d9e5a92d

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПОСТАВКАМ ПРОДУКЦИИ

Пример расчета влияния показан в табл. 4.

Таблица 4
Влияние выполнения плана по выпуску продукции структурными подразделениями на выполнение плана предприятия Д по конечной продукции
^ я Ю* Состав
предприятия
Д
Конечная продукция предприятия, тыс. р. Структура конечной продукции по плану Влияние подразделений на выполнение предприятием плана по конечной продукции, % (гр.5/гр.6 х 100)
план отчет выполнение плана, % (гр.4 /гр.3 х 100)
1 2 3 4 5 6 7
1 Филиал М 60500 63600 105,1 0,52 +2,65
2 Цех 1 33000 32300 97,9 0,28 -0,59
3 Участок 2 23000 24020 104,4 0,2 +0,88
4 Итого: 116500 119920 102,94 1 +2,94
Из данных табл. 4 видно, что наибольшее влияние на выполнение плана предприятия по конечной продукции в отчетном периоде оказал филиал М. Далее необходимо аналогичным образом проанализировать доли структурных подразделений в общем объеме продаж, остатках нереализованной продукции, незавершенном производстве, себестоимости продукции предприятия, и показать влияние каждого подразделения на выполнение предприятием плана по каждому из вышеперечисленных показателей.

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПОСТАВКАМ ПРОДУКЦИИ

Анализ объем продаж продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам проводится по направлениям
1. Определение объема и причин недопоставок продукции по отношению к объему реализации по бизнес-плану с выделением сумм недопоставок на внутренний и внешний рынок, а также в разрезе отдельных покупателей и заказчиков, хозяйственных договоров, этапов их выполнения, групп, видов и изделий недопоставленной продукции.
2. Выявление сверхплановых объемов поставок, в том числе по дополнительным соглашениям с уже имеющимися или новыми заказчиками.
3. Определение внутрипроизводственных возможностей предприятия (резервов) покрытия недопоставок по хозяйственным договорам
4. Изучение формирования финансовой политики предприятия в области расчетов с покупателями.
При анализе объема недопоставок, прежде всего, рассчитываются следующие показатели:
І.Уровень недовыполнения бизнес-плана по реализации продукции Уоп с учетом выполнения договорных обязательств по поставкам, рассчитываемый по формуле (5), как отношение стоимости недопоставленной продукции к плановому объему продаж за анализируемый период в сопоставимых ценах - отчетный год, %
ВРн.п1
ВРпліх 100,(5)
о.п
где ВРн п1 - недополученная выручка от реализации за отчетный период, р.; ВРплі - плановый объем продаж (выручка от реализации) за отчетный период, р.
2. Отклонение фактического объема продаж АВРфі вследствие недопоставок в отчетном году, рассчитываемое как разница между плановым объемом продаж и объемом недопоставленной продукции, р.:

ДВР=ВРпл1
- ВР
н.п1
3. Темп изменения стоимости недопоставленной продукции Тнп в отчетном году в сравнении с базисным годом, %:
ВРн.п1
ВРн.п0X100,(7)
н.п
где ВРнп0 - фактический объем недопоставленной продукции в базисном году, р.
4. Уровень обеспечения планового объема поставок планом производства и остатками готовой продукции на складе (в натуральном и стоимостном выражении) по видам продукции.
Расчеты первых трех показателей представлены по данным табл. 5, четвертого показателя - по данным табл. 6.
В бизнес-плане анализируемого предприятия на отчетный год запланирована ритмичная отгрузка продукции по заключенным с покупателями договорами на поставку. Ежемесячный объем отгруженной продукции по плану (гр. 1, табл.

5) должен был составлять в стоимостном выражении 9000 тыс. р. за исключением трех летних месяцев, в течение которых было запланировано снижение объема выпуска продукции и ее отгрузки из-за ежегодных отпусков. Отгрузка продукции была предусмотрена на уровне 7300 тыс.руб в июне и августе, а в июле - 7400 тыс. р. Всего по плану было необходимо отгрузить по договорам поставки продукции на сумму 103000 тыс. р. (стр.

13, гр. 1, табл.

5).
Фактически за отчетный год было отгружено продукции на 106000 тыс. р. (стр. 13, гр.

2, табл. 5), в том числе по договорам поставки и сверх плана.

Ежемесячный учет отгрузки продукции позволил выявить наличие недопоставки всего за отчетный год на сумму 4100 тыс. р. (стр. 13, гр. 3, табл.

5), возмещение которой составило 3800 тыс. р. (стр. 13, гр.

5, табл. 5), а также сверхплановую отгрузку продукции на сумму 3000 тыс. р.
По данным табл. 5 можно определить уровень недовыполнения бизнес-плана по реализации продукции Уоп с учетом выполнения договорных обязательств по поставкам за каждый месяц, нарастающим итогом с начала года или в целом за год.

При этом фактический объем отгрузки по договорам принимается сначала без учета возмещения недопоставленной продукции в следующих месяцах работы предприятия, а затем с учетом возмещения. Рассчитаем показатель Уо п за отчетный год


Объем продаж с учетом выполнения обязательств по поставкам

Таблица 5
^
Я
Номер
месяца
отчет
ного
года
Ежеме
сячная
плановая отгрузка, тыс. р.
Ежеме
сячная
факти
ческая
отгруз
ка,
тыс. р.
В том числе Плановая отгрузка нарастающим итогом с начала
отчетного
года, тыс. р.
Фактически отгруженная продукция по договорным поставкам без учета возмещения нарастающим итогом, тыс. р. Процент выполнения
плановых
договорных
поставок без учета возмещения
ежемесячная недопоставка продукции, тыс. р. (отчетный год/ предыдущий год) сверхплановая отгрузка продукции, тыс. р. возмещение недопоставленной продукции, тыс. р.
А Б 1 2 3 4 5 6 7 8
1 I 9000 8500 800 300 (XII) остаток
800 (I)
9000 8200 91,1
2 II 9000 10500 400 1000 500 (I) остаток -300 (I) 18000 17200 95,6
3 III 9000 7900 1100
2000
- - 27000 25200 93,3
4 IV 9000 8300 700 - - 36000 33400 92,8
5 V 9000 9800 1000 800 (I,III) остаток -600 (Ш) + 700 (IV) 45000 42400 94,2
6 VI 7300 7300 - - - 52300 49700 95,0
7 VII 7400 6700 700
500
- - 59700 56400 94,5
Продолжение табл. 5
Я Номер
месяца
отчет
ного
года
Ежеме
сячная
плановая отгрузка, тыс. р.
Ежеме
сячная
факти
ческая
отгруз
ка,
тыс. р.
В том числе Плановая отгрузка нарастающим итогом с начала
отчетного
года, тыс. р.
Фактически отгруженная продукция по договорным поставкам без учета возмещения нарастающим итогом, тыс. р. Процент выполнения
плановых
договорных
поставок без учета возмещения
ежемесячная недопоставка продукции, тыс. р. (отчетный год/ предыдущий год) сверхплановая отгрузка продукции, тыс. р. возмещение недопоставленной продукции, тыс. р.
А Б 1 2 3 4 5 6 7 8
8 УШ 7300 7400 300 100 (III) остаток -500 (Ш) + 700 (IV) + 700 (VII) 67000 63700 95,1
9 IX 9000 10400 - 500 900 (Ш,Г?) остаток -300 (IV) + 700 (VII) 76000 72700 95,7
10 X 9000 8400 800 200 - 85000 80900 95,2
11 XI 9000 9800 350 800 (VII,X) остаток 200 (VII) + 800 (X) 94000 89900 95,6
12 XII 9000 11000 - 1300 700 (X) остаток
300 (X)
103000 98900 96,0
13 Итого: 103000 106000 4100
4550
3000 3800
остаток
x x x

а) без учета возмещения недопоставленной продукции
98900 (стр.12, гр.7, -табл.5) ш = ^
103000 (стр.13, гр.1, табл.5)
б) с учетом возмещения в следующие месяцы недопоставленной продукции
98900(стр.12, гр.7, табл.5)+3800(стр.13, гр.5, табл.5) -----х 100 = 99,7%.
103000 (стр.13, гр.1, табл.5)
Из расчета следует, что за отчетный год не выполнены в срок договорные обязательства, соответственно, отклонение составило 103000 -98900 = 4100 тыс. р. или 4 %. Однако в течение года значительная часть недопоставленной продукции была хотя и с задержкой, но отгружена. С учетом возмещения на конец года остаток неотгруженной по договорам продукции составляет 300 тыс. р. (103000 - 102700) или 0,3 %.
Таким образом, в течение года договорные обязательства почти полностью были выполнены. Вместе с тем срыв сроков поставки может отрицательно сказаться на деловых отношениях с покупателями и заказчиками, а также привести к негативным финансовым последствиям в виде пени и штрафов за просрочку отгрузки по условиям хозяйственных договоров.

Поэтому причины недопоставки, сроки и объемы возмещения, наличие финансовых санкций от покупателя за несвоевременную поставку необходимо тщательно анализировать в разрезе каждого отдельного покупателя и договора.
По плану в октябре была предусмотрена отгрузка продукции по трем хозяйственным договорам: по договору 11 - 4600 тыс. р., 15 - 3800 тыс. р., 17 - 600 тыс. р. Фактически поставлено продукции: по договору 11 - 4300 тыс. р., 15 - 3500 тыс. р., 17 - 400 тыс. р. Процент выполнения договорных обязательств составил: по договору 11 -93,5%, 15 - 92,1%, 17 - 66,7%. Кроме этого, в октябре была осуществлена сверхплановая поставка на сумму 200 тыс. р.
Изучая условия хозяйственных договоров по отгрузке, объем выпуска продукции, условия ее погрузки и транспортировки, можно выявить причины недопоставки. Так, причиной частичного невыполнения обязательств по договору 11 был брак в производстве. Нарушения поставки по договору 15 вызваны несоответствием числа погрузочных мест в контейнеровозах по вине покупателя, обязанного по договору предоставить транспортные средства оговоренной вместимости и грузоподъемности.

Обязательства по договору 17 не выполнены из-за отсутствия комплектующих для изготовления продукции, а также вследствие отвлечения части рабочих на изготовление продукции для сверхплановой продажи по ценам, на 30% превышающим действующие продажные цены на данный вид продукции.
Далее, необходимо изучить причины недопоставок продукции, которыми могут быть необеспеченность изготовления продукции материалами и сырьем, недоброкачественность материальных ресурсов, проблемы с рабочими кадрами, потери рабочего времени, простои работы техники и оборудования и т. д.
Для выявления общей тенденции динамики выполнения договорных обязательств по поставкам продукции следует сравнить объем недопоставленной продукции (и его возмещение) отчетного года с предыдущим (базисным)
4100 (стр.13, гр.3, табл.5 - числитель)
X100 = 90,1.
4550 (стр.13, гр.3, табл.5 - знаменатель)
Результат сравнения показывает, что в отчетном году по сравнению с базисным объем недопоставленной продукции снизился на 9,9%.
В табл. 6 представлен расчет обеспеченности поставок продукции планом производства и остатками готовой продукции на складе в расчете на месяц отчетного года по договорам 11 и 17.
Таким образом, из табл. 6 видно, что поставка изделия А по договору 11 обеспечена с избытком в 1500 шт., что составляет 24 тыс. р., а изделия В по договору 17 обеспечена с недостатком в количестве 200 шт. или 200 тыс. р. Наличие планового остатка готовой продукции по состоянию на конец предыдущего месяца связано с некомплектностью поставок, например при перевозке в контейнерах.
В условиях рыночной экономики важен анализ причин как недопоставок, так и сверхплановой реализации. Безусловно, рост продаж, в том числе, и сверх плана является положительной тенденцией операционной деятельности предприятия.

Однако при эффективном режиме использования производственных мощностей увеличение поставок данной продукции в конкретном релевантном периоде одним покупателям, может происходить лишь за счет нарушения договорных обязательств перед другими покупателями этой же продукции или снижения выпуска других видов продукции.

Таблица 6
Обеспеченность поставок продукции планом производства
? о1 Но
мер
дого
вора,
изде
лие
Еди
ни-
ца
из-
ме
ре
ния
Цена
за
еди
ницу
по
пла
нУ,
Р*
В натуральном выражении Отклонение фактической обеспеченности от планового объема
поставок
подлежит
поставке
в месяце
отчетного
года
Обеспеченность поставок на месяц отчетного года
наличие на
складе
на начало
месяца
план
произ
водства
плановый
остаток на
конец предыдущего
месяца
итого
(гр. 3 + гр. 4гр. 5)
по ко-
личест-
ву единиц, шт. (ip- 6-
ір. 2)
по стоимости,
р.
(гр.1 х гр-7)
А Б В 1 2 3 4 5 6 7 8
1 Договор 11 А шт. 16 287500 69000 230000 10000 289000 +1500 +24000
2 Договор 17 В шт. 1000 600 400 400 -200 -200000
Анализ сверхплановых (сверхдоговорных) поставок проводится аналогично исследованию недопоставок продукции и включает расчет показателей сопоставления плана, отчета и отклонений отчетного года по сравнению с отчетом базисного года.
Анализ общей величины остатка нереализованной продукции был проведен в гл. 3. В ходе дальнейшего анализа необходимо обратить внимание на динамику и причины изменения остатков нереализованной продукции на складе с целью формирования предложений по их реализации.
При этом из остатков нереализованной продукции исключаются стоимость (в оценке по производственной себестоимости) запасов продукции для обеспечения внутрифирменного оборота, плановых поэтапных поставок, предусмотренных хозяйственными договорами в текущем квартале, стоимость тары и другие расходы, возмещаемые покупателями, а также стоимость продукции, находящейся в залоге.
Динамика реализации и соотношение между отгруженной оплаченной и неоплаченной продукцией в большой степени зависит от принятой на предприятии финансовой политики, одним из направлений которой выступает организация расчетов с покупателями и заказчиками. Реализация продукции может быть организована с применением следующих форм расчетов:
1. Предварительная оплата (предоплата, аванс) за продукцию, работы, услуги, расчеты с использованием которой могут быть:
а) в 100-процентном размере договорной цены за соответствующий срок в календарных или банковских днях до начала поставки (отгрузки, перевозки) продукции;
б) в частичном размере договорной цены в установленный срок с окончательным расчетом по исполнении договорных обязательств по поставкам;
в) с поэтапным авансированием за установленный срок до отгрузки очередной партии поставляемой продукции;
г) аккредитивным расчетом с открытием специального аккредитивного счета в банке поставщика (анализируемого предприятия), на котором при классической форме аккредитива находятся денежные средства покупателя, перечисляемые на расчетный (валютный) счет поставщика при предоставлении им банку пакета товарно-сопроводительных документов, подтверждающих оговоренные хозяйственным договором условия отгрузки продукции.
2. Бартерный расчет без использования денежных средств путем встречного товарного (работами, услугами, продукцией) покрытия, когда денежные средства используются лишь при частичном несовпадении товарного покрытия.
3. Реализация в кредит - продажа с отсрочкой платежа в форме товарного (коммерческого) кредита, применяемого в расчетах с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и потребительского кредита, используемого в расчетах с населением в системе розничной торговли.
Сроки предоставления кредита по обеим формам определяются сложившимися обычаями торгового оборота в стране, особенностями договорных поставок, а также размером минимальных сумм денежных средств, требующихся для обеспечения нормального хода операционной деятельности поставщика в расчете на анализируемый период. Например, в расчете на месяц в среднем предприятию потребуются денежные средства на выплату месячной заработной платы с перечислением отчислений на социальные нужды, расчеты с поставщиками анализируемого предприятия за материальные, энергетические ресурсы и услуги, расчеты с бюджетом по налогам, арендную плату, оплату процентов за кредит и т. д. Допустим, что доходы предприятия от прочей операционной и внереализационной деятельности не значительны, тогда выручка от реализации по основной его деятельности будет обеспечивать покрытие указанных расходов
Вр/шш =ЗП+О+Р+Н+АП+ПК+Ш, (8)
где Bp/min - выручка от реализации по основной деятельности, требующаяся для покрытия типичных расходов предприятия за месяц, р.; ЗП -фонд месячной заработной платы, р.; О - отчисления на социальные нужды, р.; АП - расчеты по арендной плате, р.; Р - расчеты с поставщиками материалов, сырья, энергии, р.; Н - расчеты с бюджетом по налогам, р.; ПК - проценты по кредитным договорам, р.; Ш - суммы пени, штрафов, неустоек к выплате, р.
В экономической литературе выделяется три типа кредитной политики предприятия применяемой по отношению к покупателям продукции: консервативный, умеренный и агрессивный.
Выбор консервативного типа кредитной политики означает, что предприятие в ограниченных размерах использует отсрочку платежей, предоставляя кредит только на минимальные сроки с максимально возможной ставкой процента и максимальными финансовыми санкциями за невыполнение условий договора.
Использование умеренного типа отражает ориентацию предприятия в продажах на средний уровень кредитного риска и сочетание примерно в равных долях предварительной оплаты с отсрочкой платежа.
Для агрессивного типа кредитной политики свойственно наличие существенной доли продаж с отсрочкой платежа в их общем объеме. При этом отсрочка платежа предоставляется на максимально длительные сроки под минимальную ставку процента.
Использование отсрочки платежа при реализации продукции позволяет расширить сферу сбыта, поскольку коммерческий кредит стимулирует имеющихся партнеров по рынку к увеличению объема покупок и привлекает новых покупателей. Увеличение объема продаж за счет кредитного фактора приводит к росту прибыли предприятия за вычетом издержек по содержанию коммерческого кредита и прямых потерь от невозвращенных или просроченных задолженностей. Увеличение прибыли ДПк за счет действия кредитного фактора можно рассчитать
ЛПК =П д.к - И к - Ук, (9)
где Пдк - дополнительная прибыль предприятия за счет увеличения объема продаж при предоставлении коммерческого кредита, р.; Ик -текущие издержки по коммерческому кредиту, включающие затраты на оформление и переоформление кредитных договоров, инкассацию дебиторской задолженности, р.; Ук - убытки в форме прямых денежных потерь при невыполнении долговых обязательств покупателями, р.

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПО НОМЕНКЛАТУРЕ И АССОРТИМЕНТУ ПРОДУКЦИИ

Анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту продукции особенно необходим для тех предприятий, которые в соответствии с договорными обязательствами обязаны строго выполнять план выпуска продукции не только по объему, но и по номенклатуре и ассортименту. По существу, анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту является продолжением анализа выпуска и продаж продукции с учетом обеспеченности поставок.

При этом, чем подробнее и детальнее представленная для анализа информация по существенным признакам изделий (характер исполнения, сорт, типоразмер), тем точнее его результаты. В качестве исходной информации используются данные управленческого учета, накладные по выпуску продукции, журналы и ведомости учета готовой продукции в разрезе изделий и отдельных номенклатурных позиций.
Для принятия управленческих решений руководством предприятия важен расчет обобщающих показателей степени выполнения плана по номенклатуре и ассортименту в целом по отдельному предприятию или по их объединению. Такими обобщающими показателями выступают:
- наименьший индивидуальный процент выполнения плана по номенклатурным позициям;
- удельный вес (в процентах) числа позиций, по которым план выполнен или перевыполнен в общем числе позиций номенклатуры;
- процент выполнения плана по ассортименту, для определения которого используется следующий методический подход: в счет выполнения плана по номенклатуре засчитывается стоимость планового выпуска по выполненным и перевыполненным позициям плана, а стоимость фактического выпуска - только по недовыполненным позициям; полученные результаты сравниваются со стоимостью планового выпуска продукции.
Исходная информация для расчета вышеперечисленных показателей приведена в табл. 7.

Таблица 7
Выполнение плана по номенклатуре и ассортименту
Наимено
вание
продукции
Плановый выпуск, тыс. р. Фактический выпуск (отчет), тыс. р. Выполнение плана (гр.3/ гр.1 х 100)
в том числе
п/п всего в рамках
плана
сверх
плана
недовы
полнение
А Б 1 2 3 4 5 6
1 Изделие А 17500 18200 17500 700 - 100,0
2 Изделие Б 9300 10650 9300 1350 - 100,0
3 Изделие В 22450 20140 20140 - (2310) * 89,7
4 Изделие Г 19700 19700 18700 - 1000 94,9
5 Изделие Д 20800 23710 20800 2910 - 100,0
6 Изделие Е 15250 17600 14600 2350 650 95,7
7 Итого: 105000 110000 101040 7310 1650 96,2
* Сумма 2310 (стр. 3, гр. 5 табл. 7) не входит в итоговый показатель по гр. 5, поскольку фактически на указанную сумму изделие В не выпущено.
По данным табл. 7 видно, что наименьший индивидуальный процент выполнения плана по номенклатуре и ассортименту наблюдается по позиции В. Он составляет 89,7 % (стр. 3, гр. 6, табл. 7) или недовыполнение равно 2310 тыс. р. (стр. 3, гр. 5, табл. 7). План выпуска продукции в разрезе номенклатуры и ассортимента выполнен по трем товарным позициям из шести, удельный вес которых в общем количестве позиций составляет 50%, а по оставшимся трем не выполнен, их удельный вес также равен 50%. В стоимостном аспекте план по номенклатуре и ассортименту выполнен по позициям, стоимость которых составляет в плановой оценке 47600 тыс. р. или 47,1%, и не выполнен по позициям со стоимостью 53800 тыс. р. или 52,9%.
Далее, в разрезе отдельных изделий и их разновидностей, покупателей, хозяйственных договоров выявляются фактические потери, обусловленные нарушениями номенклатуры и ассортимента. Поскольку изменения номенклатуры и ассортимента могут быть обусловлены, как внутрипроизводственной ситуацией на предприятии, включающей изменения в снабжении, внутризаводском кооперировании, предоставлении услуг, ошибки персонала, так и изменениями договоров с покупателями.

АНАЛИЗ РИТМИЧНОСТИ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ И РАВНОМЕРНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Под анализом ритмичности производства продукции понимаются две его составляющие, это анализ ритмичности выпуска продукции и анализ равномерности процесса (хода) ее производства. В ряде хозяйственных ситуаций ритмичность выпуска продукции выступает одним из существенных условий предмета и условий исполнения хозяйственного договора, а ее нарушение может привести к значительным нарушениям производственного процесса у делового партнера и финансовым санкциям для продавца продукции.
Ритмичность выпуска продукции - это выпуск продукции в натуральной и стоимостной оценках в определенном ритме (определенными пропорциями) за одинаковые периоды времени (за месяц, квартал, а в крупносерийном и в массовом производствах - за смену, ч.). Анализируя ритмичность выпуска продукции, необходимо определять показатели.
1. Коэффициент ритмичности Кр, рассчитываемый как отношение выпуска продукции в установленный период времени по отчету (в пределах плана) к запланированному выпуску продукции
(10)
_ВП ф
р вПП,
где ВПф, ВПп - объем выпущенной продукции, соответственно, фактически (в пределах плана) и по плану за установленный период времени, р.
2. Коэффициент пропорциональности Кпр, представляющий отношение выпуска продукции за установленный период времени к выпуску продукции за время, включающее сумму установленных периодов времени с равными между собой интервалами, по плану или фактически

пр
ВП
общ
где ВПд, ВПобщ - объем выпущенной продукции за частичный интервал времени и общий объем выпуска по плану или фактически за суммарный период времени при равных внутренних временных интервалах, р.
Покажем методику расчета коэффициента ритмичности в табл. 8 на данных по выпуску продукции за квартал отчетного года с разбивкой по месяцам и отражением плана выпуска, фактической суммы всего выпуска и фактического выпуска в пределах плановых позиций без учета сверхплановой продукции.
Таблица 8

Расчет коэффициента ритмичности

п/п
Месяцы Выпуск продукции ' Б, тыс. р.
план отчет коэффициент ритмичности (гр. 3/гр. 1)
всего в пределах плана
А Б 1 2 3 4
1 Январь 3250 2978 2978 0,916
2 Февраль 3565 3906 3540 0,993
3 Март 3520 4256 3520 1,0
4 Итого: 10335 11140 10038 0,971
Следовательно, коэффициент ритмичности за квартал составил 10038


Содержание раздела