d9e5a92d

Крылов Э. - Анализ управления объемами производства и продаж

Санкт-Петербургскийгосударственный университет аэрокосмического приборостроения

Предисловие

Объем выпуска продукции (производство работ, оказание услуг) лежит в основе выполнения хозяйственных договоров по поставкам, производственным заказам, подрядным услугам, что, в свою очередь, выступает основой производственной деятельности предприятия. Выпуск продукции связан с формированием важнейших экономических показателей предприятия - себестоимости, прибыли, использования основных производственных фондов и оборотных средств, текущего финансового состояния.
Важную роль в комплексном анализе производственной деятельности предприятия играет анализ выпуска продукции, выполнения поставок по договорам и обязательствам. При проведении анализа в натуральных и стоимостных показателях сравниваются плановые и фактические, базисные и отчетные значения объема выпуска продукции, сопоставляются объемы произведенной и проданной продукции, анализируются номенклатура и качество выпускаемой продукции, изучаются ритмичность и равномерность производства, оценивается эффективность продаж, определяются основные факторы, влиявшие на выпуск продукции увеличения выпуска.

Результаты анализа выпуска и продаж продукции служат важным аналитическим инструментом, помогающим принять правильное управленческое решение по объемам, структуре и динамике выпуска и реализации продукции.
Анализ управления объемами производства и продаж представляет собой важный раздел учебного курса Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, который изучается в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к подготовке эко-номистов-бухгалтеров. Данное учебное пособие может использоваться студентами, которые обучаются по специальностям 060400 Финансы и кредит, 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 060600 Мировая экономика, 351200 Налоги и налогообложение, 351400 Прикладная информатика (в экономике).
Авторы благодарят рецензентов за проделанную работу по рецензированию учебного пособия.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИДЛЯ АНАЛИЗА ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ

Информационным обеспечением анализа служат:
Данные бухгалтерского баланса предприятия, показывающие остатки незавершенного производства, готовой продукции, отгруженных товаров, дебиторскую задолженность покупателей и заказчиков, в том числе и оформленную векселями на дату составления баланса нарастающим итогом.
Данные бухгалтерского баланса предприятия, показывающие его задолженность перед покупателями и заказчиками по продукции, выпускаемой под полученные авансы в оценке по договорной стоимости в сумме на дату составления баланса нарастающим итогом.
Данные отчета о прибылях и убытках, отражающие величину выручки от продаж за вычетом косвенных налогов и по отдельным видам продукции, работ, услуг, в периоде, за который составлен отчет, нарастающим итогом.
Данные отчета о прибылях и убытках, показывающие себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг всего и себестоимость в разрезе отдельных видов проданной продукции, величину коммерческих расходов и управленческих расходов по предприятию в периоде, за который составлен отчет, нарастающим итогом.
Данные отчета о прибылях и убытках, отражающие величину прибыли (убытка) от продаж по предприятию в целом, полученной в периоде, за который составлен отчет, нарастающим итогом.
Данные регистров бухгалтерского учета по счету 90 Продажи и его субсчетам для получения развернутой информации о стоимости признанной выручки (о выручке-брутто, т.е. с учетом косвенных налогов) за анализируемый период и о себестоимости, относящейся к данной выручке; по счету 20 Основное производство - о списании готовой продукции и остатках незавершенного производства; по счету 25 Общепроизводственные расходы - о списании расходов на незавершенное производство и готовую продукцию, и счету 26 Общехозяйственные расходы - о величине общехозяйственных расходов, списанных на готовую продукцию или непосредственно на продажи; по счету 28 Брак в производстве - о величине брака продукции; по счету 40 Выпуск продукции (работ, услуг) - о величине выпуска продукции в оценке по себестоимости, еще не переданной на склад готовой продукции; по счету 43 Готовая продукция - о стоимости готовой продукции в оценке по себестоимости, прошедшей ОТК, находящейся на складе готовой продукции, которая в любой момент может быть отгружена покупателю; по счету 45 Товары отгруженные - о стоимости отгруженной покупателю продукции, право собственности на которую еще не перешло к покупателю; по счету 46 Выполненные этапы по незавершенным работам - о стоимости выполненных и переданных заказчику отдельных этапов работ.


Первичные документы, включая договоры поставки, накладные на отгрузку продукции, ГТД, коносаменты, акты приемки-сдачи работ, ведомости формирования себестоимости и продажной цены единицы продукции, выпуска продукции.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА АНАЛИЗА ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ И ПРОДАЖ

Анализ объемов производства и продаж продукции проводится предприятием с требующейся периодичностью по разрабатываемой экономической службой программе. Программа включает анализ выпуска продукции в базисном и отчетном периодах, сопоставление плановых и фактических показателей по выпуску и реализации продукции, анализ удельного веса и динамики новой продукции в общем выпуске продукции, движения остатков нереализованной продукции, номенклатуры и ассортимента продукции, ритмичности и равномерности производства, состояния незавершенного производства, качества продукции в разрезе наличия категорий качества, доли продукции с высшей категорией качества, влияния качества на выпуск продукции.
Анализируется влияние на объем выпуска продукции в целом и по отдельным товарным группам трудовых факторов, основных производственных фондов, структурных сдвигов. В программу анализа могут быть включены вопросы обоснованности установленных предприятием цен.

При наличии у предприятия филиалов анализ выпуска и продаж продукции осуществляется по каждому филиалу и в целом по головной фирме (объединению, финансово-промышленной группе, ассоциации предприятий и т. д.).
Ориентировочную программу анализа выпуска и продаж продукции можно представить в виде табл. 1, в которой раскрываются объект анализа, периодичность его проведения, методические приемы и цели.
В состав целевого анализа выпуска и продаж продукции целесообразно включить следующие вопросы.
1. Состояние продаж - изучение объемов продаж, наличия недопоставок и остатков нереализованной продукции, отгруженной покупателю продукции.
2. Выполнение договорных обязательств по отдельным договорам, их этапам, заказам для подготовки управленческих решений по приостановлению, аннулированию, возобновлению, расширению объемов заказов.
Примерная программа анализа объема выпуска и продаж продукции

Таблица 1

п/п
Объект анализа (показатели) Периодичность проведения Методические приемы Цели
1 2 3 4 5
1 Выпуск продукции предприятием в целом,
цехом,
участком
Экспресс-анализ: по предприятию - ежеквартально;
по цеху, участку - еженедельно. Полный анализ:
в зависимости от длительности
производственного цикла, наличия полуфабрикатов, передачи для обработки на сторону, наличия внешнеэкономической деятельности (сроки валютного контроля)
Группировка по виду продукции, рынкам сбыта, технологии изготовления
Сравнение показателей отчетного периода с базисным, фактических с плановыми, с максимальной загрузкой мощностей, предприятий конкурентов с анализируемым предприятием
1. Выявление тенденций объема и структуры выпуска продукции, а также комплекса причин данных тенденций
2. Сопоставление с показателями бизнес-плана, инвестиционного плана
3. Определение уровня загрузки производственных мощностей
2 Продажи Экспресс-анализ:
ежеквартально.
Полный анализ: в зависимости от стандартных для фирмы сроков договорных поставок, участия в ярмарках, иных видах публичных торгов
Группировка по виду реализуемой продукции, ее транспортировке, переходу к покупателю права собственности, масштабам отгруженных партий, наличию этапов поставок Сравнение продаж отчетного периода с базисным, фактических продаж с запланированными, с продажами фирм конкурентов 1. Определение тенденций объема и структуры продаж
2. Выявление остатков нереализованной продукции
3. Выявление недопоставок
4. Оценка способов передачи продукции покупателю и страхования продукции


п/п
Объект анализа (показатели) Периодичность проведения Методические приемы Цели
1 2 3 4 5
3 Выпуск и продажа продукции объединением фирм (или предприятием с филиалами) То же, что стр. 1 и 2, кроме этого, ежеквартально (для диверсифицированных объединений ежемесячно) анализ участия входящих подразделений или фирм в выпуске и продажах продукции То же, что стр. 1 и 2. Кроме этого, группировка и сравнение показателей выпуска и продаж продукции в разрезах отдельного подразделения (фирмы) и их долей в общих объемах объединения (финансово-промышленной группы, например) То же, что стр. 1 и 2, кроме этого:
1. Выявление участия подразделения (фирмы) в выпуске и продажах продукции объединением в целом
2. Определение оптимальной загрузки мощностей подразделения (фирмы) с точки зрения улучшения операционной деятельности объединения в целом
4 Характеристика процесса производства продукции Ежеквартально для объединения, ежемесячно для предприятия, еженедельно для внутреннего подразделения (цеха, участка) Группировка по видам продукции, технологии изготовления, качеству, организации хранения
Сравнение однородных видов продукции по ритмичности и равномерности выпуска, уровню незавершенного производства, качеству
Пофакторный анализ влияния на объем выпуска: трудовых факторов; ОПФ; структурных сдвигов; качества
1. Выявление тенденций выпуска отдельных видов продукции в сравнении с базисным периодом, с бизнес-планом, с сертификационными требованиями к качеству
2. Определение уровня ритмичности и равномерности выпуска в целях заблаговременного формирования готовой продукции для обеспечения договорных поставок
3. Определение внутрипроизводственных резервов увеличения объема выпуска и (или) изменения структуры

3. Объем и структура незавершенного производства в целом и в разрезе отдельных заказов.
4. Определение степени загрузки производственных мощностей.
5. Характеристика ассортимента, номенклатуры, качества выпускаемой продукции, оценка брака.
6. Предложения по формированию портфеля заказов на перспективу.
7. Состояние информационного обеспечения анализа объемов выпуска и продаж продукции.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ ПРОДУКЦИИ

Прежде всего, необходимо изучить, привлекая материалы бухгалтерской отчетности, показатели выпуска продукции предприятием за анализируемый период, например за год, объемов продаж, отгруженной, но еще не оплаченной покупателями продукции, остатков нереализованной продукции и незавершенного производства. Перечисленные показатели сопоставляются с соответствующими показателями плана на отчетный год и фактическими показателями базисного (предыдущего) года.

Для обеспечения сравнения показателей они должны быть выражены в сопоставимых ценах, т.е. их значения следует привести к уровню базисного или отчетного года, воспользовавшись коэффициентами изменения цен за анализируемый период. В ходе анализа рассчитываются значения абсолютных отклонений между фактическими и плановыми показателями как разница между ними, а затем показатели:
1. Уровень выполнения плана в процентах - сопоставляются данные отчетного периода путем соотношения фактических показателей и плановых (по производственному разделу бизнес-плана, например).
Уровень выполнения плана по выпуску продукции в отчетном году, %
ВП
ф.ох100,(1)
п.о
ВП
где ВПфо - фактический выпуск продукции в отчетном году, р.; ВПпло -плановый (нормативный) выпуск продукции в отчетном году, р.
2. Темпы роста плановых показателей отчетного периода по сравнению с базисными отчетными показателями в процентах.
Темп роста планового выпуска продукции в отчетном году в сравнении с фактическим выпуском базисного года, %
ВПпд. ХІ00, ВП ф.б(2)
пл
где Вфб - фактический выпуск продукции базисного года в сопоставимых ценах отчетного года, р.
3. Темпы роста фактических показателей отчетного периода по сравнению с базисными отчетными показателями в процентах
Темп роста фактического выпуска продукции за отчетный год по сравнению с фактическим выпуском базисного года, %
ВП ф о
(3)
^ ХІ00. ВПф.б
На основе изучения рассчитанных показателей делаются выводы об общем состоянии и тенденциях объемов выпуска продукции и ее продаж, обосновываются необходимость и направления более углубленного анализа.
Рассмотрим на примере предприятия С ход проведения подобного анализа, представив исходные показатели и результаты расчетов в табл. 2.
Из анализа данных табл. 2 видно, что запланированный выпуск продукции отчетного года перевыполнен. По плану было предусмотрено выпустить продукции на 105000 тыс. р., а фактически выпущено на 110000 тыс. р. В базисном году фактический выпуск продукции составил 100000 тыс. р. в сопоставимых ценах. Темп роста фактического выпуска продукции по сравнению с плановым отчетного года составил 104,8%, его прирост в абсолютном выражении равен 5000 тыс. р. В сравнении с фактическим показателем выпуска продукции базисного года темпы роста выпуска по плану равняются 105%, фактически - 110%.

Наиболее высокие темпы роста имеет фактический выпуск продукции в отчетном году по отношению к фактическому выпуску в базисном году.
Объем продаж за отчетный год был запланирован на уровне 103000 тыс. р., а фактически в ценах-нетто реализация продукции составила 105000 р. В базисном году объем продаж в сопоставимых ценах составлял 101000 тыс. р. Динамика объема продаж такова: темп его фактического роста по отношению к плану предприятия в отчетном периоде равен 102,9%, фактическая реализация больше плановой в отчетном году на 3000 тыс. р. План продаж отчетного года к отчету базисного года - 101,9% (увеличение объема продаж на 2000 тыс. р.), фактических продаж отчетного года к отчету базисного - 104,9% (увеличение объема продаж на 5000 тыс. р.). Можно отметить более низкие темпы роста продаж по сравнению с увеличением
Выполнение плана и динамика показателей объема выпуска и продаж продукции в сравнении с базисным годом (в сопоставимых ценах отчетного года без косвенных налогов, ценах-нетто)

Таблица 2

п/п
Отчет за базисный год, тыс.р. Отчетный год Выполнение Темпы роста к базисному году, % Источник ин-формации
Показатель план, тыс. р. отчет, тыс. р. отклонение, тыс. р.
(гр. 3/гр. 2)
плана, % (гр. 3/гр. 2) плановый (гр. 2/гр. 1) отчетный (гр. 3/гр. 1)
А Б 1 2 3 4 5 6 7 8
1 Выпуск продукции за анализируемый период (ВП) 100000 105000 110000 5000 104,8 105 110 *
2 Объем продаж за анализируемый период по отгрузке (Оп) 101000 103000 106000 3000 102,9 101,9 104,9 Ф.2, стр. 010
3 В том числе, объем отгруженной и еще не оплаченной продукции на конец года (Пн опл) 28280 25750 51800 26050 201,2 91,1 183,2 Ф.1, стр. 241
4 Нереализованная продукция на конец года в оценке по полной себестоимости + прибыль (НП) 8000 7000 12000 5000 171,4 87,5 150 Ф.1, стр. 214 по с/с **
5 Незавершенное производство на конец года в оценке по полной себестоимости (НЗП) 10000 11000 13000 2000 118,2 110 130 Ф.1, стр. 213
‘Данные по выпуску продукции за анализируемый период являются итоговыми показателями регистров бухгалтерского учета по счетам 40 Выпуск продукции (работ, услуг), 43 Готовая продукция, 46 Выполненные этапы по незавершенным работам, пересчитанные по продажным ценам без косвенных налогов.
Для сопоставимости стоимости нереализованной продукции с выпуском и продажами ее необходимо нарастить от себестоимости (с/с) до оценки в продажных ценах без косвенных налогов.
объема выпуска продукции. Об этом же свидетельствуют темпы роста нереализованной продукции на конец года.
Важное значение для устойчивого финансового положения предприятия имеет характеристика доли отгруженной продукции (работ, услуг), еще не оплаченной покупателями в общем составе продаж. На конец базисного года размер отгруженной, но еще не оплаченной покупателями продукции, составлял 28280 тыс. р. или 28% от величины реализации за год. На отчетный год по плану предполагалось снижение данного показателя до 25750 тыс. р. или до 25% в плановой реализации отчетного года. Фактически же по балансовым данным на конец отчетного года неоплаченная покупателями продукция составила 51800 тыс. р. или 48,9% от фактической реализации. Таким образом, предприятию С не удалось реализовать мероприятия по сокращению доли отгруженной, но не оплаченной продукции в составе объема продаж. Темпы роста указанного показателя составили: при сопоставлении фактического значения с плановым в отчетном году - 201,2%, при сравнении планового показателя отчетного года с фактическим прошлого года -91,1% (т. е. было намечено снижение на 8,9%), фактического показателя отчетного года с фактическим прошлого года - 183,2%.
Отчетное значение остатка нереализованной продукции (12000 р.) больше запланированного на конец отчетного года (7000 р.) на 171,4% или на 5000 р. Отношение планового остатка отчетного года к фактическому остатку нереализованной продукции базисного года составляет 87,5%, а фактического остатка отчетного года с тем же показателем базисного года - 150%. Очевидно, что на отчетный год были запланированы мероприятия по снижению остатков нереализованной продукции, которые, однако, не были выполнены. Можно говорить о замедлении темпов роста реализации по отношению к плановым показателям отчетного года и к фактическим показателям прошлого года.
Наряду с этим отмечается и увеличение незавершенного производства, которое на конец базисного года было на уровне 10000 тыс. р., на конец отчетного года: по плану - 11000 тыс. р., фактически - 13000 тыс. р. По сравнению с планом отчетного года незавершенное производство увеличилось на 2000 тыс. р. Темп роста незавершенного производства по отношению фактического значения к плановой величине на конец отчетного года составил 118,2%, планового значения отчетного года к фактическому базисного года - 110%, фактического показателя отчетного года к фактическому значению базисного года - 130%.
На основании проведенного предварительного анализа можно прийти к следующим выводам по операционной деятельности предприятия в отчетном году:
1. Объемные показатели выпуска продукции и продаж возросли, как по сравнению с плановыми значениями этого же периода, так и с фактическими значениями прошлого года. Вместе с тем темпы роста выпуска продукции увеличились в большей степени, чем аналогичный показатель по продажам, что свидетельствует о замедлении темпов продаж, о росте части активов предприятия, замороженных в виде готовой продукции на складе.
2. Не выполнен план мероприятий по снижению удельного веса отгруженной, но не оплаченной продукции, размеров остатка нереализованной продукции, величины незавершенного производства на конец анализируемого периода.
3. Значительное увеличение неоплаченной покупателями отгруженной продукции свидетельствует о возможном ухудшении расчетов предприятия с работниками, поставщиками, диспропорциях в снабжении материальными ресурсами, что, в конечном счете, могло наряду с другими факторами повлиять на рост незавершенного производства.
Вместе с тем, это лишь предварительные выводы, безусловно, что результаты подобного анализа служат лишь предпосылкой для проведения более детального анализа выпуска продукции и продаж, который возможен по следующим направлениям:
1. Изучение структуры отгруженной и неоплаченной продукции в разрезе отдельных видов изделий, покупателей, хозяйственных договоров. Разработка комплекса мероприятий по стабилизации расчетов, гарантий оплаты, предоплаты и выбору кредитной политики расчетов с покупателями.
2. Исследование причин увеличения остатка нереализованной продукции, планирование обеспечения ее реализации (поиск новых покупателей, пересмотр договорных условий по уже заключенным, но не состоявшимся хозяйственным договорам и т. д.).
3. Выявление причин роста незавершенного производства и возможностей его стабилизации на нормальном технологическом уровне.
4. Сравнение планового и фактического выпуска продукции отчетного года с данными о максимальной загрузке производственных мощностей предприятия в целях определения возможностей расширения номенклатуры выпуска и увеличения продаж.

АНАЛИЗ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ


Если предприятие имеет самостоятельные филиалы, выпускающие продукцию (выполняющие работы или оказывающие услуги), а также структурные подразделения, продукция которых может быть реализована на сторону или использоваться в производственных процессах других структурных подразделений (самостоятельных филиалов), то возникает движение части готовой продукции в рамках предприятия, или, так называемый внутрифирменный оборот. Сопоставление выпуска продукции всеми подразделениями с величиной продукции, реализуемой на сторону от лица предприятия в целом или его филиала, покажет уровень внутрифирменного оборота продукции. Коэффициент внутрифирменного оборота Ов ф представляет собой отношение суммы выпус-
П
ка продукции всех подразделений предприятия X ВПг- к конечной продукции предприятия ВПг.. Проведем расчет 1=1
X ВП
г=1
ВП к(4)
Ов.ф
Рассмотрим выпуск продукции предприятием Д, имеющим три структурных подразделения: самостоятельный филиал М и производственные единицы - цех 1 и участок 2. Филиал и производственные подразделения, входящие в состав предприятия Д, выпускают готовую продукцию и участвуют во внутрифирменном обороте. При этом готовая продукция реализуется от лица предприятия в целом, выступая его конечной продукцией, передается производственным единицам для дальнейшей обработки. На величину готовой продукции, переданной филиалом производственным единицам, от производственных единиц филиалу или от одной производственной единицы другой для продолжения производственного процесса, конечная продукция предприятия будет меньше суммарного выпуска продукции всеми его структурными подразделениями. Эта разница составит внутрифирменный оборот.

Обобщим данный расчет в табл. 3.

Таблица 3
Объем конечной продукции предприятия и внутрифирменного оборота

п/п
Состав
предприятия Д
Выпуск продукции всеми подразделениями Передана готовая продукция Конечная продукция предприятия Д (ф.3-6)
филиалу
М
цеху 1 участку
2
1 2 3 4 5 6 7
1 Самостоятельный филиал М 70600 - 5000 2000 63600
2 Цех 1 45800 13500 - - 32300
3 Участок 2 36120 3200 8900 - 24020
4 Итого: 152520 16700 13900 2000 119920
Коэффициент внутрифирменного оборота по предприятию Д:
1,2718.
О =152520 в'ф 119920
Уровень внутрифирменного оборота в большой степени обусловлен технологическими характеристиками процесса производства, кооперированием структурных подразделений. Однако его повышение может быть связано наряду с объективными причинами, например, структурными сдвигами в процессе производства, и с наличием нецелесообразных передач готовой продукции между подразделениями предприятия и с сокрытием готовой продукции. Следовательно, через коэффициент внутрифирменного оборота необходимо вести наблюдение за его уровнем и динамикой.
Для руководства предприятия и для его собственников существенной является информация о влиянии отдельных подразделений на выпуск конечной продукции предприятия при сопоставлении отчетных и плановых показателей.


Содержание раздела