d9e5a92d

Оформление заявки

¦ Типовая задача
¦ Срок выполнения работ менее 15 дней
¦ Проект имеет стандартную структуру
¦ Проект реализуется на простой технологии, доступной для изучения в краткие сроки
В основном начинающих фрилансеров интересуют стандартные расценки на тот или иной вид работ, в данном случае можно взять за ориентир приведенную ниже таблицу (данные в таблицы взяты из системы создания проекта в сервисе по данным 2006-2007 гг)

Дизайн/Графика/Фото
Дизайн сайтов $210
Баннеры $30
Логотипы $100
Полиграфия $80
Пиксел-арт/Иконки $30
ЭШ-графика $160
Программные интерфейсы $180
Рисунки/Иллюстрации $70
Дизайн интерьера $350
Промышленный дизайн $310
Наружная реклама $120
Дизайн продукции $170
Фирменный стиль $350
Фотографии $50
Обработка фотографий $30
Мультимедиа презентации $260
Создание web-сайтов/ЗЕО
Создание web-сайта под ключ $460
Web-программирование $190
HTML-верстка $90
Flash $160
Системы управления контентом $350
Интернет-магазины $740
Продвижение сайта/SEO $320
Контент-менеджмент $130
Программирование
Скрипты / Web-приложения $160
Разработка прикладного ПО $250
Разработка системного ПО $350
Разработка баз данных $210
Разработка игр $1110
Приложения для телефонов $410
Приложения для PDA/PocketPC $380
Управление проектами $530
Тестирование ПО $80
Статьи/Тексты/Переводы
Технические статьи $60
Новости/Статьи/Обзоры $40
Резюме/Речи/Письма $40
Дипломы/Курсовые/Рефераты $60
Креатив/Копирайтинг $110
Редактирование/Корректировка $60
Технические переводы $50
Художественные переводы $100
Админист эирование
Системное администрирование $170
Хостинг $70
Служба поддержки $120
Настройка сервера / ПО $140
Аудио/Видео/Мультимедиа
Анимация $180
Музыка $120
Аудио/Видео-ролики $260

Для того чтобы не терзаться сомнениями много или мало? каждый раз при оценке проекта -необходимо разработать собственную ценовую политику, которая сэкономит ваше время, а также избавит от сомнений.
Первый вопрос, на который нужно ответить: Сколько денег вы хотите заработать?
Это вечный вопрос, который на протяжении веков игнорируется людьми, каждый хочет зарабатывать, хорошо жить и реализовывать свои желания, но какие это желания и сколько нужно для этого денег не знает 90% людей...
Я уже ссылался на книгу Наполеона Хилла Думай и богатей - ее без труда можно найти в любом книжном магазине и, хотя я скептически отношусь к книгам из серии Как стать знаменитым и богатым
- в этой книге не так много воды и она позволит вам поставить цель и достигать ее не через бесплотные мечтания, а в соответствии с четким графиком.
Всегда привязывайте ваши ожидания ко времени, это помогает избавиться от иллюзий, давайте рассмотрим краткий пример:
Вы хотите заработать на автомобиль, сколько стоит автомобиль? Давайте сразу отбросим компромиссы - когда вы определяете цель это можно делать без опаски.

Так как в современной России существует болезненная практика необоснованно завышенных цен, для покупки хорошего автомобиля следует ориентироваться на минимальную сумму равную $15 000.
Теперь определим сроки: приобретение элементарных вещей вроде автомобиля должно быть быстрым, соответственно на всю цель нельзя отводить более года, хотя лучше ставить более сжатые сроки - 8 месяцев (будет больше мотивация к работе).
Кроме данной суммы вам также нужно покрывать ежемесячные издержки на жилье и питание, от праздных трат придется отказаться. Примем размер месячных издержек равным $1 000.
В итоге получается, что за 8 месяцев нужно заработать $23 000, соответственно $2 875/мес.
Цель определена, теперь разрабатываем ценовую политику своих услуг, которая позволит достичь цели. Получать каждый месяц один заказ на $2 875 достаточно сложно, поэтому задачу нужно разбить на несколько заказов - определите сколько проектов вы сможете выполнить.

Примем 4 проекта как средний показатель, соответственно бюджет одного проекта должен быть не менее $718 и вы должны его получить/согласовать ТЗ/выполнить/сдать за 7 дней.
Далее определите, сколько часов в неделю вы можете эффективно работать, например вы решили отказаться от праздников и выходных (а фактически от употребления алкоголя и бессмысленного лежания на диване перед телевизором) и твердо решили работать не менее 10 часов в сутки. Таким образом, вы можете работать 70 часов в неделю.

Теперь делим $718 на 70 и получаем, что за час работы вы должны получать не менее $10.
На сегодняшний день - это реальная ставка в Рунете, которую можно просить за выполнение работы на профессиональном уровне.
Из данного примера следует, что вам нужно будет сократить время на сон, практически полностью исключить личное общение (друзья, бар, бильярд), а также 8 месяцев работать без праздников и выходных! Это суровые условия (даже экстремальные), но они выполнимы.



Про организацию времени я буду рассказывать отдельно.
Соответственно теперь вы можете определиться с ценовой политикой: Я работаю по ставке $10/час и ориентироваться на проекты, в которых заказчики готовы достойно оплачивать услуги профессионалов.
Но данный пример справедлив только, если вы уже являетесь профессионалом среднего уровня (имеете знания и опыт) и готовы отказаться от многих обыденных привычек (поспать подольше, посмотреть сериал, поболтать в icq, поругаться на форуме).
Для фрилансеров, которые только начинают свой профессиональный путь единственная цель - это постоянное образование и практика. В данном случае все материальные блага не должны иметь приоритета, поэтому ценовая политика может быть сформулирована следующим образом: Я работаю по ставке $3/час, но в интересных проектах (которые позволяют обучаться, устанавливать полезные связи, получать рекомендации) я готов участвовать бесплатно, так как для меня на данном этапе первичная цель - повышение квалификации.
Чтобы до конца осветить вопрос оценки стоимости услуг, я указал некоторые заблуждения, которые приводят к фатальным ошибкам в работе:
¦ Уже давно мечтаю получать почасовую оплату - это так здорово: сидишь в кафе, а деньги поступают на счет...
Честно говоря, это удивительная бессознательность ... Стоимость почасовой оплаты определяется вами только по вышеуказанной схеме, другими словами
Вы не получаете деньги за то что проходит время, а наоборот - вы в час успеваете выполнить объем
работы, который на открытом рынке имеет определенную цену.
¦ Это типовое решение, его делать пару дней, а с моими способностями вообще пару часов. Обычно такая оценка проекта основана на беглом взгляде, а в процессе реальной работе оказывается, что с вашими способностями вы не можете выполнить даже 50% процентов работы самостоятельно.

Никогда не оценивайте работу, если вы не изучили ТЗ досконально!
Определение сроков выполнения работ
В соответствии с предыдущим разделом - вы должны определять сроки проекта, ориентируясь на показатель среднечасовой стоимости ваших услуг. В свою очередь стоимость реализации проекта базируется на количестве потраченного времени на проект. Объединив эти два утверждения, получаем универсальную формулу:
Бюджет = Определенная вами ставка почасовой оплаты
Количество часов
Следует выбирать проекты, которые в результате деления бюджета на количество затраченных часов
соответствуют принятой вами ставке почасовой оплаты.
Для того чтобы рассчитать срок исполнения проекта разбейте ТЗ на функциональные блоки, далее последовательно оцените объем работ и откорректируйте полученный результат в соответствии со сроком исполнения, указанный другими фрилансерами. Ваше предложение не должно контрастировать со среднестатистическим сроком, но следует помнить, что если основная масса заявок указана с явно заниженным сроком исполнения и без указания явных причин (уже существуют заготовки или отработана схема реализация для данного типового проекта) - ставьте реальный срок разработки и обязательно обоснуйте его в заявке.
Чтобы лучше понимать схему расчета временных затрат, вы можете рассмотреть, в качестве примера, указанную ниже пропорцию затрат времени на производство:
¦ Переговоры с заказчиком - 20%
¦ Реализация первичной задачи - 30%
¦ Проверка качества исполнения - 20%
¦ Приемка/передача работы - 10%
¦ Исправления/изменения в проекте - 20%
Далее полученный показатель 100% времени умножьте на 1.5, таким образом, вы получите достаточно адекватный срок выполнения проекта.
Поэтому если вы оцениваете срок выполнения работ по проекту, учитывая только один показатель -реализация первичной задачи (который подразумевает выполнение 100% объема работ в соответствии с принятым ТЗ), то итоговый срок будет превышать заявленный минимум в 5 раз...
Обратите внимание, данный расчет временных затрат на производство не включает разработку, корректировку и согласование ТЗ!
Только после осознания всего объема работ, фрилансер понимает насколько ценна каждая минута рабочего времени, ведь любое отклонение от графика отдаляет поставленную вами цель, а также негативно влияет на вашу репутацию (хотя отклонение от графика в минимальных пределах - это практически неизбежная действительность).

Оформление заявки


После тщательно отбора и анализа проектов, расчета стоимости и срока исполнения мы переходим к стилевому оформлению заявки.
Для начала давайте рассмотрим структуру эффективной заявки:
1. Приветствие
2. Презентация услуг
3. Формирование путей реализации проекта
4. Контактная информация
Заявка к проекту должна выделяться на фоне остальных заявок, этого можно достичь только четким стилевым оформлением, а именно:
¦ Смысловые блоки логически отделены друг от друга
Чтобы вашу заявку прочитали - она должна быть удобная для чтения, это простое правило постоянно нарушается фрилансерами. Не создавайте нагромождение текста, делайте расстояние между абзацами, следите за правильными переносами текста и корректируйте внешний вид заявки до тех пор, пока ее смысловые блоки не будут расположены в абсолютной гармонии. Заказчик будет просматривать заявки к проектам множество раз и если каждый раз его взгляд будет цепляться за ваше оформление - вы автоматически привлечете к себе дополнительное внимание
¦ Визуальное форматирование текста
Кроме логического форматирования смысловых блоков, следует также использовать визуальное форматирование текста. Известно, что текст легче воспринимается, когда он оформлен в виде списка, где каждый элемент списка оформлен с помощью меток.
Используйте перенос строк, отступы, кавычки, дефисы, восклицательные знаки и заглавные буквы. Представьте, что вы дизайнер, работающий с текстом - уделите внешнему виду вашей заявки столько внимания, чтобы она выглядела, как мини-брошюра.

Определите для себя общий стиль и оформляйте свои заявки в соответствии с разработанным шаблоном.
Это позволит вам быстрее форматировать текст, а также визуально выделить его на фоне остальных предложений фрилансеров.
Составление содержания заявки
Снова вернемся к структуре эффективной заявки:
1. Приветствие
2. Презентация услуг
3. Описание путей реализации проекта
4. Контактная информация
Прежде чем переходить к самому содержанию заявки, необходимо определить несколько элементарных правил, соблюдение которых является проявлением вашего интеллектуального и культурного уровня.
¦ Следите за грамотностью письма
Я уже писал об этом в предыдущей главе книги, но считаю необходимым акцентировать внимание на этом правиле еще раз. Нет никаких уважительных причин, которые могли бы оправдать безграмотность в деловых отношениях, так как это снижает эффективность вашего предложения, свидетельствует о нежелании развиваться и образовываться, а также говорит о вашем безразличном отношении к работе.

Ни в коем случае нельзя использовать сленг или простонародные выражения, заявка - это бизнес-презентация, деловое общение имеет совершенно конкретные правила поведения и ведения переговоров, нарушения этих правил даже из принципиальных убеждений не является оригинальным стилем или вашей изюминкой. Это всего лишь неспособность к самодисциплине.
¦ Соблюдайте этикет
Понятие этикета, пришедшее из Франции еще в XVIII веке, на сегодняшний день является нормами общения, негласными стандартами, которые приняты людьми во всем мире. Незнание основ этикета свидетельствует о низкой морали, плохом воспитании и некультурности.

Вежливость и уважение к людям являются основами этикета - человек не должен допускать проявления неуважения к собеседнику или панибратства. Особенно, если это касается делового общения.
Если вы не знакомы с человеком, следует обращаться к нему на Вы!
Не смотря на всю очевидность этого правила, современные фрилансеры как-будто намеренно нарушают все правила культурного общения. Соблюдайте этикет - это признак профессионализма, высокой морали и что самое главное - соблюдение этикета ощутимо поможет вам в поиске интересных и высокобюджетных проектов.
¦ Работайте над каждой заявкой
Часто можно услышать рассуждения о нечеловеческой конкуренции в сфере фриланса - столько специалистов, столько предложений, как выделиться? Я никогда не чувствовал этой мифической конкуренции, потому что каждая моя заявка на голову выше 90% общей массы.

Я легко выигрывал тендеры, в которых участвовали от 20 до 40 человек, и ни в одном из случаев я не подавал заявку первым. Поэтому тщательно прорабатывайте каждую заявку! Приветствие - это обязательная часть каждой заявки! Приветствие формирует настроение заказчика во время чтения вашей заявки, абсолютно неуместно использование простой формы приветствия вроде Привет! или еще хуже Превед!.

Отсутствие приветствия может быть сравнимо с использованием Преведа...
Это правило также относится к соблюдению этикета, почитайте о том, какие бывают приветствия, поймите, что начиная с самого первого слова заявки вы можете расположить заказчика к себе и не упускайте этой возможности.

Презентация услуг


Самоуверенность и наглость некоторых фрилансеров вводит меня в ступор. В каждом проекте встречаются заявки вроде Готов! или Займемся. скидывайте ТЗ. Да кто им разрешит заняться? И к чему они готовы?

Получать деньги? И почему я должен кому-то что-то скидывать?
Я никогда даже не рассматриваю таких фрилансеров как кандидатов, такое отношение вызывает резкие негативные эмоции и если фрилансер хоть раз так отметился в ставках к моим проектам - он автоматически попадает в мой личный черный список.
Бывают и заявки наоборот - клятвенные заверения в профессионализме и в том, что удовлетворение заказчика - это высшая награда. Заказчику не нужно никаких наград, ему нужно определиться с исполнителем и необоснованные заявления вроде: никаких проблем!, легко! ничего ему не говорят о профессиональном уровне исполнителей.
Цель презентации услуг - продемонстрировать свой уровень знаний и сформировать у заказчика представление о своем деловом подходе. А не молодецкое бахвальство или туманные обещания счастья. Лучше всего в данном случае подойдет следующая форма:
1. Технология, опыт, ссылка на сертификат
2. Описание графика работы, системы отчетности, гарантий выполнения работы
3. Ссылка на схожие работы портфолио (именно на схожие работы, а не на все ваши 150 работ.)
Только факты и никаких литературных оборотов, в данном случае от вас не требуется проявление фантазии - расскажите о том, что вы умеете и подтвердите свои слова наличием работ и сертификатов.
Глава 2. Составление содержания заявки Описание путей реализации проекта
Заказчик, прежде всего, нуждается в информации. У него есть идея, он постарался оформить ее в виде ТЗ и хочет получить отклик от профессионалов.

Ему интересно как идею можно реализовать и тендер выигрывает тот, кто предлагает наиболее оптимальное решение.
Работа фрилансера - это выполнение индивидуальных заказов, которые часто основаны на оригинальных идеях или особых эмоциях заказчика. Это работа, в которой заказчик видит проявление своей творческой или бизнес-идеи, он ждет, что вы разделите его энтузиазм и предложите интересные варианты, Поэтому, когда в ответ на тщательно составленный проект он получает заявки от фрилансеров, которые даже не читали ТЗ, он выбирает тех фрилансеров, которые предлагают конкретные пути решения поставленной задачи.
Используйте низкий уровень заявок как преимущество: все пишут делали не раз - скидывайте ТЗ, а вы пишите:
Для реализации Вашего проекта оптимально использование связки современных технологий из XHTML+CSS+AJAX. Использование указанных технологий позволит достигнуть следующих целей:
- Повышенная скорость загрузки (информация строго дифференцирована, пользователю не нужно загружать ее каждый раз при переходе по страницам)
- Максимальный комфорт для посетителей (благодаря использованию технологии Ajax количество перезагрузок Веб-сайта сведено к минимуму)
- Основа для поисковой оптимизации (структура сайта изначально ориентирована на соответствие требованиям поисковых машин, вам не нужно будет тратить дополнительные средства на реструктуризацию сайта)
Используйте свой опыт и знания, чтобы обойти конкурентов - тем более, что на сегодняшний день это достаточно просто.
Контактная информация
Используйте возможности для того, чтобы сформировать стандартную подпись к своим заявкам, которая автоматически будет прикреплена в конце заявки.
В контактной информации укажите все виды связи, которые вы используете ежедневно, не пишите email, который вы проверяете раз в неделю или Skype login, если вы не готовы обсуждать детали проекта по телефону.
Не забудьте завершить заявку пожеланием или одной из стандартных подписей: С наилучшими пожеланиями, Имя, С уважением, Имя и т.п.

Глава 3. Общение с заказчиками

Если следовать рекомендациям, указанным в предыдущей главе, заказчик наверняка обратит внимание на ваше предложение и решит с вами связаться. Но это всего лишь самый первый этап в производственном процессе, поэтому ни в коем случае нельзя расслабляться или относиться к общению с заказчиком равнодушно.
Вы проделали большую работу, много готовились, выбрали перспективный проект и теперь наступает одна из самых интересных стадий в работе фрилансера - деловые переговоры. От того, как вы их проведете, будет зависеть весь производственный процесс!

Потому что бюджет проекта и сроки, указанные в заявке, в большинстве случаев являются ориентировочными.
Для проведения эффективных деловых переговоров достаточно не допускать заурядных ошибок:
¦ Не ждите, что заказчик будет выкладывать карты на стол
Вы размещаете заявки к многочисленным проектам, заказчик наоборот - интересуется только одним проектом, для вас пребывание на удаленной бирже труда - это будни, для него, зачастую, первый опыт. Поэтому если вы получаете сообщение или письмо, которое не содержит деталей, а является простым приветствием, не отвечайте односложно.

Будьте учтивы и готовы к тому, что заказчика нужно расположить к себе и заодно облегчите себе процесс переговоров - сразу берите инициативу в свои руки. Например, в ответ на приветствие пишите: Здравствуйте, чем могу помочь?, Здравствуйте, чем могу быть полезен?.

Вы зарабатываете на предоставлении услуг и если вы их не предлагаете, то как вы собираетесь их продать?
¦ Если заказчик не является менеджером Веб-проектов или профессионалом в IT-сфере, будьте готовы предложить свои варианты решения поставленной задачи
Большинство фрилансеров отводят себе роль пассивного исполнителя, которому выдают бумажку с заданием, а он должен ей слепо следовать. Если это ТЗ из 100 страниц, в котором описаны четкие технические требования и подробная структура всей работы - то конечно предлагать делать фундаментальные изменения в проекте нет смысла.

Но если вы видите, что с вами говорит человек, который далек от информационных технологий, не стесняйтесь предлагать более эффективные решения, которые позволят вам разработать качественный продукт, а заказчику получить отличный результат.
Весь процесс делового общения следует разбить на несколько стадий:
1. Знакомство
2. Обсуждение проекта
3. Утверждение ТЗ
4. Обсуждение организационных вопросов
5. Достижение договоренности

Глава 3. Общение с заказчиками Знакомство


На этапе знакомства вы должны быть максимально инициативны, так как вы добровольно проявили интерес, к проекту заказчика, у вас, скорее всего, больше опыта в работе с Веб-проектами и естественно, что заказчик ожидает, что вы предложите ему определенную схему взаимодействия.
Поэтому, в случае, когда заказчику сложно сформулировать свои требования, используя профессиональную терминологию, идите ему на встречу. Если он хочет использовать pop-up окна для баннерной рекламы или просит оформить весь сайт, используя сложный набор градиентов -объясните, в чем ошибочность данного решения.

Иначе будете участвовать в проекте, который потом даже в портфолио не поставишь.
По непонятным причинам среди фрилансеров бытует мнение, что они не должны интересоваться успешностью проекта и его результативностью. Однако, разница в оплате труда прямо пропорционально зависит от эффективности вашей работы, если вы сделали дизайн, который продал тысячи экземпляров товара - то предлагаете больше чем художественное оформление, и только выполняя работу в комплексе вы сможете работать с высокобюджетными проектами.

Поэтому, если вам интересен карьерный рост - всегда предлагайте больше чем требуется, будьте уверены - заказчик это оценит.
Опять же, непосредственное участие в успешных проектах - это большой плюс для вашего резюме и в процессе поиска заказов.
Вы должны начинать разговор на хорошей ноте и быть заряжены положительными эмоциями, но никогда не тратьте свою энергию на некультурных людей. Уровень культуры человека определяется буквально в первые минуты общения и если вы понимаете, что имеете дело с заказчиком, который не имеет понятия о взаимном уважении и занимает позицию барина, то следует сразу отказаться от сотрудничества. Чтобы не провоцировать конфликт, используйте психологический прием, сообщите заказчику, что вы работаете только при соблюдении следующих условиях:
- Заключение договора
- Предоплата 50%
- Укажите завышенный бюджет (с наценкой в 500%)
Скорее всего, ваши условия не будут приняты, и вы сможете сконцентрироваться на поиске других интересных проектов, не спровоцировав обиду заказчика и не озлобив его.
Обсуждение проекта и утверждение ТЗ
Первым делом попросите ссылку на проект, который представляет заказчик, объясните, что оставляете заявки к нескольким проектам. На предварительном этапе переговоров необходимо уточнить основные детали проекта и если имеется готовое ТЗ - запросить его для анализа стоимости и сроков.
Глава 3. Общение с заказчиками Обсуждение организационных вопросов
При первом контакте - это главный этап переговоров, несмотря на то, что сроки и стоимость проекта еще не определены окончательно. Ориентировочные цифры ясны и фрилансеру и заказчику и при тщательной подготовке к формированию заявки они не подлежат сильной корректировке.
Поэтому основные моменты, которые необходимо донести до заказчика - это схема Вашей работы. Фрилансеру необходимо с самого начала выработать условия, которые защитят его от рисков и обеспечат удобные условия работы.

Данные условия напрямую зависят от проекта.
Для низкобюджетных проектов обязательным требованием является 50% предоплаты, большинство фрилансеров, предпочитают оставлять вопросы оплаты на потом, но это в корне неправильная позиция. Потому что главное отличие бизнес-отношений от халтуры - это прозрачная политика, заказчик с самого начала должен понимать, что у него нет возможности не оплатить работу, а фрилансер также должен осознавать, что получив 50% предоплаты он принимает на себя обязательства выполнить работу в срок и в полном объеме.



Содержание раздела