d9e5a92d

Составляющие творческого мышления


В конце приложения, в таблице показаны основные влияния этих упражнений на составляющие творческого мышления. Упражнение "Хорошо-плохо"
Выбрать исходный объект (факт) и рассмотреть его какую-либо положительную сторону, связанную с существованием другого объекта (факта). В свою очередь, рассмотреть какую-либо отрицательную сторону второго объекта (факта), связанную с существованием третьего объекта (факта). Затем рассмотреть положительную сторону третьего... И так далее, переходя от одного объекта (факта) к другому, поочередно рассматривая их положительные и отрицательные стороны .
Рассмотрим пример выполнения упражнения.

- Лед - это хорошо, т.к. можно кататься на коньках.
- Кататься на коньках - это плохо, т.к. можно сильно разбить колено.
- Разбить колено - это хорошо, т.к. во время болезни появится много свободного времени, можно много читать.
- Много читать - это плохо, т.к. устанут глаза.
- Устанут глаза - это хорошо, т.к. во время отдыха можно будет не спеша обдумать прочитанное...

Таких переходов может быть неограниченно много. Задача N43:
Возьмите в качестве исходного объекта часы, телевизор, книгу, город, школу, самолет, автомобиль, компьютер, кресло, ветер, дождь, солнце. Протяните цепочку "хорошо-плохо" на 15-20 шагов. Упражнение "Прогноз противоречий"
Выбрать исходный объект и сформулировать его назначение - главную полезную функцию (ГПФ). Выявить характеристику (свойство) объекта или какой-либо его части, изменение которой в большую или меньшую сторону оказывает наиболее существенное влияние на выполнение объектом своей ГПФ (улучшает или ухудшает) . Мысленно увеличить это характеристику (свойство) в 5-100 раз, одновременно отслеживая, как такие изменения скажутся на выполнении ГПФ и какие при этом возникнут недостатки. Проделать то же самое, уменьшив ее до предела.
По результатам мысленного эксперимента сформулировать противоречие и разрешить его с целью существенного повышения ГПФ, используя рекомендации разделов "Наука побеждать".
Рассмотрим парусную яхту (задача N19). Ее основное назначение (ГПФ) - плавать. На скорость плавания наиболее существенное влияние оказывает парус, конкретнее - размер паруса. Чем он больше, тем выше скорость яхты, в пределе приближающаяся к скорости ветра.

Но при этом будет уменьшаться остойчивость яхты: ее опрокинет даже легкое дуновение. По мере уменьшения размера паруса, остойчивость яхты будет увеличиваться, достигая предела при полном отсутствии паруса. Скорость при этом будет равна нулю.
Итак, сформулируем противоречие: парус должен быть очень большим (в сотни раз больше обычного!), чтобы существенно увеличить скорость яхты, и парус должен быть маленьким, чтобы не ухудшать остойчивость яхты. Такое противоречие можно разрешить, например, разделением противоречивых требований в пространстве. Огромный парус с его большим тяговым усилием следует отделить от яхты, остойчивой самой по себе. Такой парус можно соединить с яхтой канатом (51).

В этом случае остойчивость яхты не будет зависеть от размера паруса.


51.
Возникает новая задача: как удержать парус в воздухе в моменты затишья? ИКР: парус САМ висит в воздухе. Например, американский изобретатель Д.Бридж в 1981 году предложил парус-парашют с двойной оболочкой, заполненной легким газом (патент США N4296704). Задача N44:
Спрогнозируйте противоречия в развитии объектов: стул, авторучка, портфель, школьная доска, пылесос, лампа, фотоаппарат, радиоприемник, персональный компьютер. Попытайтесь разрешить выявленные противоречия. Упражнение "Робинзон"
Выбрать исходный объект и сформулировать его назначение - главную полезную функцию (ГПФ). Затем:
 

  1. Рассмотреть, для каких еще целей, помимо основного назначения, можно использовать этот объект, его составные части - как в отдельности, так и в различных сочетаниях.
     
  2. Рассмотреть, какие другие объекты могут выполнить ГПФ исходного объекта.

Стереотипы мышления навязывают образ объекта, предназначенного только для выполнения определенной конкретной функции. В действительности, любой объект таит в себе множество "скрытых" свойств (в пределе - бесконечность).


Рассмотрим в качестве примера обычную шариковую ручку. Ее основное назначение - оставлять яркий след на поверхности. Но кроме этого она может служить линейкой, указкой, закладкой для книги, "шилом" для протыкания отверстий в бумаге, приспособлением для разглаживания помятой бумаги и т.д.
Пустой пишущий стержень с наконечником может служить пневматическим глубиномером для аквалангиста (надо только нанести соответствующие деления), прибором для измерения плотности жидкостей, валом с упорным шарикоподшипником, трубкой для дутья воздуха при пайке ювелирных изделий...
Пишущий наконечник без шарика - готовая втулка подшипника скольжения для игрушек и моделей. Из корпуса ручки можно изготовить различные втулки, оси, стойки, направляющие и многое другое. Пишущая паста - хороший краситель, клей, замазка для герметизации трещин...
С другой стороны, надпись можно выполнить и без ручки - куском угля, графита, обгорелой головешкой, процарапать гвоздем, иглой, осколком стекла, вырезать ножом и т.д. Задача N45:
Представьте себя в роли Робинзона на необитаемом острове. Волной на берег выбросило несколько пустых консервных банок. Предложите несколько десятков полезных устройств, которые можно изготовить на их основе. Задача N46:
Выполните упражнение, взяв в качестве исходный объектов утюг, стирающий ластик, циркуль, линейку, стул, кастрюлю, пилу, столовую вилку. Многоэкранная схема мышления
На 52 приведена многоэкранная схема мышления, предложенная автором ТРИЗ Г.С.Альтшуллером .


52. Многоэкранная схема мышления
Для обычного, нетворческого мышления характерно рассматривать объекты, явления изолированно, вне связи с другими, в застывшем виде. Творческому же свойственно их рассматривать во всей полноте взаимосвязей, в динамике развития.
Включается центральный экран схемы - возникает, например, книга. Обычное мышление не пойдет дальше этого экрана. Творческое же включит всю центральную группу экранов.
Нижний экран: подсистемы, из которых складывается книга. Чередой проходят ее составные части - книжные блоки, корешок, переплетная крышка, форзац, отдельные страницы... Одновременно "препарируется" содержимое книги - разделы, главы, параграфы, абзацы, отдельные предложения, фразы...
Верхний экран: надсистемы, образуемые множеством книг и их окружением. Возникают образы энциклопедий, собраний сочинений. Еще выше - книгохранилища, библиотеки, которые, в свою очередь, образуют часть человеческой культуры...
Параллельно включается левая группа тех же экранов, показывающих развитие системы "книга" в прошлом. Сменяясь, проходят образы глиняных и деревянных табличек, свитков папируса, пергаментных книг, больше напоминающих шкатулки для драгоценностей... Экраном ниже сменяют друг друга клинописные значки, иероглифы, причудливые буквы, постепенно обретая привычные черты.

На верхнем экране горы глиняных табличек, сменяются грудами свитков; вот возникла монашеская келья, уставленная пудовыми книгами... Появились первые книжные стеллажи, принялись расти вдаль и ввысь...
В то же время на правой группе экранов возникают еще смутные образы книги будущего. Буквы превращаются в цифровые коды, книги в маленькие дискеты, а книгохранилища стягиваются в небольшие ящики компьютеров. Незримые компьютерные сети опоясывают планету, превращая ее в одно единое книгохранилище...

А вдали мерцают еще более смутные образы книг в виде волнового фронта, запечатленного в кристалле, в виде сложнейшего молекулярного кода...
Но и это не все. В поле зрения возникают параллельные схемы, на которых идет развитие тесно связанных с книгой систем - бумажное производство, полиграфия, фотография...
Девять экранов - это минимальный минимум. При талантливом мышлении количество экранов намного больше вверх и вниз, в прошлое и будущее. При переходе от одной группы экранов к другой сменяют друг друга противоречия, возникающие в процессе развития.

Некоторые же неотступно "преследуют" рассматриваемую систему, как, например, противоречие между размерами книги и объемом хранимой в ней информации.
Такое всеобъемлющее рассмотрение помогает легко преодолевать барьеры, перед которыми пасует нетворческое мышление.
Вспомним задачу N40. В ней содержится противоречие: гонец должен иметь секретное донесение, чтобы доставить его по назначению, и не должен иметь, чтобы оно не потерялось или, в случае обыска, не попало в руки недругов. Стереотипное мышление подсказывает: зашить в подкладку. Ненадежно! Задача принципиально не решается на уровне центрального экрана - самого гонца.

Как надежно сохранить донесение?
Рассмотрим более внимательно нижний экран. Одежда - плохой хранитель. Остается тело.

Возникает идея послания-татуировки. Такое не потеряется. Но как его скрыть? Есть хороший маскирующий ресурс - голова.

Именно им и воспользовался полководец. Татуировку нанесли на голову, а по прибытии на место гонца побрили.



Содержание раздела