d9e5a92d

Горюнова М. - Интернет-представительство образовательного учреждения

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Введение

Общество, в котором мы живём, приобретает всё больше черт информационного, и это сказывается во всех сферах жизни. Сферу образования можно назвать передним флангом, который принимает на себя основной удар наступления информационных технологий, подготавливая подрастающее поколения к реалиям информационного общества, которые выражаются в умении эффективно работать с информацией в профессиональной и личностнозначимой областях.

Информационная культура и информационная компетентность, соответствующие этому, включают умения находить, анализировать, систематизировать информацию с помощью современных информационных технологий, а также грамотно подготавливать, представлять и использовать персональную и корпоративную информацию для установления и развития контактов с потребителями образовательных услуг, коллегами и спонсорами в условиях современных рыночных отношений. Рыночные отношения, конкуренция, платные услуги - это тоже реалии нашей жизни, которые неминуемо касаются и образования, и умение эффективно использовать весь арсенал информационных технологий и ресурсов является серьёзной опорой в создании конкурентоспособного имиджа образовательного учреждения.

Создание Интернет-представительства образовательного учреждения и организация его целенаправленного функционирования играет серьёзную роль в этом вопросе.
Важно отметить, что по мере осмысления и частичного решения задач информатизации образования мы переходим от частных вопросов компьютеризации к целям построения единого информационного образовательного пространства на различных уровнях - от рамок конкретного образовательного учреждения до региональных и общероссийских. В таком контексте в функции сайта образовательного учреждения входит не только осуществление потребностей самого ОУ, но и потребностей вышестоящих организации по распространению информации и сбору статистики.
Однако, следует обратить внимание на то, что Интернет-представительство -это лишь одно из звеньев системы мероприятий по модернизации и, в том числе, информатизации современного образовательного учреждения, которое в настоящее время можно считать необходимым, но не достаточным условием для организации успешной деятельности ОУ.
Итак, образовательное учреждение, которое стремится быть конкурентоспособным, иметь привлекательный имидж и эффективную систему работы с информацией для обеспечения внутренних потребностей образовательного учреждения и предоставления необходимых сведений вышестоящим организациям и широкой общественности, сталкивается с проблемой
создания своего Интернет-представительства. Мы говорим именно о создании, как первом шаге на этом пути, за которыми далее следуют не менее важные - поддержание и развитие созданного ресурса.
Какие подходы к решению этой проблемы существуют? Опишем три варианта:
1. сделать полностью сайт самим;
2. заказать у профессиональной веб-студии;
3. использовать при создании сайта специальные инструментальные
средства, ориентированные на создание сайта образовательного учреждения.
Качество сайта складывается из нескольких составляющих - дизайн, содержание, удобство и ясность в использовании, функциональность и т.д. Часто наблюдается явное несоответствие между возможностями школьных учителей, как правило не являющихся специалистами в области программирования и веб-дизайна, и потребностями школы и вышестоящих организаций в различных функциях, которые можно было бы реализовать через Интернет. Очевидно, что наиболее качественный и оригинальный дизайн можно ожидать от профессиональной дизайн-студии, но её работа весьма дорога, да и содержательная сторона сайта, в любом варианте, ложится на плечи коллектива ОУ.

Упрощает эту работу третий из предложенных вариантов, в котором создатели Интернет-представительства образовательного учреждения используют готовые базовые шаблоны основных страниц сайта, созданные на основе проведённого анализа аналогичных ресурсов. Специальные инструментальные среды для создания сайтов образовательных учреждений помогают их разработчикам не только с точки зрения технологии, но и с точки зрения определения структуры сайта и его содержательного наполнения.
Если говорить только о технологии конструирования на основе шаблонов, то она уже опробована и давно используется например, на . предоставляющем бесплатные хостинг и почтовый сервис. Зарегистрированные пользователи ресурса могут создавать свои страницы, используя имеющиеся заготовки. Однако типовые личные странички и официальные Интернет-представительства образовательных учреждений имеют принципиально разную содержательную структуру, которая и учтена в специальных инструментальных средах.



Некоторые из них позволяют учитывать и административную иерархию образовательных учреждений, обеспечивая вертикальную составляющую - региональный Комитет по образованию, районные органы управления образованием, муниципальные образовательные учреждения, и закладывая в шаблоны необходимые вертикальные связи. Заметим, что эффективное использование упомянутых инструментальных сред возможно
только при достаточном уровне квалификации обратившегося к нему разработчика веб-ресурса.
Таким образом, говоря о создании Интернет-представительства образовательного учреждения, необходимо, во-первых, отработать содержательную структуру будущего сайта на основе анализа аналогичных ресурсов, шаблонов и, прежде всего, собственных целей и задач. Во-вторых, определить технологию разработки сайта, которая в любом случае должна быть прозрачной, т.е. обеспечивать возможность передачи администрирования сайта в другие руки.

Это важно, поскольку Интернет-представительство образовательного учреждения не должно быть только личным делом его создателя и предполагает работу хорошо организованной команды людей, заинтересованных в поддержании функционирования и развития этого ресурса на протяжении времени.
Как уже отмечалось, существуют различные уровни и типы образовательных учреждений. Например, в Ленинградской области это и Ленинградский областной институт развития образования, и районные центры информационных технологий, лицеи, училища, школы и др. Мы будем говорить об общем подходе к созданию Интернет-представительства самых распространённых образовательных учреждений муниципального уровня - школ, поскольку этот тип ОУ имеет не только количественное преобладание, но и по спектру потенциальной целевой аудитории и предполагаемых задач значительно пересекается со многими другими типами ОУ, а также наиболее широко представлен в Интернете в настоящий момент.

Особенности подхода к разработке других ОУ будут отмечены по ходу рассмотрения конкретных вопросов.

Основные функции сайта образовательного учреждения

Интернет-представительство образовательного учреждения - это, с одной стороны, просто сайт в Интернете, с другой - представительство официального учреждения. Таким образом, необходимо создать интернет-ресурс, который будет привлекательно выглядеть внешне и по содержанию, эффективно использовать возможности глобальной компьютерной сети, выполнять представительские функции в расчёте на различные категории потенциальных посетителей и играть роль связующего звена с вышестоящими организациями.
При этом, с одной стороны, работа над школьным сайтом чаще всего носит некоммерческий и непрофессиональный характер (нередко учитель с учениками, создавая сайт школы, вместе учатся веб-дизайну, причём, в первую очередь на собственных ошибках), с другой стороны, сайт, представляющий официальное учреждение, в том числе и школу, неподходящее место для экспериментов. Это противоречие между некоммерческим характером рабо-
ты и ее официальным статусом создает множество проблем, которые оборачиваются не только забавными, но и конфликтными ситуациями. Например, оформительский курьёз: искренне стараясь сделать страничку, посвящённую учителям школы, нарядной и торжественной, ребята выбрали элегантный мраморный фон, но эффект от увиденных на мраморной доске фамилий и портретов учителей не соответствовал ожиданиям.

Вопросы содержания ещё более сложны и серьёзны, поскольку администрация школы часто сама не вполне понимает, какую информацию следует разместить на сайте, да и не всегда облагает достаточной квалификацией в области информационных технологий, чтобы регулярно отслеживать изменение содержания.
Однако, никаких официальных стандартов ни по содержанию, ни по структуре школьного сайта пока не существует, да и на неофициальном уровне в этих вопросах нет ясности. Хорошо хотя бы уже то, что проблема наполнения школьных сайтов в последнее время сформулирована и активно обсуждается, как в Сети, так и при личном общении людей, связанных профессионально с этой областью деятельности. Кроме того, накоплен достаточно большой опыт многих школ, как положительный, так и отрицательный.

Обобщение этого опыта в сочетании с изучением потребностей отдельной школы и системы образования в целом позволило выделить набор компонентов, которые необходимо или желательно должны быть включены в школьный сайт.
В основе работы, естественно, лежат цели и задачи, для реализации которых и создаётся Интернет-представительство образовательного учреждения. Функции школьного сайта можно разложить на несколько уровней, от простого к сложному.
Сайт как визитная карточка школы
Тут, кажется, все понятно: вносятся же сведения о вашей школе в различные справочники. Интернет можно упрощенно рассматривать как еще один справочник, причем такой, который все больше вытесняет бумажные, поскольку бумажный справочник есть не у каждого и не всегда под рукой, а Интернет уже сегодня доступен широкому кругу людей, как причастных к образованию, так и просто родителей.

Проблем остается только две: чтобы в Интернете была нужная информация, и чтобы ее можно было там найти.
Реализация этой функции наиболее проста: во-первых потому, что всем понятна, а во-вторых потому, что требует разовых трудозатрат. Весьма распространенный сценарий: учитель с передовыми учениками создает вебстраницу, выкладывает ее на какой-то сервер в Интернет и на этом считает свою миссию законченной.

В лучшем случае еще регистрирует созданный сайт в каком-то каталоге в списке школ (это к вопросу о том, как потом найти имеющуюся информацию). И этот вариант не так уж плох: базовая информа-
ция о школе редко нуждается в обновлении, так что свою функцию страницы в справочнике сайт выполняет. Недостаток данного варианта в том, что, зайдя на подобный сайт и видя статическую информацию, невозможно понять, соответствует она действительности или же давно устарела; в бумажном справочнике хотя бы год издания указан.
Но ведь сила Интернета как раз и состоит в возможности обновлять информацию.
Сайт как информационный листок
Как и все хорошее, настоящий школьный сайт должен быть живым. Именно здесь вы можете сообщить все, что может оказаться полезным или интересным для родителей нынешних и будущих учеников: школьные новости, объявления, правила поступления в школу, расценки коммерческих курсов и многое, многое другое. Здесь же могут быть кратко представлены региональные новости и объявления.

Зайдя на такой сайт, посетитель сразу видит, что перед ним не брошенная деревня с покосившимися домами, а место, где люди живут и работают. Даже чисто психологически это производит совсем другое впечатление.
Сайт как периодическое издание
Школьный сайт может служить средством публикации: учителя имеют возможность представить здесь свои педагогические наработки, а ученики опубликовать плоды своего творчества, как в рамках школьной программы, так и в свободной форме. Сайт при этом может стать инструментом обучения для школьников, и обмена опытом для педагогов.

В частности, для детей возможность публикации своих работ в Интернете является мощным педагогическим стимулом, особенно если это сочетается с проектной работой проведением конкурсов, в результате которых лучшие работы размещаются на школьном сайте.

Сайт как место общения

Все, о чем говорилось до сих пор, представляет собой одностороннюю схему: вы размещаете на школьном сайте информацию, а пользователи (родители, ученики или другие посетители) ее читают. Но ведь Интернет годится не только для размещения информации, а еще и для общения.

Школьный сайт может стать местом встречи всех заинтересованных лиц.
С помощью набора не очень сложных инструментов можно дать возможность посетителям не только читать ваши объявления, но и размещать собственные, а также отвечать на ваши вопросы, обсуждать животрепещущие проблемы, принимать участие в играх и конкурсах и просто общаться друг с другом.
Содержание школьного сайта
Если 5-7 лет назад появление в Интернете странички с адресом школы и портретом директора вызывало восхищение, то теперь приходится признать, что времена изменились: сайт, состоящий из одной страницы, уже и сайтом-то называть неудобно. В то же время, в условиях обилия и разнообразия школьных сайтов ясности в вопросе о содержании школьного сайта так и не прибавилось.
Разговоры о том, что должно и чего не должно быть на школьном сайте, ведутся с самого зарождения Интернета. Не раз высказывалось мнение о необходимости введения соответствующих официальных стандартов: сайт, претендующий на положение официального школьного сайта, должен включать некий унифицированный набор сведений, за пределами которого может размещаться свободное творчество учителей и школьников.

Структура сайта формируется по мере сбора и классификации имеющейся информации. Приведем основные принципы, которые рекомендуется соблюдать при сборе и обработке информации для школьного сайта.
- Учет интересов различных целевых групп
Главное, с чем нужно определиться, прежде чем принимать технические решения: какую информацию вы хотели бы разместить на сайте. Приступая к сбору информации, рекомендуется представить себе потенциальных посетителей вашего сайта: родители, школьники, учителя, работники школьного образования, потенциальные спонсоры...

Принимая решения о создании нового раздела, подумайте, на кого он рассчитан в первую очередь и что посетители из этой группы могут ожидать в данном разделе (а какие излишние сведения или иллюстрации будут их просто раздражать).
- Типизация представления информации
Вспомните, сколько было проблем на заре существования электронной почты с пересылкой текста по-русски: пока не были приняты международные стандарты, каждый второй программист создавал собственный перекодировщик для чтения кириллицы. К сожалению, когда речь идет о всеобщем удобстве, свободу индивидуального творчества иногда приходится ограничивать.

И как бы ни хотелось вам сделать свой сайт не похожим ни на один другой в мире, не спешите изобретать принципиально новую структуру хотя бы для первой страницы.
Школьный сайт уже достаточно сформировался как самостоятельный вид ресурса, чтобы приобрести некоторые типические черты, и в этом его достоинство, а не недостаток. Человек, просматривающий множество сайтов школ, сразу видит знакомые названия разделов и примерно понимает, где и
что он может искать. Все это не отменяет индивидуальности наполнения сайта, ведь типовой является только самая внешняя структура: вы можете проявить бездну изобретательности, наполняя свой сайт вглубь.
- Наличие официальной информации о школе
Приходилось ли вам, жалея потерянного времени, безуспешно искать на школьном сайте адрес школы или фамилию директора? Если да, то вы согласитесь, что должен существовать некий минимум сведений о школе, обязательных для представления на школьном сайте, причем на видном месте а детское творчество или фотоальбом школы можно поместить и на втором плане.

Пока на официальном уровне не разработаны соответствующие стандарты, приходится руководствоваться здравым смыслом и опытом школ, уже прошедших этот путь.
- Удобочитаемость текста
Если сайт, например, дизайн-студии должен в первую очередь демонстрировать художественные возможности авторов, то при создании школьного сайта дизайнерские ухищрения должны играть вспомогательную роль, а именно помогать читать и воспринимать текст (а не мешать это делать, как нередко случается). Об этом подробнее сказано в разделе о дизайне.
- Обновление информации
Многие школы довольствуются тем, что помещают на сайт несколько общих сведений о школе и личные страницы авторов сайта (например, учителя информатики с учениками), после чего созданные страницы долгие годы лежат в Интернете в неизменном виде. В Сети много подобных мертвых страниц, к этому все привыкли, однако, раз вы начали читать это пособие, вы действительно хотите создать сайт образовательного учреждения, а не просто поместить в Интернет несколько веб-страниц собственного творчества.

Для этого есть много других способов.
Необходимая частота обновления сайта зависит от того, какого рода информацию вы на нем разместите. Продумывая структуру будущего сайта, заранее оцените по каждому разделу, как часто его нужно будет обновлять, и решите, кто будет заниматься обновлением.

Под обновлением следует понимать сбор, обработку, проверку информации и только после этого оформление и непосредственно размещение на сайте. Если вы не уверены, что все звенья этой цепочки будут работать, лучше временно отложить размещение данного раздела на школьном сайте; имейте в виду, что устаревшие сведения раздражают гораздо больше, чем отсутствие полезной информации.
- Отсутствие орфографических ошибок
К сожалению, это простое и очевидное правило нарушается чаше других. Все-таки Интернет еще очень молод и по собственному возрасту, и по возрасту тех, кто его формирует, и поэтому пока к публикациям в Интернете принято легкомысленно-снисходительное отношение; видимо, нужно
время, чтобы ребенка стали воспринимать всерьез. Тем не менее, ошибки на веб-странице раздражают ничуть не меньше, чем в солидном журнале; неграмотный текст на сайте сведет на нет все ваши усилия по созданию имиджа серьезной школы.
- Наличие иноязычной версии сайта
Большинство школ делает английскую версию, но есть и варианты на испанском, немецком, французском... Эта версия совсем необязательно должна совпадать с русской: ведь она рассчитана на другую аудиторию.

Конкретное воплощение зависит от потребностей и международных связей школы, но в самом минимальном варианте рекомендуется сделать хотя бы одну страницу по-английски, содержащую основные сведения о школе: дайте своей школе шанс попасть в международные поисковые системы, не ориентированные на русскоязычную аудиторию.
На основе анализа информации, представленной на сайтах образовательных учреждений в Рунете (российской части Интернета), мы предлагаем далее классификацию наиболее типичных структурных разделов сайта и составляющих их рубрик.

1. Официальная информация о школе

Этот раздел представляет собой тот самый необходимый минимум, который обязательно должен быть представлен на школьном сайте. Вся информация из официальной части должна быть легко доступна из любого места сайта, на что необходимо обратить внимание при разработке меню и навигации.

Общие сведения

- Адрес школы.
Местонахождение школы стоит представить как можно подробнее: с указанием района города, удобного транспорта, желательно с фрагментом карты, на котором отмечено здание школы, как это сделано на сайте московского лицея на Донской . Многие посетители сайта мысленно поблагодарят вас за такую заботу.
Не стоит помещать на сайте крупную фотографию школьного здания (если, конечно, оно не является шедевром архитектуры). Как правило, вид типовой постройки не несет никакой информации, а действует раздражающе, особенно если эту картинку приходится долго загружать из Интернета.
- Краткая информация о направлениях деятельности.
Большинство разделов сайта будут посвящены раскрытию учебной и внеурочной деятельности образовательного учреждения в подробностях.
- Информация о школьной администрации и педагогическом коллективе школы.
По меньшей мере посетителю должны быть доступны фамилия, имя и отчество директора школы. Нередко этим вся информация о школьном коллективе ограничивается.

Эту рубрику можно развивать с любой степенью подробности от краткого перечисления фамилий и должностей до подробных рассказов про каждого учителя с отзывами учеников и собственным фотоальбомом. Представив краткие сведения на страничке -презентации школы, вы можете сделать ссылку на специальные раздел администраторско-преподавательского состава, который впоследствии может перерасти в два раздела: Администрация (директор, завуч, контактные телефоны, часы приема) и Преподаватели - см. страницу московской школы 1514 .
- Контактная информация для связи со школой
Необходимо указать по крайней мере один номер телефона и адрес электронной почты. Хорошо, если указаны координаты нескольких человек например, секретаря, директора, завуча.

Заметим, что адрес электронной почты для связи со школой не должен совпадать с адресом веб-мастера, приглашающего высказывать свои замечания по оформлению сайта: родители должны иметь возможность задать вопрос через Интернет непосредственно представителю школьной администрации все-таки мы с вами живем в 21 веке.
Информация для поступающих в школу
Краткая информация о правилах приема и подготовке необходимых документов обязательно должна присутствовать на сайте. Постепенно эту информацию можно расширять и выделить в самостоятельный раздел, ведь любая школа заинтересована в притоке поступающих детей с хорошим уровнем подготовки.
- Правила приема, список необходимых документов
- Подготовительные курсы, дни открытых дверей
- Обучающие материалы для поступающих в школу
Примером достаточно подробной и понятно изложенной информации для поступающих может служить соответствующая страница на сайте 18-й физико-математической школы Москвы .
История школы, традиции, достижения, отзывы прессы
На уровне визитки школы об этом говорится в стиле краткой справочной информации. Рекомендуем не забыть перечислить наиболее интересных людей, вышедших из стен вашего образовательного учреждения. Если же история школы действительно представлена значительными событиями и имеется
интересный архив, то на сайте обычно создают посвящённый этому самостоятельный раздел.
Сотрудничество с вузами
Разумеется, этот раздел имеет смысл только в том случае, если есть хоть какое-то сотрудничество. Однако, в этом случае он действительно нужен, причем для привлечения не только родителей, но и вузов.

Они тоже нуждаются в рекламе, и создание на школьном сайте обновляемого раздела с информацией вуза о мероприятиях для абитуриентов может оказаться очень привлекательным для вузов и выгодным для школы конкретные формы такой работы будут зависеть от ваших организаторских способностей.
В большинстве случаев в подобных разделах лишь сообщается о том, что сотрудничество имеет место. Примером более содержательного наполнения может служить соответствующий раздел сайта московской школы 982 , представляющий информацию обо всех вузах, с которыми связаны школа.

На странице для абитуриентов представлены различные документы, списки абитуриентов и расписание вступительных экзаменов, информация о тестировании, учебные материалы для подготовки к экзаменам.

Родительский и попечительский советы

Если такие общественные объединения существуют и играют важную роль в жизни образовательного учреждения, стоит не только отметить это в визитной карточке школы, но и выделить специальный раздел для размещения информации об этой деятельности , это, безусловно, произведет хорошее впечатление на родителей нынешних и будущих учеников школы.
Советуем познакомиться с Родительским советом на сайте гимназии 210 Корифей Екатеринбурга . Там же рождается и Попечительский совет. Автономная Некоммерческая Организация Попечительский Совет содействия образованию в школе 548 в полную мощь представлен на



Содержание раздела