d9e5a92d

Уплотнять не означает загадывать загадки!

Тексты для взрослых и идут в ногу со взрослыми. Ведь как утомительно, когда текстовик заставляет нас делать два шага там, где мы можем обойтись одним!

Уплотнять не означает загадывать загадки!


Ошибкой было бы также делать один шаг там, где необходимо два, или делать шаг в не ту сторону. Вместо уплотненного текста на свет появляется загадка:
Изображение: ковер, на котором сидит лиса. Текст: Плутоватый (ausgefUchste) ковер.
Что же это должно означать? Очень просто: фамилия владельца магазина по продаже ковров - Фукс (в переводе с немецкого - лиса).
А вот пример удачного уплотнения, которое понятно всем: Изображение: показаны различные функции очень практичного рабочего стола.
Текст: Prak-стол. (В немецком варианте Prak-Tisch. Слово praktisch означает
практичный).
Сторонник пространного текста написал бы в этом случае: Практичный рабочий стол со многими возможностями. Не говорить того, что читатель может сказать сам себе! Не говорить того, что говорит изображение! Изображение спускаемого аппарата на поверхности Луны и текст: Он некрасив, но доставит хоть на Луну.

Каким мог бы быть текст под этим изображением, если бы он прошел через сито нашей немецкой педантичности и аккуратности? Возможно, таким:
Спускаемый аппарат символ надежности и целесообразности. Такой же надежный и целесообразный, как фольксваген.
Изобразительные символы призваны экономить слова. Объяснять символы все равно, что солить соль.
Если провести тестирование последнего текста на понятность, то окажется, что его без труда понимают 100% тестируемых, даже без изображения.
Если протестировать оригинальный текст, то вполне возможно, что его поймут только 90% тестируемых. Что происходит с текстом в этом случае, наверное, понятно всем.
Что же лучше, принять решение и запустить в производство текст, который вызывает неподдельный интерес у 90% читателей, или текст, который нагоняет скуку на 100% читателей? Ответ очевиден.

Степень понимаемое™ сама по себе ничего не значит. Да, текст выступления докладчика понятен всем, но под него так сладко дремлется...
Не говорить читателю того, что уже говорит ему изображение! Как выглядят многозначительные изображения? Многозначительные изображения не болтливы.

Что нужно, чтобы создать многозначительную рекламу картофельных оладий?
Изображение семьи за обеденным столом, которая с наслаждением лакомится оладьями?
Не годится!
Люстра над столом?
Не годится!
Ваза с красными и белыми тюльпанами на столе?
Не годится!
Радостно виляющая хвостом собачонка под столом?
Не годится!
Старинный буфет на заднем плане? Китайская ваза на нем?
Картина Шагала над ним?
Не годится!
Что же останется, если все удалить? Останется самая лучшая реклама картофельных оладий, которую только можно придумать: большая, поджаристая, золотисто-коричневая картофельная оладья. Она улыбается нам и говорит: давай, пробуй! Think big - удали!

Создатель этой рекламы удалил даже тарелку. Большая, поджаристая, золотисто-коричневая оладья на белом фоне. Заголовок: Попробуй, откажись! В подобной рекламе можно было бы опустить даже текст.

Известная плакатная реклама с изображением кружки пива в виде миража в пустыне не имеет никакого текста. Это свидетельство тонкого чувства языка: вовремя ничего не сказать.
В этом смысле реклама имеет некоторое сходство с искусством. С искусством удалить все лишнее.

Не надо телеграмм!


И это искусство не имеет ничего общего с телеграфом:
Средство для бритья X. Новое. Мужественная нота.

Терпкое. Эксклюзив.

После любого бритья X. Этот день наступил.
День успеха. Флер успеха X. X для мужчин. Для настоящих мужчин.

Они знают, как добиться успеха. В деле.

У женщин. В жизни.

Средство после бритья X. Ваше средство. С сегодняшнего дня.
Один бизнесмен опоздал на самолет и решил успокоить свою жену, отправив ей телеграмму, так как телефон в их новом доме не был еще подключен. При этом он хотел обойтись как можно меньшим количеством слов. Служащая почты, принимавшая телеграмму, прочла текст и спросила бизнесмена: Вы
отправляете телеграмму своей жене? - Да. А почему вы спрашиваете об этом? - Тогда добавьте хотя бы слово сердечно.

Сама телеграмма станет от этого не намного дороже, но зато с лихвой окупится.
Любые сокращения не должны касаться человечности. Краткий стиль - это стиль человеческого общения, телеграфный - нет. Язык хорошей рекламы несколько более сжат, чем обычный разговорный язык.

Он не перенимает пространность обычного языка, но и не обнажает его до языкового скелета. Хороший рекламный текст не имеет ни грамма лишнего жира, но он и не тощий, а стройный.

Даже в тех случаях, когда кажется сжатым до предела. Точно так же, как хороший литературный текст:


Пришел, увидел, победил.
А он бежит, бежит, бежит.

Лишние слова


Сжатый текст - это результат экономного мышления, а также удаления лишних слов. Это касается, прежде всего, таких слов, как поэтому, ибо, итак, из-за этого и т. п. Разумеется, выбросить эти слова из текста можно не всегда, но все же значительно чаще, чем это представляют себе некоторые текстовики. Читатели хотят и могут сами определить взаимосвязи, которые им пытаются преподнести на тарелочке:
Апельсиновый сок X очень полезен, так как производится только из абсолютно спелых фруктов и поэтому не содержит никаких добавок. Этим объясняется и высокое содержание в соке натуральных витаминов.

Поэтому вы должны пить сок каждое утро, чтобы получить все, чем так богаты спелые апельсины.
Если удалить из текста лишние слова, то он только выигрывает от этого:
Апельсиновый сок X очень полезен. Он изготовляется только из абсолютно спелых фруктов, без каких-либо добавок и с высоким содержанием натуральных витаминов.

Пейте сок каждое утро.
Он даст вам все, чем так богаты спелые апельсины.
Помимо союзов, лишними в тексте очень часто бывают и вводные слова. Они парализуют текст, лишают его выразительности, мешают ясному выражению мысли. Текстовик должен хорошо подумать, прежде чем решить, действительно уж так необходимы в тексте все эти действительно, в целом, собственно, в любом случае, естественно, разумеется и т. п.
Отказ от использования союзов и вводных слов не означает отказа от естественности и живости языка. Это касается не только немецкого языка.

Большинство немецких текстовиков восхищает сжатость американских рекламных текстов. Вот классический пример длинного рекламного текста, в котором ни одно слово не кажется лишним, в том числе союзы и вводные слова:
Как рассказать сыну о правильном отношении к алкоголю. Он почти дорос до того, чтобы все понять. Вы как родитель знаете, что его попытаются споить.

Если вы будете волноваться или настаивать, предостерегая его, он подумает, что вы хотите лишить его чего-то заманчивого.
На вас ложится определенная ответственность. Ведь то, что вы скажете, и то, как вы это скажете, останется с ним на всю жизнь. Прежде всего, скажите сыну, что вы его любите и верите ему.

Потом образно поясните, что разговор пойдет об искусстве пить из кубка жизни. Вы собираетесь внушить идею умеренности во всем. Включая потребление.

И вам придется заняться самым важным: показать пример.
Следует также сказать, что возраст, с которого разрешается потребление спиртных напитков, определен законом, которому надо подчиняться беспрекословно. И впрямь, виски удовольствие для людей достаточно взрослых, понимающих.

Скажите ему это. И тогда, если уж он решит выпить, то будет наслаждаться как знаток, достаточно зрелый и опытный.
Скажите все это сыну. Если вы не скажете, кто-то другой скажет что-нибудь не то.
Это послание ко Дню Отца Направляет вам компания Seagram, производитель виски с 1857 г..
Этот текст можно почти дословно перевести на немецкий язык, и при этом он не потеряет ни сжатости, ни выразительности. Не язык формирует текст, а человек, его создавший.

Иной стиль требует простора


Сжимать пространное. Отвечает ли нижеследующий текст этому требованию?
Слушай, Вольфганг, действительно это прекрасная машина. Эта Альфа Зюйд... Или Зуд? В любом случае она очень тихая и можно, наконец, нормально поговорить даже во время поездки.

Вольфганг, ты меня слушаешь?... Когда мы будем у тети Клары, я спрошу ее прямо, правда ли, что Моника выходит замуж за этого итальянского повара только потому, что она уже на пятом месяце. Неслыханно, да еще в год женщины! Вольфганг, ты меня совсем не слушаешь!

Скажи хотя бы что-нибудь, тем более что мы можем теперь нормально разговаривать и в машине... Пожалуйста, напомни мне, чтобы я передала Хайни носовые платки, которые Бодо подарил ей на Рождество.

Ладно? Бедный ребенок никак не выходит у меня из головы. Несчастное дитя: в нем все так перемешалось немецкая и итальянская кровь...

Не знаю. Если бы я была этим ребенком, я бы не выдержала.

Правда, не выдержала бы. Вольфганг!

Вольфганг! Смотри-ка, кролики... Ну, вот, проехали! Действительно хорошо, что тебе удалось поехать вместе со мной.

Теперь ты познакомишься с женой Франка. Франка ты уже знаешь.

Это тот, кудрявый. Да нет, не Фред. У Фреда перманент. Представь, мужчина с перманентом.

Я просто не знаю, что бы я делала, если бы однажды утром ты заявился с перманентом на голове. Ха-ха-ха.

Вот уж действительно, эта Эдит должна иметь железные нервы... На чем это я остановилась?
Ах да, жена Франка мне действительно нравится. Тебе она тоже понравится, хотя в семье ей приходится нелегко.

С тобой было то же самое, но ты же справился...
Пространность как стиль. Как будто это рекламный текст под заголовком Держи ухо востро, когда покупаешь авто.

Удачная реклама тихого на ходу автомобиля.
Значительно чаще пространность проявляется как недостаток текста, а не как его стиль. В этом случае авторы используют понятие стиля как оправдание. (Мы должны рассказать об этом потребителю как можно точнее.)

Не договаривать!


Докладчик исчерпывающе осветил тему, многие слушатели крепко спали.
Хороший текстовик всегда старается, как и хороший докладчик, противостоять соблазну сказать все на заданную тему. Сжимать текст означает также концентрировать внимание на самых важных моментах.

В рекламе это означает сконцентрироваться на одном важном моменте.
Если бы всеохватывающее содержание обладало эффективной рекламной силой, то политические партии должны были бы до сих пор завоевывать сторонников с помощью своих партийных программ. На практике же они прибегают к этому лишь в крайнем случае и обычно ограничиваются ссылками на некоторые наиболее значимые пункты. Стиральные средства интересуют людей в значительно меньшей степени, чем политика. Рекламная кампания, и не только стирального порошка, может считаться успешной тогда, когда все ее содержание потребитель может выразить одним предложением.

Удачные рекламные кампании характеризуются концентрацией на одной главной в данном случае идее. Побочные идеи, в принципе, можно потом привлечь, а можно и не привлекать. Главное:
- бесшумность автомобиля на ходу - не то же самое, что его вместимость и скорость,
- the facts of drinking - не то же самое, что вкус и длительность хранения продукта,
- аппетитность картофельных оладий - не то же самое, что быстрота их приготовления и популярность у всех членов семьи.
Что представляет собой квинтэссенция продолжительной воскресной проповеди?
Один крестьянин пришел домой из церкви. Его жена, которая в это время готовила обед, спросила: О чем говорил господин пастор? - О грехе. - О грехе, о грехе - я спрашиваю, что он сказал об этом? - Он против греха.
Ни один потребитель не готов слушать утомительные лекции. Хотя многие специалисты по рекламе и мечтают об этом. Чтобы говорить интересно, надо говорить о главном и сжато, а этому надо учиться.

Возможно тогда наш крестьянин, придя из церкви, рассказал бы своей жене немного больше.



Содержание раздела