиков.



Содержание раздела