d9e5a92d

Достижение недостижимого


Вот несколько таких примеров. 1846 год. Астрономы Ж.Леверье и Дж.Адамс независимо друг от друга предсказали существование планеты Нептун.
1859 год. Биологи Ч.Дарвин и А.Уоллес независимо друг от друга сформулировали основные положения теории эволюции.
1876 год. А.Белл заявил на изобретение телефона. Два часа спустя (!) с той же идеей в Патентном бюро появился Э.Грей.
1897 год. В январе немецкий физик Э.Вихерт открыл электрон, а три месяца спустя о свое открытии сообщил Томпсон.
1954 год. Физики А.М.Прохоров, Н.Г.Басов и Ч.Таунс почти одновременно создали квантовый генератор.
1962 год. Советский физик Ю.Н.Денисюк и сотрудники Мичиганского университета Э.Лейт и Ю.Упатниекс получили первые голографические изображения.
С точки зрения проблемы правильного выбора творческой Цели необходимо упомянуть и о противоположных примерах, когда попытки открытий и изобретений оставались незамеченными или вообще не достигали своей цели.
Первая половина XIII века. Иордан Неморарий сформулировал основные законы движения, которые четыре века спустя заново переоткрыл Галилей.
Первая половина XIX века. Английский математик Ч.Бэббидж сформулировал принципы работы вычислительной машины и разработал проект механического "компьютера". Реализовать идею на механическом уровне было невозможно.

Только достижения электроники позволили к 1946 году построить первый компьютер.
1868 год. Французский ученый Н. де Сен-Виктор обнаружил потемнение фотопластинки в присутствии солей урана. Но сообщение было забыто, поскольку наука еще не приблизилась к необходимости понимания глубинных основ строения вещества, возникшей после открытия В.Рентгена.

А спустя 28 лет А.Беккерель в аналогичных опытах открыл радиоактивность.
1869 год. Г.Мендель опубликовал открытые им законы генетики. Но потребовались многие открытия, в частности, открытие хромосом, чтобы роль наследственности была оценена по достоинству.

В 1900 году законы генетики переоткрыли сразу три биолога - Э.Чемрак, Г. де Физ и К.Корренс.
1920 год. Польский физик М.Вольфке предложил новую идею получения изображений, ничем не отличающуюся от идеи голографии, предложенной через 27 лет Д.Габором. Идея была неосуществима из-за отсутствия когерентных источников света.
Главная ошибка, которая совершалась в этих случаях и многих других, состояла в опережении возможностей и потребностей общего уровня развития науки и техники, т.е. в нарушении условий преемственности и взаимовлияния.
Развитие науки и техники можно сравнить с водохранилищем. Пока уровень низок, вода надежно заперта. Но вот уровень приближается к верхнему краю, в отдельных, наиболее низких местах, вода тоненькими потоками устремляется вперед. По мере подъема воды таких мест становится все больше и больше.

И, наконец, наступает момент, когда вода захлестывает плотину и бурным потоком устремляется дальше... к новой плотине.
Итак, развитие науки и техники - это сложный самоорганизующийся, саморегулирующийся процесс, пронизанный множеством прямых и обратных связей, процесс накопления и преодоления множества больших и малых противоречий. Здесь нет мелочей: каждый, даже небольшой шаг вперед повышает общий уровень, создает предпосылки для последующих, более крупных шагов.
Знание таких важных условий развития науки и техники, как преемственность и взаимовлияние, позволяют сформулировать два простых правила, следование которым поможет избежать грубых ошибок в постановке творческих Целей.



  1. При выборе творческой Цели следует оценивать ее принципиальную достижимость, исходя из реальных возможностей и потребностей существующего уровня науки и техники.

  2. При выборе творческой Цели в какой-либо области науки или техники всегда следует учитывать достижения других, смежных областей.
    Таким образом, главная задача творческой личности (социально полезная функция) - повышение существующего общего уровня развития науки и техники. Каждый новый шаг вперед должен надежно подкрепляться существующими знаниями и техническими возможностями.
    * * *
    Здесь въедливый читатель может возмутиться. - Позвольте! Автор пишет о барьере НЕВОЗМОЖНОГО, о смелых, необычных идеях, а сам призывает к выбору в качестве творческой Цели насущных проблем развития науки и техники?!
    Противоречия в этом нет. Выбор насущной проблемы вовсе не признак приземленности или бездарности. Уже упоминавшиеся примеры творческих Целей говорят сами за себя: творческая Цель может быть сколь угодно дерзкой, необычной даже при опоре на существующий уровень развития науки и техники.
    Дальность же "замаха" (типа "а вот я займусь машиной времени!") отнюдь не характеризует степень гениальности. Скорее даже наоборот... Пренебрегая объективным развитием науки и техники, мы рискуем уподобиться небезызвестной Моське из бессмертной басни Крылова. Степень талантливости, гениальности характеризуется не самой Целью, а ее результатами.

    Достижение недостижимого


    Причины неудачи Дж.Хэннея теперь ясны. Наука конца XIX века еще не приблизилась к пониманию термодинамических условий превращения графита в алмаз, а эксперименты его не давали новое знание. Уровень техники не позволял создать эффективное оборудование для синтеза: никому не удалось повторить его эксперименты.

    Техника того времени еще не вступила в противоречие с потребностью в обработке сверхтвердых материалов и многими другими, возникшими уже в наше время.
    Работа была бесполезна для развития науки и техники. Последователям пришлось начинать все с нуля. Такова личная трагедия этого, бесспорно, талантливого человека.
    В подобных ситуациях творческая личность должна найти в себе силы отказаться от бесплодных попыток достижения недостижимого в пользу менее эффектных, но более насущных задач современной науки и техники. Тогда выигрывают обе стороны.
    А как быть, если человек, несмотря на все доводы разума, не в силах отказаться от своей Мечты?!
    Острое противоречие между опережающей время Целью и возможностями ее достижения можно преодолеть двумя путями. Метод последовательного приближения к Цели
    Недостижимую проблему можно расчленить на ряд частных и переключиться на те из них, достижение которых принципиально возможно на данный момент. Или же следует определить, что конкретно препятствует достижению Цели (отсутствие научных фактов, методов исследований, расчетов, технических и других средств достижения), и заняться разработкой этих вопросов, исходя из существующих знаний и технических возможностей. Основа метода - соблюдение условия преемственности.
    Иными словами, свои усилия следует направить на "дотягивание" уровня науки и техники до такого состояния, когда возможность достижения исходной Цели станет реальностью. Например, К.Э.Циолковскому для обоснования ракеты в качестве средства полета в космосе пришлось создать новый раздел классической механики - механику тел переменной массы.
    Вполне вероятно, что на прохождение всего пути не хватит жизни, и его будут заканчивать последователи. Но это будет РЕАЛЬНОЕ продвижение к своей Мечте, реальный вклад в развитие науки и техники, а не бесплодное топтание на месте. Тот же Хэнней мог заняться химической термодинамикой, в которой тогда успешно работали его коллеги - будущий лауреат Нобелевской премии Я.Х.Вант-Гофф, А.Л.Ле Шателье, К.М.Гульдберг, П.Вааге и многие другие. Благодаря их достижениям, советский ученый О.И.Лейпунский в 1939 году рассчитал термодинамические условия превращения графита в алмаз.

    Или же мог заняться созданием техники получения высоких давлений, как это позднее сделал основатель физики высоких давлений, будущий лауреат Нобелевской премии П.У.Бриджмен. Он, как и Хэнней, потерпел неудачу в синтезе алмазов, но именно благодаря его работам были получены первые искусственные алмазы. Переход в смежную область науки и техники
    Если уровень развития науки и техники не позволяет добиться поставленной Цели, то приблизить возможность ее достижения можно переходом в смежную область, занимающуюся близкими к исходной проблемами, и в которой на данный момент возможно реальное продвижение вперед. Достижения в смежной области в будущем создадут прочную базу для работы над исходной Целью. Основа - соблюдение условия взаимовлияния.

    Так, уже упоминавшийся авиаконструктор И.И.Сикорский своей первой Целью поставил создание вертолета. За три с лишним года проведено огромное количество экспериментов, построено две модели, причем вторая уже могла поднимать собственный вес в 180 кг, но большего достигнуть не удавалось. И тогда он сделал правильный вывод: на данном этапе развития техники создание работоспособного вертолета невозможно.
    Признать свое поражение, отказаться от давней Мечты? Нет! В 1910 году он решил перейти в смежную область - самолетостроение, начавшее бурно развиваться.

    В главе 5 упоминалось, каких выдающихся успехов он добился в этой области. Несмотря на это, он никогда не упускал из вида свою Мечту. В 1929 году, уже маститый авиаконструктор, он пришел к выводу, что успехи авиации, моторостроения, автомобилестроения, создание новых материалов и его личный опыт позволяют приступить к постройке вертолета.

    Не прекращая интенсивной работы в самолетостроении, он занялся исследованиями и экспериментами в этой области.
    В 1939 году был создан первый по-настоящему работоспособный и надежный одновинтовой вертолет.



    Содержание раздела