d9e5a92d

Несвободная свобода



42. Модель "Волна творчества" (развитие творческих целей во времени)
В точках пересечения этих волн А и В возникают новые волны 3 и 4: взаимовлияние, приводящее к возникновению на стыках различных научных и технических направлений новых направлений. Например, возникновение на стыке ракетной техники и авиации - реактивной авиации, на стыке биологии и электроники - молекулярной электроники. Те, в свою очередь, дают новые пересечения.

Чем дольше идет процесс развития науки и техники, тем больше возникает новых волн и подобных стыков.
Сегодня уже никого не удивляет существование "пограничных" областей науки и техники - физическая химия, химическая физика, биофизика, биогеохимия и т.п. Эта особенность развития была выявлена В.И.Вернадским, писавшим по этому поводу: "...рост научного знания XX века быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам."
Итак, творческая личность из исходной точки О может перейти к новой Цели, либо сообразуясь с общим движением волны, либо продолжая продвижение на том же этапе, либо перейдя на любой другой этап. Например, от изобретения гетеродина (Цель 3-2 - Р.Фессенден) можно в соответствии с движением волны перейти к созданию приемника, работающего на этом принципе (Цель 4-2), либо к разработке нового способа обработки радиосигналов (Цель 3-2), либо заняться, допустим, проблемой радиолокации (Цель 2-4), либо перейти к обоснованию принципиально нового вида связи, допустим оптиковолоконной (Цель 1-2) и т.п. Единственное ограничение на разрешенные переходы накладывается необходимостью соответствия выбираемой Цели существующему уровню развития науки и техники.

Несвободная свобода


Как видим, творческая личность имеет очень большую свободу выбора новой Цели. Но с точки зрения высокой эффективности творческой работы это свобода кажущаяся: условие преемственности как универсальный принцип распространяется и на эту область.
Опыт выдающихся творческих личностей свидетельствует: наиболее значительных результатов достигает тот, кто каким-либо образом использует результаты предыдущей Цели при выборе и непосредственно в работе над новой Целью!
Рассмотрим возможные пути преемственного выбора новой Цели, обобщающие опыт таких творческих личностей.



  1. Расширение области применения результатов предыдущей Цели:

    Использование результатов предыдущей Цели в качестве средства достижения новой Цели, чаще всего в научной области. Например, использование А.Левенгуком изобретенного им микроскопа в микробиологии; использование Ж.-И.Кусто изобретенного им акваланга в качестве средства исследования подводного мира, в подводной археологии, в подводной геологии и т.п.; использование О.Пикаром своего стратостата для исследования космических излучений.

  2. Перенос знаний, опыта и ранее накопленных технических решений в другую область техники, т.е. выбор новой Цели на стыке различных областей техники. Например, перенос И.И.Сикорским "самолетостроительного" опыта в вертолетостроение; использование А.Н.Лодыгиным "электрических" знаний, накопленных при работе над электрическим геликоптером, в электроосвещении и водолазном деле; использование О.Пикаром "стратостатного" опыта при постройке батискафа.

  3. Перенос методов и подходов из одной науки в другую, т.е. выбор новой Цели на стыке наук. Например, использование И.А.Ефремовым геологических методов для объяснения закономерностей захоронения ископаемых животных (тафономия); перенос В.И.Вернадским биологических и химических подходов в геологию (биогеохимия).

  4. Выявление новых противоречий, возникающих в результате достижения предыдущей Цели, и постановка новой Цели на их основе. Например, А.Н.Лодыгин после изобретения электрической лампы столкнулся с противоречием между долговечностью и необходимостью повысить ее светимость; И.А.Ефремов после создания тафономии столкнулся с новым противоречием между несовершенством палеонтологических методов и необходимостью повысить полноту палеонтологической летописи; Ж.-И.Кусто после изобретения акваланга столкнулся с противоречием между его ограниченными возможностями и необходимостью увеличения глубины и продолжительности погружений.



  5. Выбор в качестве новой Цели работы над необъяснимыми, "побочными" результатами, полученными в процессе достижения предыдущей Цели. Например, Г.Селье пришел к открытию стресса, обратив внимание на такую "мелочь", как сходство симптомов различных болезней на их ранней стадии.
    Антипримеры: Т.Эдисон в 1883 году при конструировании новой лампы накаливания ввел в колбу дополнительный электрод, и... через пустоту пошел электрический ток; он не обратил на это внимания и НЕ изобрел вакуумный диод, и НЕ открыл электрон! Через год после изобретения Д.Габором магнитной линзы на ее основе другими был создан электронный микроскоп. Досаду Габора за промах не скрасило даже открытие им голографии.
    * * *
    Дополнительные примеры преемственности выбора творческих Целей содержатся в приложении 1.
    Знание особенностей выбора новой Цели может не только существенно повысить эффективность последующей творческой работы, но и помочь в выборе своей первой творческой Цели. Время, чтобы делать


    В 20-х годах нашего века русский экономист Н.Д.Кондратьев провел тщательное исследование экономики Германии, Англии и США, начиная с первой промышленной революции 1775-1785 гг., и установил, что колебания в экономическом росте, в сопровождающих его появлении новых идей, их практической реализации и т.п., укладываются в несколько длинных циклов (волн) с периодом 40-60 лет. Для каждого цикла (волны) он выделил четыре характерных фазы - восстановление, процветание, снижение и депрессия (см. 43).

    Справедливость своей теории Кондратьев доказал на "практике", предсказав великую депрессию 1929-1933 гг.

    43. Макроциклы Кондратьева
    Всего с 1775 года насчитывают четыре таких цикла, получивших название макроциклы Кондратьева. В таблице 3 приведены данные по макроциклам для США, полученные К.Б.де Грине.
    Согласно выводам Кондратьева, фаза восстановления каждого нового цикла начинается с появления базовых изобретений, создающих основу для будущего экономического роста. Так, первый цикл начинался с появления паровой машины и ткацкого станка. В фазе процветания происходит интенсивное развитие и эксплуатация ранее полученных идей. В фазе снижения научно-технические идеи, питавшие экономический рост в период восстановления и процветания, начинают исчерпывать себя.

    А в фазе депрессии наступает их полный моральный износ, сопровождающийся резким спадом в экономике. Именно в это время в обществе возникает особо острая потребность в новых идеях.
    Сравним время возникновения и реализации некоторых идей, уже упоминавшихся в этой книге, с данными таблицы 3. Таблица 3. Макроциклы Кондратьева (по США)
    Циклы экономического роста
    Фазы циклов
    I
    II
    III
    IV Восстановление
    1775-1785 пром.рев.
    1840-1860
    1896-1905
    1937-1948 Процветание
    1785-1815
    1860-1873
    1905-1920
    1948-1970 Снижение
    1815-1825
    1873-1886
    1920-1929
    1970-1990 Депрессия
    1825-1840
    1886-1896
    1929-1937
    1990-2000 длительность
    65 лет
    56 лет
    41 год
    63 года
    Идея беспроволочной связи (Морзе) возникла в фазе депрессии первой волны. Тогда же начались интенсивные исследования в области электричества. Открытие электромагнитных волн (Герц) и изобретение радио (Попов) произошло в фазе депрессии второй волны.
    Идея самолета (Хенсон и Стрингфеллоу, 1842) возникла в начале фазы восстановления второй волны. Серьезные попытки его создания (Можайский, Адер, Максим) начались в фазах снижения и депрессии второй волны, а практически он был создан в фазе восстановления третьей волны (братья Райт).
    Идея использования ракеты для полета в космос зародилась и получила теоретическое обоснование (Циолковский) в фазах снижения и депрессии второй и восстановления третьей волн. Формирование коллективов разработчиков космической техники (Тихомиров, Цандер, Королев, Глушко, Оберт, фон Браун и др.) и начало серьезных работ в ракетостроении пришлось на границу фаз депрессии третьей и восстановления четвертой волн.
    Идея вычислительной машины (Бэббидж) возникла в фазе депрессии первой волны, а первая ЭВМ была создана в фазе восстановления четвертой волны.
    Идея использования ядерной энергии (Кюри) возникла в фазе восстановления третьей волны, а первый ядерный реактор (Ферми, 1942) был построен в фазе восстановления четвертой.
    Идея автотрофного человека (Вернадский) была высказана в фазе снижения третьей волны, а в фазе снижения четвертой волны она получила научное обоснование в виде биоэлектрокатализа.
    Эти и многие другие факты позволяют сделать очень важный вывод о том, что полупериод волны творчества (см.42), т.е. временная дистанция между Целями I и IV этапов творчества, для наиболее выдающихся идей равен периоду волны Кондратьева, что составляет 40-60 лет. А в отдельных случаях - два периода (например, для ЭВМ) и более (например, идею вертолета высказывал еще Л. да Винчи). Следовательно, если высказывается хорошо обоснованная идея I этапа, опережающая свое время, то ее практической реализации (IV этап) можно ожидать не ранее, чем через 40-60 лет.



    Содержание раздела