d9e5a92d

Берестнев П. - Идейный капитал

Андрей Скоробогатов: Как Вы находите идеи для своих цифровых товаров?
Павел Берестнев: Я уже давно не испытываю совершенно никакой необходимости в том, чтобы искать и находить идеи для создания новых направлений в развитии собственного бизнеса, в том числе - новых цифровых товаров. Почему?

Ответ прост: идеи сами приходят ко мне, причем, порой, в таком количестве, что я не успеваю их даже фиксировать, не то чтобы успеть претворить их все в реальную практику.
В этой связи меня часто спрашивают - как добиться того, чтобы идеи посещали Вас в огромном количестве? С моей точки зрения, такой вопрос является несколько некорректным. Любому человеку каждый день приходит в голову огромное количество самых разнообразных идей. Но кто-то попросту их не замечает, кто-то не фиксирует и тут же забывает и так далее.

Поэтому, с моей точки зрения, проблема здесь на самом деле заключается не в том, чтобы заставить идеи придти к Вам, а в том, чтобы заставить Вас увидеть, распознать их и как можно быстрее и лучше зафиксировать.
С другой стороны, существуют определенные ситуации, в которых идеи приходят гораздо легче и интенсивнее. Отталкиваясь от собственного опыта, среди подобных ситуаций я бы назвал следующие.
Прослушивание аудиозаписей. Данный вид работы - один из моих любимых, как для пополнения своего интеллектуального багажа, так и для генерации новых идей и для получения удовольствия вообще.

Аудиозаписи, о которых я веду речь, многообразны - это различные записи обучающего характера (лекции, курсы, аудиотренинги), телесеминары, интервью и пр. Естественно, все они должны иметь самое прямое отношение к тематике Вашего бизнеса, хотя зачастую отличные идеи приходят и в том случае, если такого соответствия и не наблюдается (для достижения этого результата, впрочем, нужно иметь достаточные навыки для работы с идеями).
Во время прослушивания таких записей я веду два конспекта - в одном из них фиксирую ценные мысли непосредственно по содержанию аудиозаписи, а в другом - фиксирую приходящие мне в этой связи идеи. Трудно четко и ясно объяснить почему, но во время подобной работы меня посещает просто немыслимое количество идей, причем определенное их количество не имеют никакого отношения к тому, о чем говорится в записи, т.е. они лежат за пределами ее содержания. И, тем не менее, их появляется достаточно много.

Видимо, дело здесь в том, что прослушивание аудиозаписей дает какой-то толчок некоему центру генерации идей в мозгу. Впрочем, так происходит не только со мной - масса слушателей моих телесеминаров и других моих записей (например, аудиолекций) отмечают то же самое.
И главное здесь - успеть зафиксировать приходящие к Вам идеи. Помните: аудиозапись Вы всегда можете поставить на паузу, если что-то в ней упустите - прослушать с нужного момента снова и т.п., прокрутить назад, наконец... но если Вы позволите посетившей Вас идее ускользнуть - весьма вероятно, что никогда не сможете заставить ее вернуться.
Вместе с тем, здесь необходимо соблюдать определенный баланс - несмотря на необходимость фиксации приходящих к Вам идей, не стоит забывать о том, ради чего Вы данную запись слушаете. Чаще всего это делается для получения новых знаний, поэтому, фиксируя свои идеи, не пренебрегайте необходимостью усваивать и эти знания.
Просмотр видеозаписей. Данный вид деятельности очень похож на только что рассмотренный.

Разница лишь в том, что при работе с аудио мы слышим только голос того, кто нам вещает, в случае с видео - можем наблюдать и его самого. Рекомендации по работе - те же.

Обязательно фиксируйте приходящие идеи, но не забывайте и о главной цели ознакомления с видеозаписью.
Не знаю, как у других, а лично у меня больше идей появляется все же при работе с аудиоматериалами по сравнению с видеозаписями. Вероятно, это связано с тем, что при работе с аудио я не распыляю внимание между визуальным и аудиальным типами восприятиями и определенным образом концентрируюсь.
Чтение литературы по вопросам бизнеса и предпринимательства. Тоже весьма неплохой вариант обеспечения себя новыми идеями, особенно в том случае, если читаемый материал содержит большое количество новой для нас информации. Главное при работе с литературой, если Вы желаете обеспечить себе максимальное количество новых отличных идей - умение читать, что называется, между строк.

Иными словами, когда в процессе чтения Вы воспринимаете не только то, что написал автор, но также и то, что он хотел написать, но по различным причинам не внес в текст. Даже не знаю, какой из этих двух блоков восприятия информации через чтение является более важным.


Глобальная смена обстановки. Эту ситуацию я смело могу выделить в нашем ряду отдельно. Никогда не забуду своего отдыха в райском уголке Крыма - поселке Коктебель. Как только я там оказался и вкусил все прелести бархатного сезона под сводами потухшего вулкана Карадаг в пансионате Голубой залив - на протяжении всех 14 дней пребывания там я едва успевал менять кассеты в своем диктофоне, а кипа листов, исписанных идеями, росла с каждым днем.

Нужно отметить, что отдыхавшая со мной супруга, испытывала явное неудовольствие от фонтанного потока моей мысли - по ее мнению, все это мешало мне полноценно отдыхать.
Как бы там ни было - пару лет назад идей я привез из Коктебеля столько, что большое их количество не отработано и до сих пор. Они дожидаются своего часа, среди них есть на самом деле восхитительные задумки, которые, я надеюсь, моя аудитория со временем увидит.

Естественно, вряд ли целесообразно просить меня поделиться ими - в основном своем большинстве они являются моей коммерческой тайной.
Не понаслышке я знаю, что так бывает практически со всеми людьми -глобальная смена обстановки способствует генерации гораздо большего количества ценных идей, чем в обычных условиях. Объяснений этому и теорий на тему о том, почему так происходит, существует масса. Моя версия состоит в том, что смена обстановки отвлекает нас от массы текущих проблем, в результате чего мозг получает возможность работать гораздо раскрепощеннее, свободнее и проявлять гораздо большую созидательность.

Возможно, это и не совсем так, но тот факт, что смена обстановки способствует небывалому творческому подъему, особенно в идейном плане -не подлежит никакому сомнению.
Таковы в общих чертах основные ситуации, в которых поток идей, приходящих ко мне в голову, является особенно насыщенным и интенсивным.
Естественно, существует и большое количество других разнообразных ситуаций, в которых поток поступающих в Ваш мозг идей резко усиливается. Мой совет - прислушивайтесь к себе и обращайте внимание на такие ситуации. Если в силу тех или иных причин эти ситуации достаточно часто повторяются в Вашей жизни - обеспечьте себя в таких ситуациях всеми необходимыми инструментами фиксации.

Иными словами, будьте готовы к приходу идей и встречайте их во всеоружии.
Еще один важный момент. Говоря о появлении идей во время изучения различных материалов (аудиозаписей, видеозаписей, печатных материалов и пр.), я не имею в виду прямое заимствование того, о чем говорится в этих материалах для выдачи поданные Вам мысли за собственные идеи.

Я говорю именно о собственных новых идеях, которые, еще раз подчеркну, весьма нечасто имеют прямое отношение к тому, о чем говорится в изучаемом материале. Естественно, в том, чтобы реализовать в своей работе то новое, что мы из материала узнали, нет ничего плохого, более того - это дело нужное и ради этого, собственно, мы эти материалы и изучаем.
Но вместе с тем Вы как предприниматель должны мыслить шире и не ограничиваться только тем, что увидели, тем, что услышали и прочитали. Вас обязательно будут посещать идеи, выходящие за рамки материала - не упускайте их!

Ибо неспроста они пришли к Вам, не просто так появились в Вашей голове. Фиксируйте их и отрабатывайте - и вот тогда Вы на собственном опыте прочувствуете, что такое полноценный творческий подход и неисчерпаемая деловая креативность!
Таковы в общих чертах мои основные способы добывания отличных идей, развивая которые, я непрерывно совершенствую свой бизнес. Поскольку то, что я делаю (в смысле предпринимательской деятельности) доставляет мне большое удовольствие - я каждый день и читаю новые материалы на эту тему (статьи, книги, доклады и пр.), и слушаю аудиозаписи и пр. Соответственно, идеи сыплются на мою голову со всех сторон как из рога изобилия... поэтому я не испытываю ровным счетом никакой
необходимости их добывать. Они приходят сами и единственное, что мне важно сделать в этой связи - вовремя из зафиксировать для дальнейшей проработки и воплощения в практику.

Андрей Скоробогатов: Какие, по Вашему мнению, самые популярные идеи для создания цифровых товаров?


Павел Берестнев: Прежде всего, позволю себе несколько конкретизировать данный вопрос. Известно, что товар вообще и цифровой товар - в частности - понятие неоднородное.

Каждый товар включает в себя составляющие как минимум трех уровней. Их может быть и больше, но в самом общем виде их всегда три:
стержневой уровень (непосредственное содержание товара, выгоды, которые он предоставляет потребителю и т.п.);
упаковочный уровень (та форма, в которой товар доставляется потребителю, то есть, если мы говорим о цифровом товаре - его формат и носитель, например, форма электронной книги, видеофайлов на компакт-диске ипр.);
добавочный уровень (различного рода бонусы и подарки, послепродажное обслуживание, гарантии и пр.).
Поэтому понятие идея товара должно объединять в себе как минимум эти три важные составляющие. Подробнее о том, что эти компоненты собой представляют, как с ними правильно обращаться, как делать свое коммерческое предложение уникальным и непреодолимым для потребителя через эти уровни - см. мою авторскую 47-минутную аудиолекцию Как сделать бестселлером любой товар на любом рынке, которую Вы можете найти по адресу:
Плюс к этому хочу добавить, что, отвечая на Ваш вопрос, в понятие цифровой товар, я вкладываю смысл понятия цифровой информационный товар. Ибо цифровой товар и информационный товар, вопреки распространенному заблуждению - это не одно и то же.

Любая печатная книга - товар, бесспорно, информационный, но он не является цифровым. Точно так же, например, программная оболочка для бухгалтерских операций
товар цифровой, но не информационный.
Я занимаюсь продажей исключительно цифровых информационных товаров, поэтому об этом и буду говорить, отвечая на Ваш вопрос. Информационный цифровой товар - это такой товар, который покупается потребителем ради обладания какой-либо информацией, и этот товар имеет цифровую оболочку.

К примеру, та же книга, но в виде электронной книги, либо обучающая аудио- и видеозапись, имеющая цифровой формат. Надеюсь, этот важный момент ясен и дальнейших комментариев не требует.
После этих необходимых вводных можно продолжать разговор о самой популярной идее сегодняшнего цифрового товара в PyNET’e. Итак, говоря о такой идее, мы должны рассмотреть следующие вопросы:
какова самая популярная идея содержания цифрового товара, и какие выгоды несет он потребителю?
какова самая популярная идея оформления (выбора формата) цифрового товара?
что в большинстве случаев включается предпринимателями в коммерческое предложение помимо самого товара?
Итак, рассмотрим самые популярные на сегодня идеи каждого из этих трех компонентов.
Содержание и выгоды для потребителя. Что ни говори, но на сегодняшний день самой популярной идеей создания цифровых товаров является стряпание товаров на тему заработка в Сети.

Как грибы после дождя появляются самые разнообразные пакеты о том, как сколотить состояние в миллион долларов за пару недель, не прилагая к этому никаких усилий.
Я совершенно не имею ничего против создания цифровых товаров на тему онлайнового бизнеса (и сам этим занимаюсь), но при одном условии - когда их авторы знают, о чем говорят и пишут, когда у них за плечами имеется внушительный багаж знаний по данным вопросам, а также многолетний опыт непрерывной и упорной работы в данном направлении.
В сегодняшнем PyNET’e подобных предпринимателей можно пересчитать по пальцам. Но пишут и продают товары о заработке в Сети все кому не лень, в том числе и те, кто услышал об электронном бизнесе не более месяца назад.

Чему они могут научить своих покупателей, какую информацию им предоставить?! Известно, что первостепенной задачей любого товара является решение какой-либо проблемы потребителя, предоставление ему выгод.

Но когда мы говорим о руководствах по бизнесу, созданных теми, у кого нет ни нужных знаний, ни нужного опыта - я позволю себе утверждать, что такие товары не решат никаких проблем их покупателей, скорее наоборот - создадут им их.
Что же касается выгод потребителя от покупки такого товара, то эти выгоды также более чем сомнительны. Почему - думаю, читатель сам ответит на этот вопрос. Добавлю лишь тот факт, что те, кто шлепают на скорую руку подобные пакеты и прочую чепуху, не особо-то и задумываются над выгодами потребителей, более того - их это совершенно не заботит.

В большинстве случаев они даже не знают, что товар должен нести потребителю выгоды - парадокс, но факт. Ими движет только один мотив -деньги.

Но ведь общеизвестно, что бизнесмен, который не видит перед собой ничего кроме денег, обречен на поражение.
Дополнительно о моей точке зрения на описанное безобразие Вы можете почитать в моей статье К вопросу об электронном бизнесе по-русски, которая расположена по адресу:

Поспешный читатель снова задаст мне вопрос, который я слышал уже тысячу раз: Берестнев, если ты критикуешь создание товаров о бизнесе и сам этим занимаешься - где же твоя логика, почему ты сам себе противоречишь? Ответ мой будет таким же, как и во всех остальных случаях - еще раз, только очень внимательно перечитайте то, что написано в данном пункте, а также ознакомьтесь с указанной статьей.

Там все написано самым исчерпывающим образом.
Вместе с тем, не все так безнадежно, как может показаться на первый взгляд. Отрадно отмечать, что в последнее время появляется все больше и больше действительно ценных цифровых товаров, причем в сферах и нишах, не имеющих прямого отношения к тематике бизнеса в Сети (один из примеров -электронные книги, которые продаются на сайте ). Темпы роста оставляют желать лучшего, но рост все же имеется.

Наблюдая за появлением таких товаров и постепенным вытеснением состряпанных по принципу как-нибудь так, не могу удержаться от мысли о том, что сегодня PyNET медленно и болезненно проходит тот путь, который Запад несколько лет назад уже прошел.
Ведь на Западе было то же самое - поначалу возник настоящий бум товаров о бизнесе, причем чаще всего это была та же самая информационная шелуха - могу засвидетельствовать это на собственном опыте. Затем с течением времени информационный мусор в силу своей нежизнеспособности к предпринимательству был с рынка вытеснен и на смену ему пришли действительно качественные товары плюс к этому - информационные товары, ориентированные на другие рыночные ниши - от рыбалки до кулинарии.
Уверен, то же самое рано или поздно произойдет в Ру NET’е, это только вопрос времени. Естественно, у нас все это происходит гораздо медленнее, чем было на Западе, но это происходит.

И в течение ближайших лет то место, которое сегодня совершенно незаслуженно занимают те, кто понятия не имеют о том, что делают, будет занято действительно успешными предпринимателями, которые воплотят в своей работе действительно стоящие и восхитительные идеи цифровых товаров.
Формат цифровых товаров. Сегодня в Ру NET’е самой популярной идеей оформления собственного цифрового товара по-прежнему остается написание электронной книги.

Кстати говоря, на Западе электронная книга -также является самым популярным форматом. Это и понятно: электронная книга использует наиболее традиционный способ передачи знаний -печатный текст.

Но вместе с тем, не для всех ситуаций такой формат является оптимальным.
Бывают ситуации, когда нельзя полноценно объяснить потребителю то-то или то-то с помощью печатного текста. К примеру - как Вы станете обучать искусству речевых модуляций исключительно через печатный текст?

Такое обучение явно будет ущербным и неполным без применения соответствующих аудиоматериалов. Встает вопрос: не будет ли более целесообразным разработать аудиотренинг вместо того, чтобы писать по данной теме традиционную электронную книгу?
Другой пример - при сборке в домашних условиях того или иного оборудования гораздо лучше показать все необходимые процедуры при помощи видеоматериала, чем пытаться донести покупателю то, что ему нужно через печатный текст. Именно в данной ситуации лучше всего сочетать и текстовые инструкции и видео.

Но в ряде других случаев видеоматериал становится приоритетным.
И так далее, и так далее, и так далее. Примеров можно привести не одну сотню. В подобных случаях вряд ли будет целесообразно останавливаться на идее написания электронной книги и зацикливаться на ней.

Создание электронной книги - идея очень неплохая, но нужно учитывать особенности той сферы, в которой Вы работаете, а также Вашей предпринимательской ситуации. А эти особенности могут потребовать расширения формата передачи информации, и здесь Вам просто необходимо выйти за рамки печатного текста (хотя открещиваться от него совсем - идея тоже далеко не из лучших).
В связи с этим все большую популярность в Ру NET’е, точно так же, как и на Западе, начинает завоевывать мультимедийный контент в аудио- и видеоформате. Естественно, аудио- и видеоматериалы вряд ли когда-нибудь вытеснят электронные книги, но они и не имеют в своей основе данного назначения. Ибо мультимедийный контент должен не заменить, а дополнить печатный текст там, где это необходимо.

И никому из предпринимателей я этого забывать не советую.
Таким образом, лично я - руками и ногами за распространение и популяризацию информационных цифровых товаров в мультимедийном формате. Но только при условии разумного и грамотного составления таких информационных товаров, при разумном сочетании всех типов передачи информации - текста, аудиозаписей и видеоматериалов.
Добавочный уровень сегодня в Ру NET’е возведен в рамки некоего стандарта. В сознании широких масс как предпринимателей, так и потребителей прочно сложился предрассудок о том, что, к примеру, в коммерческое предложение электронной книги обязательно должна быть включена парочка еще каких-нибудь книг-бонусов плюс гарантия. И этому эталону многие стремятся соответствовать.

С моей точки зрения -совершенно напрасно.
Ибо добавочный уровень - это как раз тот уровень, через который возможно придание товару и коммерческому предложению вообще потрясающей конкурентоспособности. Зачастую именно правильная работа с этим уровнем позволяет сделать коммерческое предложение непреодолимым для целевой аудитории.

И с этой точки зрения осуществлять подборку бонусов и формулировку гарантии так же, как все - неразумно и бесперспективно.
Смотрите шире на добавочный уровень. Если Вы продаете электронную книгу - с чего Вы взяли, что бонусами могут служить только такие же книги? Что мешает приложить в качестве бонусов аудиозапись, видеоматериал, какой-либо сервис, а возможно и вообще информационный товар в печатном варианте или на компакт-диске?

Добавочный уровень - непаханое поле для проявления собственной созидательности, для воплощения новых свежих предпринимательских идей в ситуации, когда у Вас уже есть основной товар для продажи, причем не имеет значения, Ваш ли это товар, или Вы продаете его в рамках партнерской программы...
Говорить об этом можно очень долго. Если Вам это интересно, и Вы желаете подробнее ознакомиться с правилами работы на всех трех уровнях - советую Вам обратить внимание на мою авторскую аудиолекцию Как сделать бестселлером любой товар на любом рынке и проработать как ее саму, так и прилагающуюся к ней рабочую тетрадь, а также все имеющиеся там бонусы, которые прекрасно дополняют и разнообразят лекционный материал. Все это Вы можете найти по адресу:
Таковы в ближайшем приближении мои взгляды на то, что Вы обобщенно называли самой популярной сегодня идеей создания цифровых товаров.

Андрей Скоробогатов: Как вы находите оригинальные идеи, для создания чего-то нового, нестандартного?


Павел Берестнев: Я больше чем уверен, что новое и нестандартное - ключ к успеху в условиях сегодняшней конкуренции. Для того, чтобы выделиться из всей массы предпринимателей, в Вашей работе, в Ваших коммерческих предложениях обязательно должна быть определенная - пусть даже и весьма незначительная - доля новизны и нестандартности.

Ибо если Вы будете стандартным - с какой стати потребитель должен выбирать из всей массы продавцов именно Вас?
Поэтому данный вопрос является очень важным и актуальным, и я с большим удовольствием на него отвечу.
С моей точки зрения, абсолютное большинство начинающих предпринимателей испытывают трудности с поиском нестандартных и оригинальных идей, так важных для развития собственного бизнеса, потому, что ищут не совсем там, где надо. В собственном поиске идей они обращают внимание лишь на ресурсы и материалы, посвященные непосредственно онлайновому бизнесу.

Естественно, в этом нет ничего плохого, зачастую это даже один из лучших способов, но вместе с тем нашу работу по обеспечению себя нестандартными и оригинальными идеями можно сделать гораздо лучше.
И совет, которым я могу в этом отношении поделиться с каждым желающим, заключается в том, чтобы смотреть на возможности черпания идей из окружающих материалов несколько шире.
Что я имею в виду? Абсолютное большинство онлайновых бизнесменов (как тех, кто только называет себя таковыми, так и тех, кто собирается ими стать), когда возникает необходимость в свежей, оригинальной и - именно нестандартной - идее, начинают пытаться найти ее в различных материалах, посвященных непосредственно онлайновому бизнесу. Иногда им удается это сделать, но чаще всего - нет.

С моей точки зрения, это не самый разумный подход.
Каждый из нас помимо собственного бизнеса посвящает свое время массе других занятий, в том числе - чтению разнообразных книг, проведению различных мероприятий (или участию в них), просмотру фильмов, занятиям другими делами, которые доставляют нам удовольствие. Но практически никто даже не пытается рассмотреть во всем, что при этом происходит, ту самую нестандартную и оригинальную идею, которая нам нужна. Напрасно. ®
Вот что я Вам скажу - если Вам нужна нестандартная идея - ищите ее в нестандартном для нее месте. Вот и весь секрет.

Я занимаюсь этим постоянно и постоянно - с отличным результатом. Вам я советую поступать так же.

Главное - быть открытым для новых идей, постоянно искать их даже там, где их, по Вашему мнению, быть не может - как показывает практика, именно там-то они и обитают.
Приведу два достаточно ярких примера из собственного опыта, касающихся обеспечения собственного бизнеса оригинальными и нестандартными идеями и успешного воплощения их в практику своей работы.
Пример первый. Он стал уже, можно сказать, хрестоматийным для моих слушателей, клиентов и подписчиков.

Он касается создания моего обучающего фильма Как сделать из хорошей идеи потрясающую статью. Если Вы до сих пор не знаете о существовании этого фильма, можете заглянуть на его страничку, расположенную по адресу:

Эта идея пришла ко мне в конце января 2005 года и была, мягко говоря, именно нестандартной. Обучающий компьютерный видеофильм по написанию статей - кому он нужен?! Кто станет скачивать 10 мегабайт подобной чуши, да к тому же - платить за это деньги?

Так рассуждал практически каждый, кому была известна эта моя идея, за исключением Александра Доценко и меня самого.
Я твердо знал, что этот товар будет востребован на рынке.



Содержание раздела