дополнительная информация здесь         d9e5a92d

Записные книжки, тетради, папки


II этаж. Имеется много объектов первого этажа, дающих в совокупности совершенно новый фантастический результат.
Множество подводных объектов - цивилизация, живущая в подводных городах ("Четвертый ледниковый период", К.Абэ). Множество машин времени - организация "Вечность", управляющая ходом истории ("Конец Вечности", А.Азимов). Множество ракет - звездные экспедиции ("Туманность Андромеды", И.Ефремов), звездные эскадры, флоты ("Звездные короли", Э.Гамильтон).

Множество искусственных спутников Земли ("Пятьсот миллионов бегумы", Ж.Верн)...
Идей второго этажа в фантастике также много.
III этаж. Те же достигаются без исходного объекта.
Достижение глубин океана без подводного аппарата ("Человек-амфибия", А.Беляев). Путешествие во времени за счет обмена разумами с представителем иной эпохи ("Звездные короли", Э.Гамильтон). Достижение звезд без звездолетов - мгновенная связь сквозь пространство ("Туманность Андромеды", И.Ефремов), идея полета к звездам радиокопии мозга (В.Тендряков), сама планета отправляется в космическое путешествие ("Бегство Земли", Ф.Карсак).

Перемещение сквозь недра без подземохода ("Проникающий скалы", Г.Гаррисон, "Планетат - безумная планета", Ф.Браун).
Подобных идей в фантастике мало.
IV этаж. Созданы условия, при которых отпадает необходимость в самих результатах действия исходного объекта.
Отпадает необходимость в покорении глубин океана - океан превращается в нетающий лед ("Колыбель для кошки", К.Вонегут). Отпадает необходимость путешествий во времени - время не существует (идеи отсутствуют). Отпадает необходимость в длительных межзвездных перелетах - для перелетов используют моменты сближения звезд на малые расстояния ("Звездные корабли", И.Ефремов), цивилизация управляет движением звезд и формирует из них в центре Галактики плотные шаровые скопления ("Порт Каменных Бурь", Г.Альтов); вообще отпадает необходимость в космических полетах - проникновение в параллельные миры открывает безграничные ресурсы пространства и пр. ("Плеск звездных морей", Е.Войскунский, И.Лукодьянов, "Все живое", К.Саймак), звезд не существует (идеи отсутствуют).
Идей этого этажа в фантастике очень мало.
При работе с эвроритмом исходным объектом можно выбрать уже известную фантастическую идею, либо новую, созданную с помощью приемов фантазирования, либо реально существующий объект. В некоторых случаях идею III-IV этажей можно перевести на первый, и на новом уровне повторить весь цикл. При поиске идей II-IV этажей полезно воспользоваться многоэкранной схемой мышления. Задача N54:
Возьмите в качестве исходного объекта известные фантастические идеи:

  1. кейворит - вещество, экранирующее гравитацию ("Первые люди на Луне", Г.Уэллс);
  2. некое вещество, делающее человека невидимым ("Человек-невидимка", Г.Уэллс);
  3. обучение в гипнотическом сне ("Когда спящий проснется", Г.Уэллс);
  4. вечный хлеб ("Вечный хлеб", А.Беляев);
  5. пересадка человеку жабер для жизни под водой ("Человек-амфибия", А.Беляев);
  6. хранение газов в состоянии, при котором ядра атомов плотно прижаты друг к другу ("Продавец воздуха", А.Беляев);
  7. замена обычного способа питания на электропитание ("Создан для бури", Г.Альтов);
  8. хирургический микроробот, способный самостоятельно передвигаться во внутренних органах ("Сердце Змеи", И.Ефремов).

Рассмотрите развитие этих идей на II-IV этажах. Задача N55:
Предложите несколько идей IV этажа для объектов "машина времени" и "подземоход". Задача N56:
Примените эвроритм к объекту - гениальный изобретатель-одиночка или ученый-одиночка. Задача N57:
Примените эвроритм к исходным объектам из задач NN43, 44, 46. * * * Влияние упражнений на развитие творческого мышления Упражнения
Составляющие мышления Диалектичность
Системность
Воображение
Независимость Хорошо-плохо
X
X
*
* Прогноз противоречий
X
*
*
* Робинзон
*
X
*
* Многоэкранная схема мышления
X
X
*
* Приемы фантазирования
X
* Эвроритм
*
X
* Разделы "наука побеждать
X
X
*
*
Примечание:
X - прямое развивающее влияние;
* - опосредствованное развивающее влияние

Некоторые дополнительные рекомендации по развитию работоспособности Рациональное планирование


Как можно сделать планы достижения поставленной Цели конкретными, выполнимыми, поддающимися четкому контролю за их выполнением?
Сказать себе, что к такому-то сроку должны быть получены первые результаты работы над поставленной творческой Целью, означает заранее обречь себя на поражение, или, в лучшем случае, на многократное увеличение затрат времени.
Точно так же, как в направлении главного вектора творческого поиска была выявлена конкретная проблема - творческая Цель, следует разделить ее на ряд конкретных, достижимых задач, в том числе творческих, и сопутствующих им определенных действий. В свою очередь, их можно еще разбить на ряд подзадач и более мелких дел. И уж затем, на их основе можно приступать к составлению рабочих планов.
Планировать следует не собственно получение результатов по Цели, а выполнение конкретных задач и действий, направленных на достижение творческой Цели. Сумма результатов по ним и даст в перспективе главный результат всей работы. То есть вместо риторического вопроса: "на сколько мне удалось приблизиться к Цели?" надо задавать себе вопросы: "какие конкретные шаги, действия были предприняты?", "какие задачи были решены?", "что конкретно предстоит делать сегодня, завтра, через неделю и т.д.?"
Наличие такой системы рабочих планов (на день, на неделю, на месяц и т.д.) позволяет целесообразно распределять свои усилия и контролировать реальное, а не желаемое, продвижение вперед, к поставленной Цели. Позволяет чувствовать себя уверенно даже перед лицом самых сложнейших проблем, ибо что может быть хуже неопределенности?
Очевидно, самые конкретные планы - короткие (на день, на несколько дней). Чем длительнее планируемый период, тем они, во-первых, менее конкретны, во-вторых, в течение планируемого периода возникают различные непредвиденные ситуации, нарушающие исходные планы. Следует выделять вновь возникающие проблемы и учитывать их в дальнейших планах, т.е. постоянно их корректировать.
Систему рабочих планов можно сравнить с вешками на бескрайнем болоте, указывающими верное направление движения. Передвигаясь от одной вешки к другой, мы неумолимо приближаемся к конечной точке пути, которая до самого последнего момента может оставаться невидимой. Организация личного информационного фонда
Существует два основных способа ведения информационного фонда, отличающихся предельной простотой и доступностью.
Картотека. На карточки небольшого формата (типа библиотечных каталожных карточек или неиспользованных перфокарт для ЭВМ) заносится необходимая краткая информация из главной области интересов и других - смежных - областей науки и техники, информация о прочитанных книгах, статьях (указание на содержащуюся в них полезную информацию) и т.п.
На каждую карточку заносится только одно сообщение. Это необходимо, поскольку карточки обычно расставляются в определенном порядке (классифицируются) - по алфавиту, по отраслям знаний или по другим критериям, зависящим от конкретных интересов и целей. Такая расстановка облегчает быстрый поиск необходимой информации.
Хранят карточки обычно в небольших ящичках или коробках с табличками-разделителями, разделяющими группы карточек по различным темам. Чтобы наглядней представить себе устройство типичной карточки, достаточно взглянуть на каталоги ближайшей библиотеки.
Преимущества картотеки: необычайно широкий охват информации при относительно небольших габаритах, быстрота поиска нужной информации, удобство пользования. Недостатки: малый размер карточки требует сверхкраткого изложения сути сообщения и обращения за подробностями к первоисточнику информации (книге, журналу, статье); определенные сложности могут возникнуть с классификацией той или иной карточки, когда она может быть отнесена сразу к нескольким разделам.
Записные книжки, тетради, папки. В них заносят ту же самую информацию, но в более подробном виде: конспекты, рефераты прочитанных книг, статей, собственные комментарии к ним, свои идеи, мысли и т.п. Используют как запись всех сообщений подряд, с последующей выборкой необходимых сообщений, так и распределение информации по тематическим тетрадям.

Например, конспекты и рефераты прочитанного, сборники фактов по конкретным темам, экспериментальные данные, собственные идеи и т.п.
При заполнении тетрадей полезно оставлять чистые поля для последующих пометок. Каждому сообщению присваивается порядковых номер, нумеруются также страницы и сами тетради.
Очень удобно заносить сообщения на отдельные листы и раскладывать их по папкам. Это делает систему более гибкой и перестраиваемой. Требования те же самые.
Преимущества тетрадей, папок: практически неограниченный объем единичного сообщения, позволяющий сразу получить исчерпывающую информацию без потерь времени на обращение к первоисточнику; при подобной организации материалов фонда даже при целенаправленном поиске в поле зрения неизбежно попадают посторонние сообщения, способные иной раз вызвать неожиданные и важные мыслительные ассоциации. Недостатки: длительность поиска и некомпактность хранения информации.
На практике сочетают оба способа, занося в картотеку краткую информации о содержимом тетрадей и папок с указыванием номера тетради, страницы и номера сообщения.
Внимание! Абсолютно необходимым условием существования ЛЮБОГО информационного фонда является точное указание адреса исходной информации, т.е. ссылка на первоисточники: автор, название книги, статьи (журнала, в которой она содержится), место и год издания, номер журнала, номера страниц, откуда была взята информация.
Информация без исходного адреса - это хуже, чем ее полное отсутствие! Во-первых, на нее нельзя ссылаться в своих работах, поскольку невозможно проверить ее точность. Во-вторых, это вдвойне украденное у себя время: первый раз - на поиск информации, второй раз - на повторный, уточняющий, нередко во много раз превышающий затраты времени на первый поиск. Литература по теории решения изобретательских задач
 

  1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М: Советское радио, 1979.  
  2. Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара. - Петрозаводск: Карелия, 1980.  
  3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 1986.  
  4. Альтов Г. И тут появился изобретатель. - М: Детская литература, 1984, 2-е изд., 1987, 3-е изд., доп., 1989.  
  5. Иванов Г.И. И начинайте изобретать. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987.  
  6. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя. - М: Просвещение, 1989.  
  7. Дерзкие формулы творчества: Составитель А.Б.Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1987.  
  8. Нить в лабиринте. Составитель А.Б.Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1988.  
  9. Правила игры без правил. Составитель А.Б.Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1989.  
  10. Как стать еретиком. Составитель А.Б.Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1991.


Содержание раздела