d9e5a92d

Великое кольцо


Почему же "Путешествие..." опоздало на четыре года? Ефремов с поразительной научной точностью описал жизнь древних египтян. При близком же знакомстве с историей Древнего Египта нетрудно заметить определенное и мало приятное для "владык" сходство с общественным строем, установившимся в России после 1917 года. А главное, через всю повесть проходит мысль о несправедливости власти, препятствующей познанию в целях своего укрепления, и о ее ничтожности перед лицом необъятного мира.

Позднее эти мысли в полную силу зазвучат в романе "Час Быка".
Так что не удивительно, что повесть увидела свет лишь в год смерти Сталина.

Великое Кольцо


В начале пятидесятых годов И.А.Ефремов задумал научно-фантастический роман о далеком будущем. Почему палеонтолог, историк по складу мышления, обратился к этой теме? Этот неожиданный, на первый взгляд, поворот в литературном творчестве в действительности закономерно вытекал из его мировоззрения, научного и предшествующего литературного творчества.
Как ученый, он изучал далекое прошлое Земли, эволюцию жизни, что и привело его к мысли о единстве форм разумной жизни ("Звездные корабли"). С другой стороны, эти интересы были тесно связаны с историей развития человечества, воспринимаемого им как естественное продолжение эволюции. Особенно ярко это отразилось в дилогии "Великая дуга".

Законы диалектического мышления требовали дополнить эти представления противоположной стороной - представлениями о далеком будущем человечества, живущего в условиях постоянных контактов с собратьями по разуму.
В противовес зарубежным писателям-фантастам, представлявшим такие контакты в виде "звездных войн", И.А.Ефремов иначе представлял себе картину будущего. В статье "На пути к роману "Туманность Андромеды" он писал: "...я хотел противопоставить мысль о дружеском контакте между различными космическими цивилизациями. Так родилась и созрела тема "Великого Кольца"..."
Однако уже в процессе работы он осознал, что без представлений о человеке будущего, о его идеалах, замыслах и заботах невозможно воссоздать полную картину будущего. Таким образом, пришлось искать ответы на вопросы, заданные им самим в "Звездных кораблях".
В свою очередь, изображение внутреннего и внешнего мира человека будущего потребовало представить самые основы высокоразвитого общества. Особенно много места в романе он уделил будущей системе воспитания человека...
Так, от одного штриха к другому, постепенно складывалась всеобъемлющая картина будущего.
После первой публикации в 1957 году, роман быстро получил мировое признание. Недаром десятитомник "Шедевры мировой фантастики", изданный во Франции в 1970 году, открывается романом "Туманность Андромеды".
Из предвидений И.А.Ефремова Роман "Туманность Андромеды" 1957 год. Высказана идея искусственного разведения в океане хлореллы для получения белковой пищи.
Подтверждение. В настоящее время существуют подобные проекты, имеющие серьезное обоснование.

В преддверии будущего


В 1959 году была опубликована небольшая повесть Ефремова "Сердце Змеи", как бы в продолжение романа описывающая первый непосредственный контакт землян с представителями иной космической цивилизации. Этот год стал переломным в жизни Ивана Антоновича: из-за резкого ухудшения здоровья пришлось оставить работу в Палеонтологическом институте. Он не порывал связей с наукой до конца жизни, но ему предстояло определиться со своим дальнейшим творческим путем.

О его душевном состоянии в этот период можно судить по рассказу "Юрта Ворона", повествующем о геологе, получившем тяжелую травму, и его мужественных поисках своего нового смысла жизни.
Волею судеб он обрел возможность больше времени уделять литературному творчеству. Предстояло писать о самом важном: неизвестно, сколько отпущено ему времени. О чем же? И здесь он остался верен принципу преемственности в творчестве. В "Туманности Андромеды" он показал идеал человека будущего и сделал вывод о главенствующей роли воспитания в жизни общества будущего.

Но как преодолеть разрыв между идеалом и действительностью? Каким должно быть и на чем основываться воспитание и самовоспитание современных людей, чтобы они могли "уверенно искать свое место в жизни", пройти по труднейшей дороге в будущее?
Раздумьям над этими проблемами и посвятил он следующий роман - "Лезвие бритвы". Без глубокого понимания природы человека невозможно воспитание людей, способных уверенно шагнуть в завтрашний мир, невозможно подлинное самовоспитание - и духовное, и физическое. Поэтому одной из главных целей романа он ставил привлечение внимания исследователей к наукам о человеке, к его нераскрытым еще способностям.
В романе он попытался обосновать основы морали, этики и эстетики будущего, опирающейся на научные знания, а не на веру, как религиозная мораль. Интересно, что несколько позднее к этой же мысли пришел знаменитый канадский биолог Ганс Селье: "Я всегда стремился преодолевать политические, религиозные и расовые барьеры и подчеркивать то, что считаю кодексом поведения человека, основанном на законах природы и, как мне кажется, наилучшим образом отражающим эти законы".


Из предвидений И.А.Ефремова Рассказ "Пять картин", 1965 год. Высказана идея использования льдов Антарктиды в качестве источника пресной воды для орошения засушливых районов планеты.
Подтверждение. В настоящее время существует множество подобных технически обоснованных проектов.
Огромную роль в воспитании И.А.Ефремов отводил чувству прекрасного: "...воспитать человека - это главная задача всего будущего Земли, более важная, чем достижение материального благополучия. И в этой задаче красота - одна из главных сил, если только люди научатся правильно понимать и ценить ее, также и пользоваться ею." В романе он дал глубокое обоснование гипотезы о сущности чувства прекрасного.
"Лезвие бритвы", опубликованный в 1963 году, Ефремов назвал романом приключений. Так оно и было по форме, но по содержанию - это удивительно глубокая книга о самовоспитании.

Завещание Эрф Рома


Наиболее значительное произведение - роман "Час Быка" - явилось, по словам Ефремова, полной неожиданностью для него самого. Однако анализ предыдущих произведений показывает, что раньше или позже он должен был прийти к этому замыслу.
В предыдущих романах он дал картину будущего человечества и рассмотрел пути подготовки сознания людей к нему. Для завершения цельного исследования проблем будущего требовалось рассмотреть сам путь человечества в будущее. Целью нового романа стало исследование путей развития общества, выявление трудностей и ловушек, подстерегающих на этом пути, выработка способов их обхода и преодоления.
Название романа замечательно отражает его содержание. С одной стороны, Час Быка по древним восточным поверьям - самое глухое время ночи, время власти демонов, злых духов. С другой стороны, "бык" - эгоистичный, безжалостный человек, сеющий раздоры, несчастья и страдания среди людей.
В романе с поистине энциклопедической всеобъемлемостью рассмотрены проблемы развития человечества - от социальных и экологических, до психологических и лингвистических. Красной нитью через весь роман проходит мысль: "Самое трудное в жизни - это сам человек, потому что он вышел из дикой природы не предназначенным к той жизни, какую он должен вести по силе своей мысли и благородству чувств."
Из предвидений И.А.Ефремова Роман "Час Быка", 1968 год. Высказана идея скрепления сломанных костей и их мелких осколков специальными крючками, чтобы обеспечить их правильное срастание.
Подтверждение. Учеными Сибирского физико-технического института разработаны и внедрены в практику крючки из сплавов с памятью формы, обеспечивающие правильное скрепление костей без накладывания гипсовых повязок. С их помощью можно лечить самые сложнейшие переломы, не поддающиеся другим методам лечения.
Вершиной творческих исканий Ивана Антоновича при исследовании проблем на пути в будущее стала теория инферно (в буквальном смысле - ад), сконцентрировавшая в себе все его обширные познания.
Суть ее в том, что история на низших этапах развития общества сопровождается неизбежными страданиями каждого человека. То же характерно для всей эволюции жизни. Страдания могут многократно увеличиваться при возникновении замкнутых кругов безысходности.

В природе такие круги возникали вследствие частных, узкоспециальных приспособлений организма к условиям среды обитания, заводивших биологические виды в эволюционные тупики и, тем самым, обрекавших их на массовое вымирание.
В развитии человечества круги безысходности возникают в низкоорганизованных обществах с тоталитарными режимами. Одна из причин тому - тенденция к самоизоляции подобных обществ на основе территориальных, национальных, религиозных и других признаков, ведущая к ограждению людей от контактов с внешним миром и их порабощению. Круг безысходности страданий замыкается.
Одним из наиболее опасных и изощренных способов порабощения, по его мнению, является лишение народов их исторической памяти, искажение истории. Один из героев романа, владыка планеты Торманс утверждает: "Человек не должен знать о прошлом, искать в нем силу, это дает ему убеждения и идеи, несовместимые с подчинением власти.



Содержание раздела